Магия цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Магия цирка

Первые впечатления от встречи с цирком... Именно они сразу и на всю жизнь могут определить отношение человека к этому виду искусства. Юрий Олеша в своей книге «Ни дня без строчки» писал: «Цирк в детстве произвел на меня колоссальное впечатление».

И там же дальше читаем, что он не тратил своих пяти копеек, выдававшихся ему, гимназисту, на завтрак, и оставался без бублика и горячего чая, но к концу недели обязательно откладывал тридцать копеек. «К этим тридцати копейкам с еще большим трудом добывались двадцать, и в субботу я шел в цирк, купив билет, который стоил для гимназистов пятьдесят копеек... Цирк всегда виднелся сквозь падающий снег. Ну что же, всегда была зима, когда был цирк! ...Мальчиком и многие годы потом, уже взрослым человеком, из всех зрелищ я больше всего любил цирк».

Кого видел юный гимназист на желтом круге манежа? Партерных акробатов, гимнастов, наездниц на лошадях, клоунов Таити и клоунов Розетти. А во втором антракте устанавливали клетку. И, наконец, арена готова. «Она желта более, чем когда-либо, — вспоминает Олеша, — потому что, знаем мы, сейчас вбегут львы!» И еще рассказ о номере, называвшемся «Мотофозо». На манеж выносили мальчика-куклу. Все видели, что это кукла. И если униформист, ее поддерживающий, отходил, она падала, падала навзничь. Такое проделывалось много раз. А потом куклу несли по кругу партера и дети чуть ли не целовали мальчика в щеки, но у него даже ресницы не дрожали. И вдруг ... «Вдруг под звуки галопа он срывал с головы цилиндр и высоко поднимал его над головой, и от радости, что ожил, вздымались кверху цилиндр, перчатка, еще что-то (плащ?); он убегал с арены, прямо-таки засыпанный детскими ладошками — мало того, даже пятками, потому что некоторые малыши от восторга валились на спину!»

Мальчик-кукла, наездницы, клоуны, укротители и укрощенные львы — все вместе это было чудом, и чудо запомнилось на всю жизнь. А потом ожило в книгах писателя. Но ведь и тот, кто не стал писателем, тоже не забывает своих детских встреч с цирком. И став взрослыми, папы и мамы ведут своих детей туда, где они тоже могут повстречаться с чудом.

Хочется верить: нынешний маленький зритель найдет в удивительном мире, называемом цирком, что-то особенно нужное и важное именно ему. Найдет и запомнит. Один запомнит смелость отважных гимнастов и акробатов, другой — грозных львов и тигров, подчинившихся все-таки воле человека, третий унесет воспоминание о веселых маленьких собачках и больших добрых слонах, подружившихся со своими дрессировщиками, четвертый, пятый, шестой никогда не забудут канатоходцев, поднимавшихся к звездам циркового неба...

Словом, цирк помогает детям стать смелее, храбрее, прививает любовь к животным. Артисты, режиссеры, художники, композиторы делают все, чтобы ребята на представлениях не только веселились, хотя и это не так уж мало, но постигали бы школу мужества, отваги, бесстрашия, учились бы отличать Добро от Зла. А чтобы они лучше усваивали эти уроки, на манеже оживают их любимые сказки.

Интересно наблюдать, как восторженно следят ребята за всеми событиями, как мгновенно включаются в действие, в игру. Даже сидя а кинозале, они подбадривают и всячески поддерживают любимых героев, а тут перед ними не кинокадры, тут «настоящие» Красная Шапочка, Чебурашка, Заяц и Волк, и они совсем рядом. Кажется, протянешь руку — можно потрогать. В театре, несомненно, тот же эффект непосредственного общения с исполнителями. Но только в цирке Буратино может унестись от погони под самый купол и там перелететь с трапеции на трапецию, может сражаться с настоящими (правда, дрессированными) бульдогами. Все поступки здесь совершаются на самом деле, не поверить в них невозможно. И все, что делается, делается во имя добра и справедливости. Ради этого герои сказок совершают чудеса храбрости: идут над манежем по тонкому канату, входят в клетку ко львам, вступают в борьбу с удавами, но друзей своих спасают, освобождают, вызволяют из беды. Дети с замиранием сердца следят за их настоящей борьбой и настоящей победой. И сами как бы становятся непосредственными участниками подвигов.

Недавно на московском манеже на Цветном бульваре Анатолий Марчевский поставил спектакль «Хрустальный башмачок» по мотивам сказки Ш. Перро. Кто не читал этой чудесной сказки, кто не видел фильма «Золушка»! И вот мы снова в сказочном государстве и вновь король созывает всех знатных людей на бал. Площадь гудит от веселого шума — это скоморохи потешают народ. Появляются герольды, сейчас они объявят указ короля. Чтобы горожане хорошо видели их и слышали, герольды (артисты Сарач) выстраивают из шестов невероятное сооружение, один из глашатаев взбирается на немыслимую высоту и, стоя там, читает указ короля.

И сразу же переполох в домах — готовятся к балу. Приготовления идут и в доме Золушки: ее мачеха и сводные сестры выбирают платья, примеряют шляпки. Но до чего же все неуклюжи, нелепы и смешны! Как говорится: ни в сказке сказать, ни пером описать. А вот в цирке таких удалось показать. Потому что играют их... клоуны. Мачеху — заслуженный артист РСФСР А. Марчевский, а дочек — его партнеры В. Чухнаков и Б. Цой. Играют ярко, сочно, гротескно. Очень точно вписывается в сюжет известное антре с разбитым зеркалом.

Сестры разбили большое зеркало, но, боясь наказания, ничего не говорят «мамаше», и та примеряет перед трюмо то шляпку, то пушистое боа, а с противоположной стороны все ее движения копирует то одна, то другая дочка. Тут возникает множество забавных коллизий, остроумно придуманных Марчевским-режиссером и весело разыгранных Марчевским-актером.

И, наконец, нелепая троица появляется на балу. Король (В. Лобанов) и грустный принц (В. Расшивкин) встречают многочисленных гостей. Для всеобщего развлечения, а главное для того, чтобы развеять тоску принца, приглашены артисты. Тут и ловкий жонглер (Е. Биляуэр), и дрессировщик (П. Простецов) со своими умнейшими собачками, и дрессировщик (А. Тимченко) с удивительными морскими животными — сивучами, и невероятный силач и богатырь (В. Дикуль).

Но, как и положено по сказке, принца ничто не радует — он грустит. Зато юные зрители не остаются равнодушными к представлению. Особенно активно включаются они в борьбу с атлетом, когда тот предлагает померяться силами в перетягивании каната. Что тут начинается! Чуть не ползала выбегает на манеж, все хотят потягаться с Дикулем. Это очень по-цирковому — включить детей в игру, в сказку, в ее действо.

Сцена из детского спектакля «Хрустальный башмачок»

На фото: из детского спектакля «Хрустальный башмачок»

Как известно, гостей надо не только развлекать танцами и зрелищами, их полагается еще угощать. Чтобы не ударить в грязь лицом, король приглашает «лучшего королевского повара». Он выезжает на повозке и... Думаете, развозит блюда гостям? Ничуть не бывало. Дело происходит, во-первых, в сказке, а во-вторых,— в цирке. Там и там без чудес просто невозможно. Следовательно... А последовало вот что. Повар принялся доставать из пустой коробки разную живность. Белый кролик превратился у него в черного, затем опять возник белый, но совсем крошечный. Повар накрыл его платком, сделал магические пассы, и по всем законами иллюзии крольчонок должен бесследно исчезнуть. Но не тут-то было. Он преспокойно сидел на прежнем месте. Повар нервно взмахнул платком, но упрямый кролик не исчез. Тогда повар засунул его в большую корзину, туда же спрятал лису и быстро закрыл крышку. Жаль, конечно, ушастого, но что поделаешь: слишком уж строптив он был. Теперь лиса сама разделается с ним. Раз, два, три! Крышка сброшена. Но что это? Лиса пропала, а в корзине сидел кролик небывалых размеров... (Повар - Е. Шмарловский)

Такие удивительные вещи происходили на балу. А что же Золушка? Мы как-то призабыли о ней. Хотя все чудеса с ней свершались в срок. Правда, вместо феи перед Золушкой (И. Максимова) предстал Добрый Волшебник (И. Майоров), но и он сумел превратить ее старенькое платье в бальный наряд, подарил хрустальные башмачки и лошадь, на которой Золушка ускакала на бал. Там, как водится, очаровала всех и исчезла ровно в полночь, оставив в руках неутешного принца башмачок.

Так почему же, разбирая спектакль, забываешь о героине? Вспомните-ка: Золушка трудолюбива, добра, очаровательна. А в «Хрустальном башмачке» эти ее качества, к сожалению, не проявились. Трудно показать на манеже, как она часами перебирает зерно? Да, трудно. Но очаровать нас на бале?! Не «Как будто очаровать», а на самом деле. И не только Принца (ему это положено по роли), но всех нас и в первую очередь — юных зрителей. Однако Золушка и принц скрывались за кулисами, а действие благополучно раскручивалось без них, проделки Мачехи и ее дочек увлекли ребят. Объясняется все просто: Марчев-ский хороший актер. Он сразу стал главной фигурой спектакля, его средоточием, его центром.

Вполне справедливо пожелать, чтобы у сказки оказалась долгая манежная жизнь. Только в этом случае есть смысл что-то советовать режиссеру Марчевскому. А именно: его положительные герои должны заговорить современным, остроумным языком. Пусть всего несколько реплик, но запоминающихся, точных. И еще Вспомним Короля в исполнении Э. Гарина в фильме «Золушка». Он был добр, но капризен. Наверное, и Принцу не нужно только «тосковать», а Золушке только «играть доброту». Им не помешает шаловливость, резвость. Тогда мы в его тоску и в ее доброту скорее поверим. Ну и, конечно, больше пластики, умения танцевать. С пением сейчас проще — выручает фонограмма.

Но это все рассуждения по поводу... А спектакль тем временем продолжался.

Ребята знали, что произойдет дальше, но уж такова власть сказок — их и в сотый раз хочется дослушать, досмотреть до конца. И всякий раз делается страшно: вдруг Золушку обойдут, не дадут примерить башмачок. Особенно при такой злой да хитрющей Мачехе! Она с дочками не то что слуг, самого короля чуть не одурачила. Но все окончилось благополучно: башмачок пришелся Золушке впору и она стала невестой Принца.

А Мачеха и дочки строго наказаны: их изгоняют из королевства.

Подождите... Разве такой конец у этой сказки? Читаем: «Золушка простила сестер от всего сердца — ведь она была не только хороша собой, но и добра».

Что же, там все решала Золушка, а здесь режиссер-постановщик, который придумал такой конец: король обращается к детям с вопросом — простить коварную троицу или нет? И те отвечают: «Нет!» Как в каждой сказке, спрашивают и отвечают трижды. Значит, так тому и быть. Жестоко? Сейчас в современных сказках принято прощать хищных Волков, злых Бармалеев, коварных Кащеев? Действительно, принято. На протяжении сказки они творят всякие безобразия, строят каверзы добрым людям, а чуть раскаются, их сразу прощают. Но всегда ли искренне их раскаяние? И не подсказываем ли мы иногда детям: главное — раскаяться на словах, главное — попросить прощения, а поступать можно по-прежнему...

Марчевский-режиссер и Марчевский-актер решил: его Мачеха никогда не испытывала к Золушке сострадания и теперь «просит» прощения таким тоном, что дети чувствуют, понимают — обманет. Это троица обманет всех. И потому — нет им прощения.

Анатолий Марчевский учит своих юных зрителей отличать Добро от Зла, учит их принимать серьезные решения. Так ребята стали участниками спектакля, так они вместе с артистами творили сказку по-новому. Разве это не чудо? Значит, и на этот раз дети повстречались с ним в цирке.

 

ГЕНРИЕТТА БЕЛЯКОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования