В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Режиссура клоунады с животными и режиссура циркового представления на примере спектакля "Морские звезды"
 

Я принадлежу к известной цирковой династии Майхровских. В 1997 году руководству Российской государственной цирковой компании была предложена новая форма циркового коллектива «Театр Морских Животных «Май», где бы на базе номеров коллектива можно было создать несколько спектаклей.
 

В основу легла идея, что дрессированные животные в цирке - это не просто демонстрация их навыков, но они являются полноправными партнерами - артистами и актерами на арене.

Учитывая, что в настоящее время постановка циркового спектакля -колоссально трудная задача - с помощью Российской государственной цирковой компании наш 1-ый спектакль «Морские звезды» увидел свет в этом году.

Огромный круизный лайнер совершает путешествие по морю в Антарктиду. Во время путешествия зрители вместе с персонажами погружаются на дно, встречаются с Водолазом и обитателями морских глубин (морскими звездами, морскими коньками, осьминогом), летят над океаном вместе с Чайками, оказываются в плену у пиратов, посещают портовую таверну, Берег Любви и благополучно приходят в конечный пункт назначения - Антарктиду, где их радушно встречают Пингвины и обитатели антарктических морей - морские львы. Люди -артисты исполняют роли морских животных, а животные в спектакле, напротив, «очеловечиваются», исполняя роли: кенгуру - телохранитель певицы в таверне, медведь - боцман, попугаи — пираты, морские львы, пеликаны и пингвины - гостеприимные хозяева Антарктиды. Весь спектакль пронизан романтикой, свойственной произведениям Александра Грина и Вашингтона Ирвинга.

Огромную роль в создании спектакля сыграла художественно-постановочная группа. Нам повезло, что мы смогли найти, мыслящих с нами одинаково творческих людей.

Художник- постановщик Ника Велегжанинова, художники Анна Перепелкина и Татьяна Куликова «раскрасили», «одели» и декорировали спектакль. Композитор Игорь Шацкий написал великолепную авторскую музыку. Балетмейстер — постановщик Илона Зинурова проводит танцклассы с артистами коллектива и постоянно работает с балетной группой, которая в спектакле занимает одно из центральных мест. Балет является не только украшением, но несет смысловую и актерскую нагрузку, участвует в массовых и сольных сценах.

Для артистов коллектива 2-3 раза в неделю проводится мастер-класс, где мы преподаем историю и теорию цирка, актерское мастерство, пластику, пантомиму, сценическую речь. С артистами, обладающими хорошими музыкальными данными занимаются педагоги по вокалу. Желающие осваивают музыкальные инструменты — духовые, ударные, клавишные, соло и бас гитары. В спектакле используется живой звук -играет оркестр, артисты на музыкальных инструментах, артистами вживую исполняются песни. Я считаю, что без такой подготовки участие артистов в цирковом спектакле невозможно. Ведь мало сейчас выйти на манеж и сделать рекордный трюк. Цирковой артист должен быть в первую очередь АКТЕРОМ, тогда мы можем говорить об искусстве, а не о спорте.

Конечно, одной из неотъемлемых частей современного спектакля является техническое, световое и звуковое оснащение. Для коллектива был приобретен современный световой и звуковой комплекс. На парусах корабля (декорация) работает видеопроектор, помогая зрителям погрузиться на морское дно или взлететь над морем. Там же демонстрируется видео в реальном времени. Используются лазерные установки, на которых прописаны рисунки, соответствующие тематике того или иного номера. Таким образом, зритель смотрит спектакль как бы в трех измерениях.

В спектакле задействованы надувные конструкции, что дало возможность украсить его неожиданными для цирка декорациями и костюмами: ростовые куклы Пингвины, Белый Медведь, осьминог, декорация корабля могут очень быстро появляться и моментально исчезать.

Убедившись на личном опыте, хочу заметить, что работа режиссера над спектаклем - одна из самых трудных. Придумать и создать отдельный цирковой номер много проще — вокруг тебя весь мир, множество тем и сюжетов. В спектакле же ВСЕ номера подчинены одной тематике и важно, чтобы каждый номер спектакля не был похож на другой. Для нашего спектакля пришлось не только создавать новые номера, но и переделывать уже существующие, создавая совершенно другие образы и формы. К примеру, салонный номер эквилибристов на моноциклах. Долго ломали голову - кем в море могут быть красивые юноша и девушка, танцующие на моноциклах? Оказывается, кач артиста на моноцикле напоминает движения морского конька в воде. Так появился номер о мечтах морских коньков.

Сначала все номера ставились как мини — спектакли: Морские Звезды - воздушный номер (кольцо и ремни) с участием практически всей труппы, где на дне много морских обитателей (рыбы, креветки, коньки, медузы) и только морские звезды способны высоко выпрыгивать из воды. Музыкальный осьминог, играющий на барабанах всеми щупальцами (двое артистов в костюме), Человек -Водолаз ищет тайну на морском дне (эквилибр), пираты и скелеты, захватившие корабль (номер с попугаями и воздушный номер «рамка с турником»), кенгуру - телохранитель, наказывающий в таверне пьяного морячка, пристающего к певице, полет Чаек над морем (воздушный полет), встреча Ассоль и Грэя на берегу Любви (номер с лошадьми) и т.д. Затем все эти мини-спектакли были соединены появлением персонажей (клоунская группа)- Пассажир Май, Турагент Полундра, Старпом Рында и Юнга Буль-Буль, которые вместе со зрителями-пассажирами едут в круиз в Антарктиду. Одной из главных составляющих спектакля является работа со зрительным залом. Зрители не являются сторонними наблюдателями. Они - пассажиры корабля, постоянно участвующие в процессе игры.

Цирковой спектакль и цирковой коллектив — живой, постоянно изменяющийся, движущийся вперед организм. Огромное количество артистов, ассистентов, служащих, технические службы, работают ежедневно внутри этого организма.

«Собрать» спектакль очень сложное, кропотливое дело. Еще сложнее поддерживать уже сделанное, ну а мы идем еще дальше: совершенствуем и не стоим на месте. И сейчас работа над спектаклем продолжается -шьются новые занавесы, которые, как кулисы в театре будут создавать

атмосферу сцен: на дне, на берегу, в воздухе, в Антарктиде, придумываются и создаются новые номера, совершенствуются уже сделанные. Планируется обновление светового комплекса. Спектакль все время находится в движении, и я приглашаю вас посмотреть спектакль «Морские звезды» до 17 октября в г. Туле. Спасибо.

 

Елена Майхровская (Артистка, режиссер «Росгосцирка»)

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100