| 12:36 | 24.01.2012
Сергей Макаров: размышления о современном цирке
Размышления Доктора искусствоведения С.М. Макарова о состоянии современного циркового искусства
В1999 году в Китае в городе Шиджаджон была проведена международная научно – практическая конференция, посвященная перспективам развития циркового искусства в третьем тысячелетии. Мне посчастливилось быть участником того научного форума.
На совещании выступили представители многих стран. Были сделаны следующие выводы, что в ХХ1 веке цирк будет, по - прежнему, занимать достойное место среди других видов творчества. Виртуозное цирковое мастерство, включающее в себя «игру в риск», должно раскрываться в ярких художественных образах, оригинальной пластике, захватывающей самобытной музыке и роскошном оформлении. Цирк будущего сумеет пополнить копилку мировой культуры новыми прекрасными номерами и замечательными спектаклями.
Как показывает практика, прогноз исследователей циркового искусства полностью оправдался. Развитие цирка идёт по трем направлениям: первое – это восстановление оригинальных, забытых номеров, которые в прошлом составляли гордость мирового цирка. Второе – изменение подготовки артистических кадров: освоение ими трюкового арсенала, современных направлений в танцах и пантомиме, а также изучение мастерства актера театра и цирка. И наконец, третье – это создание новых номеров на стыке жанров( так называемых «меланж – актов»), сюжетных и тематических программ, цирковых спектаклей.
Например, сегодня китайские артисты показывают представление, включающее пение, танец, игру на музыкальных инструментах, жонглирование различными предметами, прыжковую и вольтижную акробатику, эквилибристику, воздушную гимнастику. Все эти умения великолепно продемонстрированы исполнителями в спектакле «Чай». В нем рассказывается история рождения в Китае чайной традиции. Постановка представления осуществлена режиссером Ли Си Нин.
Необходимо отметить, что у современных любителей циркового искусства появилась возможность увидеть цирковые произведения не только на манеже и на сцене, но и в интернете, в записи на дисках, в телевизионных программах. К тому же в разные страны, в том числе в Россию, стали приезжать на гастроли зарубежные «театры – цирки», где по ходу спектаклей демонстрируют свое мастерство воздушные гимнасты, жонглеры, акробаты, фокусники, клоуны.
Цирковые специалисты убеждаются в том, что в наши дни между цирком и театром нет никакого антагонизма. Главное – если цирковые трюки органично вплетены в канву театрального действия, соответствуют внутреннему миру персонажей, исполняются умело, то эти произведение с одинаковым успехом можно демонстрировать как на сцене, так и на манеже. Успех представлений главным образом зависит от знания режиссером и актером специфических особенностей циркового и театрального искусства, а также профессионализма, то – есть умения грамотно применять свои навыки на той или другой площадке.
Как видим, в начале третьего тысячелетия возродился принцип формирования трупп, включающих театральных и цирковых исполнителей. При этом искусство театра и цирка только выиграло. Появились новые возможности в создании необычных театрально – цирковых спектаклей. Можно предположить, что и в будущем представления «театров – цирков» займут достойное место в мировой культуре.
«Цирк дю Солей», существующий уже несколько десятилетий, как и прежде, радует публику яркими зрелищами. И хотя в его постановках, как правило, нет выдающихся цирковых звезд, тем не менее, представления очаровывают массовостью, сочным оформлением, необычными сюжетами. Некоторые цирковые специалисты считают, что «дю Солей» - это не цирк, а балаганная феерия, то – есть драматическая пантомима с элементами цирковых жанров.
На мой взгляд, они правы. Известно, что художественная форма спектаклей, получивших развитие в цирке «дю Солей», всегда существовала параллельно цирковому искусству, к примеру, в Китае. Во Франции подобные представления назывались «ярмарочным театром». В России они именовались « балаганными представлениями» и показывались на площадях во время народных праздников.
Создатели «Цирка дю Солей», бывшие уличные артисты, успешно продолжают древние традиции низовых зрелищ, демонстрируя в дни народных гуляний постановки на площадях российского города Санкт – Петербург.
В Москве представления «дю Солей» вначале демонстрировались на малой арене стадиона в Лужниках, а теперь они удостоились показа на сцене бывшего Кремлевского Дворца съездов. Правда, до канадского зрелища, в изготовлении которого участвуют украинские, русские, китайские умельцы, на этой престижной площадке уже был сыгран великолепный спектакль «Лебединое озеро». Его подготовили виртуозы из Поднебесной.
Кстати, «дю Солей»» - это всего лишь торговая марка, как, например, «Кола –кола» или «Макдоналдс». Во время создания очередного «дюсолеевского» балаганного шоу привлекаются специалисты из самых разных стран: Швейцарии, Италии, Франции, России, Украины, Китая и других регионов мира.
Надеемся, что когда – нибудь кремлевское руководство вспомнит и об артистах родного «Российского цирка», где, как и прежде, трудятся талантливая молодежь и выдающиеся мастера, победители многих международных конкурсов.
Надо сказать, в последнее время родное цирковое творчество выпало из поля зрения правящей партии, а слово «цирк» стало употребляться почти что, как бранное. И всё - таки, если когда - нибудь на главной сцене страны будет дозволено показать свои номера и представления российским артистам, обладателям высших достижений в области мирового цирка, то, несомненно, дрогнут и переполнятся гордостью сердца соотечественников за выдающихся россиян, воспитанных и обученных Родиной. И не только простых зрителей, но и чиновников самого высшего ранга. Отечественный цирк и сегодня богат на достижения и открытия во многих жанрах циркового искусства.
Справедливости ради следует сказать о том, что российские цирковеды, изучая перспективы развития родного искусства, упустили из виду «Механические аттракционы». Многим знатокам манежа показалось, что такие номера как: «Мотогонки по наклонному треку» или «Шар смелости», в которых демонстрировалась стремительная езда на мотоциклах и велосипедах по горизонтали и вертикали, отошли в прошлое. В Московском цирке на проспекте Вернадского был проведен опрос публики. Выяснилось, что поклонники цирка хотели бы вновь увидеть именно такие аттракционы. Зрители недоумевали: «Почему в цирках не показывают номера, в которых мотоциклисты и велосипедисты демонстрируют стремительную езду внутри металлических шаров, находящихся под куполом цирка?» Судя по заинтересованности посетителей цирков, программы в будущем не обойдутся без «механических аттракционов».
Сегодня острейшей проблемой в развитии циркового искусства является дрессура. В цирках многих стран именно этот жанр считался и считается основополагающим. За сотни лет приемы дрессуры претерпели существенные изменения. Теперь цирковые специалисты отдают предпочтение номерам, в которых дрессировщики не укрощают своих подопечных, жестоко избивая, как иной раз бывало, а разыгрывают вместе с четвероногими партнерами забавные и остроумные сценки. Порой складывается впечатление, что животные действуют осмысленно, хитроумно обманывая своих чудаковатых укротителей. Зверушки словно потешаются над неловкостью и ограниченностью дрессировщиков. Смешные и, одновременно, трогательные номера – результат гуманного подхода к животным.
Это новый этап в жанре цирковой дрессуры, истоки которой берут начало в древнейших магических обрядах и ритуальных действах. Однако, так называемая партия «зеленых», не хочет замечать разительных перемен, произошедших в цирковой дрессуре. При этом «зеленые» стремятся одним махом уничтожить одно из важнейших явлений цивилизации - познание человеком тайн природы. Дрессура, общение с животными, - это и цирковой жанр, и одновременно существенный элементов мировой культуры, формировавшийся тысячелетиями.
Обратимся к истории этого вопроса. Архаические представления о сверхъестественном были той средой, в которой формировалось отношение человека к миру животных. Идея группового кровного родства людей с естественными видами зверей – «тотемами» – содействовала сближению людей и зверей, что способствовало поиску человеком понимания с «тотемами – первопредками»: тиграми, медведями, бизонами, львами, лошадьми, змеями, птицами и другими.
В России первое место среди почитаемых зверей всегда занимал медведь, а в Китае - тигр, царь зверей. Ему поклонялись в первую очередь, как грозе демонов. Почти все великие маги - борцы с демоническими силами - изображались сидящими на тигре. Кроме того, тигр считался также победителем злых болезней и был в какой-то мере хранителем здоровья. Его клыки и когти, изящно обрамленные в серебро, служили ценными амулетами. Вышитая на детских туфельках фигурка тигра, могла спасти малыша от напастей.
Маги, у которых центральными персонажами сакральных обрядов были «тотемы – животные», назывались шаманами. В Китае их именовали «У» или «Фансянши». Они общались с животными с помощью случайно найденных способов дрессуры. Шаманы – это будущие цирковые дрессировщики. Прежде, чем они допускались до встречи с животными, среди них проводили тщательный отбор.
Подчеркну, что в современном цирке посвящение в дрессировщики по древнейшей традиции начинается, как и в старину, со скрупулезного изучения индивидуальности претендента. Затем он проходит при мастере стажировку, которая состоит из нескольких этапов. В первую очередь это кормление и уход за животными. Так начинающий дрессировщик знакомится с практикой и теорией жанра. Кроме того, наблюдая и помогая мастеру в момент репетиций, молодой дрессировщик узнает секреты, которые передаются только, как принято говорить, «из рук в руки» от учителя к ученику. Лишь после этого долгого процесса начинающий дрессировщик приступает к репетициям собственного номера с молодыми животными.
Я подробно рассказал о воспитании циркового дрессировщика лишь по той причине, что многие журналисты, в том числе те, кто выступают «хулителями» цирка, плохо знакомы или вовсе не знают принципов подготовки цирковых артистов.
Надо честно признать, что далеко не все цирковые животные находятся в идеальных условиях. Однако эта проблема актуальна не только для цирка.
Господа «зеленые», оглянитесь вокруг и обратите внимание на то, что в худшей среде, чем цирковые животные, находятся не только бродячие кошки и собаки, но и люди в некоторых даже развитых странах. Так недавно на улицы некоторых американских и европейских городов с протестами вышли сотни граждан. Эти несчастные сегодня влачат жалкое существование в домах - трущобах. Нищета, голод и безработица толкнули их на погромы магазинов с продовольствием и одеждой. Бунтовщики требовали работы.
Мало того, 20 октября 2011 года по российским телевизионным каналам прошла информация о том, что американские полицейские штата Огайо убили 18 бенгальских тигров, 17 львов, 8 медведей и одного волка, которые до этого находились в частном зоопарке. Надо полагать, что эта жуткая трагедия не пройдет мимо внимания «зеленых». Хочется верить, что гибель тысяч животных в Мексиканском заливе также заставит «зеленых» активнее бороться за прекращение добычи нефти в многострадальном заливе, где обитают представители уникальной фауны.
В сравнении с этими фактами цирковые четвероногие артисты живут в идеальных условиях. Животные в цирке обеспечены как питанием, так и работой. У них есть постоянная крыша над головой. Известно, что жизнь зверей в цирке гораздо продолжительней, чем в дикой природе.
Бесспорно, вольеры надо расширять и благоустраивать. Эта работа ведется во многих цирках. Может быть не так стремительно, как требуют того «зеленые». Но это не повод для того, чтобы разрушать и уничтожать древнейшие вековые связи, существующие между человеком и животным миром планеты. Цирк – это место, где издавна люди и звери жили рядом и вместе трудились над одним номером, познавая друг друга и помогая друг другу раскрывать свои природные таланты.
Я призываю цирковых специалистов не отказываться от жанра дрессуры, а продолжить совершенствование методов и приемов общения артистов с животными. И тогда в будущем цирке появятся такие виртуозы – дрессировщики, как древние китайские возничие Цянь Це и Да Бин.
В старинном китайском трактате рассказывается, что они, находясь в колеснице, отпускали поводья и удила, отбрасывали плети и хлысты. Никто не приводил колесницу в движение, а она двигалась. Никто не посылал коней вскачь, а они неслись галопом. Возничие как будто ничем не пользовались, однако этим – то и достигалась польза – не рассуждением ума, не ловкостью рук. Желание оформлялось в груди, дух сообщал его шестерке коней. Это и называется: не управляя – управлять! Бесспорно, это – высший класс дрессировки! Он вызывает восхищение! И цирковым артистам к этому надо стремиться.
Напомню, что в русском цирке приблизительно такого же выдающегося умения достигли цирковые дрессировщики Иван Абрамович Лерри, Валентин Иванович Филатов, Владимир Жанович Тин - китайский артист, выступавший в России.
Печальные метаморфозы происходят на российских сценических подмостках и телевизионных экранах с исполнителями акробатических и воздушных номеров. С легкой руки режиссера телевидения Е. Гинзбурга в 80 - е годы ХХ века в новогодних аттракционах были удачно соединены «звездные» певцы эстрады А. Пугачева и В. Леонтьев с канатоходцами, акробатами, воздушными гимнастами. В те годы телевизионные постановки Гинзбурга выглядели в нашей стране весьма оригинально. Сегодня многочисленные отечественные эпигоны, придуманный мастером ход, превратили в штамп. Почти в каждом концерте над певцом или певицей, распевающими трогательные песенки ( зачастую под фонограмму), раскачиваются на ремнях или полотнищах гимнасты.
Иной раз модный певец или певица располагаются на возвышении, а вокруг строят гимнастические пирамиды или демонстрируют трюки прыжковой и пластической акробатики цирковые артистки. Подобные приемы используются постановщиками не только российских, но и европейских шоу.
Появление малоодаренных, слабых акробатов, воздушных гимнастов при певцах – «фанеристах» ( то – есть поющих под магнитофонную запись, так называемую «фанеру») объясняется тем, что подобным умельцам не удается пробиться на престижные цирковые площадки, а эстрада, видимо, предъявляет не столь высокие требования к исполнителям. Вероятно, режиссеры, постановщики шоу с усредненными номерами, полагают, что при соединении двух второразрядных – певца и воздушной гимнастки – может родиться талантливое произведение. Однако, к сожалению, гениального творения не получается. Как правило, возникает бездарность в квадрате.
На мой взгляд, снижению уровня мастерства воздушных гимнастов поспособствовали появившиеся цирковые магазины, где каждый желающий может приобрести сертифицированный воздушный аппарат: ремни, полотнища, цепи, веревки, трапеции и так далее. Артист может купить реквизит, прикрепить к колосникам сцены и кувыркаться в своё удовольствие. Выходит, что каждый стал «сам себе режиссер».
Главное для таких «штукарей», болтаясь за спиной певца, не выпячивать свое «недюжинное мастерство», не отвлекать внимание публики от поющего персонажа. Чего проще, принимай различные изящные позы, соблюдая музыкальный темп и ритм! Рискованные комбинации и опасные трюки могут только помешать восприятию песни.
Совершенно очевидно, что происходит деградация трюкового мастерства. Накал « игры в риск», «игры с опасностью», что является отличительным качеством циркового искусства от других видов творчества, значительно снижается.
К тому же, из – за отсутствия закона об «Авторском праве», распространяющегося на цирковые произведения, плагиат, копирование, эпигонство стали тяжелой болезнью цирковых жанров.
Хочу особо подчеркнуть, что сегодня цирк высочайшего и уникального мастерства перекочевал в спорт: во «фристайл», где лыжники демонстрируют опаснейшие акробатические трюки, и в художественную гимнастику, в которой спортсменки фантастически жонглируют мячами, булавами, обручами, лентами. Когда – то физкультурники приходили в цирк, наблюдали за репетициями акробатов, жонглеров, гимнастов, перенимая опыт. В наши дни артистам манежа необходимо идти на выучку к звездам мирового спорта.
Укажу на то, что именно спортивные паралимпийские игры неожиданным образом повлияли на развитие цирковой акробатики. Сегодня в Китае демонстрируется уникальный номер, называющийся «Жажда жизни». В нем участвуют акробаты – юноша, потерявший ногу, и девушка – без руки. Они грациозно исполняют сложнейшие цирковые трюки, оригинальные балетные поддержки. В некоторых комбинациях «нижний акробат», сохраняя равновесие, элегантно опирается на костыль. На протяжении всего выступления публика восторженно аплодирует, восхищаясь мужеством и мастерством акробатического дуэта.
Еще недавно подобный номер ни один цирковой директор не включил бы в программу и не выпустил на манеж. Советский цирк еще со времен А. Луначарского считался «академией красоты и остроумия». Все подлинно гуманное и человеческое с большим трудом пробивалось на манеж.
К примеру, блистательный грузинский артист Сандро Дадешкалиани демонстрировал редкостные способности: зажигал свечу, чиркая спичкой о коробок, сжимая их пальцами правой и левой ноги. Мастер поражал мишень. Он стрелял из пистолета, на курок которого нажимал пальцами ноги. Балансируя на одной ноге, ловко снимал и надевал цилиндр на голову. Сандро, как и руководству грузинского циркового коллектива, приходилось тщательно скрывать от журналистов и публики, что «Да –Деш», таков был псевдоним артиста, был инвалидом с детства, появившимся на свет без рук.
После войны в цирке выступали: гимнаст и акробат Д. Зементов, потерявший на фронте стопы двух ног, и эквилибрист Л. Осинский, лишившийся руки. Их номера пользовались успехом. Однако многие зрители даже не догадывались, что эти цирковые произведения созданы артистами, не только победившими свою инвалидность, но и преодолевшими бюрократические препоны.
До сего дня в постоянной борьбе с предрассудками как отечественных, так и зарубежных чиновников всех рангов находятся, как они сами себя называют, «маленькие артисты». С легкой руки Д. Свифта именуемые «лилипутами».
Этих людей, причисляя к «инвалидам детства», стараются не принимать в театральные училища, их номера не включают в помпезные концерты. Несмотря на деликатное и мягкое противодействие канцеляристов, некоторым «маленьким артистам» все – таки удается подготовить прекрасные произведения, а отдельные энтузиасты – администраторы в прошлые годы создавали даже целые ансамбли из « маленьких звезд».
Одним из первых организаторов и руководителем цирковой труппы в России, состоявшей из «маленьких артистов», был М. Качуринер. В 1935 году в Тбилисском цирке он подготовил девять исполнителей, вошедших в музыкально – эксцентрический ансамбль «Кино – джаз». Солисткой программы была М. Вержбицкая. Группа, просуществовав многие десятилетия, разрослась до большого артистического коллектива. При ансамбле были созданы постоянно действующие мастерские, где ведущие артисты занимались с молодежью, готовя себе смену.
Одной из воспитанниц этого необычного творческого объединения стала Светлана Забияка. Сегодня она выступает как певица, танцовщица, дрессировщица, иллюзионистка. Светлана является участницей многих телевизионных программ, выступает на радио, демонстрирует свои номера в цирках и на эстраде. Автор и режиссер С. Забияка вместе с партнером В. Петровым подготовила «Минимюзикл», где исполняет песни собственного сочинения и по ходу сюжета демонстрирует цирковые номера. Она открыла в интернете сайт, на котором поклонники артистки знакомятся с новыми произведениями Светланы Забияка.
Однако даже такой талантливой «маленькой артистке» необходима поддержка чиновников и « счастливый случай», который внезапно выпал двум замечательным парням « брейк – дансистам» Виктору Кочкину и Даниилу Анастасьину – инвалидам детства. Ребята выступили на телевизионном конкурсе «Минута славы» и стали победителями. В момент показа номера в зале студии среди зрителей находился премьер – министр. Он искренне восхитился мастерством танцоров и поблагодарил их за упорный творческий труд, который вывел начинающих артистов на эстрадные подмостки, а затем и на телеэкран.
Хочется верить, что появление китайского номера «Жажда жизни» и победа В. Кочкина и Д. Анастасьина на конкурсе – это поворотный момент в истории цирка. Благородные, гуманные идеи паралимпийских игр произвели перемены в истории циркового искусства. Теперь любой творческий человек ( независимо от физических недостатков) имеет право на демонстрацию своих художественных талантов, если они, в результате кропотливых и ежедневных репетиций, обретают качества высокого искусства. Пришло время вспомнить слова древних философов, утверждавших:«Membra sumus corporis magni» ( Мы члены одного великого тела (сообщества).
Оставить комментарий