Мария и Петр Сокольские - 90 лет на арене и сцене - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мария и Петр Сокольские - 90 лет на арене и сцене

На фото: МАРИЯ и ПЕТР СОКОЛЬСКИЕ, 1925 годОсенним пасмурным днем в Евпатории я зашел в местный краеведческий музей. Мое внимание привлек стенд, материалы которого рассказывали о цирковой и эстрадной деятельности Петра Сокольского.

На фото: МАРИЯ и ПЕТР СОКОЛЬСКИЕ, 1925 год

От хранителя музея узнал его адрес и немногим более чем через час был на Комиссаровской улице. Петра Алексеевича дома не застал; соседи сказали, что он дежурит в дружине.

На следующий день дверь мне открыл пожилой мужчина, крепкий, подтянутый, в чесучовом костюме. Я представился. Беседа завязалась быстро. Петр Алексеевич, оказывается, знавал моего отца, выступал с ним в цирке. Как выяснилось, с моим родственником М. Яковлевым, известным борцом, он был тоже знаком.

На большом столе в скромной комнате вскоре появилось множество пожелтевших от времени эстрадно-цирковых плакатов и афиш, на некоторых из них красной строкой значилось имя моего нового знакомого.

Интересно сложилась его жизнь. Родился Петр Сокольский в цирковой семье. Отец его был канатоходцем, плясавшим на канате лезгинку с кипящим на голове самоваром. Мать — акробаткой. Когда мальчику исполнилось три года, родители начали с ним систематические занятия акробатикой, тренировали на римских кольцах. Девятилетним мальчиком он уже работал в цирке Никитина, получая десять рублей в месяц.

Знакомство с русскими богатырями И. Поддубным, И. Шемякиным, И. Заикиным, Я. Чеховским, П. Крыловым сделали свое дело. Петр начал усиленно тренироваться по методике, рекомендованной ему И. Лебедевым (дядей Ваней).

Тренировки дали положительные результаты, и вскоре Сокольский дебютировал на арене в качестве силового жонглера. Петербург, Москва, Харьков, Киев, Гомель, Астрахань, Казань, Чита — это далеко не полный перечень городов, где с успехом демонстрировал свое мастерство молодой артист.

Когда началась первая мировая война, Петр Алексеевич был призван в армию. После ранения его демобилизовали) Но, вылечившись, он вступил в Красную гвардию, участвовал в боях с бандами Дутова, Семенова, Колчака.

Обладая музыкально-литературным даром, Сокольский с легкостью сочинял сатирические фельетоны, куплеты, которые исполнял перед однополчанами. Об этих способностях стало известно командованию. И вскоре Сокольскому поручили политико-агитационную работу среди красноармейцев.

На Урале Петру Алексеевичу посчастливилось встречаться с прославленным полководцем Блюхером и легендарным писателем-комиссаром Фурмановым.

— На встречи с интересными людьми,мне всегда везло, — говорит Петр Алексеевич.

Шаляпин и Собинов, Вяльцева и Вертинский, Ходотов, Тарханов и Монахов, Хенкин и Утесов, Гладильщиков и братья Дуровы, Лазаренко, Радунский, Панина, Русланова и Сорокина — с ними довелось встречаться и работать Сокольскому.

Демобилизовавшись из Красной Армии, Петр Алексеевич выступал на эстраде как автор-исполнитель музыкальных фельетонов и куплетов. Позднее артист создал дуэт с Марией Николаевной Сокольской, и долгие годы они с успехом выступали вместе.

Цирки крупных городов, эстрадные театры, рабочие клубы, заводские цеха, строительные площадки первенцев первой пятилетки, воинские части и колхозы — это сценические площадки, на которых всегда дарил радость зрителям эстрадный номер «Пет и Мар» (так по афише писался этот дуэт).

— Во время ваших выступлений были, несомненно, интересные эпизоды?

Мой собеседник задумался, улыбнулся и живо заговорил: — Было это в Казани, лет семьдесят назад на многолюдном капустнике под собственный аккомпанемент на рояле я пел пародию на исполняемую обычно Ф. Шаляпиным «Блоху». Еще не умолкли последние такты, как неожиданно от входной двери отделилась могучая фигура Федора Ивановича, и на все помещение загремел его знакомый голос: «Ну, прошу тебя, больше не пой! Я от смеха живот надорвал». Оказывается, в ту осень Ф. Шаляпин путешествовал по роднылА местам и случай привел его на этот капустник. Вот такая была у меня встреча, — сказал Петр Алексеевич и тут же, сев за пианино, повторил для меня эту пародию.

Во время Отечественной войны Петр и Мария Сокольские выезжали с концертными бригадами на передовую. А 7 ноября 1943 года Сокольский с руководимой им бригадой выступал в только что освобожденном от фашистов пылающем пожарами Киеве.

—    А какое из фронтовых выступлений наиболее всего запомнилось? — поинтересовался я.
—    Концерт 9 мая 1945 года в Вене! Не помню, чтобы я когда-нибудь работал с таким воодушевлением, с такой ликующей радостью, как тогда, в день нашей великой Победы над фашизмом!

Вспоминая о войне, Петр Алексеевич поведал мне о горе, которое принесла война его семье. Погибли его дети: сын — офицер-танкист и дочь — военный врач... «От тоски, от горя спасала любимая работа», — признался мне артист-ветеран.

В послевоенный период артистическую деятельность Сокольский продолжал в Укрконцерте. А несколько лет назад вступил он на новое для себя поприще — стал руководителем художественной самодеятельности в местном Доме культуры.

Аккомпанируя своим подопечным на рояле, он выступает в рабочих клубах, колхозах, домах отдыха и санаториях города-курорта.

Несмотря на достаточно почтенный возраст — ему уже около ста, — Петр Алексеевич чувствует себя превосходно и не мыслит жить без сцены.

Даниил ЧЕХОВСКОЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования