В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 11:47 | 25.08.2015

Марк Местечкин

Марк МестечкинМарк Местечкин родился в семье служащего на Украине и с детских лет устремился к театру. И так как способности были налицо, сделался сперва артистом, а затем и режиссером драмы.

Когда читаешь строки его биографии, все представляется ясным и понятным: естественно, что одаренного юношу оставили в знаменитом Соловцовском театре в Киеве после того, как он окончил курс в студии при данном театре. Понятно, что юноша ушел из столицы Украины вместе с Красной Армией и служил в Театре политуправления 12-й армии. Не удивительно, что после гражданской войны Местечкин оказался в Москве и был принят с дебюта в Театр РСФСР Первый, так называл свою труппу Вс. Мейерхольд.

Далее — работа в Пролеткульте, в театрах малых форм времен нэпа, в киностудии Межрабпомфильм и в Сибирской киностудии, Местечкин снимается как актер и ставит фильмы. Он возглавляет театральные коллективы в Москве и Московской области.

Описываю это сравнительно кратко, ибо для Марка Местечкина его кинотеатральное прошлое — только предыстория. Конечно, и тут был непрерывный творческий рост. Обретая опыт артиста и руководителя, режиссера и даже драматурга, Марк Соломонович делался незаурядным мастером сцены и экрана... Почему же мы говорим о «предыстории»?

А вот: настоящее призвание Местечкина обнаружилось только когда он попал в систему советских цирков. Сперва — в качестве педагога открывшегося в те годы (1927) первого в мире Государственного училища циркового искусства, затем — как режиссера и педагога студии клоунады при столичном цирке. И, наконец, непосредственно в Московском цирке в качестве режиссера-постановщика.

Наш друг работал со «семи выдающимися клоунами отечественного цирка: Карандашом, Олегом Поповым, Юрием Никулиным и Михаилом Шуйдиным и другими. Его ученики Н. и М. Городинские, участники клоунских групп «Шутки в сторону», «Ребята с Арбата».
Он ставит и придумывает различные номера, аттракционы, антре. Стоит вспомнить музыкальный номер Е. Амвросьевой и Г. Шахнина или номер А. Попова «На приеме у доктора Айболита».

Но основная задача главного режиссера столичного цирка — создание интересных, актуальных спектаклей. Более девяти пантомим и феерий поставлено им за эти годы Москве. Тут и детские утренники: «Трубка мира», «Необыкновенные приключения», «Царевна Несмеяне» —- и вечерние представления для взрослых: «Маленький Пьер», «Черный Томми», «Отважные», «Юность празднует», «Счастливого плавания», «Карнавал на Кубе»... Когда-нибудь прилежный биограф опишет и оценит эти многочисленные работы постановщика и драматурге (ибо Местечкин во многих случаях выступал как соавтор чаще всего Ю. Никулина, а иногда Ю. Благова, О. Попова и других).

Выдающийся деятель советского театра Николай Павлович Охлопков высоко оценивал творчество Местечкина. Вот что писал он в нашем журнале после премьеры «Карнавала на Кубе»: «Местечкин — режиссер масштабов, ему близок язык обобщений, специфика образного мышления». И там же: «...талантливая работа режиссера М. Местечкина дает повод для раздумий и дискуссий о судьбе цирка».

Такие пантомимы, как «Карнавал на Кубе» и детский спектакль «Трубка мира», до сих пор являются эталонами а своих жанрах.
В когорте цирковых режиссеров советской формации Марку Местечкину принадлежит одно из первых мест. Его надо назвать соучастником создания новой школы, нового стиля постановок, того стиля, в котором работали и который создавали Георгий Венецианов, Арнольд Арнольд. Он по праву занимает пост художественного руководителя столичного цирка как ведущий мастер. Остается пожелать ему еще долгие годы пребывать на этом многотрудном посту, очень нужном и артистам и зрителям.


ВИКТОР АРДОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100