Марсель Марсо
Марсель Марсо — из тех больших артистов нашего времени, к чьему творчеству можно и нужно возвращаться опять и опять, находя новое и новое.
Этот человек в белом одеянии и с набеленным лицом часто заставляет нас неудержимо смеяться. Но еще чаще «морозом по коже» нас пробирает дуновение острейшего трагизма.
Едва ли кто без душевного содрогания смотрел, например, «Клетку» — поистине физически ощущая, как человек нащупывает вокруг себя незримые, неодолимо замкнутые стены, сдвигающиеся, чтобы раздавить его. Символика «клетки» воспринимается как гневное обличение бесчеловечной «машины» буржуазного строя. Особенно — в ряду таких вещей, как «Генерал, играющий в шахматы» и «Бип-солдат».
Древнее, как мир, искусство мима приобретает в творчестве Марселя Марсо все новые качества и выразительные возможности. Без слов, без разветвленных сюжетов — перекликаясь с тем, что говорят человечеству Чехов, Чаплин, Хемингуэй...
Вадим Назаренко
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1966 г.
оставить комментарий