В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Марта, всю жизнь играющая в куклы. О Марте Цифринович

На очередной юбилей Марты Цифринович осенью 1994 года в Центральный Дом работников искусств ЦДРИ съехалась элита клас­сической эстрады от Иосифа Кобзона go ансамбля цыган. Мэтр в дружеском приветствии искренне удивился, узнав за кулисами солидную дату юбилея: «А я всегда считал да u сейчас считаю Марту молодой».

Марта Владимировна Цифринович, заслуженная артистка России и Лауреат международных конкурсов кукольных теа­тров, не знает старости. Как, впрочем, и ее напарница Венера Михайловна Пустомельская, хотя родилась дамой пожилой. Да вы ее помните – такая ученая леди в очечках на любопытно-длинном носу и c кокетливым боа на худой шее, чем-то неуло­вимо напоминающая ворону. Не простую ворону, a ученую, c ученым званием – кандидат околовсяческих наук. Любимый персонажи верная коллега по сцене, c которой Марта Владимировна объехала полмира, Венера Пустомельская больше всего нам сегодня известна. A ведь в творческой деятельности незаурядного таланта кукольницы Цифринoвич целая галерея «персонажей» – от шляп и щенков до всемирно известных по­лотен великих художников. Оказывается, есть такой человек, который всю жизнь играет в куклы.

B детстве, живя в Соликамске, где ее отец был директо­ром крупнейшего в стране калийно-магниевого комбината, Марта начала играть роль режиссера. Смелая и сильная, вся в отца, она была заводилой-лидером среди местных мальчишек и девчонок. Верховодила в «войнах» со слободскими ребятами. Устраивала «заседания штаба» на монастырской колокольне. Наконец, загорелась идеей провести в клубе комбината кон­церт и начала собирать первую в своей жизни «труппу» еди­номышленников. Тогда пришлось ей решать вопросы репертуа­ра, сценического оформления, костюмов. И эта детская игра увлекла Марту необычайно.

Детская мечта вела Марту по жизни. B 1943 году, окончив школу в эвакуации, Марта Цифринович отправилась в Москву поступать на режиссерский факультет ВГИКа. Но во ВГИКе приемные экзамены уже закончились. Расстроенная неудачей, Марта случайно прочитала объявление о том, что Центральный Театр кукол под руководством Сергея Владимировича Образцова принимает на Республиканские курсы режиссеров и художников. Марта на курсы поступила и вскоре обнаружила недюжинные актерские и режиссерские способности. Театр кукол стал стихией творческих начинаний Марты Владимировны. Став дипломированным режиссером кукольного теа­тра, Марта Владимировна проявила себя как одаренная актри­са в тематическом и жанровом многообразии номеров, Новаторский подход сказался как в неповторимости сценических приемов, так и в неожиданности пластических воплощений. Она выступала на разных подмостках: c 1951 года была артист­кой Белорусской эстрады, в 1956-м – была принята по конкурсу в систему Москонцерта.

Репертуар Цифринович был очень многообразен: публици­стика и сатира, лирика и романтика – любой зритель мог найти в ее маленьких спектаклях не только виртуозное исполнение, но и немодное сейчас идейное богатство. В ловких руках актри­сы оживали прозрачный женский платочек и мужская перчат­ка (номера «Платочек» и «Перчатка»), даже фанерные трубки разного диаметра пели каждая своим голосом (номер «Старая эстрада»). Однажды на капустнике в мединституте Марта Вла­димировна увидела смешное выступление, где пародировалась защита диссертации на тему «Любовь как болезнь».

Текст ей очень понравился. Возникла мысль о том, чтобы создать смешную куклу-лектора, пародию на мнимых ученых‑популяризаторов, колесивших по всей стране. Актриса придумала имя, отчество и фамилию будущей кукле, назвав ее насмешливо-иронически: именем богини красоты в Древнем Риме – Венерой c фамилией Пустомельская. Так родилась Венера Михайловна Пустомельская, кандидат околовсяческих наук. Теперь нужно было найти художника, чтобы воплотить придуманный образ. Роль создателя куклы Венеры Михайлов­ны Пустомельской выпала на долю известного мастера мягкой пластики Екатерины Терентьевны Беклешовй. Так y куклы-лектора околовсяческих наук стало две «мамы».

Едва появившись на свет в почтенном возрасте бойкой ста­рухи, Венера Михайловна Пустомельская сразу стала нарица­тельным образом и завоевала симпатии зрителей. Ее лекции и монологи на эстраде, на театральных капустниках в ВТО и в ЦДРИ блестяще исполняла Марта. Искрящийся юмор сочетался вник c гротеско-сатиричeской дерзостью, яркой характер­ностью и веселой злободневностью.

Появилась сатирическая программа, составленная из ряда эстрадных номеров. Вот некоторые из наиболее популярных: «Любовь и борьба c ней», «Муж и уход за ним», «Сексуальная контрреволюция». B самой фамилии Пустомельской содержал­ся намек на ее происхождение от известной народной поговор­ки: «Мели, Емеля, твоя неделя! ».

B 2004 году Венере Михайловне исполнилось 50 лет, но она всегда была старше календарной даты рождения.

Вместе c Мартой Пустомельская выступала на сценических площадках Советского Союза. Часто гастролировала за рубежом. Однажды в Чехословакии монологи Пустомельской синхронно переводила сама великая Наталья Ильинична Сан Менялись времена и нравы, менялся репертуар Пустомельской, но Венера Михайловна внешне оставалась прежней. K ней при­выкли, полюбили, встречали аплодисментами и смехом. Тайна ее популярности крылась в точно угаданном типическом обра­зе, сатирически-ироничном, смешном, но по-человечески сим­патичном, очень живом. Неслучайно поэтому Венера вместе c Мартой были непременными участниками многих юбилейных торжеств актерской братии.

C годами звучная палитра творчества Марты Цифринович обрела новый колорит. Живопись всегда была близка Марте Владимировне еще c тех пор, как она участвовала в гремевших на всю Москву капустниках МОСХа – Московского отделения Союза советских художников, конечно, вместе c Венерой.

Как-то, будучи на гастролях в Польше, артистка увиде­ла в книжном магазине дорогостоящие монографии o творче­стве Пабло Пикассо. Командировочные злотые почти кончи­лись. Марта, не задумываясь, сняла c руки золотые часы, и, счастливая, привезла в Москву книги o великом художнике ХХ века. Артистка даже не подозревала тогда, что в будущем Пабло Пикассо, как бы в благодарность за этот сердечный по­рыв любви к его живописи, «подарит» ей новое направление поисков.

B начале 80-x годов на основе тех самых монографий o Пикассо Цифринович создала замечательный спектакль «Огонь надежды». Сначала он пошел в системе Москонцерта, затем на сцене Театра кукол «Огниво» в подмосковном горо­де Мытищи. Фундаментом послужил любительский коллек­тив «Эксперимент» из ЦДРИ. Он просуществовал несколько лет. Постепенно в «Эксперимент» приходили профессионалы: актеры-кукольники, композитор Станислав Крейчи, художник Игорь Шумилов.

«Огонь надежды», поставленный по картинам Пикассо, поразил воображение современников смелостью новаторских приемов. B нашей стране и за рубежом «Огонь надежды» имел колоссальный успех, стал выдающимся достижением куколь­ного театра современности.

Тот же новаторский принцип пластически-образной структуры от традиционного бархатного «черного кабинета» до электронной музыки и компьютерной графики был исполь­зован Цифринович в спектакле «Завтра начинается вчера». Как автор и режиссер Марта Владимировна поставила его в 2002 году. Сквозь призму творчества отечественных художников: Кустодиева, Малевича, Пиросмани, Петрова-Водкина, дейнеки, Кукрыниксов, Виктора Попкова, Татьяны Назаренко были увидены события ХХ века. «Этим спектаклем мы хотим передать сложность, драматизм и даже трагизм нашей истории ХХ века. Но, главное – веру в будущее величие России», – го­ворит Цифринович.

Имя Марты Владимировны Цифринович знают кукольники всего мира. Она гастролировала в Германии, Голландии, Ита­лии, Финляндии, Норвегии, Швеции. Стала лауреатом Международных фестивалей театров кукол в Венгрии в 1973 году и в Польше в 1983, почетным гостем кукольного фестиваля во Франции. B 2004 году в ЦДРИ состоялась торжественная цере­мония презентации книги «У кукол все как y людей», издан­ная Цифринович c помощью друзей из Соликамска. B своей книге Марта Владимировна рассказала o времени, o куклах, o себе. Книга талантлива, как талантлива сама Марта Цифрино­вич – замечательный деятель-новатор отечественной эстрады и театра кукол, народная артистка Российской Федерации.

От редколлегии:

B заключение хотелось бы еще раз привести характери­стику Пустомельской, данную Юрием Арсеньевичем: «Тайна ее популярности крылась в точно угаданном типическом об­разе, сатирически-ироничном, смешном, но по-человечески сиМпатичном, очень живом. Неслучайно поэтому Венера вместе c Мартой были непременными участниками многих юбилейных торжеств актерской братии».

Подтверждением тому служит шутливый факс, присланный на вечер, посвященный памяти Ю.А. Дмитриева в ЦДРИ.

ПРАВЛЕНИЕ И ЦИРКОВОЙ КЛУБ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ

приглашают Вас во вторник, 5 декабря 2006 года, в Большой зал

«Наш учитель»
K 95-летию со дня рождения доктора искусствоведения,
лауреата премии Правительства Москвы,
Заслуженного деятеля искусств России
Юрия Арсеньевича ДМИТРИЕВА

Начало в 19 часов
На 2 лица

B вечере принимают участие друзья, сподвижники, учени­ки, актеры, режиссеры, коллегии почитатели Юрия Арсенье­вича в качестве одного из выступлений прозвучал шуточный факс от народной артистки РФ Марты Цифринович в лице ее постоянного персонажа Венеры Пустомельской:

Москва, ЦДРИ         С острова ТЕНЕРИФЕ

Прошла Босфор, застряла в Дарданеллах.

Ловлю кайф на Канарах. Пока еще не поймала, Поэтому, к сожалению, приехать в ЦАРИ не смогу.

Дорогие домработники и домработницы искусств! Сколько можно скрывать?! Я решилась... Я решила признаться! Поэтому Марта, скажите громко при всех тет-a-тет, что моя безот­ветная любовь к Юрию Арсеньевичу началась еще при закате русского капитализма, продолжилась во времена развитого со­циализма, перестройки и даже рыночной экономики. Это был удивительный человек исключительного трудолюбия. Либо он o чем-то думал, что-то читал, либо он куда-то шел, o чем-то писал. Либо ехал на дачу, либо не ехал — и, главное, все делал одновременно.

Да. Он был любвеобилен. Любил не только театр, не толь­ко наш отечественный балаган-цирк. Но самое удивительное, даже эстраду! То, что помню я, — не знает и не помнит никто. Не знал даже Юрий Арсеньевич! Он не знал, что украл мою 1-ю, 2-ю и даже 3-ю молодость, заодно прихватив и часть моих зрелых лет!!!

Хотелось бы продолжить ФАКС,
Да, жаль, один остался ВАКС!
Целую всех пришедших (особенно Людочку),
Эксклюзивно, виртуально через Интернет!
Ваша ВЕНЕРА ПУСТОМЕЛЬСКАЯ
Кандидат околовсяческих наук.


оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100