В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Маски и образы

Клоун Александр Глущенко По-разному подходят цирковые клоуны к проблеме создания обра­за. Однако все они, как правило, пос­ле определенных поисков останавли­ваются на одном — своем образе, в котором обычно выступают годами, шлифуя и разрабатывая найденное.

На фото. Клоун Александр Глущенко

И не многим удается создать в своем творчестве несколько разных, а глав­ное, полноценных образов, не мно­гим удается быть смешным в другом, не привычном для себя образе. Клоун Александр Глущенко наделен этой счастливой особенностью. Его творческий путь сложился так, что он выступал во многих комических образах, зачастую совершенно различных, в корке отличающихся один от дру­гого, но всегда сохранял одну осо­бенность: быть по-настоящему смешным, смешным искренне и зарази­тельно.

На стезю актера А. Глущенко всту­пил в 1927 году в Ростовском-на-Дону драмтеатре. Начал он статистом. Постепенно ему стали поручать не­большие роли, и вскоре он перешел в передвижной театр эстрады и ми­ниатюр «Улыбка», где артисту приш­лось пробовать свои силы в разных амплуа, участвовать в миниатюрах, петь куплеты, танцевать, пародиро­вать и т. д. Эта работа принесла ему большую пользу, расширив его актер­ский диапазон. В 1930 году он пере­езжает в Москву, где, будучи при­зван в Красную Армию, был направ­лен в театр малых форм при ЦДКА. Затем он выступает на эстраде с ин­сценированными рассказами А. П. Че­хова. Здесь по-настоящему начал раскрываться его комический талант. В одном из ранних рассказов  А.  П.  Чехова — «Жених и папенька», играя роль жениха, А. Глущенко проявил замечательные мимические способ­ности. Успехом пользовались и дру­гие рассказы А. П. Чехова в ис­полнении Глущенко, которое было обильно насыщено у него эксцент­рическими приемами.

Однажды после концерта А. Глу­щенко встретился с клоуном А. Баратовым, участником популярной в то время пары клоунов — Иван Ива­нович и Сенечка Редькин, который предложил ему начать совместную работу в цирке. Дебют новой буф­фонадной пары — Иван Иванович и Ванечка Скамейкин — состоялся в Архангельском цирке и прошел удач­но. Это определило дальнейшую судьбу молодого артиста. Выступая затем с С. Анохиным в буффонадной клоунаде (по афише «Тип-Топ»), А. Глущенко все больше вживался в образ Рыжего. Это был остроумный, забавный, веселый клоун. Подкупаю­щая искренность его действий на арене вызывала горячие симпатии зрителя. И хотя они исполняли клас­сические клоунады «Полет на луну» и «Пчела, пчела, дай Мне меду...», им сопутствовал неизменный успех. Надо было обладать тонким чувством сце­нического действия, чтобы в такую, в сущности, бессодержательную клоу­наду, как, например, «Пчела», внести столько мягкого юмора, искренности. Это была безусловная заслуга А. Глущенко как клоуна. В оригинальном номере, созданном совместно с братьями Якон, артист предстает в образе униформиста. С самого начала спектакля этот чудаковатый унифор­мист вместе с другими подносил реквизит, готовил к выступлению номера программы, но когда выходили братья Якон, этот униформист вдруг вмешивался в работу артистов, делал свои «критические замечания», а за­тем органически вливался в номер. Все это было на таком высоком актерском уровне, с такой искрен­ностью, что публика безусловно ве­рила этому «униформисту».

Однажды в Волгоградском цирке известные мастера эстрады Ю. Тимо­шенко и Е. Березин, присутствовав­шие на представлении, хотели даже в начале номера идти к дирекции с просьбой, чтобы «убрали этого уни­формиста, который мешает артистам работать». Умение быть по-настоя­щему смешным без каких бы то ни было вспомогательных клоунских ак­сессуаров — таково яркое комиче­ское дарование А. Глущенко. Номер проходил с большим успехом, но искание нового всегда влечет истинного артиста. И вот А. Глущенко — в аттракционе «Чудеса без чудес» под руководством артиста А. Сокол. Сценарий, написанный Н. Эрдманом, был обильно насыщен комедийными положениями, превосходно обыгран­ными А. Глущенко. В новой для себя ситуации артист сумел найти яркие краски, своим заразительным юмо­ром немало способствовал успеху всего номера. Несколько позже А. Глущенко во­шел в состав клоунской группы «Се­меро веселых», где по праву занял одно из ведущих мест. Группа с ус­пехом гастролировала по городам Союза. Здесь А. Глущенко сыграл много разнообразных клоунад, тут были и дуэтные «Утерянный бумаж­ник», «Многознайка», и групповые «История с метлой», «Универмаг», и музыкальный квартет с куплетами «Папа, мама, домработница и я» и т. д.

В ансамбле была достигнута отлич­ная сработанность, чувство локтя, что немало содействовало успеху каждого его участника. И когда воз­ник вопрос, на какой базе строить постановку новой цирковой пантоми­мы «Пароход идет «Анюта», было решено делать ее на базе клоунско­го ансамбля «Семеро веселых». «Пароход идет «Анюта» — это не обычная пантомима, какой мы представляем себе цирковую пантомиму. Это скорее цирковая пьеса с опреде­ленным сюжетом, богато оснащен­ная трюковыми средствами — перво­основой циркового представления. В этой постановке на долю А. Глущен­ко выпала задача сыграть роль одно­го из главных действующих лиц — ад­министратора цирка Пал Палыча. Пал Палыч — человек несколько консер­вативный, у него сложившиеся вкусы и мнения, он противится всякому новшеству. Но он любит цирк и, бу­дучи в душе добрым, душевным че­ловеком, находит в себе силы рас­статься со своими предрассудками, поддержать молодежь, пойти с ней в ногу.

Создание этого образа — одна из наибольших удач в творчестве А. Глущенко. Его Пал Палыч — добродуш­ный и немного сварливый, смешной и трогательный человек. Хотя Пая Палыч не Рыжий, а на арене действие не является клоунадой как таковой, Пал Палыч часто действует по-клоун­ски, по-цирковому. И именно это представляется правильным реше­нием вопроса. Столь присущее А. Глущенко умение быть искренним и правдивым, полностью верить в свои действия, в свое поведение на арене и умение передать эту веру зрителю позволили артисту так удач­но сыграть роль и создать запоми­нающийся образ. Можно с уверенностью сказать, что мы еще не раз увидим на арене забавного, веселого, искреннего и смешного клоуна Александра Глу­щенко  в  новых работах.
 

И. КОВАЛЕНКО

Журнал Советский цирк. Февраль 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100