Маски и образы
По-разному подходят цирковые клоуны к проблеме создания образа. Однако все они, как правило, после определенных поисков останавливаются на одном — своем образе, в котором обычно выступают годами, шлифуя и разрабатывая найденное.
На фото. Клоун Александр Глущенко
И не многим удается создать в своем творчестве несколько разных, а главное, полноценных образов, не многим удается быть смешным в другом, не привычном для себя образе. Клоун Александр Глущенко наделен этой счастливой особенностью. Его творческий путь сложился так, что он выступал во многих комических образах, зачастую совершенно различных, в корке отличающихся один от другого, но всегда сохранял одну особенность: быть по-настоящему смешным, смешным искренне и заразительно.
На стезю актера А. Глущенко вступил в 1927 году в Ростовском-на-Дону драмтеатре. Начал он статистом. Постепенно ему стали поручать небольшие роли, и вскоре он перешел в передвижной театр эстрады и миниатюр «Улыбка», где артисту пришлось пробовать свои силы в разных амплуа, участвовать в миниатюрах, петь куплеты, танцевать, пародировать и т. д. Эта работа принесла ему большую пользу, расширив его актерский диапазон. В 1930 году он переезжает в Москву, где, будучи призван в Красную Армию, был направлен в театр малых форм при ЦДКА. Затем он выступает на эстраде с инсценированными рассказами А. П. Чехова. Здесь по-настоящему начал раскрываться его комический талант. В одном из ранних рассказов А. П. Чехова — «Жених и папенька», играя роль жениха, А. Глущенко проявил замечательные мимические способности. Успехом пользовались и другие рассказы А. П. Чехова в исполнении Глущенко, которое было обильно насыщено у него эксцентрическими приемами.
Однажды после концерта А. Глущенко встретился с клоуном А. Баратовым, участником популярной в то время пары клоунов — Иван Иванович и Сенечка Редькин, который предложил ему начать совместную работу в цирке. Дебют новой буффонадной пары — Иван Иванович и Ванечка Скамейкин — состоялся в Архангельском цирке и прошел удачно. Это определило дальнейшую судьбу молодого артиста. Выступая затем с С. Анохиным в буффонадной клоунаде (по афише «Тип-Топ»), А. Глущенко все больше вживался в образ Рыжего. Это был остроумный, забавный, веселый клоун. Подкупающая искренность его действий на арене вызывала горячие симпатии зрителя. И хотя они исполняли классические клоунады «Полет на луну» и «Пчела, пчела, дай Мне меду...», им сопутствовал неизменный успех. Надо было обладать тонким чувством сценического действия, чтобы в такую, в сущности, бессодержательную клоунаду, как, например, «Пчела», внести столько мягкого юмора, искренности. Это была безусловная заслуга А. Глущенко как клоуна. В оригинальном номере, созданном совместно с братьями Якон, артист предстает в образе униформиста. С самого начала спектакля этот чудаковатый униформист вместе с другими подносил реквизит, готовил к выступлению номера программы, но когда выходили братья Якон, этот униформист вдруг вмешивался в работу артистов, делал свои «критические замечания», а затем органически вливался в номер. Все это было на таком высоком актерском уровне, с такой искренностью, что публика безусловно верила этому «униформисту».
Однажды в Волгоградском цирке известные мастера эстрады Ю. Тимошенко и Е. Березин, присутствовавшие на представлении, хотели даже в начале номера идти к дирекции с просьбой, чтобы «убрали этого униформиста, который мешает артистам работать». Умение быть по-настоящему смешным без каких бы то ни было вспомогательных клоунских аксессуаров — таково яркое комическое дарование А. Глущенко. Номер проходил с большим успехом, но искание нового всегда влечет истинного артиста. И вот А. Глущенко — в аттракционе «Чудеса без чудес» под руководством артиста А. Сокол. Сценарий, написанный Н. Эрдманом, был обильно насыщен комедийными положениями, превосходно обыгранными А. Глущенко. В новой для себя ситуации артист сумел найти яркие краски, своим заразительным юмором немало способствовал успеху всего номера. Несколько позже А. Глущенко вошел в состав клоунской группы «Семеро веселых», где по праву занял одно из ведущих мест. Группа с успехом гастролировала по городам Союза. Здесь А. Глущенко сыграл много разнообразных клоунад, тут были и дуэтные «Утерянный бумажник», «Многознайка», и групповые «История с метлой», «Универмаг», и музыкальный квартет с куплетами «Папа, мама, домработница и я» и т. д.
В ансамбле была достигнута отличная сработанность, чувство локтя, что немало содействовало успеху каждого его участника. И когда возник вопрос, на какой базе строить постановку новой цирковой пантомимы «Пароход идет «Анюта», было решено делать ее на базе клоунского ансамбля «Семеро веселых». «Пароход идет «Анюта» — это не обычная пантомима, какой мы представляем себе цирковую пантомиму. Это скорее цирковая пьеса с определенным сюжетом, богато оснащенная трюковыми средствами — первоосновой циркового представления. В этой постановке на долю А. Глущенко выпала задача сыграть роль одного из главных действующих лиц — администратора цирка Пал Палыча. Пал Палыч — человек несколько консервативный, у него сложившиеся вкусы и мнения, он противится всякому новшеству. Но он любит цирк и, будучи в душе добрым, душевным человеком, находит в себе силы расстаться со своими предрассудками, поддержать молодежь, пойти с ней в ногу.
Создание этого образа — одна из наибольших удач в творчестве А. Глущенко. Его Пал Палыч — добродушный и немного сварливый, смешной и трогательный человек. Хотя Пая Палыч не Рыжий, а на арене действие не является клоунадой как таковой, Пал Палыч часто действует по-клоунски, по-цирковому. И именно это представляется правильным решением вопроса. Столь присущее А. Глущенко умение быть искренним и правдивым, полностью верить в свои действия, в свое поведение на арене и умение передать эту веру зрителю позволили артисту так удачно сыграть роль и создать запоминающийся образ. Можно с уверенностью сказать, что мы еще не раз увидим на арене забавного, веселого, искреннего и смешного клоуна Александра Глущенко в новых работах.
И. КОВАЛЕНКО
Журнал Советский цирк. Февраль 1963 г.
оставить комментарий