Мастер - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мастер

Сеня Воронок работал «жонглёром на лошади», чтобы жонглировать на лошади, стоя на её крупе, когда она бежит по кругу, нужно вначале научиться жонглировать на полу. 

На  лошади,  как  это  ни  странно,  жонглировать  сложнее.  От  одного  бега  по  кругу,  голова  пойдёт  кругом.  А  тут  ещё  надо  подкидывать  вверх  предметы,  и  надо  бы  постараться,  чтобы  они  не  падали.  Но  самое  непонятное  и  трудное,  как  ему  удалось  пробить  для  своего  номера  лошадь.  В  нашей  конторе  всё  надо  пробивать.  На  Пушечной 4,  если  ты  заикнешься  о  лошади,  тебе  зададут  тысячу  вопросов,  и  ты  должен  быть  готовым  ответить  на  тысячу  и  один  вопрос,  один  вопрос  должен  быть  в  запасе  (на  всякий  случай).  В  нашей  конторе  умеют  задавать  вопросы,  многих  артистов  приструнили,  развеяли  перед  их  глазами  розовый  туман.  С  теми,  кто  известен  они  шибко  не  спорят,  сложных  вопросов  не  задают,  ну  разве  что  попросят  оформить  творческую  заявку.  У  чиновников  свой,  особый  бюрократический  язык,  а  со  всей  остальной  шантрапой  они  даже  не  разговаривают,  в  лицо  не  смотрят,  будто  тебя  и  в  кабинете  нет.  Есть  ещё  одна  сложность,  лошадь  должна  быть  подготовленной,  от  лошади  зависит  очень  многое,  конечно,  не  всё,  всё  остальное  зависит  от  мастера.  То,  что  легко  смотрится  из  зрительного  зала,  ни  в  коем  мере  не  говорит  о  том,  что  это  занятие  такое  уж  лёгкое,  как  раз  всё  наоборот.

Но  что  меня  особенно  заинтересовало  в  этой  истории,  так  это  то,  как  Сеня  посадил  на  одно  место  наших  чиновников.  Тут  чиновники  крепко  просчитались.  Случай  один  на  тысячу.  По  этой  самой  причине  и  родился  этот  рассказ.  Сеня – то,  оказывается,  жонглировать  не  умеет.  Как  не  умеет? - спросите  вы.  Ну,  вот  так  не  умеет  и  всё.  Предметы  вверх  подбрасывает,  а  поймать  не  может,  это  у  нас  называется  «нет  мастерства».  А  куда  же  оно  делось? – спросите  вы.  А  никуда  оно  и  не  делось.  Куда  оно  могло  деться,  если  его  никогда  не  было.  А  что  же  они? – опять  спросите  вы.  Куда  они  смотрели?  Вот  в  этом,  уважаемый  читатель  и  вся  хитрость.  Я  тоже  не  сразу  обратил  внимания  на  то,  что  Сеня  не  умеет  жонглировать.  И  вот  тут  то  возникает  самый  главный  вопрос,  а  зачем  ему  для  этого  обмана  понадобилась  лошадь,  если  он  даже  в  партере  не  может  выбросить  трёх  булав.

Первая  причина  на  мой  взгляд, -  для  солидности.  У  нас  в  системе  очень  много  жонглёров,  а  вот  жонглёров  на  лошади  на  тот  момент  был  один  блестящий  артист  Бекбуди   Вторая  причина,  легче  скрыть  своё  неумение.  Тут  ведь  даже  и  доказывать  не  надо,  что  на  бегущей  по  кругу  лошади  работать  гораздо  сложнее,  чем  в  партере.  Третья  причина,  при  наличии  в  номере  лошади,  можно  половину  своих  неудач  списать  на  лошадь.  Четвёртая  причина,  вторую  половину  своих  неудач  можно  опять  списать  на  лошадь,  на  её  болезнь  (лошади  ведь  тоже  болеют).  Пятая  причина,  неудачи    можно  списывать  на  свои  собственные  болезни,  циркачи  тоже  люди,  и  то  же  болеют.  Нужно  только  иметь  такой  авантюрный  характер.  Сене  это  блестяще  удаётся.  Этот  феномен  меня  весьма  заинтересовал,  поразил  и  потряс,  только  потому,  что  он  так  красиво  переиграл  организацию  чиновников.  Я  никогда  не  испытывал  к  ним  уважения,  вот  за  это  я  хотел  сказать  ему  огромное  спасибо,  как  они  с  нами,  так  и  ты с  ними,  но  не  решался,  вдруг  всё  поймёт  не  так,  да  и  обиду  затаит.  А  что  касается  творчества,  то  на  этот  вопрос  давно  ответили  наши  ветераны. У  нас  тут  не  «Большой  театр».

И вот  я  впервые  увидел  Сеню  в  манеже,  по  совету  моего  партнёра  по  силовой  акробатике, - иди,  посмотри – сказал  он  мне –  получишь  море  удовольствия,  это  твоя  тема,  потом  мне  всё  расскажешь.  Кругов  пять  или  шесть  он  проскакал  стоя  на  крупе  лошади,  не  приступая  к  жонглированию.  Потом  стал  похлопывать  лошадку  по  её  загривку,  опустившись  на  одно  колено,  тем  самым  реабилитируя  себя  перед  зрителями  в  затяжке  времени,  что  при  таких  условиях  начать  жонглировать  не  представляется  возможным.  Раза - два  он  всё-  таки  попытался  выбросить  три  булавы.  Видно  было,  как  он  переживал,  и  был  удивлён  неравномерному  ходу  лошади.  Ситуация  неприятная  из  неё  надо  как  то  выходить.  Он  спрыгнул  с  лошади,  подошёл  к  своей  берейторше,  что - то  ей  сказал,  потом  подошёл  к  лошади,  потрепал  её  по  загривку,  успокоил.  Девушка  щёлкнула  шимбарьером,  лошадка  побежала.  Жонглер,  запрыгнув  на  лошадку,   решился  на  отчаянный  шаг,  он  попробовал  жонглировать,  выбросил  три  булавы,  одна  из  них  тут  же  упала  в  манеж.  У  человека  две  руки,  жанр « жонглирование»  предполагает,  когда  два  или  три  предмета  одновременно  находятся  в  воздухе,  а  тут  два  предмета  на  две  руки.  Значит  три  предмета,  это  необходимый  минимум  для  искусства  жонглирования.  Но  и тремя  предметами  можно  удивить  зрителя.  Всё  зависит  от  таланта  исполнителя,  а  таланта  у  Сени  не  было,  у  него  не  было  даже  трудолюбия,  не  было  и  желания  трудиться.  У  каждого  артиста  бывают  неудачи,  и  при  желании  можно  объяснить  природу  этих  неудач.  Я  был  готов  всё  забыть,  и  не  вспоминать « жонглёра  на  лошади».  Но  случай  не  позволил  этого  сделать,  на  программу  пришла  моя  сестра  и  сразу  стала  задавать  мне  вопросы.  Первый  вопрос  был  таким: - а  что  этот  который  на  лошади  делает? – спросила  она  меня.

 - Работает – безразлично  ответил  я.

 - Как  работает? – выражение  её  лица  было  недоумевающим.

 - Ну,  так,  чего  тут  непонятного,  работает  вот  и  всё.

 - Но  у  него  ничего  же  не  получилось?

 - Ну  не  получилось,  всё  бывает  это  же  цирк.  Я  так  хотел  что  бы  она  ни  приставала  ко  мне  с  такими  вопросами.  Цирк  не  опера,  искусство  простое,  всем  понятное,  всё  на  виду,  однако  односложными  ответами  не  отделаешься.  Мои  друзья  и  знакомые  все  жилы  из  меня  вытянули,  требуя  простые  ответы  на  сложные  вопросы.  Вот  как  так  можно ? – спрашивали  они – в  одном  месяце  30 дней,  а  у  вас  только  норма 30 спектаклей,  это  что  без  выходных  что – ли?  Или  почему  кто  работает  на  высоте,  под  куполом  цирка,  порой  получает  меньше  чем  та,  которая  в  манеже  крутит   задницей.

Просто  ответить  нельзя,  нужна  предыстория  каждого  отдельного  случая.  Картотеки  у  меня  нет,  я  не  первый  отдел,  что  вы  от  меня  хотите!  А  потом  корил  себя  за  несдержанность,  что  так  нельзя.  Надо  всё  это  изучить  и  написать  «Рассказы  о  цирке».

Но  вернёмся  к  разговору  с  моей  сестрой,  она  не  спускала  с   меня  глаз,  а  это  означало,  что  мой  ответ  её  не  удовлетворил.

 - Ну,  вот  я,  продолжала  она – если  ничего  не  сделаю  на  работе,  то  мне  ничего  не  заплатят.

 -Тебе  не  заплатят,  а  ему  заплатят, - говорил  я  безразлично,  чтобы  она  поскорее  от  меня  отстала.

 - А  что  у  вас  в  цирке  так  можно?  Вопрос  был  таким  наивным,  что  я  едва  сдержался,  чтобы  не  закричать.  -Так  нигде  нельзя,  везде  работать  надо,  как  ты  этого  не  понимаешь!

 - Ну  как  же  не понимаю, - не  унималась  она, - я  всё  понимаю,  но  так-  то  тоже  нельзя.

 - Где  нельзя?!  На  заводе  нельзя,  а  у  нас  в  цирке  такие  варианты  проходят,  не  всегда , но  проходят.  Ещё  вопросы  есть?

 - Ну,  да  я  хотела  ещё  спросить,  у  него,  что  так  всегда,  всё  не  получается?

 - А  что  сегодня  ничего  не  получилось? – мне  стало  жаль  сестру,  и  я  стал  говорить  более  спокойно,  она  обрадовалась,  чуть  улыбнулась  и  весело ответила.

 - Да,  совершенно  всё,  он  даже  сам  два  раза  упал  с  лошади.

 - Не  разбился?

 - Да  вроде  нет,  встал  даже  улыбнулся.

 - То,  что  у  него  всё  падает,  и  он  сам  падает,  это  у  него  всегда,  за  каждый  день  не  отвечаю,  но  в  дни  просмотра,  он  ни  разу  меня  не  порадовал  своим  возросшим  мастерством.

 - А  начальник  у  вас  здесь  есть,  какой  то?

 - Какой - то  начальник  есть,  но  наше  главное  начальство,  в  Москве  (где  мы  все  работаем),  а  цирк  нас  только  прокатывает,  а  правильнее  сказать  эксплуатирует.  А  этот  начальник  «инспектор  манежа»  он  ведёт  программу,  составляет  табель  на  артистов,  у  него  собачья  работа,  ему  не  позавидуешь,  это  вот  такая  должность  в  цирке.  Он  весь  день,  особенно  перед  премьерой,  как  в  смоле  кипящей,  он  за  всё  отвечает.  Обязанностей  у  него  так   много,  что  всех  и  не  перечислишь.

  - Ну,  он - то  может  ему  сказать.

  - Может,  и  я  уверен  что  сказал,  только  что  из  того  что  сказал,  он  как  падал  с  лошади  так  и  падает,  он  ведь  не  нарочно  падает,  он  падает  от  того  что  у  него  нет  умения.

  - А  кто  ему  всё  это  разрешил?

  - Ты  имеешь  в виду  тех,  кто   разрешил  ему  создать  этот  номер?

  - Ну  да,  надо  же  посмотреть  на  человека,  может  он  это  сделать  или  нет.

  - Кто  разрешил  того  здесь  нет.  Художественный  отдел  «Союзгосцирка»  вот  он  и  разрешил,  но  виновных  ты  уже  не  найдёшь.  Прошло  время,  там  наверняка  начальство  поменялось  не  один  раз.  Всё,  поезд  ушёл  говорить  на  эту  тему  поздно  и  бесполезно.  Чтобы  всё  вернуть  на  свои  места,  и  его  дисквалифицировать,  нужно  собирать  худсовет.  Это  такая  канитель,  да  и  ни  кому  это  не  нужно.  Через  две  недели  заканчиваются  гастроли,  и  программу  отправят  в  другой  город.  Вот  это  самое  разумное  решение  этого  вопроса.  Пусть  в  другом  цирке  ломают  голову,  что  с  ним  делать.

Сеня  был  человеком  странным,  он  всегда  всех  сторонился,  но  высокомерие  в  нём  было,  он  никогда  ни  с  кем  не  разговаривал,  порой  пройдет,  не  оказывая  никаких  знаков  внимания.  Со  стороны  можно  подумать,  что  перед  вами  Помпей  Великий.

Есть  люди,  которые  от  постоянных  неудач  сникают,  перестают  работать,  делаются  незаметными.  Есть  другая  категория  людей,  от  неудач  они  становятся  высокомерными,  дерзкими,  наглыми,  во  всех  своих  неудачах  обвиняют  других..       Я  помню  мы  жили  в  одной  гостинице,  а  он  вернулся  с  гастролей  из  за  рубежа, и  в  течении  трёх  месяцев  умудрился  не  попасть  нам  с  партнёром  на  глаза.  Мы  каждый  день  обсуждали  этот  вопрос,  как  нужно  уметь  прятаться.  Я  понимаю,  он  не  хотел  с  нами  обсуждать  свои  гастроли,  но  прятаться  зачем?. 
 
 - А  может  он  не  прячется? – спросил  неуверенно  мой  партнёр.

 - Тогда  как  объяснить,  что  мы  ни  разу  не  встретились  с  ним  нос  к  носу  даже  в  туалете,  в  номерах  таких  удобств  нет.  Неужели  он  ходит  в  горшок,  а  кто-  то  из  родственников  потом  выносит.  Не  смеши  меня,  это  делается  умышленно,  он  боится  что  мы  будем  раскалывать  его,  на  какой  ни будь  сувенир.  Прячется  он  от  нас,  ещё  как  прячется,  я  хорошо  знаю  эту  породу  людей.  Быть  такого  не  может,  жить  в  одной  гостинице  и  случайно  не  встретиться.

 - Видимо  ты  прав – согласился  он  со  мной,  - но  я  уверен,  есть  причина  его  такого  странного  поведения.                       

Прошло  время,  я  снова  встретился  с  Сеней  на  гастролях  в  передвижном  цирке  в  городе  Таганроге.

Он  даже  поздоровался  со  мной  не  сразу,  через  силу,  неохотно,  видать  величие  не  позволяло.  В  этом  была  заложена,  какая - то  глубокая  психологическая  травма.

Узнал  я  и  о  тех  гастролях  за  рубежом,  после  которых  он  так  умело  прятался:  рассказала  мне  о  них  его  берейтор,  девчушка  с  откровенным  и  хулиганистым  характером.  Такие  расскажут  всё,  ничего  не  утаят.  -Мы  там  не  работали-  так  и  выпалила  она.

А  вот  это  уже  интересно,  это  ключ  к  разгадке  тайны.  Взяли   Сеню  в  поездку  за  рубеж,  по  соображениям  гуманизма.  Ну,  взяли  и  взяли,  завидовать  не  будем,  но  он  видать  не  до  конца  понял,  что  там  не  богадельня,  там  нужно  работать.  Когда  на  премьере  импресарио  увидел , что  Сеня  работать  не  может,  ему  предложили  не  работать. 

 - Мы  всё  оплатим – сказал  импресарио – травмы  нам  не  нужны.

Программа  работает,  а  Сеня  шастает  по  «Орбите»  скупает  шмотки.  Деньги  платят,  лошадку  кормят,  жильём  обеспечивают,  что  ещё  нужно  бедному  циркачу.

И  вот  мы  в  Таганроге.  Завтра  начинаем.  Все  суетятся,  все  взволнованы  «мастер»  сохраняет  полное  спокойствие.  Он  в  манеже  даёт  последние  наставления  своему  берейтору.  И  вот  пробил  час.            

Лошадь  бежит  по  кругу,  один,  второй,  третий,  пятый,  шестой  ничего  не  происходит.  Лошадку  останавливают,  что-то  ей  говорят,  потом  пускают  снова,  она  снова  бежит   второй,  третий  круг.  Наконец  жонглёр  вскакивает  на  её  круп,  и  принимает  нужное  положение  для  жонглирования.  Он  подбрасывает  булавы,  они  падают,  он  покачивает  головой,  видимо  даёт  понять  зрителям,  что  не  он - лошадка  виновата.  В  зрительном  зале  ропот,  все  ждут  когда  жонглёр  начнёт  показывать  своё  мастерство.  Вдруг  лошадка  набирает  скорость,  и  подчиняясь  закону  центробежной  силы,  артист,  едва  не  задев  одну  из  четырёх  мачт,  улетает  в  зрительный  зал.  Падение  было  удачным,  господь  уберёг  артиста.

К  нему  подбежали  униформисты  взяли  под  руки,  и увели  в  раздевалку.

На  другой  день  Сеня  взял  больничный,  его  гастроли  в  городе  Таганроге  не  успев  начаться, закончились.

Вот  так  в  каждом  городе – сказала  девчушка  берейтор,  с  откровенным  хулиганистым  характером,  и  выругалась  матом.  Её никто  не  осудил  за  это,  у  нас  ведь  цирк  ребята,  а  не  «Большой  театр».


Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования