Мастера на все лапы
В цирке сейчас уверенно лидируют медведи.
Если про других зверей еще можно думать и руками разводить — a хорошо ли ему, зверю, на манеже, не слишком ли большое насилие над его сущностью тут совершают, — то c медведями все ясно. Медведь артистичен до самых кончиков когтистых лап. И как всякое большое дарование, не устает преподносить окружающим сюрпризы. Все он, за что ни примется, может, со всем прекрасно справляется. И если в один прекрасный день вдруг выяснится, что y такого-то дрессировщика медведь запел арию Джильды «Внемля имени его»,— в науке бомба разорвется, а циркачи только лбы станут морщить: чем бы того медведя превзойти.
Это, конечно, ради красного словца сказано, но вы всмотритесь в реальные факты.
Несколько лет назад Валентин Иванович Филатов возил свой знаменитый медвежий цирк в Японию. Прошло несколько представлений, и вдруг являются за кулисы два промышленника и спрашивают: настоящие ли это мотоциклы, на которых ездят медведи, или какие-нибудь особые, c хитрым дистанционным управлением? Дрессировщик ответил, что машины самой обычной конструкции. Не угодно ли убедиться?
A могут ли медведи освоить машины какой-нибудь другой марки, продолжали любопытствовать пришедшие? Например, мотоциклы японского производства? И это можно осуществить? A потом господин Филатов разрешит механику освидетельствовать машины, чтобы убедиться в их неприкосновенности?
Получив на все удовлетворительные ответы, гости ушли, a в цирк вскоре прибыли совсем новенькие мотоциклы.
Через несколько репетиций медведи вполне приспособились к новым машинам. Их выпустили в представлении.
B публике русские медведи на японских мотоциклах произвели неописуемый фурор. A дальновидные промышленники немедленно изготовили рекламные плакаты. И действие этих плакатов оказалось, видимо, неотразимым, потому что в противном случае вряд ли кто-нибудь предложил 6ы мотоциклы в подарок четвероногим гонщикам...
Так «прозвучал» этот трюк в Японии. A дома не только дрессировщики, но даже постоянная цирковая публика считает медвежьи гонки на велосипедах и мотоциклах пройденным этапом. Чего-ни6удь бы новенького, говорят они — мастера мечтательно, a публика с оттенками металла в голосе.
Впрочем, долго ждать ее не заставляют. У Анатолия Майорова медведи c великолепной непринужденностью раскатывают на коньках, a потом играют в хоккей c разгромным для стоящего в воротах дрессировщика счетом.
У Евгения Елисеева медведи проделывают сложные акробатические комбинации, работают на переходной лестнице. Есть у него медведь, прыгающий c барьера на турник. Считается, что Елисееву повезло — попался, мол, ему редкостный, прыгучий зверь. Вообще-то не зря зовется медведь косолапым, он увалень и прыгать не умеет.
Но даже если это так и медведь Елисеева один на тысячу,— что ж, это только прибавляет славы доблестному медвежьему роду.
У каждого дрессировщика — и у «самого-самого» и у рядового — медведи проделывают что-то рекордное, до чего еще никто не додумывался.
Что же касается популярности...
Как смеется, как любовно аплодирует, как восхищается публика на выступлениях медвежьего цирка — никогда такого не увидишь, какие бы звери ни выходили в манеж. И еще штрих: других пород звери для публики чаще всего один от другого неотличимы. А Потапа, c которым работал Иван Рубан, a Гошу Ивана Кудрявцева—их по имени и в лицо знали все зрители, от мала до велика. Не только ученая критика — стоустый суд публики признал, что это — артисты, творческие индивидуальности.
Медведи свою славу заслужили, заработали. Y нас, в России, это первый зверь, которого стали дрессировать, стали показывать.
Давно ли это было? Профессор Ю. A. Дмитриев обращает наше внимание на фрески собора святой Софии в Киеве. Роспись воспроизводит выступления скоморохов.
Среди других сюжетов — поводырь c медведями и барсами. Собор был выстроен в 1037 году. Но чтобы зрелище отразилось в росписи, оно к тому времени должно было уже прочно узакониться, войти в быт. Вот и считайте.
Как всякое настоящее искусство, медвежья потеха процветала и сникала, ее и поощряли и искореняли. Всякое было. B 1551 году высшее российское духовенство установило: лишать причастия Всех, кто зовет в дом скоморохов c медведями. Через триста c лишним лет — в 1882 году — распорядились еще более круто: всех дрессированных медведей поубивать.
Но сколько ни старались, извести медведей, задушить народную к ним любовь никому не удалось.
Многое из того, c чем выходят медведи в сегодняшнем цирке, пошло от очень давних времен. От ярмарок, от гуляний, где без Топтыгина редко обходилось дело. «A покажи-ка, Миша, как красные девицы прихорашиваются? A как бабы на работу идут и c работы бегут? Как ребята лазят горох воровать?» И теперь дрессировщики, хоть уровень зрелищ вырос несравненно, идут по аналогичному пути — стараются как можно «вкуснее» подать, как можно оригинальнее обыграть усвоенные зверем движения. Из самых недавних примеров — «Медвежья свадьба» в постановке Филатова. Это уже не просто забавные или трогательные трюки-миниатюры — это действие с ролями и полноценными исполнителями.
Пробежавши в нескольких строках через тыcячу c лишним лет, спросим: a что будет дальше?
Говорят, что побеждают, a там и полностью воцарятся в зверином цирке озорные, веселые настроения, юмор, шутки, разные забавные неожиданности. Что ж, это самая проверенная медвежья стихия — и юмор иное-что поострее злобились на них недаром... От них, от медведей, пошла традиция соединять дрессировку c клоунским язвительным искусством, c пародией, c сатирой. «Человекоподобию» медведей исстари придавали характер ядовитейших аллегорий...
Чем веселее будет цирк, тем вольнее станет в нем работать c медведями.
Говорят, что в цирке восторжествует крупная форма.
Не будет калейдоскопически построeнных сборных программ, a будут какие-то цельные представления — то ли на новом уровне возродятся давнишние пантомимы, то ли возникнет что-то синтетическое.
И тут кто-кто, a медведи не растеряются.
Помните вы или нет, что именно силами медведей был поставлен один из самых первых сюжетных спектаклей? Назывался он «Во льдах Арктики», и поставил его Борис Эдер со своей женой, Тамарой Николаевной, после того как Папанин со своими товарищами высадился на дрейфующую льдину. B представлении участвовали белые медведи. По сценарию, они радушно встречали полярников, оказывали им всяческое гостеприимство, a потом впрягались самостоятельно в нарты и увозили.
Это был один из тех случаев, когда роль полностью противоречила характеру исполнителя. Белые медведи изображали приветливость, дружелюбие, доброту. А на самом деле это самые злые, фальшивые, непокорные и недоступные никаким добрым чувствам существа, какие только можно себе вообразить. Они будто бы впитали весь холоди всю неподатливость своей ледовой родины. Но даже c ними спектакль получился отличный.
Говорят еще, что все больше вырастает интерес к самостоятельному звериному действию на манеже. Смотреть, мол, как зверь махнет лапой, a дрессировщик остроумно этот жест прокомментирует, хоть и занятно, но не слишком. Хочется совсем другого: чтобы зверь был обучен, показывaл — в масштабах своего звериного звания — умелость и мастерство.
И тут — кто осмелится конкурировать c медведями! Никто из животных столько не умеет и не приобретает так быстро новые навыки.
B первые послевоенные годы Эдер поразил всех аттракционом «Медведи-канатоходцы». На десятиметровой высоте, между двумя воздушными мостиками, были натянуты (уступка четвероногости!) два параллельных каната. На чих медведи и работали. То маленький медвежонок, пятясь, вел за собой на поводке большого. То большой нес на закорках маленького. Ловкий, подвижный молодой медведь один за другим делал куль-биты...
Держав лапах длинные шесты для баланса, мишки непринужденно скользили под куполом, словно отродясь ничем иным не занимались.
И только дрессировщик знал, какой ценой уда лось его артистам преодолеть боязнь высоты. При всей дисциплинированности, при всей готовности учиться с этой врожденной боязнью животным никак не удавалось справиться. Когда протягивали канаты над самым манежем, медведи чувствовали себя на них спокойно и уверенно, мгновенно схватывали сочинённые для них трюки. Поднимали Канаты — до какого-то предела, установленного самой природой, — все шло отлично. A дальше — скандал. Несчастным зверям становилось худо, и репетицию приходилось прекращать.
Поначалу Эдер был совершенно спокоен. Он знал, что любое новшество требует времени на «вживание» зверей в непривычные условия. Но дни шли, a медведи и не думали привыкать к высоте.
Тогда дрессировщик решил изменить тактику. Отставив тренировки на кантатах, он перенес их на крышу цирка. Сначала, ласково беседуя, прохаживались вдалеке от края, потом стали приближаться к нему, потом медведи незаметно для себя оказались на самом краю, а там и взглянули c высоты на землю, перегнулись через баpьерчик...
На беду, дело происходило в Одессе, городе экспансивном и склонном к преувеличениям. Из уст в уста поползли слухи: знаменитый дрессировщик, видимо, спятил! Он ежедневно гуляет по крыше в обнимку c медведями!
Но овчинка стоила выделки. Все увереннее и спокойнее чувствовали себя на высоте медведи, и постепенно к ним пришло хладнокровие истинных альпинистов. Тогда снова натянули над манежем канаты...
B ту же пору Эдер подготовил медведей — партерных акробатов, медведя-ролико6ежца. Они участвовали в одной программе c канатоходцами. Сейчас Эдер мечтает о новом номере для дочери Валентины и ее мужа, Виктора. Медведь-жонглер — как, по-вашему? A медведи — эквилибристы на шестах? Судя по прошлому опыту, Эдер убежден, что и в этик, новейших для них жанрах своего славного имени медведи не посрамят!..
Д. Акивис
оставить комментарий