В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ЦИРКОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА

ИМЕНИ М.Н.РУМЯНЦЕВА (КАРАНДАША)

 

Утверждено заседанием Совета ГУЦЭИ

"30" 06 1999 года

 

 

МАСТЕРСТВО АРТИСТА КЛОУНАДЫ И

МУЗЫКАЛЬНО-ЭКСЦЕНТРИЧЕСКИХ  ЖАНРОВ

 

ПРОГРАММА

 

для училищ циркового и эстрадного искусства

по специальности № 0508 "ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО"

(специализация "Эстрадно-цирковая)

 

Составители: Б.А.Бреев и Е.П.Чернов

 

Москва - 2000

 

Объем курса - 429 часов

Занятия групповые

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа "Мастерство артиста клоунады и музыкально-эксцентрических жанров" предназначена для училищ циркового и эстрадного искусства по специальности № 0508 "Цирковое искусство" (специализация "Эстрадно-цирковая).

Искусство клоунады должно утверждать положительное, позитивное начало через отрицание негативных явлений, фактов социальной действительности. Его отличает публицистичность, оперативность в художественном отражении современной проблематики, в оценке явлений сегодняшнего дня. "Подлинный артист, - отмечал К.С.Станиславский, - горит тем, что происходит кругом, он увлекается жизнью, которая становится объектом его изучения и страсти, с жадностью захлебывается тем, что видит, старается запечатлеть получаемое из вне не как статистик, а как художник, не только в записной книжке, но и в сердце".

Система К.С.Станиславского - общая методологическая основа воспитания актера любого жанра, в том числе клоунады.

Клоунада - один из основных жанров цирка, пользующийся приемами и выразительными средствами комического, такими как пародия, буффонада, гротеск, эксцентрика; сопоставление, преувеличение, преуменьшение, окарикатуривание, заострение, контраст и др.

Основные положения данной программы разработаны на основе системы К.С.Станиславского и теории комического.

Программа по мастерству актера жанра клоунады рассчитана на четыре года обучения.

Программа предусматривает две формы преподавания - лекционную и лекционно-практическую. Лекционно-практические занятия занимают большую часть времени, отведенного на прохождение той или иной темы. Это обусловлено практической направленностью курса.

 

Основные задачи курса

 

- воспитание личности будущего клоуна, поощрение стремления учащихся к свободе самовыражения и поиска своей индивидуальности;

- определение актерской индивидуальности учащегося как основы для создания комической маски;

- усвоение основных положений комического в искусстве клоунады и использование этих знаний на практике (при обработке материала, взятого из окружающей жизни, художественных произхведений литературы, театра, кино, живописи, музыки;

- развитие умения логично и целенаправленно пользоваться одним из главных выразительных средств циркового искусства - трюком, доводя его до образного действия;

- овладение учащимися элементами внутреннего переживания и внешнего перевоплощения по системе К.С.Станиславского.

В курсе следует выделить темы, посвященные задачам создания клоунской маски ("Я" актера - центр вымышленных условий существования", "Сценическое обаяние", "Характерность", "Чужая маска", "Роль", "Маска") и трюковому действию ("Трюк", "Скрытность трюка", "Иллюстрация трюком" и др.).

В процессе обучения должна определиться жанровая принадлежность будущего клоуна: пантомима (меломима), разговорная клоунада, музыкальная эксцентрика, комический номер.

Маска клоуна, его жанровая принадлежность и амплуа - основа в создании репертуара. Для работы над ним можно использовать этюды, придуманные учащимися в процессе практического изучения теории комического, а также классический материал, произведения литературы и изобразительного искусства.

На четвертом году обучения усилия педагогов и учащихся должны быть направлены на уточнение специализации.

Проверка знаний учащихся осуществляется на зачетах и контрольных уроках.

 

Примерный тематический план

 

1 семестр

 

1   Внутреннее и внешнее сценическое действие

2   "Я" актера - центр вымышленных условий существования

3   Комизм сходства

4   Трюк

 

2 семестр

 

5   Процесс оправдывания

6   Актерское обаяние и наивность

7   Комизм контраста

8   Замаскированность трюка

 

3 семестр

 

9   Сверхзадача и сквозное действие

10 Характерность

11 Палитра смеха

12 Иллюстрация трюком или трюк - сюжет

 

4 семестр

 

13 Преувеличение внутреннего и внешнего сценического действия

14 Чужая маска

15 Пародия, буффонада, гротеск

16 Эксцентрический трюк

 

5, 6 семестры

 

17 Целевой спектакль

18 Роль

19 Принципы выбора материала для постановки

20 Образность трюка

 

7, 8 семестры

 

21 Маска

22 Амплуа

23 Репертуар

24 Художественный образ

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1 СЕМЕСТР

 

Тема 1. Внутреннее и внешнее сценическое действие

 

Активность природы актерского искусства. Обоснованность, целесообразность, продуктивность действия. Взаимосвязь внутреннего переживания и его внешнего воплощения ("воображение и фантазия", "если бы", "предлагаемые обстоятельства", "сценическая свобода и внимание").

Органическая молчание и бездействие - основа первичных упражнений и этюдов.

 

Задачи: развитие и усиление работы "ленивого" воображения и фантазии.

Значение наименее действенных тем.

Упражнения как тренаж и подготовка к темам первого семестра.

 

Примеры:

 

1. Предложить учащимся "пожить" жизнью дерева или предмета.

2. "Пластилин", "Скульптуры", "Резиновые игрушки".

 

Вера в подлинность воображения и фантазии - основа возникновения правдивости внешнего действия. С помощью фантазии "можно внутренне перерождать для себя мир вещей".

 

Задача: закрепление на практике элементов актерского мастерства.

 

Упражнение "В мире вещей" как подготовка к освоению темы "Использование предмета не по назначению".

 

Пример:

 

"Можно и так...". Учащиеся садятся по кругу. В центре кладется какой-либо предмет, например, зонтик. В задачу входит придумать для предмета другое использование (юла, пропеллер, колесо, руль, лодка и другое). Учащиеся поочередно входят в круг и раскрывают свой замысел.

Роль событийного ряда в развитии верного психофизического действия: конфликт, оценка, задача, приспособление.

Значение постановки сценической задачи как трех взаимосвязанных моментов: действие, цель, приспособление. Важность продуктивного дейтсвия в процессе выполнения задачи.

Практическая полезность упражнений на "событие".

 

Примеры:

 

1. Учащийся поливает цветок. Вдруг прилетела пчела...

2. Учащийся надувает мыльные пузыри. Вдруг один из них попал ему в глаз...

 

Необходимость разрешения "конфликта" каким-либо способом.

 

Примеры:

 

1. Учащийся примеривает кольцо на палец. Вдруг он обнаруживает, что не может его снять. Тогда он натирает палец мылом, и кольцо соскакивает.

2. "Одеяло убежало, улетела простыня...". В этом упражнении учащиеся вступают в игру с как бы "ожившим" предметом. Это может быть "живая" шляпа, "непослушный" пиджак, "строптивая" тросточка и так далее. Учащиеся должны найти способ усмирить эти предметы - шляпу можно приласкать, пиджаку предложить конфетку и положить ее в карман.

 

Тема 2. "Я" актера - центр вымышленных условий существования

 

Понятие "Я есмь" и его значение для актера. "Я есмь" на нашем языке говорит о том, что я поставил себя в центр вымышленных условий, что я чувствую себя находящимся среди них, что я существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать от собственного имени, за свой страх и совесть" (К.С.Станиславский).

Задачи: закрепление личностных качеств характера учащегося в упражнениях и этюдах по теме "Сходство человека с животным, с предметом, с растением". (Заяц - труслив, осел - упрям, худой как спичка и тому подобное). Органическое проникновение в "характер" изображаемого, поиск аналогичных черт в актерской индивидуальности. Недопустимость слепого копирования. Значение индивидуальности актера-клоуна для нахождения будущей комической маски.

 

Тема 3. Комизм сходства

 

Принципы комизма в разработке и решении этюдов по следующим пунктам:

- сходство человека с растением, предметом, животным;

- использование предмета не по назначению;

- буквализация метафор (фразеологизмов).

Важность  импровизационного начала в работе над упражнениями как возможного материала для этюдов.

 

Этюд "Пылесос"

(получился из упражнения "Не подмажешь - не поедет").

 

Один из учащихся уходит за ширму. Остальные предлагают названия "продуктов питания", сообразно которым учащемуся следует стать тем или иным "предметом". При слове "бензин" учащийся "превращается" в зажигалку - загорается язычком пламени после того, как на нее нажимают. Соответственно, "паровоз" начинает двигаться, когда в его топку забрасывают уголь и прочее. Но вот одному из учащихся в качестве "питания" предлагают электричество и он "превращается" в пылесос. Он просит другого увчащегося, чтобы тот его поносил, в то время как сам, издавая характерный звук, "втягивает" в себя мусор. С одного из товарищей он буквально стаскивает рубашку, а у другого вытягивает из кармана его содержимое. Под финал "пылесос" так "наедается", что начинает кашлять, чихать, так что его приходится выключить.

 

Закрепление полученных навыков повторением. Использование этюда на тему в качестве домашнего задания.

 

Задачи: развитие способности к самостоятельной работе, проверка понимания учащимися пройденных тем.

 

Примеры:

 

Этюд "Красная книга"

 

На манеже установлена Красная книга, состоящая из двух ширм. В книгу с разных сторон заходят разные редкие животные, изображаемые учащимися. Но вот появляется маленькая собачонка. Ей тоже хочется попасть под надежную охрану, но книга закрывается буквально перед ее носом. Что делать? Собачка, свернувшись в клубок, жалобно скулит. Может быть походить на передних лапах и сделать сальто, и тогда ее впустят в красную книгу, решает она. Но все напрасно. Даже после исполнения этих сложнейших трюков ее не впускают. Вдруг появляется группа танцующих лебедей. Книга медленно раскрывается. Собачка, встав на задние лапы, танцует вместе с лебедями, которые поочередно скрываются в книге. Сияя от счастья, она идет за ними. Но вот беда - увлекшись, собачка промахнулась и прошла мимо книги. Когда же она понимает свою оплошность, та опять закрыта.

 

Этюд "Аквариум".

 

Учащиеся используют все виды сходста: с растением - водоросли; с животными - морской конек, рыба молот, рыба-пила, осьминог; с предметом - надувной матрас, батискаф, лодка...

 

Этюд "Заколдованный круг".

 

В форганге появляется учащийся с метлой. Он подметает пол. Но как только он вступает в "заколдованный круг" манежа, метла перестает ему подчиняться. С ней происходит ряд взаимосвязанных превращений, решенных пластично, последовательно и в единой спортивной теме. Метла становится тяжелой штангой и тянет учащегося к манежу - он обнаруживает, что это штанга и поднимает ее. Однако это уже не штанга, а весло, которое затем становится клюшкой, лошадкой, копьем, стремительно летящим за пределы манежа... Учащийся вновь видит в руках обычную метлу.

 

Задание: собрать фразеологизмы, пословицы, распространенные метафоры и многозначные слова. Создать на их основе этюды.

 

Пример:

 

Этюд "Раздуть из мухи слона".

 

Выходит учащийся. Ему мешает муха (пищик). Наконец, разрешив сесть мухе на руку, учащийся подносит ее к уху и слушает с безразличным видом. В это время выходит второй учащийся. Он тоже слушает. Только на него услышанное производит другое впечатление. "Рассказ" мухи поразил его. Взяв муху, учащийся начинает раздувать ее. Получился слон. Оба клоуна замирают в потрясении. Выходит третий учащийся. Обнаружив пред собой воображаемого слона, он достает иголку и протыкает его. Слышен звук выходящего воздуха. Постепенно слон уменьшается до размеров мухи, которая с жужжанием улетает проч. Обрадованные клоуны со смехом уходят.

 

Значение комических приемов по теме "Комизм сходства" в дальнейшей работе над репризами и антре.

 

Тема 4. Трюк

 

Понятие "трюк". Трюк как основа циркового действия. Необходимость и значение трюкового действия в искусстве клоунады и проблема его жанрового разнообразия. Важность и значение развития многоплоскостного внимания.

Логика и оправданность в использовании трюкового действия в упражнениях и этюдах по пройденным темам.

 

Задачи: развитие многоплоскостного внимания в предварительных упражнениях на совмещении трюкового действия и актерской задачи.

 

Примеры:

 

1. Общение с "непослушным" шариком во время жонглирования.

2. Подняться по вольностоящей лестнице, чтобы вкрутить лампочку.

3. Став "проигрывателем", крутить на пальце пластинку.

4. Изображая вентилятор, делать флик-фляки.

5. Ходить на ходулях, буквализируя метафору "творческий рост".

 

2 СЕМЕСТР

 

Тема 5. Процесс оправдывания

 

Главная задача семестра - изучение элементов процесса оправдывания. Первостепенная роль таких элементов, как чувство правды и вера, логика и последовательность, эмоциональная память и память физических действий.

Законы процесса оправдывания логичных и эксцентрических ситуаций в актерской игре. Их всеобщий и обязательный характер.

Необходимость упражнения с "пустышкой" - беспредметным действием. Сходство между предметами по какому-либо признаку (форма, вес и т.д.) как основа для упражнений второго семестра, построенных на взаимодействии сходства и контраста. Практическое освоение понятия "комическое несоответсвие".

Задача: выработка актерской эмоциональной памяти и памяти физических действий.

 

Примеры: упражнения на сходства предметов:

 

- по форме

 

Один из учащихся уходит за ширму. Другой придумывает для себя воображаемого партнера и начинает с ним действовать. Затем он по команде застывает, сохраняя форму предмета. Например, коробка. Теперь выходит учащийся из-за ширмы. В его задачу входит судя только по форме (размерам), догадаться, что это за предмет. Как правило он ошибается. В результате находится много предметов сходных по форм. И главное именно в этом, а не в разгадке. Потом следует предложить учащимся передавать этот "предмет" с сохранением его первоначальной формы, но, в связи с различными догадками у каждого предметы будут различны. Например, палка - кий, кий - удочка, удочка - рапира и т.д.

 

- по весу

 

Один из учащихся держит за ручку какой-либо воображаемый предмет. Судя только по весу, остальные должны догадаться, что это за предмет. При этом находятся предметы, сходные по весу. Например, гиря - чемодан, чемодан - торшер, торшер - стул и прочее.

 

- по воздействию и реакции

 

Упражнение делается аналогично предыдущим. Например, человек трясется. Все думают, что он стоит на тренажере или его бьет током, а он, оказывается, едет в трамвае и прочее.

 

- по использованию

 

Все думают, что учащийся пьет из бутылики, а это оказывается горн и прочее.

Учащиеся придумывают действия с предметом, разгадка которого по сходству с другим предметом обнаруживается только в финале. Например, учащийся, как всем казалось, внимательно смотрит на телевизор. Он крутит ручки, бьет кулаком по корпусу аппарата, борясь с помехами. Когда же он открывает "экран" и достает из "телевизора" вещи, все понимают, что это стиральная машина.

 

Логичное оправдание преувеличения или преуменьшения некоторых предметов в связи с их тенденцией к увеличению или уменьшению.

 

Примеры:

 

1. Учащийся раздувает воздушный шарик до такого размера, что в него можно залезть, посадить друзей и всем вместе улететь на Луну.

2. Сворачивая манежный ковер размером в 13 метров, учащийся в конце концов кладет его в нагрудный карман рубашки.

 

Игра на несоответствие.

 

Пример:

 

Один учащийся уходит за ширму. На коробке, на стороне, скрытой от исполнителя, другие учащиеся пишут млом какой-либо вес. Не видя этой цифры, учащийся поднимает коробку. Как правило, он ошибается в оценке веса, и это вызывает смех. Некоторым все же удается догадаться о тяжести коробки, так как они делают вид, показывающий, с каким усилием они будут поднимать коробку. Например, на коробке написано "200 грамм". Учащийся готовится поднимать вес 200 килограммов. Если зрители смеются, значит, решает исполнитель, вес гораздо меньше. Он тут же перестраивается. Но бывает и так. С каким бы видом учащийся ни подходил к коробке, зрители все равно сеются. Оказывается, на коробке написано "220 вольт".

 

Значение вышеприведенных упражнений в создании этюдов по теме "Логика алогизма".

 

Примеры:

 

Этюд "115 кг."

 

Выходит учащийся. Он видит на манеже штангу. Кажется, что она совсем легкая, так как исполнитель крутит ее вокруг себя, подбрасывает высоко вверх. Опустив штангу на ковер, учащийся вдруг замечает на диске надпись - "115 кг.". Он в удивлении смотрит на штангу и, не веря своим глазам, снова хочет ее поднять. Но не тут-то было. Штанга будто приросла к ковру. Все попытки заканчиваются неудачей. Тогда учащийся просит двух друзей помочь ему. Те с легкостью поднимают штангу и возмущаются тем, что их просят о помощи. Тогда учащийся показывает им на надпись, которую те не заметили. Трое клоунов, сгибаясь под тяжестью штанги, уносят ее с манежа.

 

Этюд "Художник".

 

Учащийся решает нарисовать на листе бумаги женщину, сидящюю в зрительном зале. Закончив рисунок, клоун с удовольствием смотрит на него, сравнивая с натурой. Собирает унести картину и вдруг обнаруживает, что не может этого сделать - он очень тяжелая. Клоун задумывается. Потом стирает изображение и, найдя в зале маленькую девочку, рисует ее. Этот портрет, хоть и не очень легок, но все же его можно унести.

 

Необходимость оправдания алогичной ситуации логикой клоуна. Недопустимость демонстрации результата, вместо построения последовательной цепочки действий, приводящей к результату. Задачи: "Учиться не наигрывать результаты, а подлинно - продуктивно, целесообразно выполнять задачи действия" (К.С.Станиславский).

Возможность упражнений на темпо-ритм. Оправдание вымыслом воображения и предлагаемыми обстоятельствами несоответствия между темпо-ритмом внутренним и внешним; упражнения на "несоответствие мизансцены с душевным состоянием и делом".

 

Тема 6. Актерское обаяние и наивность

 

Основа комической маски актера-клоуна. Общие свойства маски клоуна: детскость, естественность, наивность, правдивость и убежденность. Несоответствие внешнего вида и внутренних качеств как условие неоднозначности маски.

 

Задачи: выявление и закрепление за учащимися характерных черт - любопытство, хитрость, застенчивость, зазнайство, жадность и т.д. Использование в решении этих задач упражнений и мини-этюдов.

 

Пример:

 

Учащиесмя выполняют одну и ту же задачу, каждый с учетом своей индивидуальности. Например, надо войти и поздороваться с присутствующими; избежать опасности; признаться в любви; сориентироваться в незнакомой обстановке.

Недопустимость таких явлений, как наивничанье, желание услаждать и забавлять зрителей. Рассматривать это как проявление дилетантизма.

 

Тема 7. Комизм контраста

 

Контраст между партнерами как основа их манежного существования (Антонов и Бартенев, Никулин и Шуйдин, Ротман и Маковский). Внешний и внутренний контраст. Виды внешнего контраста: фигура, темперамент, рост и так далее (холерик и флагматик, сангвиник и меланхолик, тонкий и толстый, высокий и низкий). Уровни внутреннего контраста: волевой, интеллектуальный, нравственный. Проблема взаимосвязи внешнего и внутреннего контраста на уровне маски соло-клоуна.

 

Понятие "комическое несоответствие". Виды комических несоответствий:

- знание, умение, сила в кажущихся незнании, неумении, слабости (и наоборот);

- показ маловажного важным (и наоборот);

- усложнение простой задачи (и наоборот);

- несоответствие внешнего вида и поведения, слов и дела, цели и средств, причины и следствия и другое;

- анахронизмы: нарушение привычного хода событий, соединение старого с новым, соединение черт различных эпох, сказочного (фантастического) с реальным и другое.

 

Упражнения на практическое освоение комических несоответствий.

 

Задачи: соединить взаимоисключающие друг друга ситуации для практического изучения взаимодействия логики и алогизма, использовать два вида взаимодействия (принцип "перевертыша").

 

Пример:

 

Этюд "Охраняйте тишину!"

 

Учащиеся выносят какой-то плакат. Они с силой колотят молотками, прибивают крепления, громко перекрикиваются, давая друг другу советы, как лучше повесить, ссорятся. Когда же плакат переворачивают, все видят, что на нем написано "Охраняйте тишину!".

 

"Каркасная реприза" как комическое несоответствие. Его вспомогательное значение в процессе создания этюдов и реприз.

Закрепление полученных навыков с помощью домашнего задания - придумать этюд на тему.

Задача: развитие самостоятельных навыков комической обработки жизненных тем.

 

Примеры. Решение одной темы в двух вариантах:

 

1. Усложнение простой задачи.

 

Этюд "Бумажка".

 

На манеже лежит скомканный лист бумаги. Появляется первый исполнитель. В руке у

него портфель. Это - начальник. С недовольным видом он замечает мусор и,

многозначительно кашлянув в сторону форганга, стоит в ожидании. Тут же выбегает

второй исполнитель с портфелем поменьше - это заместитель начальника. Всем

своим видом он как бы спрашивает: "В чем дело?" Начальник кивает в сторону

скомканной бумажки. Заместитель встает рядом со своим руководителем и

многозначительно кашляет. Выбегает третий исполнитель. На нем женский парик и

платье - это секретарша. Так же обратив внимание на бумажку, она встает рядом и,

заложив два пальца в рот, свистит в сторону форганга. Неторопливой походкой

выходит четвертый исполнитель. На нем одежда рабочего, в руках метла. Машинально

подняв бумажку, он с вопросительным видом смотрит на начальство. Те

неодобрительно приказывают жестами положить бумажку на место. Секретарша,

достав из папки белый лист, пишет на нем приказ и передает его в руки заместителя.

Тот накладывает свою резолюцию и передает начальнику, который подписывает и

передает заместителю, а тот уже секретарше, та покеазывает приказ рабочему.

Рабочий уж было собрался поднять бумажку, но его снова останавливает свист

секретарши, оказывается, нужно поставить печати. Приказ опять переходит из рук в

руки должностных лиц, которые ставят всевозможные печати. Приказ опять

возвращается к секретарше. Наконец процедура оформления поднятия бумажки

законцена и рабочий быстро поднимает скомканный лист. Он собирается уйти, но

остальные многозначительно кашляют - необходимо написать отчет о проделанной

работе. Рабочий пишет под приказом одно слово "сделал" и, отдав секретарше лист,

уходит. Секретарша передает заместителю и тоже уходит. Тот накладывает свою

резолюцию и, отдав начальнику, уходит. Начальник подписывает и, желая вернуть

бумагу заместителю, обнаруживает, что уже никого нет. Немного поразмыслив, не

найдя урны, он комкает лист, бросает на манеж и уходит. На манеже  лежит

скомканный лист бумаги.

 

2. Упрощение сложной задачи

 

Этюд "Вольностоящая лестница"

 

Учащийся репетирует баланс на вольностоящей лестнице. Каждая его попытка

заканчивается неудачей. В это время выходит уборщица, которую изображает другой

учащийся. Уборщица подметает пол и вытирает тряпкой пыль. Чтобы протереть

лампочку на потолке, они просит у учащегося /начинающего артиста/ лестницу. Затем

она поднимается по ней, протирая одновременно ступеньки. Оказавшись на самом

верху, уборщица вытирает лампочку и легко спускается вниз. Вернув лестницу

ошеломленному артисту, она продолжает протирать пыль со стульев. Учащийся снова

пытается балансировать, но у него ничего не получается. Уборщица понимающе

смотрит на его старания - уж очень это сложно - балансировать на вольностоящей

лестнице.

 

Тема 8. Замаскированность трюка

 

Понятие "комический трюк". Роль комического трюка в создании алогичной ситуации. Замаскированность - свойство комического трюка. Использование этого свойства в упражнениях и этюдах.

 

Задача: закрепление элементов, составляющих процесс оправдывания алогичной ситуации.

 

Примеры:

 

1. Учащийся, чтобы создать впечатление сильного человека, делает на кольцах крест. При этом он не обнаруживает никаких видимых усилий. Когда же он сходит с колец, зритель видит, что в рукава его пиджака была вставлена палка.

2. Учащийся поливает цветок из воображаемой лейки - цветок распускается; учащийся предлагает морковку воображаемому зайцу, и тот тут же ее "откусывает".

 

Приобретение навыков самостоятельного изготовления трюкового реквизита. Помощь педагога в налаживании контакта учащихся с рабочими слесарных и столярных мастерских.

 

Тема 9. Сверхзадача и сквозное действие

 

Освоение элементов системы К.С.Станиславского - сверхзадача и сквозное действие в процессе постановки отрывков из литературных произведений известных комедиографов. Работа над отрывком - тщательный разбор всего произведения и выявление его сверхзадачи.

Необходимость правильного определения сверхзадачи. Комическое несоответствие (например, претензия ничтожества казаться значительным) как основа сверхзадачи комического произведения ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, "Ревизор" Гоголя, "Клоп" Маяковского и т.д.).

Контрдействие - условие возникновение конфликта комического произведения. Конфликт - пружина развития комического сюжета. Необходимость рассмотрения контрдействия и конфликта в связи с элементами общения и приспособления. Антре "Дедушкин сад": клоун, чтобы истоптать чужую шляпу, отвлекает партнера рассказом о дедушкином саде. Антре "Вода": клоуны, желая облить своего приятеля, отвлекают его игрой с мячом и воронкой.

 

Задача: закрепление элементов - контрдействие, конфликт, приспособление - в работе над упражнениями и мини-этюдами.

 

Пример:

 

Учащиеся придумывают такие ситуации, в которых они вынуждены казаться не теми, кем являются на самом деле или же выполнять действия, идущие в разрез с их желанием. Так, учащийся, для того чтобы отпроситься с урока, притворяется больным; чтобы съесть чужое варенье, учащийся делает вид, будто совершенно к нему равнодушен и так далее.

Необходимость выразительности речевого аппарата в работе над сценическим воплощением литературного материала. Освоение элементов сценической речи - логическая пауза, оценка, внутренний монолог, темпо-ритм, подтекст (восклицание клоуна Е.Майхровского "О-е-ей" меняет эмоциональную окраску в зависимости от ситуации. Оно бывает веселым, добродушным, вопросительным, ироничным, гневным).

 

Пример:

 

Учащиеся находят слово, букву, междометие, посредством которого выражают интонационно различные чувства.

Действенное содержание сценической речи. Сходство законов речи с законами "красноречивого" действия. Их общие свойства: непрерывность, логика, оправданность внутренним переживанием, выразительные паузы.

 

Задача: закрепление полученных навыков в упражнениях на практическое освоение видов словесного комизма: шутка, ирония, сарказм, намек, насмешка, острота, сравнение, метафоричность, парафраз, каламбур, иносказание и другое.

 

Тема 10. Характерность

 

Перевоплощение как основа создания сценического образа театрального актера, характерность маски клоуна. "Характерность - это та же маска, скрывающая самого актера человека" (К.С.Станиславский). Характерность для клоуна - это маска, наоборот, раскрывающая актера-человека. Значение характерности для раскрепощения, преодоления природной застенчивости и скованности учащегося, раскрытие их индивидуальности.

Внешняя маскировка в создании маски клоуна: парик, нос, борода, усы, живот и другое. Роль внешней маскировки для выявления внутренних переживаний и недопустимость ее использования как способа маскировки пустоты.

Изучение важного момента характерности - "игры отношения" человека-артиста к артисту-роли. Роль и принципы "игры отношения" в создании сатирических образов. Важность и значение пройденного материала для создания маски клоуна.

 

Тема 11. Палитра смеха

 

Понятие "комическое". Видя комического: юмор, шутка, насмешка, ирония, сарказм, сатира. Их сходство и различие. Сущность изображаемого явления и его решающее значение в выборе того или иного вида комического. Понятие "амбивалентность смеха".

Закрепление полученных знаний в определении богатства смеха и комической техники какого-либо литературного произведения.

"Женитьба Фигаро" Бомарше: переодевание, интрига, шутка, плутовство, обманутые обманщики, неожиданный поворот событий, остроумный диалог. Комедийное творчество Гоголя: преувеличение, несуразность, ирония, народный беззлобный юмор и острая сатира, гротеск и фантастичность, "переворачивание" ситаций.

 

Задачи: выбор литературного отрывка для практической работы по темам: юмор и сатира; постановка литературных произведений малых форм (рассказ, новелла, памфлет, фельетон, басня, стихотворение).

 

Тема 12. Иллюстрация трюком, или трюк-сюжет

 

Иллюстративная функция трюка в развитии сюжета (трюк-сюжет). Использование его в постановке литературных отрывков (Можно проиллюстрировать рассказ Марка Твена "Как я укрощал велосипед" серией трюков на велосипеде, как это делает А.Марчевский в репризе "Укощение моноцикла").

 

Задача: дальнейшее совершенствование навыков логичного и оправданного трюкового действия в создании комедийных ситуаций.

 

4 СЕМЕСТР

 

Тема 13. Преувеличение внутреннего и внешнего сценического действия

 

Преувеличение внутреннего и внешнего сценического действия и его формы. Внешнее оправдание внутреннего преувеличения. Образ-символ. "Настоящий гротеск -  это внешнее наиболее яркое смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания" (К.С.Станиславский).

 

Работа над этюдами

 

Задачи: учащиеся должны выбрать какой-либо социальный тип и найти характерные для него атрибуты, преувеличение которых позволяет создать образ-символ. Пример: Олег Попов, изображая бюрократа, выходит с огромным портфелем, а изображая тунеядца, "идет в будущее" с большими ложкой и вилкой.

Техника актерской игры. Преувеличение как основа "особой манеры" манежного существования актера-клоуна. Особая манера говорить на сцене. Голос - постановка и выработка дикции и так далее, действие - круговое построение мизансцены и подачи слова.

Зритель в цирке - соучастник действия. Формы и виды актерской игры со зрителем. Зритель как подыгрывающий партнер. Важность элемента приспособления в игре со зрителем.

Практическое освоение такого вида манежного общения, как общения клоуна со зрителем. Правила и специфика актерской игры - общение с партнером через зрителей. Разработка и осуществление упражнений и этюдов для приобретения соответствующих навыков.

 

Задача: выработка учащимися выразительности, четкости, обобщенности пластики.

 

Примеры:

 

1. Упражнение "Веер"

 

В задачу учащихся входит придумать такое выразительное действие (приспособление), которое могло бы привлечь всеобщее внимание. Следует заметить, что действия учащихся должны быть не случайными, а соответствующие их маскам.

 

2. Упражнение "Бумеранг"

 

Учащиеся должны так действовать и говорить на манеже, чтобы любое их действие или слово облетало весь зал и, как бумеранг, возвращалось к ним. Можно предложить одному учащемуся делать уже известный этюд, в то время как остальные сидят по кругу зрительного зала. Каждый из "зрителей" может останавливать играющего, если действие или слово осталось напонятным.

 

Приобретение навыков импровизации. Важность в общении со зрителем. Необходимость мобилизации сценического внимания и всей актерской техники для мгновенной корректировки своих действий, для смелого и находчивого использования непредвиденных ситуаций. Роль импровизации в накоплении нового материала. Закрепление полученных навыков в работе над упражнениями и этюдами на оправдывание чужих "если бы" и "предлагаемых обстоятельств". Умение делать их своими собственными.

 

Задачи: развитие у учащихся способности к импровизационности, к активной работе воображения.

 

Пример:

 

упражнение "Сюрприз"

 

Один из учащихся делает какой-либо этюд. В задачу других входит предлагать ему различные неожиданные обстоятельства: пожар, муха, дождь...

Необходимость этих навыков в работе над классическимси репризами и клоунадами из репертуара "чужих масок".

 

Тема 14. Чужая маска

 

Копирование чужих масок - возможный путь нахождения собственной маски клоуна. По словам Карандаша, "маска Чаплина сперва помогла, затем помешала" ему в работе.

Определение индивидуальности будущего клоуна в процессе выбора чужой маски для подражания. Переосмысление ее сообразно своей индивидуальности. Недопустимость буквального повторения.

 

Тема 15. Пародия, буффонада, гротеск

 

Изучение специфических особенностей жанра клоунады. Умение пользоваться его приемами и выразительными средствами. Приемы: пародия, буффонада, гротеск. Их выразительные средства: гипербола, литота, сопоставление, контраст и другое. Проверка полученных знаний в практической работе над постановками реприз и антре.

Задачи: выработка стремления к познанию приемов комического и их специфики в клоунаде, к изучению наследия русских и советских клоунов, к совершенствованию навыков актерского мастерства - определение сверхзадачи, основной линии действия, контрдействия, кусков и задач и другое в работе над репризой и антре; к индивидуальному прочтению и новому решению классических клоунад.

 

Пример:

 

Учащиеся показывают свои варианты антре "Отелло" в итоговом экзамене. Все они оригинальны, не повторяют друг друга. Так, например, в одном из них Дездемона предлагает Отелло свою трактовку шекспировской трагедии. Герои меняются местами. Отелло ложится на кушетку и читает газету. Входит современная Дездемона, нагруженная сетками с продуктами. Возмущенная поведением мужа, она угрожает ему суровой расправой.

Плодотворность работы целой группы учащихся, разделенных на несколько подгрупп, только над одним произведением. Поиск своих вариантов и новых акцентов смеха.

Акцентирование внимания учащихся на возможности соединения и взаимопроникновения приемов клоунады. В целях четкого освоения материала разграничение его на пункты: а) пародия; б) буффонада; в) гротеск.

Возможность использования любого вида смеха в показе реприз и антре по называнным приемам, а также их трактовка в любой драматургической форме: пародия - реприза, буффонада, гротеск - антре.

 

Тема 16. Эксцентрический трюк

 

Понятие "эксцентрика". Эксцентрический трюк - одно из главных выразительных средств искусства клоунады для воплощения комедийного материала, основанного на приемах пародии, буффонады и гротеска. Важность трюкового действия в реализации этих приемов, основанных на преувеличении внутренних переживаний. Его необходимость "для самых сильных моментов душевных подъемов, для... творческого вдохновения" (К.С.Станиславский). Формы эксцентрического трюка: искажения пластики; неожиданное или контрастное действие; использование специального реквизита с особой зарядкой и так далее. Виды эксцентрического трюка: действенный, действенно-словесный, словесный.

Освоение приема буффонады с помощью эксцентрического трюка (плач, смех, трюковой парик, аппачи, каскады). Его роль в показе преувеличенного несоответствия формы и содержания. Необходимость повышенных требований к актерской игре в момент использования этих трюковых приемов, недопустимость формального их исполнения.

 

Задача: приобретение навыков в освоении трюковой техники буффонады в упражнениях и мини-этюдах на оправдывание аппача, смеха, каскада, плача.

 

Примеры:

 

1. На щеку учащемуся садится оса (воображаемая). Не решаясь ее убить, учащийся плачет. Другой учащийся, чтобы помочь другу в беде, делает апач и убивает осу. Первый учащийся принимает апач, падает от удара на спину (задний каскад) и смеется от радости, что опасность позади.

 

2. Этюд "Письмо"

 

Выходит учащийся с письмом. Он начинает его читать и заливается смехом. Дочитав до середины текста, учащийся перестает смеяться и начинает постепенно всхлипывать. В конце письма он совершенно зареван. Однако, немного подумав, учащийся отрывает "плохую" половину письма и оставляет только ту часть, которая вызывает у него смех.

 

3. Этюд "Смерть золотоискателя"

 

Учащийся случайно падает (каскад) и, когда встает, находит на месте падения золотую монету. Откуда? Может быть, вы потеряли? - учащийся смотрит на зрителей. Собирается уже уйти, но на всякий случай падает еще раз и ... о чудо! Под ним опять золотая монета. Обрисовав место воображаемой чертой и застолбив таким способом золотоносную жилу, учащийся начинает падать, выбивая каждый раз золотые монеты (серия всевозможных каскадов). Чем сильнее падение - тем больше монет. Вот учащийся уже совсем обессилел, даже не может подняться на ноги. Тогда он поднимает руку и роняет ее на ковер - под ней находит маленькую монету. Бьет в изнеможении пальцем - золотая песчинка...

 

Закрепление полученных навыков в связи с пройденным материалом по темам: "Использование предмета не по назначению", "Буквализация метафор", "Замаскированность трюка".

 

5 И 6 СЕМЕСТРЫ

 

Тема 17. Целевой спектакль

 

Основополагающее значение в постановке целевого спектакля учения К.С.Станиславского о сверхзадаче. "Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний и мук и радостей" - (К.С.Станиславский) главная задача спектакля. Разработка и решение специфического воплощения свехзадачи автора художественного произведения в клоунском спектакле. Сверхзадача автора - сверхзадача клоунского спектакля.

Возможность постановки целевого спектакля на основе небольших произведений одного автора, объединенных одной общей сверхзадачей. Тема борьбы с пошлостью и мещанством в рассказах А.П.Чехова.

Задача: уметь использовать ранее пройденные элементы внутреннего переживания и внешнего воплощения по системе К.С.Станиславского, обратив особое внимание на следующие - сверхзадача, куски и задачи, сквозное действие, темпо-ритм.

 

Пример:

 

Оригинальное решение поэмы Твардовского "Василий Теркин" - шутки Теркина, построенные на словесном комизме, были трансформированы на действенно-трюковой язык цирковой клоунады. Их заменили репризы из репертуара советских клоунов, работавших в период Великой Отечественной войны: Карандаша, Вяткина, Бермана.

 

Тема 18. Роль

 

Основополагающее значение сверхзадачи спектакля в нахождении сверхзадачи роли. Подчеркивая это, К.С.Станиславский писал: "Необходимо искать отклики в душе артиста, для того, чтобы сверхзадача и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни. Важно, чтобы отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и вместе с тем не расходилось с замыслом писателя. Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво. Артист должен сам находить и любить сверхзадачу. Если же она указана другими, необходимо провести сверхзадачу через себя и эмоционально взволноваться ею от своего собственного, человеческого чувства и лица. Надо уметь сделать каждую сверхзадачу своей собственной. Найти в ней внутреннюю сущность, родственную душе".

Необходимость в работе над ролью синтеза ее характерности с чертами, присущими маске будущего клоуна. Относительная самостоятельность маски в "игре отношений" артиста-клоуна к артисту-роли.

 

Задача: воспитание в актерской личности таких важных принципов, как: учиться чувствовать перспективу роли и четко распределять задачи сквозного действия на пути к конечной цели; сохранять свои темпо-ритм, индивидуальный план и "зерно" роли, действуя в конкретном заданном темпо-ритме всего произведения; чувствовать группу при сохранении характерности роли, чувствовать роль при сохранении своей актерской индивидуальности.

Значение перспективы и непрерывности роли для будущего клоуна для связи номеров дивертисментной программы в единый спектакль. Необходимость чутко улавливать настроение и темпо-ритм программы. Недопустимость "выключения" из общего действия.

Мастерство артиста клоунады и эксцентрических жанров.

 

Тема 19. Принципы выбора материала для постановки

 

Соединение системы К.С.Станиславского с теорией комического как основополагающий принцип выбора материала для постановки клоунского спектакля (меломимы).

Предпочтительное использование художественных произведений комических жанров: комедия, памфлет, фельетон, сказка, басня, карикатура. Выявление комических приемов, используемых этими произведениями и решение их специфическими средствами клоунады. Как возможные темы для работы над пантомимой (меломимой) произведения таких комедиографов, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Маяковский, Зощенко, Мольер, Бомарше, Гофман, Марк Твен, Джером К. Джером, Гашек, Чапек; сказочники - Ершов, Шварц, Гоцци, Братья Гримм, Андерсен, Шарль Перро, Линдгрен, Л.Керолл; карикатуристов - Кукрыниксы, Бидструп, Жан Эффель и другие.

 

Задачи: дальнейшее закрепление основных положений теории комического в клоунаде в работе над целевым спектаклем; выработка умения трасформировать комические жанры литературы, живописи на язык клоунады, умение находить стилевую близость.

 

Тема 20. Образность трюка

 

Эпизодическое использование трюка режиссерами театра К.С.Станиславским, Е.Б.Вахтанговым, В.Э.Мейерхольдом, А.Я.Таировым. Обязательное решение с помощью эксцентрического трюка циркового клоунского спектакля - образные характеристики персонажей, разрешение их взаимоотношений. Достижение образности трюка - вершина мастерства актера-клоуна.

 

Задача: уметь логично и целенаправленно использовать одно из главных выразительных средств циркового искусства - трюк, доводя его до образного действия.

 

7 И 8 СЕМЕСТРЫ

 

Тема 21. Маска

 

Специализация - цель и конечный этап курса "Мастерство актера", основанного на органичном сочетании системы К.С.Станиславского и теории комического. Создание комической маски. Маска комедийного героя манежа, включающая оригинальный грим, гиперболизированные черты характера, самобытный костюм, своеобразную манеру речи и поведения, индивидуальную "алогичную" логику мышления.

 

Задачи: углубление и развитие знаний и полученных навыков по темам, посвященным созданию клоунской маски: "Я" актера - центр вымышленных условий существования", "Актерское обаяние и наивность", "Характерность", "Чужая маска", "Роль". Продолжение работы по закреплению общих черт, свойственных любой маске клоуна и выявление таковых, которые делают ее единственной и неповторимой.

 

Тема 22. Амплуа

 

Определение жанровой принадлежности будущего клоуна (пантомима, меломима, разговорная клоунада, музыкальная эксцентрика, комический номер) в процессе практических занятий по закреплению теории комического, художественных приемов искусства клоунады. Одна из задач специализации - разделение учащихся по амплуа (коверный клоун, буффонадный, музыкальный, соло-клоун) на основе полученных навыков в период освоения тем, посвященных трюковому действию: "Трюк", "Замаскированность трюка", "Иллюстрация трюком" или "Трюк-сюжет", "Эксцентрический трюк", "Образность трюка". Проверка полученных навыков.

 

Задача: определение жанровой принадлежности и амплуа будущего клоуна.

 

Тема 23. Репертуар

 

Роль маски клоуна, его жанровой принадлежности и амплуа в создании репертуара. Вспомогательное значение классического материала в создании будущего репертуара клоуна. Пересмотр его в соответствии с современной проблематикой, задачами искусства клоунады, с учетом индивидуальности клоуна. Возможность использования этюдов, которые делались учащимися в процессе практических занятий по теории комического.

 

Задача: доведение этюдов репризного характера до художественного произведения - реприза, антре.

 

Тема 24. Художественный образ

 

Роль и функция автора, художника, композитора в создании манежного образа клоуна, его репертуара.

 

Задача: научить будущих клоунов работать с автором, художником, композитором.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Авенариус Г. Чарльз Спенсер Чаплин. - М., 1960

Акимов Н. Театральное наследие: Сб. в 2-х кн. - Л., 1978

Ардов В. Разговорные жанры эстрады и цирка. - М., 1968

Благов Ю. Советские клоуны. - М., 1967

Борев Ю. Комическое. - М., 1970

Борев Ю. Эстетика. - М., 1981

Вахтангов Е. Материалы и статьи. - М., 1950

Вулис А. Метаморфозы комического. - М., 1976

Вяткин Б. Жизнь клоуна. - Л., 1975

Ганешин К. Ротман и Маковский. - М., 1982

Гуревич З. О жанрах советского цирка. - М., 1984, с.94-120

Дземидок Б. О комическом. - М., 1974

Дмитриев Ю. Советский цирк. – М., 1963, с.135-169; 271-309

Дмитриев Ю. Эстрада и цирк глазами влюбленного. – М., 1971

Завадский Ю. Рождение спектакля. – М., 1957

Зайцев К. Я клоун. – М., 1979

Захава Б. Мастерство актера и режиссера. – М., 1978

Зворыкин Ю. Юмор в публичном выступлении. – М., 1977

Искусство клоунады. – М., 1969

История западноевропейского театра. Т.1. – М., 1956

Кнебель М. О том, что мне кажется особенно важным. – М., 1961

Кристи Г. Воспоминания актера школы Станиславского. – М., 1968

Макаров С. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. – М., 1981

Макаров С. Советская клоунада. – М., 1986

Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. – М., 1968

Местечкин М. В театре и цирке. М., 1976, с.115-167

Немирович – Данченко В.И. Театральное наследие. - М., 1952

Никулин Ю. Почти серьезно. – М., 1979

Никулин Ю., Татарский М. Цирковые клоунады.  – М., 1970

Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М., 1984

Пропп В. Проблемы комизма и смеха. – М., 1976

Реми Т. Клоуны. – М., 1965

Славский Р. Виталий Лазаренко. – М., 1980

Славский Р. Леонид Енгибаров. – М., 1972

Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. – Любое издание

Таиров А. О театре. – М., 1970

Таланов А. Братья Дуровы. – М., 1971

Таршис Н. Музыка спектакля. – Л., 1978

Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2-х кн. – Л., 1984

Фальковский А. Художник в цирке. – М., 1978, с.34-39; 107-118

Цирк. Маленькая энциклопедия. – М., 1973

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100