Медведи на батуте
Эквилибрист уверенно стоит на шесте, который держат два его партнера. Затем он легко делает курбет, то есть, взлетев в воздух, фиксирует на шесте стойку. Другой исполнитель прыгает на батуте — упругой сетке, натянутой над манежем. Третий — балансирует на трех, поставленных одна на другую катушках...
ЛУИДЖИ БЕЗАНО с одним из своих питомцев. Отличный прыжок!
Все это исполняют не знаменитые Солохины, не популярные Хоменко, не талантливый Черных и не какие-либо другие артисты. Вообще — не люди... Прыжки на батуте, баланс на катушках, курбет на шесте освоили гималайские медведи в новом номере Луиджи Безано. Медведям в нашем цирке повезло. Тут и знаменитые «артисты» Валентина Филатова, и великолепная дрессура Эльвиры Подчерниковой, и феноменальный универсал Гоша Ивана Кудрявцева, и уморительные хоккеисты Анатолия Майорова (о покойном рубановском Потапе я уж не говорю). Трудновато на таком богатом фоне остаться в работе с медведями самобытным, идти своим путем, никому из именитых мастеров не подражая. Но Безано всегда делал свое...
В финале его прежнего номера медведи ездили на разновысоких велосипедах, мчались на мотоциклах, а дрессировщик на ходу вскакивал на площадку, закрепленную над задним колесом. Но, поскольку нечто подобное есть у других дрессировщиков, Безано от этого финала отказался, что ничуть не обеднило его новый номер. Представитель старинной цирковой династии обрусевших итальянцев, Луиджи Безано прошел свои «университеты» прямо на манеже. А «профессором» его был и остается отец — Александр Луиджевич Безано, универсальный артист, сумевший привить сыну большую любовь к животным и тонкое понимание их.
В номере Безано нет властного хозяина-дрессировщика и покорных работников-животных. Есть партнеры, одинаково увлеченные веселой игрой, любящие и понимающие друг друга, что заметно даже с самых последних рядов любого цирка. Вот Луиджи выбрасывает медведя в стойку, и тот делает курбет уже в руки дрессировщика. Вот медведь обрывается со стойки на кульбит, и исполнители, вместе перевернувшись, синхронно исполняют «комплимент». Можно было бы совсем забыть при такой четкой работе, что на манеже человек и медведи, если бы не забавное попрошайничество животных, которые после каждого трюка тянутся к безановскому карману. Но и это медведи делают мягко, комично, без всяких «криков и рыков».
А поощрять их есть за что! Над батутом устанавливается турник, и медведь взлетает на него, оттолкнувшись от сетки. Подобного в цирке не было, как и многого из того, о чем рассказано вначале. Впервые освоен в цирке и «медвежий футбол». Эта дерзкая мысль родилась у ассистента Бориса Ярчевича. Коллектив у Безано небольшой, но дружный, фанатически преданный своему делу. Разумеется, весь этот номер не смог быть столь блистательным, каким он получился, если бы не два обстоятельства.
Первое — это артистичность самого Безано. Он обаятелен и интеллигентен, что для сегодняшнего цирка весьма существенно. Нет на манеже более отвратительного зрелища, чем палка дрессировщика, которую он пускает в ход, если у животных что-либо не получается. У Безано в руках нет ничего. Медведям он предоставляет видимую свободу. Так, например, медведица Любка сама берет стоящую у барьера табуретку, водружает ее в центре манежа на стол, делает на ней стойку, затем ставит на место. А Безано в это время вообще на манеже нет. Правда, за Любкой следят зоркие глаза Александра Луиджевича, но он держится от нее на почтительном расстоянии, находясь в форганге.
Второе обстоятельство — это явно ощутимая рука режиссера. Безано репетировал в Харьковском цирке, где ставил ему номер и помогал, вникая в каждую мелочь, опытный режиссер Евгений Зискинд. В результате создано зрелище, отмеченное хорошим вкусом, пронизанное мягким юмором. В нем сочетаются высокое мастерство дрессуры с изящной и очень современной манерой исполнения. Конечно, со временем находки прибавятся, будут найдены еще какие-то веселые неожиданности, усложнятся и без того сложные трюки. Номер перспективен, и показанное сейчас следует рассматривать как удачное начало. А о том, что оно удачно, свидетельствует ежедневное «скандирование» взыскательного ленинградского зрителя, которому новая работа Безано явно пришлась по душе.
И, наконец, вот о чем еще хочется сказать. Прошлой осенью наш журнал напечатал под рубрикой «Навстречу 50-летию Великого Октября» обязательство Луиджи Безано подготовить новый номер. Свое слово артист сдержал.
Ю. БЛАГОВ, спецкор «Советской эстрады и цирка»
Журнал Советский цирк. Июнь 1967 г.
оставить комментарий