Местная тема
Нет филармонии в стране, которая хотя бы раз в год не пыталась создать эстрадную программу на местную тему.
Автору этих строк довелось принимать участие в создании нескольких таких программ, и потому все, что здесь будет написано, является результатом его наблюдений, плодом его исканий, находок и ошибок. К сожалению, весьма часто законное и понятное желание филармонии создать программу, в которой отображалась бы жизнь своего города, области, края, республики, зиждется на двух факторах: наличии средств по статье расходов на репертуар и наличии в штате филармонии хотя бы одного артиста разговорного жанра. Как правило, такая программа заказывается из расчета работы «на выезд», ибо почему-то в филармониях бытует такое мнение, что воронежцам о Воронеже или алмаатинцам об Алма-Ате слушать неинтересно.
Вот этот заказ «на выезд» и определяет некий туристско-проспектный характер таких программ. Сами названия: «Мы из Баку», «Приезжайте во Владимир», «Песня о Тбилиси» и даже «Веселые ребята из Омска» уже ясно говорят о направлении таких программ. Они почему-то носят зазывательно-рекламный характер. Артисты, участники этих программ, во вступительной и прощальной песенках, в фельетоне уверяют иногородних зрителей, что нет в мире лучше города, чем Вологда, что лучшие рассветы бывают во Владивостоке, а закаты — в Архангельске. Недавно автору этих строк довелось слышать, как директор одной южной филармонии уговаривал эстрадную пару ехать к нему на работу. Нет, он не говорил о творческих планах филармонии, о будущих программах, о режиссуре. Говорил он только о... помидорах.
— Дорогие мои, да у нас помидоры по полкило каждый, почти задаром.
Этот разговор очень напоминает многие доводы в пользу того или иного города в текстах эстрадных программ. Как обычно строится такая программа? Создался уже некий стандарт, который боятся нарушить деятели многих филармоний. Песенка информационного характера, рассказывающая, откуда приехали артисты, обзорный фельетон, бегло повествующий о прошлом, настоящем и будущем города, края, области, республики, которые представляют артисты. Вот на этот-то фельетон и ложится основная смысловая нагрузка программы.
К сожалению, здесь больше всего дает себя чувствовать штамп и стандарт. Фельетоны строятся по такому принципу: немного истории, вернее, исторических анекдотов. Например, в программе «Воронежские вечера» рассказ о том, что первая «швальня» (портняжная мастерская) в России была создана Петром Первым в Воронеже. Отсюда уже перебрасывался мостик к современным ателье мод, к их качеству работы и т. д. В Волгоградской программе сообщалось о том, что Александр Дюма бывал в Царицыне и даже собирался написать роман о волжанах. Слов нет — броский, интересный факт нужен в эстрадном фельетоне, но если он правильно осмыслен автором и приведен в какое-то единство с другими фактами из жизни города. Но как часто в программах на местную тему без всякого отбора звучат с эстрады просто факты:
— А знаете ли вы, что из нашего города ушел пешком в Москву Михайло Ломоносов?!
— А знаете ли вы, что именно у нас Грибоедов прятал от жандармов рукопись «Горе от ума»?!
Сообщив зрителю два-три таких факта из исторического прошлого, автор наскоро в общих фразах рассказывает о становлении Советской власти, гражданской и Отечественной войнах, называет имена двух-трех героев и переходит к сегодняшнему дню. И вот тут несостоятельность подобного экскурсионного метода проявляется особенно ярко. О героических делах и людях, о великом преобразовании наших городов и сел, о их новом облике рассказывается очень часто скороговоркой, сухо — «без божества, без вдохновенья». Если бы это происходило только от неспособности автора программы — это еще полбеды. Можно пригласить другого — талантливого, самобытного, со своим взглядом на жизнь. Дело в том, что местными органами культуры очень часто к программам «на местные темы» предъявляются такие же требования, как к докладной записке при бухгалтерском балансе. Главное, ничего не забыть и ничего не упустить. Рассказать зрителям обо всем — от тяжелой промышленности до вологодских кружев, дагестанских ковров и нежинских огурцов. И вот на эстраде появляются рифмованные отчеты или репризные доклады о жизни города, края, области... Зрители уже привыкли, что в программах на местную тему, как правило, не бывает сатиры. Почему? А это тоже требование «заказчика».
Ну зачем нам, говорят работники органов культуры, рассказ о неполадках тамбовской или тюменской жизни везти в Одессу или Курск? Зачем выносить сор из избы?! Конечно, узкая местная тема, — скажем, о недостатке городского транспорта в Омске — едва ли заинтересует жителей Орла. Но если общесоюзная сатирическая тема о качестве строительства, бюрократизме, тунеядцах будет в «местной» программе окрашена в какие-то свои, особые, именно Курску или Омску присущие тона, если будут использованы местные частушки, поговорки, речения — от этого выиграет и программа и зритель.
Особо надо сказать о программах, создаваемых в курортных филармониях кавказских Минеральных Вод, Ялты, Сочи, где зритель часто меняется, где артисты, не выезжая из дому, как бы выступают на общесоюзной эстраде. В этих программах нет недостатка в сатире, но идейно-художественное качество ее наводит на грустные размышления. Сатира в этих программах весьма часто не идет дальше высмеивания курортных дамочек, номенклатурных жен, молодых стиляг и пожилых пьяниц. Если послушать подряд несколько таких курортных программ, то создается впечатление, что берега Черного моря и кавказские города прямо-таки наводнены неверными мужьями, легкомысленными искательницами приключений, «модерновыми» молодыми людьми и преферансистами. В курортных программах «У самого синего моря», «Чистый воздух», «Приезжайте отдыхать!» зритель почему-то старательно оберегается от больших тем жизни страны, от жгучих проблем современности. Создатели этих программ считают, что их зритель находится на отдыхе и его надо только развлекать. Развлекать любыми средствами! Вероятно, поэтому в курортных программах так часто мы встречаемся с пошлостью и халтурой.
Когда драматический, оперный, опереточный театры готовят произведения на местную тему, этому обычно предшествует большая работа с автором, осваивание нового материала режиссером, композитором, художником, актерами... Как часто читаешь в прессе сообщение о том, что перед постановкой нового спектакля коллектив театра выезжал к своим будущим героям, знакомился, изучал... Почему же на эстраде создание произведения на местную тему происходит так облегченно?! Без учета творческих возможностей, без подготовки, без изучения будущего материала приглашается автор (как правило, «варяг»). Он «по-быстрому», за две-три недели, осваивает совершенно новый для себя материал, затем участники будущего представления репетируют месяц (как правило, без отрыва от производства), в артисты разговорного жанра срочно мобилизуются жонглеры, балерины и даже рабочие сцены, придумывается броское название для афиши — и программа готова. Назначается просмотр, художественный совет делает ряд «серьезных» замечаний, группа дает обещание все доделать в пути и... уезжает на гастроли.
А на гастролях все, что недоработано, все, что не звучит, не доходит, быстренько заменяется старыми проверенными «шлягерами», и часто от местной темы и благих пожеланий остается одно название. Поучителен в этом смысле недавний опыт куйбышевской филармонии. Лет пять-шесть тому назад там была создана программа с броским (правда, не очень грамотным) названием «Не Самара городок». Литературное, идейно-художественное качество программы было весьма невысоко. Коллектив выехал на гастроли и в дороге заменил все неудавшиеся номера проверенными «верняками». Просуществовала эта программа до того города, где решили устроить просмотр без зрителей. Кажется, это произошло в Кисловодске — программа была снята. Филармония заказала новую программу. Были затрачены: время, силы, деньги, а когда текст был написан, оказалось, что некому играть — артисты, не дождавшись нового литературного текста, перекочевали в другой город.
В Омске программу поставил режиссер местного драматического театра. Она получила весьма лестную оценку зрителя, печати. Прошла при аншлагах... семь раз, а затем была снята потому, что ведущая актерская пара перебралась в Москву. А в составе омской филармонии не нашлось замены. Я привожу эти примеры, чтобы показать, на каком шатком творческом и организационном фундаменте пытаются иногда строить эстрадные программы наши филармонии. Так неужели нет положительных примеров в создании программ на местные темы? — вправе спросить читатель. Есть! И среди них весьма интересен и поучителен многолетний опыт саратовской филармонии. Эстрадные программы «Шипы и розы», «Саратовские страдания», «Наш веселый спутник» сделают честь любой эстрадной площадке. Здесь сочетание интересной местной темы с вдумчивой подлинно творческой работой писателей, композиторов, режиссеров, артистов дает самые благие результаты. В этих программах, в программах горьковской филармонии (автор сознательно не останавливается в этой статье на программах Москвы и Ленинграда) и некоторых других филармоний мы видим яркие интересные авторские, актерские, режиссерские находки. Недаром многие номера из этих программ живут долгие годы.
Да, местная программа нужна! Но, вероятно, нужен иной подход к ее созданию. Руководство любой филармонии должно ясно понимать и трезво учитывать свои творческие возможности. Если в одной филармонии это может быть полноценная интересная программа, то другая филармония может ограничиться только фельетоном, только песней, только частушками... И в этом нет ничего зазорного. В искусстве количество в качество не переходит. Лучше один хороший фельетон о родном крае, одна хорошая песня, чем целое плохое обозрение. Процесс создания программ на местную тему должен прежде всего быть творческим. Не потому создавать программу, что «горят» деньги в смете, и не потому, что у соседей есть, а у нас нету! Нет, созданию программы должна предшествовать большая работа и прежде всего трезвый учет всех возможностей. Надо не только приглашать «варягов» из Москвы и Ленинграда, но искать и открывать авторские силы среди местных писателей, журналистов, краеведов, нужен композитор, знающий и чувствующий местную песню, нужен режиссер, умеющий ставить эстрадные представления, нужен художник, понимающий специфику эстрады и, наконец (главным образом!), нужны эстрадные актеры, которые могут все эти задумки донести до зрителя.
Я говорю элементарные вещи, но если о них забывают — стоит напомнить. А может быть, есть смысл нескольким соседским филармониям (скажем, городов Волги, средней полосы России, Прибалтики) кооперироваться и создавать полноценные программы, рассказывающие не об одном городе, а о целой группе городов, о нескольких краях, республиках... Это поможет сделать сильную, интересную программу, которая проживет долго, получив широкую гастрольную дорогу. Яркий, интересный, по-эстрадному броский рассказ о родном крае, где используются все жанры искусства, от драмы до комедии, где лирика, героика соседствуют с теплым юмором и беспощадной сатирой — вот какого воплощения местной темы ждет зритель. И советская эстрада в состоянии оправдать эти ожидания.
Матвей ГРИН
Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.
подробнее