В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Местная тема

Нет филармонии в стране, которая хотя бы раз в год не пыталась создать эстрадную программу на местную тему.

Автору этих строк довелось принимать участие в создании нескольких таких программ, и потому все, что здесь будет написано, является результатом его наблюде­ний, плодом его исканий, находок и ошибок. К сожалению, весьма часто законное и понятное жела­ние филармонии создать программу, в которой отобража­лась бы жизнь своего города, области, края, республики, зиждется на двух факторах: наличии средств по статье расходов на репертуар и наличии в штате филармонии хотя бы одного артиста разговорного жанра. Как правило, такая программа заказывается из расчета работы «на выезд», ибо почему-то в филармониях бытует такое мнение, что воронежцам о Воронеже или алмаатинцам об Алма-Ате слушать   неинтересно.

Вот этот заказ «на выезд» и определяет некий туристско-проспектный характер таких программ. Сами названия: «Мы из Баку», «Приезжайте во Владимир», «Песня о Тби­лиси» и даже «Веселые ребята из Омска» уже ясно говорят о направлении таких программ. Они почему-то носят зазывательно-рекламный характер. Артисты, участники этих программ, во вступительной и прощальной песенках, в фельетоне уверяют иногородних зрителей, что нет в мире лучше города, чем Вологда, что лучшие рассветы бывают во Владивостоке, а закаты — в Архангельске. Недавно автору этих строк довелось слышать, как ди­ректор одной южной филармонии уговаривал эстрадную пару ехать к нему на работу. Нет, он не говорил о творче­ских планах филармонии, о будущих программах, о режиссуре. Говорил он только о... помидорах.

— Дорогие мои, да у нас помидоры по полкило каждый, почти   задаром.

Этот разговор очень напоминает многие доводы в поль­зу того или иного города в текстах эстрадных программ. Как обычно строится такая программа? Создался уже некий стандарт, который боятся нарушить деятели многих филармоний. Песенка информационного характера, расска­зывающая, откуда приехали артисты, обзорный фельетон, бегло повествующий о прошлом, настоящем и будущем города, края, области, республики, которые представляют артисты. Вот на этот-то фельетон и ложится основная смысловая   нагрузка   программы.

К сожалению, здесь больше всего дает себя чувствовать штамп и стандарт. Фельетоны строятся по такому принци­пу: немного истории, вернее, исторических анекдотов. Например, в программе «Воронежские вечера» рассказ о том, что первая «швальня» (портняжная мастерская) в России была создана Петром Первым в Воронеже. Отсюда уже перебрасывался мостик к современным ателье мод, к их качеству работы и т. д. В Волгоградской програм­ме сообщалось о том, что Александр Дюма бывал в Цари­цыне и даже собирался написать роман о волжанах. Слов нет — броский, интересный факт нужен в эстрад­ном фельетоне, но если он правильно осмыслен автором и приведен в какое-то единство с другими фактами из жиз­ни   города. Но как часто в программах на местную тему без всяко­го отбора звучат с эстрады просто факты:

— А знаете ли вы, что из нашего города ушел пешком в   Москву   Михайло   Ломоносов?!
— А знаете ли вы, что именно у нас Грибоедов прятал от жандармов рукопись «Горе от ума»?!

Сообщив зрителю два-три таких факта из исторического прошлого, автор наскоро в общих фразах рассказывает о становлении Советской власти, гражданской и Отече­ственной войнах, называет имена двух-трех героев и пере­ходит   к   сегодняшнему  дню. И вот тут несостоятельность подобного экскурсионного метода проявляется  особенно  ярко.  О героических делах и людях, о великом преобразовании наших городов и сел, о их новом облике рассказывается очень часто скороговор­кой, сухо — «без божества, без вдохновенья». Если бы это происходило только от неспособности автора программы — это еще полбеды. Можно пригласить другого — талантли­вого, самобытного, со своим взглядом на жизнь. Дело в том, что местными органами культуры очень часто к программам «на местные темы» предъявляются такие же требования, как к докладной записке при бухгал­терском   балансе. Главное, ничего не забыть и ничего не упустить. Рас­сказать зрителям обо всем — от тяжелой промышленности до вологодских кружев, дагестанских ковров и нежинских огурцов. И вот на эстраде появляются рифмованные отчеты или репризные доклады о жизни города, края, области... Зрители уже привыкли, что в программах на местную тему, как правило, не бывает сатиры. Почему? А это тоже требование   «заказчика».

Ну зачем нам, говорят работники органов культуры, рассказ о неполадках тамбовской или тюменской жизни везти в Одессу или Курск? Зачем выносить сор из избы?! Конечно, узкая местная тема, — скажем, о недостатке городского транспорта в Омске — едва ли заинтересует жи­телей Орла. Но если общесоюзная сатирическая тема о качестве строительства, бюрократизме, тунеядцах будет в «местной» программе окрашена в какие-то свои, особые, именно Курску или Омску присущие тона, если будут использованы местные частушки, поговорки, речения — от этого   выиграет   и   программа   и   зритель.

Особо надо сказать о программах, создаваемых в ку­рортных филармониях кавказских Минеральных Вод, Ялты, Сочи, где зритель часто меняется, где артисты, не выезжая из дому, как бы выступают на общесоюзной эстраде. В этих программах нет недостатка в сатире, но идейно-художественное качество ее наводит на грустные размыш­ления. Сатира в этих программах весьма часто не идет дальше высмеивания курортных дамочек, номенклатурных жен, молодых стиляг и пожилых пьяниц. Если послушать подряд несколько таких курортных программ, то создается впечатление, что берега Черного моря и кавказские города прямо-таки наводнены неверными мужьями, легкомыслен­ными искательницами приключений, «модерновыми» моло­дыми   людьми   и   преферансистами. В курортных программах «У самого синего моря», «Чистый воздух», «Приезжайте отдыхать!» зритель по­чему-то старательно оберегается от больших тем жизни страны, от жгучих проблем современности. Создатели этих программ считают, что их зритель находится на отдыхе и его надо только развлекать. Развлекать любыми сред­ствами! Вероятно, поэтому в курортных программах так часто мы встречаемся с пошлостью и халтурой.

Когда драматический, оперный, опереточный театры го­товят произведения на местную тему, этому обычно пред­шествует большая работа с автором, осваивание нового материала режиссером, композитором, художником, актерами... Как часто читаешь в прессе сообщение о том, что перед постановкой нового спектакля коллектив театра выезжал к своим будущим героям, знакомился, изучал... Почему же на эстраде создание произведения на мест­ную тему происходит так облегченно?! Без учета творче­ских возможностей, без подготовки, без изучения будущего материала приглашается автор (как правило, «варяг»). Он «по-быстрому», за две-три недели, осваивает совершенно новый для себя материал, затем участники будущего представления репетируют месяц (как правило, без отрыва от производства), в артисты разговорного жанра срочно мобилизуются жонглеры, балерины и даже рабочие сцены, придумывается броское название для афиши — и програм­ма готова. Назначается просмотр, художественный совет делает ряд «серьезных» замечаний, группа дает обещание все доделать в пути и... уезжает на гастроли.

А на гастролях все, что недоработано, все, что не зву­чит, не доходит, быстренько заменяется старыми проверен­ными «шлягерами», и часто от местной темы и благих пожеланий   остается   одно   название. Поучителен в этом смысле недавний опыт куйбышевской филармонии. Лет пять-шесть тому назад там была создана программа с броским (правда, не очень грамотным) назва­нием «Не Самара городок». Литературное, идейно-художе­ственное качество программы было весьма невысоко. Коллектив выехал на гастроли и в дороге заменил все неудавшиеся номера проверенными «верняками». Просуще­ствовала эта программа до того города, где решили устроить просмотр без зрителей. Кажется, это произошло в Кисловодске — программа была снята. Филармония за­казала новую программу. Были затрачены: время, силы, деньги, а когда текст был написан, оказалось, что некому играть — артисты, не дождавшись нового литературного текста,   перекочевали   в   другой   город.

В Омске программу поставил режиссер местного дра­матического театра. Она получила весьма лестную оценку зрителя, печати. Прошла при аншлагах... семь раз, а затем была снята потому, что ведущая актерская пара перебра­лась в Москву. А в составе омской филармонии не нашлось замены. Я привожу эти примеры, чтобы показать, на каком шат­ком творческом и организационном фундаменте пытаются иногда  строить  эстрадные программы   наши  филармонии. Так неужели нет положительных примеров в создании программ на местные темы? — вправе спросить читатель. Есть! И среди них весьма интересен и поучителен много­летний опыт саратовской филармонии. Эстрадные програм­мы «Шипы и розы», «Саратовские страдания», «Наш весе­лый спутник» сделают честь любой эстрадной площадке. Здесь сочетание интересной местной темы с вдумчивой подлинно творческой работой писателей, композиторов, режиссеров, артистов дает самые благие результаты. В этих программах, в программах горьковской филармонии (автор сознательно не останавливается в этой статье на програм­мах Москвы и Ленинграда) и некоторых других филармоний мы видим яркие интересные авторские, актерские, ре­жиссерские находки. Недаром многие номера из этих программ   живут   долгие   годы.

Да, местная программа нужна! Но, вероятно, нужен иной подход к ее созданию. Руководство любой филармо­нии должно ясно понимать и трезво учитывать свои твор­ческие возможности. Если в одной филармонии это может быть полноценная интересная программа, то другая филар­мония может ограничиться только фельетоном, только пес­ней, только частушками... И в этом нет ничего зазорного. В искусстве количество в качество не переходит. Лучше один хороший фельетон о родном крае, одна хорошая песня,  чем   целое  плохое  обозрение. Процесс создания программ на местную тему должен прежде всего быть творческим. Не потому создавать про­грамму, что «горят» деньги в смете, и не потому, что у соседей есть, а у нас нету! Нет, созданию программы должна предшествовать большая работа и прежде всего трезвый учет всех возможностей. Надо не только пригла­шать «варягов» из Москвы и Ленинграда, но искать и от­крывать авторские силы среди местных писателей, журна­листов, краеведов, нужен композитор, знающий и чувствую­щий местную песню, нужен режиссер, умеющий ставить эстрадные представления, нужен художник, понимающий специфику эстрады и, наконец (главным образом!), нужны эстрадные актеры, которые могут все эти задумки донести до   зрителя.

Я говорю элементарные вещи, но если о них забывают — стоит   напомнить. А может быть, есть смысл нескольким соседским филар­мониям (скажем, городов Волги, средней полосы России, Прибалтики) кооперироваться и создавать полноценные программы, рассказывающие не об одном городе, а о целой группе городов, о нескольких краях, республиках... Это поможет сделать сильную, интересную программу, которая проживет долго, получив широкую гастрольную дорогу. Яркий, интересный, по-эстрадному броский рассказ о родном крае, где используются все жанры искусства, от драмы до комедии, где лирика, героика соседствуют с теп­лым юмором и беспощадной сатирой — вот какого вопло­щения   местной   темы   ждет   зритель. И советская эстрада в состоянии оправдать эти ожи­дания.
 

Матвей ГРИН

Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.

подробнее

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

http://www.lentanazakaz.ru ленты выпускник 2009