Методика обучения детей: физическому, духовному и эмоциональному развитию. В. Фалин - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Методика обучения детей физическому, духовному, и эмоциональному развитию. В. Фалин

Владимир ФалинМЕТОДИКА - физическое, духовное  и  эмоциональное  развитие детей  через  искусство  цирка:  гимнастика,  акробатика,  эквилибристика,  атлетика". 

Позвольте мне  начать  не  с  мускулов, а  с  философии.  В  чём  главный  смысл  жизни  человека, и  что  такое  философия,  спорт,  искусство, и  почему я  выбрал  именно искусство?

Прежде  чем  начать  говорить  об искусстве,  нам   нужно  дать  определение,  что  такое  искусство? Толстой  Л.Н. говорил: искусство – есть  сообщение  чувства  (проще  некуда).

Искусство – это  знание  выраженное  словесными  или  материальными  образами.  Знание,  которое  помогает  человеку  понять,  осмыслить  окружающий мир  и  способствует  внутреннему  росту,  но  обязательно  с  эстетической  точки  зрения.  Потому  что  любое  человеческое  знание  является  способом  познания  мира.

               Есть  и  наука, но  одной  наукой  человек  жить  не  может.

Первое  качество  художника – талант.  Что  такое  талант?  Это  значит, он в состоянии чувствовать  более интенсивно,  так,  как  не  можем  чувствовать  мы,  простые  люди.
 Второе  качество – мастерство,  это  тот  инструмент,  без  которого  художник,  не  может  себя  выразить. Талант  от  Бога,  мастерство  от  труда.  Нужно  много  трудиться.  Труд  должен  быть  с  детства  и  до  конца жизни.
Третье  качество – новаторство.  Новаторство  это  когда  художник  нарушает  закон.  Но  сложность  в  том  надо  знать  законы,  которые  придётся  нарушать.  Надо  знать  законы  классического  искусства. Надо  нарушать  закон  не  нарушая  традиции.
Четвёртое – это  способность  сообщить  чувство  прекрасного.

                                                                           ПЕРВАЯ  ЧАСТЬ

                                                           В  ЧЁМ  СМЫСЛ  ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА?

  Смысл  жизни  человека  на  земле  состоит   только  в  его  духовном  совершенствовании.  Все  остальные  пути,  как  в  лабиринте,  ведут  в  тупик.  Человек  обязан   быть  идентичным  самому  себе.  Не  бойтесь  остаться  голодными,  питаться  на  духовном  уровне – это  значит  и  физически. Мы  обязаны  быть  частью  эволюции,  иначе – погрязание  в  грехе,  ибо  предательство  себя,  своей  природы,  не  воплощение себя – самое  великое  преступление.

                 Чему  же  мы  должны  посвящать себя  в  жизни?

Мы  должны  посвящать  себя  навыку  всю  жизнь  стремиться  к  мастерству.  Быть  вне  Элиты  Мастеров – преступно.  Начало  всякой  деятельности – движение.  Начало     мастерства – в   отработанности  движения  до  механического  рутинного  навыка.

              Чтобы  стать  мастером,  нужно  отработать  элементы  движения  в  своей  деятельности  до  совершенного  навыка.  Культура  движений  в  балете – постановка  тела,  в  пении – голоса,    развитие  мышц -  в  атлетической  гимнастике.  Нам  как  мастерство,  нужно  цирковое  искусство: гимнастика,  акробатика,  атлетика,  эквилибристика.

                   Когда  процесс  обучения  эффективнее?

Когда  нам  интересно.  А  теперь  представьте  педагогику,  которая  строится  на  том,  чтобы  всегда  делать  интересным  то,  что  делается.  Представьте  это  счастье,  этот  рай,  это  удивительное  положение  вещей,  когда  ты – свободный  человек – мыслишь,  запоминая,  и  понимаешь, что  обязательно  запомнишь,  если  тебе  будет  интересно;  когда  ты  распоряжаешься  собой  в  соответствии  со  своим  рефлексом  свободы,  о  котором,  кстати,  многие педагоги  просто  забыли.

                  Что  же  такое  - «интерес»?  Прежде  всего,  то,  к  чему  мы  приходим  как  к  желаемому. 

Оказывается,  в  тот  момент,  когда  у  человека  что – то  получается,  он  испытывает  удивительный  восторг.  Почему  удивительный?  Потому  что  он  связан  с  поэзией,  то  есть  с  удивлением.  И  потому  что  для  человека,  воспитанного  в  обществе,  где  господствует  тотальный  (в  буквальном  смысле  этого  слова,  то  есть  полностью  охвативший  всех  нас) рационализм,  этот  восторг  может  показаться  на  самом  деле  весьма  странным.   Дело  в  том,  что  природа  человека  на  протяжении  огромного  количества  лет – совершенствуется  или  нет,  не  знаю,  но – меняется,  безусловно. И  меняется,  не  где –то  там,  а  в  каждом  из  нас, путём  изменения  природы  каждого  индивидуума.  И  от  того,  как  я  буду  строить  свою  природу,  зависит  эволюция  человека.  Нам  нужно  научиться  делать  интерес.  Как?

«Игрушку  надо  разломать», - шепчет  природа  на  ушко  малышу.  И  малыш  ломает  игрушку.  Это  любопытство  от  хулиганства?.  Нет!  Это  самое  настоящее  генетическое  любопытство,  порождаемое  природой,  вечно  совершенствующейся  Сущностью.  Это  то,  что вызвано  к  жизни  Вечным  Педагогом  именуемым  Богом.  Если  у  нас  уже  есть  немножко  воображения  и  детская  чистота  помысла.  Именно  не  хулиганский  помысел,  а  тот  самый  чистый,  самый  первичный,  который  ведёт  к  уплотнению  знаний.  Ещё  вчера  у  малыша  на  одном  квадратном  метре  было  два  объекта  познания:  машинка  и  кукла,  а  теперь  разломав  машинку  и  куклу,  у  него  стало,  как  минимум,  четыре  объекта…

Эффект  дробления – действительно  универсальный  эффект  при изучении  мира. Что  делает  ребёнок?  Он  познаёт  мир.  Каким  образом?  Совершенно  подсознательно  применяя  приём  актуализации  интереса.  Следовательно,  если  мы  хотим  хорошо  учиться,  мы  должны  постоянно  пользоваться  приемом  дробления  материала.  Какие нагрузки  способен  перенести  человек,  каковы  его  пределы.  Интересны  выводы,  к  которым  приходят  авторы  этих  изданий:  все  в  этом  мире  зависит  от  нашего  воображения.  Воображение – потрясающий  инструмент  в  работе  педагога.

Человек  должен  учиться   всю  жизнь.  Но  получив  диплом,  99%  из  нас  перестали  учиться.  Образование  может  быть  ТОЛЬКО  НЕОКОНЧЕННЫМ,  оно  должно  быть  образованием  по  определению:  образовываться,  создавать,  делаться .Всё  движется  в  мире и  образование  тоже.  То  образование, которое  человек  получает,  тоже  движется,  но  куда? – по  вектору  в  сторону  деградации,  и  прежде  всего  личностной.

Вот  мы  и  добрались до  вывода, что  через  образование  мы  можем  выходить  на  совершенствование  того  гена  оригинальности,  который  обязательно  дает  нам  Господь.

Как  я  распознаю  талант? – а  очень  просто.  Я  думаю,  что  психологи  все – таки  создадут  такое  тестирование – по  системе  актуализированного  интереса,  конечно. 

АКТУАЛИЗИРОВАННЫЙ  ИНТЕРЕС – это   самый  лучший  способ  для  определения  собственного  дарования,  которое  далеко  не  всем  известно  сразу.  То,  что  интересно,  то  чаще  всего  и  получается,  а  раз  получается,  значит,  к  этому  у  меня  не  просто  душа  лежит – к  этому  меня приспособила  природа.  Как  это  здорово,  когда  ты  вдруг  приходишь  к выводу,  что  давно  мог  бы  достичь  больших  результатов,  если  бы ещё  раньше  отдался  ощущению  лёгкости  в  овладении  материалом.  Но  для  этого  нужен  его  выбор,  нужен  кругозор.  Те  люди,  с  которыми  мы  общаемся,  контактируют  с  нами  не  только,  как  говорят  сейчас,  аурами,  а  и  через  «КОЛЛЕКТИВНЫЙ  ЭЙДОС».  То  есть  некая  совокупность  микролептонных  частиц,  которые существуют  как  бы  над  культурой.  В  этом  измерении  человек  чувствует  себя  как  в  экологической  нише,  которая  сохраняет  его  как  человека,  но,  к  нашему  величайшему  сожалению,  мы  от  экологической  ниши  почти  полностью  удалены  на  витальные  просторы,  где  не  имеем  возможности  жить  полностью  по – человечески.                                                                                                                                                                      

Надеюсь,  вы  слышали  имя  педагога  Мартина  Вагеншайна.  Его  детищем  были  знаменитые  дармштадские  семинары,  которые  пользовались  громадным  успехом  в  Западной  Европе  и  очень  внимательно изучаются  во  всём мире,  о  нашей  стране  я,  конечно,  молчу,  потому  что  она  почему – то  не  интегрируется  в понятие  «ВЕСЬ  МИР».  Но  что  же  любопытного  было  в  этих  семинарах?  Прежде  всего,  то,  что  Вагеншайн  великолепно  чувствовал  недостатки  масс – образования,  масс – просвещения,  которое делает  из человека  конформиста,  нетворческую  единицу  общества,  легко  управляемую  при  помощи  тоталитарных  приёмов.

У  человека  всегда  есть  интуитивная  жажда  высоких  состояний,  которые  особенно  в последнее  время,  были  запрещены,  потому  что раньше  мы  имели  дело  с  суррогатами  высоких  состояний.  Когда  идеализировались  некоторые  наши  вожди  и  цель,  которую  мы  достигали  и  всё  никак  достичь  не  могли.

ТОТАЛИТАРИЗМ – это  наш  первородный  грех,  мы  родились  в  тоталитаризме,  мы  не  просто  носим  много  вторичных  признаков  тоталитаризма – мы  по  сути  своей  конформистичны,  мы,  по  сути,  по-прежнему  находимся  в  одном  всеобъемлющем  гипноидальном  состоянии,  которое  пока  только  потихонечку  ликвидируется. 

Что такое  «КОНФОРМИСТ»?  Человек, блестяще  владеющий  обученной  беспомощностью!  Чудесный  обладатель  человеческого  позора, который  часто  выражается  в  простых  бытовых  фразах:  не  знаю  иностранного языка,  потому  что  у  меня  нет  памяти,  не  играю  на  фортепиано,  потому  что  у  меня  нет  таланта,  нет  слуха.  Обученная  беспомощность  имеет  причину,  которая  гораздо  глубже,  нежели  просто  советская  педагогика.  И  причина  эта    политическая,  тоталитарному   обществу  не  нужны  индивидуальности,  ему  нужны  суррогаты  индивидуальностей.

КОНФОРМИЗМ – это  то,  что  можно  было  бы  назвать  способностью  психики  принимать  форму,  навязанную  политиками,  во  имя  выживания  тела.  КОНФОРМИЗМ – результат  паралича  собственной  мысли,  и  конформист – наилучшее  орудие  в  руках  правителя,  тирана,  правительства  и  так  далее.  Конформист  никогда  не  мыслит.  Суррогат  мышления – самое  распространенное   явление,  которое  существовало  у  нас  на  протяжении  долгих – долгих  десятилетий,  именно  благодаря  вынужденному  конформизму.

Мы  очень  обеднили  себя  упрощением  жизни. Красота  есть  сложность,  но  мы  эту  сложность  будем  понимать  как  сложность  органическую,  то  есть  как  сложность  простую.

Пусть  вас  не  пугает  простая  сложность – это  всего-навсего  такое  конструктивное  сооружение,  которое  является  системой.

                    Что  такое  адекватность  мышления?

Это  умение  понимать  предмет  в  двух  смыслах:  во – первых,  так, как  его  понимает  большинство,  то  есть  конформно,  и  второе – так,  как  его  чувствуешь  ты.  Если  нет  второго,  ты – тотальный  рационалист,  ты  усвоил этот  предмет,  но  тебе  страшно  скучно  им  пользоваться,  тебя  от  него  тошнит,  он  на  физиологическом  уровне  противен  твоей  природе.  А  мы  так  учимся!  Мы  запихиваем  в  голову  огромное  количество  абстрактной  информации,  забывая  о  законе  превращения  сначала  в  образ,  а  потом – в  уникальную  форму,  то  есть  в  мою  собственную,  приобретённую  только  что,  творческую  идею,  сформулированную  моими  словами.  Вот  почему  опытные  педагоги  говорят:  «А  ты  скажи  своими  словами»,  давая  пощупать,  делая  из своих  непослушных  учеников,  которые  очень  часто  способны  превратить  в  наглядное   даже  то,  что  обычный  человек  не  видит.                                                                                                      

Воображение  очень  слабо  применяется  в  нашей  педагогике.  Оно  должно  стать  главным  средством  обучения,  тем  более  что  оно – мы  уже  говорили  об  этом – лечит  некоторые  заболевания,  включая  даже  грипп,  хоть  он  и  заразен,  за  счет  того,  что  ты  повышаешь  сопротивляемость.  Другими  словами,  человек  выходит  к  широте  познаний  только  тогда,  когда  он  готов,  когда он  предрасположен  к  этому  технологически.

Самый большой  и  самый  распространенный  грех  выпячивания,  возвеличивания  себя  идет,  скорее  всего,  от  надобности  выжить  в  некой  среде.

                     О  ПАМЯТИ

Ничего  не  надо  запоминать    «в  лоб». Память  отказывается  работать,  когда  стараешься  запомнить  «в  лоб».  То,  что  память  нужно  тренировать  почти  как  мышцу,  создавая  тактическую установку  на  запоминание,  совершенно  противоречат  мнению  крупных  ученых.  Но  какой  педагог  советской  школы  рискнет  сегодня,  проводя  открытый  урок,  сказать: «Ребята,  чтобы  запомнить,  надо  отвлечься  от  материала,  стараясь  его  не  запомнить.  Делать  только  то,  что  интересно.                                                                   

Правило  очень  простое,  оно  чрезвычайно  легко  усваивается.  Мне  не  интересно,  и  я  не буду  заниматься.  Но  у нас  есть  и  другое  правило,  которое  мы  подразумевали,  когда  говорили  о  необходимости  делать  только  то,  что  интересно.  Мы  подразумевали,  что  я – хозяин  положения.

 Я  сам  должен  создавать  интерес – с  этого мы начали  свой  путь.

Я  захожу  на  урок  и  говорю:  «Ребята,  никто  вам  интерес  организовывать  не  будет,  вы  будете  это  делать  сами,  вы – свободные  люди». Надеюсь,  вы  не  будете  возражать,  что  мы  обедняем  детское  воображение  и  обедняем  свою  рабочую  палитру  взаимоотношений  с  детьми,  сюсюкая  с  ними,  прямо  не  вводя  то,  что  они  могут  великолепно  усваивать  в  очень  раннем  возрасте.

«Нужно  совершенствоваться  всю  жизнь».  Готового  никогда  ничего  не  бывает,  если  ты  оставляешь  дело.  Дело  готово  только  тогда,  когда  ты  доделываешь  его.  Я  говорю  о  совершенствовании  навыка.  Навык  никогда  не  стоит  на  месте,  не  думайте,  что  можно  оставить  его  в  том  виде,  в  каком  он  был  вчера.  Это  закон  номер  один  в  культуре  движений  вообще.  Навык  отмирает  немедленно,  если  не  совершать  усилий  по  его  совершенствованию.                                               

Мы  гоним  от  себя  прочь  все  излишние  напряжения,  которые  не  радуют  человека, - как  правило,  неверные.  Нам  нужны  только  свободные  напряжения.

Пустая  голова  не будет  зажата.  Тот,  кто  поймёт  это,  тот  уже  начал  успешно  трудиться.  Скажите  себе:  «Ничего  я  не  знаю», - и  то,  что  у  вас  в  навыке,  воспроизведётся.  Вы  понимаете,  какую  психологическую  позу  мы  приобретаем,  способствуя  своему  перерождению,  не  хочу  сказать  мгновенному,  но,  знаете  довольно  быстрому.  Эта  психологическая  поза  очень  правильна,  она  открывает  «зелёную  улицу»  такой  работе,  которая  приводит  к  результату,  прежде  всего  в  движении,  ты  не  устаёшь,  ты  не  утомим, ты  начинаешь  трудиться,  как  муравей  без  устали.  Напоминайте  себе  каждую  минуту,  что  у  вас  пустая  голова,  что  у  вас  прекрасная  погода  внутри,  что  у  вас  светит  солнце.  И вы  увидите,  как  ваш,  извините  ради  Бога,  полиартрит  угомонится, радикулит  тоже, потому  что эта  погода  важнее  той,  потому  что  электрические  импульсы  идут  на  руку  тогда  (это  еще  в  30-е  годы  доказано),  когда  мы  просто  представляем  напряжение. От   этих  представлений  зависит  гораздо  больше – они  первичней,  чем  кажется  человеку  непонимающему.

                Никогда  нельзя  считать  великое  произведение  прочитанным – это  закон.

Шедевры  нужно  читать  и  перечитывать,  шедевры  нужно  делать  необходимостью,  а  не  отмечать  птичкой  как  прочитанное.  От  духовного  бюрократизма  не  избавишься,  переименовав  школу  в  лицей  или  гимназию,  это  абсолютно  ничего  не  даст,  потому  что  вместе  с  названием  возрождаются  многие  автоматически  привнесённые  приёмы,  которые  нам  совершенно  не  нужны,  приёмы  отсталые,  плохие. 

                  ОБ  УТОМЛЯЕМОСТИ

Есть  такой  тип  утомляемости – ПСИХИЧЕСКИЙ – связан  с  культурой  человека,  когда  у  него  самоорганизовалось  состояние,  известное с  древних  времён  под  названием,  УСТАЛОСТЬ  ОТ  ЖИЗНИ.  Мы  устаём,  в силу  того,  что  живём  негармонизированно,  в  силу  того,  что  наши  отношения  обеднены,  наши  контакты  не многогранны  и  множественность  наших  отношений  отсутствует.  И  именно это  отсутствие   не  даёт  развернуться  психически,  человек  чувствует  скуку.  Умение  развлекаться  в  серьёзном  труде – самое  первое  условие   долголетия,  потому  что  неглубокое  развлечение  само  по  себе,  в  принципе,  является  тем,  что  травмирует  его  душу  и  психику.  Он  должен  полностью  отдаваться  игре  в  футбол,  если  играет  в  футбол,  он  должен  влюбиться  в  дело,  которое  делает.

  Природа  позаботилась  о  человеке,  наградив  его  этой  замечательной  способностью, - которую,  конечно  же,  нужно  развивать, - позволяющей  «выходить»  из  себя,  как  бы  забывать  о  себе.  Человек  устаёт  тогда,  когда  рефлексует,  не  выбираясь  за  рамки  своего  «Я».  Он  должен  уметь – вспомните  советы  мастеров  аутогенных  тренировок – превращать  во  что – то.  Как  прекрасно  дать  возможность  какому – то  нашему  чувству  превратиться  в  чувство  Пушкина,  Шекспира,  Толстого – кого  угодно. Всего  около  четырехсот  человек  такого  рода и  масштаба,  что  позволяет  назвать  их  гениями,  прошло  по  нашей  земле.  И  нет  ничего  прекраснее,  чем  присоединиться  к  ним  через  то,  что  они  написали.

                ПОВТОР

Тема  «Повтор  и  повторяемость»  очень  важная.  Повтор – сердце  обучения,  которое  бьётся  беспрерывно и  всё  время  по-другому.  Повтор  есть  материал  смысла.  В  обучении  мы  двигаемся  к смыслу.  И  обучение  получается  только  тогда,  когда  каждый  повтор  служит раскрытию  нового  смысла.  Зубрёжка  нам  не  нравится  именно  потому,  что  она  не  раскрывает  смысла.  Но  парадокс  заключается  в  том,  что  зубрёжка – пусть  стихийно,  пусть  со  страшными  психологическими  жертвами – высвечивает  морфологическую  структуру.  В  принципе,  зубрёжка  может  быть  правомерна,  если  добавить  к  ней – думаю.

                  Итак,  задача  упростилась,  я  должен  идти  к  смыслу  через  повтор.
                  Навык – это  следствие  повторов.

Мы  влюблённые  во  время,  любим  его  неспроста.  Время  приносит  повторы.  Мы  не  можем  любить  то,  что  не  повторяется.  Только  увидев  человека  во – вторых,  проверив  наши  ощущения,  мы  можем  сказать,  что  влюблены  в  него  с  первого  взгляда.

                Мы  с  вами  должны  понимать,  что  эволюция – это  повторы,  повторы  природы,  природа -  потрясающий  Мастер.

  Человек – это  язык,  Бог  сотворил  человека  как  инструмент  духовного  преобразования  материи.  Поэтому  можно  говорить  об эволюции  движений   при  повторе – есть  общая  макроэволюция,  а  есть  эволюция  движений.  И  разве  в  том  и  другом  случае  будут  господствовать  различные  законы?  Нет,  они  будут  точно  такими  же  даже  при  исполнении  маленького  фортепианного  пассажа.

Повтор  не  является  творческим,  следовательно,  плодотворным,  если  нам  было  неинтересно.  Мы  можем  дать  парадоксальное  определение  повтора – это  творческая  зубрёжка,  действие,  противоположное  зубрёжке.  Такое  понимание  повтора  является,  на  наш  взгляд,  самым  современным..                                                             

      «КРАСОТА  ЕСТЬ  СЛОЖНОСТЬ» 

  И  я  умышленно  подчеркиваю  это,  потому  что  в  нашем  сознании  эта  прекрасная  мысль  трактуется  однозначно  и без  оговорок – «все  прекрасное  просто».  Все  прекрасное  действительно  просто,  но  оно  может  составляться  из  многочисленных  простых  частей,  становясь,  таким  образом,  очень  сложным.  

     О  КРАСОТЕ                                                           

Художник « прозревает  красоту  как  осуществлённую  святую  телесность».  Его  вдохновение  основывается  на  постоянной  тоске  и  томлении  по  ней,  хотя  очень  редко  ему  удаётся  адекватно  выразить  свои  прозрения.  Некоторым  людям  дано  быть  только  «художниками  в  душе»  без  способности  к  материальному  закреплению  своего  внутреннего  опыта.  И  только  немногим  «избранникам  Софии»  даровано  стать  подлинными  творцами  красоты.  Они  дают  возможность  всем нам  своим  искусством воочию  увидеть  «телесность»  в  ее  здоровом,  идеальном  состоянии.  Так  древнегреческие  скульпторы  дали  нам  «высшее  знание  о  нашей  телесности»,  показали  нам  «нас  же  самих  в  достойном  образе  бытия»,  выявили  «правду  человеческого  тела».

Созерцая  античные  статуи,  мы  утрачиваем… « болезненное  чувство  стыда  перед  наготой»,  как  бы  на  миг  ощущаем  себя  в  Эдеме.  И  ясно  сознаём,  «что  эти  прекрасные  тела  и  должны  быть  обнажены,  ибо  какая  одежда  явилась  бы  умалением  их  красоты,  неуважением  к  ней.  Кому  же  пришла  бы  в  голову  мысль  одеть  Венеру  Милосскую?».

Античное  искусство  усиливает  в  нас  сокрытую  в  глубинах  души  тоску  «по  своим  эдемским  телам,  облеченными  красотой  и  софийной  славой,  и  обостряет  чувство  стыда  за  наши  собственные  «безобразные»  тела.

ИСКУССТВО – это  эротическая  встреча  материи  и  формы,  их  влюблённое  слияние,  прочувствованная  идея,  ставшая  красотой:  это  есть  сияние  софийного  луча  в  нашем  мире.  А  какова  всё – таки  роль  художника  в  создании  искусства?  Она  фактически  аналогична  роли  природы – служить  проводником  «софийного  луча»;  то есть  практически  возвышена  до  уровня  Творца  мира .  И именно  по  этому  «красота  в  природе и  красота  в  искусстве,  как  явления  божественной  Софии,  Души  Мира,  имеют  одну сущность»,  а  природа,  в  свою  очередь,  осознаётся  как  великий  и  дивный  художник.

Искусство,  не  как  совокупность  технически – виртуозных  приёмов,  но  как  жизнь  в  красоте,  которое  в  человеке,  в  силу  его  центрального  положения  в  мире,  достигает  завершенности,  ибо  лишь  в  нём, как  царе  творения,  завершается  космос».

Однако  «жизнь  в  красоте»  для  земного  человека  весьма  трудная  и  соблазнительная  вещь.  Ибо  красота,  о  чём  знали  и  писали  многие  и  античные,  и  особенно  христианские  мыслители,  двойственна  по своей  природе.  Отсюда  её  роковая  роль  и  магическая  власть  в  мире.  Всё  тянется  к  красоте,  как  к  свету,  ибо  «она есть  наше  собственное  воспоминание  об  Эдеме,  о  себе  самих  в  своей  собственной  подлинности.  Она  в  нашем не  – эдемском  мире  часто  выступает  своего  рода  подделкой  и  ядовитой  приманкой  греха.  Вот  почему  она  чаще  губит  и  испепеляет  человека,  чем  спасает  его.

                   Красота – это страшная  вещь,  здесь  Бог  с  дьяволом  борется.  Земная  красота  загадочна  и  зловеща,  как  улыбка  Джоконды…  Томление  по  красоте,  мука  красотой  есть  вопль  всего  мироздания.

Красота  воспринималась  на  Руси  как  выражение  истинного  и  сущностного.  Неблаговидные  явления  рассматривались  как  отступление  от  истины,  как  нечто  преходящее,  наносное,  не  относящее  к  сущности  и  поэтому  фактически  не  имеющее  бытия.  Искусство  же  выступало  носителем  и  выразителем  вечного  и непреходящего – абсолютных  духовных  ценностей.

Искусство  и  мудрость  виделись  человеку  неразрывно  связанными;  а  сами  термины  воспринимались  почти  как  синонимы. Искусство  не  мыслилось не  мудрым.

Средневековый  человек  знал  две  мудрости – человеческую  и  божественную  и  обе  связывал  с  искусством.

     КРАСОТА  НЕ  СЛУЧАЙ

Также  и  красота  расы  или  семьи   их  изящество  и мягкость  во  всех  жестах  вырабатываются:  она,  подобна  гению,  есть  конечный результат  накопленной  работы  поколений!  Всё  хорошее  есть  наследство!  Что  не  унаследовано,  то  несовершенно,  то  является  началом...  В  Афинах  во  времена  Цицерона,  выражающего  своё  удивление  по поводу  этого  факта,  мужчины  и  юноши  были  гораздо  красивее  женщин:  но  какой  работы  и  напряжения  в  служении  красоте  требовал от  себя  мужской  пол  в  течении  столетий.  Тут  надо  именно не промахнуться  насчёт  методики:  голая  дисциплина  чувства  и мыслей  почти  ноль - надо  прежде  всего  убедить  тело.  Строгое  соблюдение  значительных  жестов,  которые  не  "распускаются".  Совершенно  достаточно  для  того,  чтобы  сделаться  самому  значительным  и  избранным!  через  два - три  поколения  всё  это  уже  переходит  в духовную  область. Греки  остались  поэтому  первым  культурным  событием  истории - они  знали,  они  делали  то,  что  было  необходимо.

        ПРЕКРАСНОЕ

  В  прекрасном  человек  делает  себя  мерилом  совершенства,  он  считает  и  самый  мир  обременённым  красотою,  - он  забывает  себя  как  её  причину.  Он  один  одарил  его  красотою,  только  человеческой,  слишком  человеческой  красотой...  В  сущности,  человек  смотрится  в  вещи,  он  считает  красивым  всё,  что  отражает  ему  его  образ.

  Но  ничто,  решительно  ничто  не  может  быть  порукой  в  том,  что  именно  человек  служит  моделью  прекрасного.  Кто  знает  как  выглядит  он  в глазах  высшего  судьи  вкуса.  Ничто  не  прекрасно  только  человек  прекрасен:  на  этом  зиждется  вся  эстетика,  она  её  первая  истина.

В  ЕСТЕСТВЕННОМ  облике  человека,  заключена  высшая  природная  красота,  которая  выше  злата  и  серебра. « Бог  сотвори  всего  честнейши  на  земли  человеческу  плоть,  созда  бо  ея  своимма  рукама».

Такой  почет  Бог  оказал  только  человеку   как  лучшему  произведению  своей  творческой деятельности,  наделив  его  своим  образом.  И  никому  не  дано,  безнаказанно  искажать  этот  образ.

Бог,  хотя и  создал  человека  из  презренной  «персти»  земной,  высоко  вознёс  его  над  остальными  творениями,  наделив  властью  над  ними  «по  образу  Божию»  и  свободной  волей.  Весь  же  совершенный  и  многообразный  мир,  красотой  которого  не  уставали  восхищаться  средневековые  мыслители,  создан  был  для  человека.

ОСОБУЮ  ЧЕСТЬ  оказал  Творец  человеку  перед  остальными  тем,  что  вылепил  его  тело  своими  собственными  руками.  Давайте  и  мы  сохраним  в  себе эту  Божественную  красоту  через  искусство,  которое  я  представляю,  детским  цирковым  коллективом  «ИКАР».

Для  достижения  цели  необходима  внутренняя,  духовная  причина,  она  не  должна  заключаться  в  ложном   понимании  предмета  веры.  Если  это  является  только  предметом  умственного  признания,   а  не  движущим  началом,  тот  никогда  не  придёт  к  цели.  Если  не  ставятся  никакие  высшие  задачи,  если  человек  духовно  не  совершенствуется,  он  обречён  на  неудачу.

                                                                                                                                                                                                                                                                       ВТОРАЯ ЧАСТЬ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

   Методика  обучения  детей : физическому, духовному, и  эмоциональному развитию. Рук. Цирк.  студии «ИКАР».  Лауреат  2-го  Всесоюзного конкурса  артистов  цирка  Владимир  Фалин.                                 

Цель  обучения  не  в  познании  данного  предмета,  а   в  возможности  выразить  себя  в благородных  поступках.  Аристотель.
Плохо  оплачивает  тот  учителю,  кто навсегда  остаётся  только  учеником.  Ф Ницше.
В древности люди учились для того чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивлять других. Конфуций

Педагогика  есть наука  о  том,  каким  образом,  живя  дурно, можно  иметь  хорошее  влияние  на детей,  вроде  того  есть  наша  медицина - как,  живя  противно  законам  природы,  всё - таки  быть  здоровым. Л. Н. Толстой.

Вы,  Владимир  Иванович,  артист,  безусловно « ищущий».  Ищущий  в  цирке  путь  к  превращению  трюка  в  средство  выражения  ощущений  мысли,  а  ведь  известно: кто  ищет  по – настоящему  тот  и  находит  истину.  Желаю  вам – Так держать!                

   Автор  маленькой  цирковой  энциклопедии.  А.ШНЕЕР. 20.01.1984г.

Полёт  ИКАРА  символизирует  полёт  человеческой  мысли  и  фантазии;  стремление  человека   к  новым  открытиям,  достижениям,  завоеваниям.

    Я  долго  думал,  как  мне  изложить  свою  методику  работы  с  детьми,  чтобы  она  была  краткой,  понятной,  без  графиков,  таблиц  и  всевозможных  догм.

То,  что  я  предлагаю,  это  не  набор  физических  упражнений,  это,  прежде  всего  обращение  к вашему  духовному  мироощущению.  Не  с  упражнений  надо  начинать,  не  с  мускулов  и  их  развития.  Бессмысленность  физических  упражнений  в  них  самих.  Потому  что  они  для  себя  самих  (яркий  пример  бодибилдеры),  без  пользы  для  чего –  то  более  значительного,  но  и  без  них  нельзя.  Физические  упражнения – это  нечто  вторичное  «инструмент», первичным будет  то,  ради  чего  всё  это  делается.  Чтобы  стать  совершеннее  физически  и  духовно,  необходим  выработанный  в  течении  всей  жизни  порядочный  образ  жизни,  «это  и  сон,  питание,  разумный  физический  труд,  отсутствие  вредных  привычек,  социальная  полезность  в  обществе  и, т.д.)

Итак,  я  утверждаю:  гимнастика  мне в  создании  воздушных  композиций  не  нужна.  Но  элементы  гимнастики  необходимы  «не  в  утилитарном  предназначении»  а  в  худ, форме  пластической  выразительности.

У  нас  гимнастика,  но  не  спорт  (я  не  против  спорта),  спорт – соревновательный  процесс,  цель – выявить  победителя. 

Цель  искусства  не  соревновательность,  здесь  важно  быть  не  лучшим,  а  единственным  неповторимым.

Задача искусства – создание  художественного  образа,  это  заставляет  работать  воображение,  пробуждает  чувства,  обогащает  душу.

Каким  бы  образованием  не  обладал  педагог,  «он  может  создать  произведение  равное  его  образованию»  но  в  искусстве  этого  не  достаточно.  Ничего  чрезмерного  в  образовании  нет  (образование  это  для  многих  педагогов  всего  лишь информация).  Чтобы  создать  совершенное безукоризненное  произведение  «шедевр» - нужен  талант.

Итак,  при  подготовке  номера  нам  нужен  ученик или  ученица.  Правильность  и красота  сложения – это  то,  что  необходимо  ученику  при  поступлении  в  студию.  Физические  способности  определяются  при  занятиях,  талантливость  выявляется  гораздо  позже.  А  ведь  в  таланте – то  всё  и  дело.

Выразить  чувства,  настроения,  при  посредством  движения  тела,  выяснить  свой  духовный  мир,  вот  задача  ученика,  но  большинство думает  иначе, считают за  сущность  упражнения,  его  форму.  Вот  поэтому,  несмотря  на  свою  иногда  виртуозную  технику,  номер  артиста,  чаще  бывает  ремеслом,  чем  искусством.  Я  отнюдь  не  против  техники  (без  техники  нет  искусства),  но  я  считаю  технику  средством,  но  никак  не  целью  искусства.                                                                  

Конечно,  всякое  дело  требует  гимнастики:  певец  упражняет  специальной  гимнастикой  голосовые  связки,  пианист – мускулатуру  пальцев.  Цирковой  артист - своё  тело,  но  всё  это  там…  на  репетиции  где  он  готовится  к искусству  а не  перед  зрителем.

Трюк  имеет  смысл  только,  когда  он  является  идеализированным  положением  тела  в  его  стремлении  ввысь,  влечения  всего  тела…  движение  всем  существом.  Если  же  нет  этого  движения,  а  есть  только  поднятая  нога,  рука  ,  голова  то  всё  положение  тела  становится  неясною  глупостью.

Для  создания  хотя  бы  чего – нибудь  истинно  ценного  в  области  искусства  надо  много  учиться,  нужно  пройти  серьёзную  школу.  Но  школа  эта должна   заключается  не  в изучении  установленных  поз  и  трюков.  Надо,  прежде  всего,  изучить  самого  себя,  своё  собственное  тело,  подчинить  его  себе,  научиться  чувствовать  малейшее  своё  движение,  каждую  линию,  каждый изгиб,  каждый  свой  мускул. Не  выучить,  не  заучить  известное  количество  поз  и  движений,  а  научиться  чувствовать  и  позу  и  движение  и  затем  развить  способность  ко  всевозможным  движениям.

Надо уметь прежде  естественно  двигаться, владеть  своим  телом,  уметь  естественно  ходить,  бегать,  стоять. Затем  перейти  к  гимнастики  естественных  движений.  И  только  тогда  можно  отказаться  от  естественности  и  переходить  к  гимнастике  искусственных  движений.

В своих  номерах  истинный творец,  кроме  вечного,  отражает  неизбежно  временное  настоящее.  Он  является  выразителем  вкусов  своей  современности.  Проходит  время  и  многое  утрачивает  свою  жизненность.  Человек  современности  не  может  так  чувствовать  и  мыслить,  как  чувствовали  и  мыслили  его  предки.

Искусство  не  должно  отражать  современность,  оно  должно  переносить  нас  в  другой  мир,  другие  времена.  Кому  нужна  стройка  или  доменная  печь  на  сцене?  Всем  кроме  рабочих,  которым  она  осатанела  в  жизни.  Измученному  в  жизни  шумом  машин,  не  нужны  они  в  искусстве.

Движение  производит  на  нас  эстетическое  впечатление,  радует  наше  сознание,  когда  оно  (воплощает)  мысль,  выражает  чувство. Как  же  может  быть  прекрасным  человеческое  движение,  если  в  нём нет  души,  воли,  если  оно  бесцельно.            

 Гимнастика,  о  которой  говорю  я,  развивает  способность  скрывать  напряжение.  Радость  от  движения – вот  главный  смысл  нашей  гимнастики.  Что  может  быть  приятнее  того  чувства,  которое  мы  испытываем,  когда  трудность  легко  преодолевается. Максимум  движения  при  минимуме  напряжения – одно  из  условий  наших  занятий.

Когда гимнастика  хочет  стать  искусством,  то  есть  ставит  себе задачу  найти совершенную  форму  для  выражения  внутреннего  мира  человека,  то  для  него  является  обязательным  удовлетворение,  тех  требований,  которое  мы  предъявляем  ко  всякому  искусству.  Требования  эти:  прежде  всего  мастерство,  затем  полнота  и  искренность  чувства,  ясность  его  выражения,  красота  формы,  целостность  стиля,  характерность.  В  конечном  счете,  назначение  искусства  состоит  в  служении  культу  красоты.

Кто  разделяет  со  мной  мою  точку  зрения,  мою  эстетику,  с  теми  я  готов  приступить  к  нашим  занятиям.

Прежде  всего  надо  увидеть  в  ребёнке  талант,  и  этот  талант  непременно  развить.  Если  Вы  не  любите  детей,  и  не  наделены  от  природы  знанием  и  фантастическим  терпением,  у  Вас  ничего  не  получится.  Не  изображайте  из  себя  взрослого  и  умного,  дети  умнее нас, станьте  сами  ребёнком,  освободите  его  от  внутреннего  зажима.

И вот  вы  по  внешнему  признаку отобрали  детей. Теперь  вам  нужно  изучить  каждого  ребёнка.  В  этом  вам  помогут  его  родители,  мне  порой  было  достаточно  одной  минуты,  чтобы  определить,  что  в  семье  сложный  нездоровый  климат. Всякое  словесное  поучение,  всякое  педагогическое  искусство  ничто,  пустота  по  сравнению  с  тем примером,  который  видят  дети  в  своих  родителях.  Скажите,  вырастут  ли  чистыми  и  хорошими  людьми  те  дети,  которые  в  лице  своих  родителей  видят  самые  дурные  примеры  безнравственности?  В науке  много  написано  о  наследственности  телесной.  Но  есть  и  другая  наследственность – наследственность  душевных  свойств,  о  которых  много  меньше  написано  в  науке.  Ибо  как  телесные  свойства  родителей  передаются  детям,  так  и душевные  свойства:  их  характер,  стремления,  воззрения  их  передаются  детям  по  этому  закону  духовной  наследственности.

Начинать  работать  с  ребёнком  нужно  во  время  в  5 – 6 лет.  По   моему глубокому  убеждению,  человек  кем – то  рождается:  один  художником,  другой  актёром,  кто – то  поэтом  и, т.д.  Задача  талантливого  педагога  выявить  талант  ученика.  Неверной  будет  попытка  насильно  изменить  природу человека,  как  и  нельзя,  выучиться  на  педагога,  им  нужно  родиться.  Я  знал  таких,  они  преподавали  в  институте,  а  меня  просили  оказать  им  методическую  помощь  в  работе  при  подготовке  молодых  специалистов.  Теперь  за  моей  спиной  около  50-ти  учеников,  которых  я  подготовил  к  профессиональной  деятельности.  Создал  детский  цирковой  коллектив  «ИКАР»  с  программой  номеров,  не  имеющей  аналогов  в  нашей  стране  среди  учреждений  аналогичного  профиля.       

Я  утверждаю,  какие  бы  вы  физические  упражнения  не  делали,  как  точно  не  подбирали  их  под  ученика,  заметных  результатов  в  развитии  силы  они  вам  не  дадут.  Недостаток  всех  физических  упражнений  в  том,  что  они  носят  изолированный  характер.  Упражнения, безусловно,  укрепляют  мышцы,  но  физический  труд  (в  чём  его  неоценимая  польза)  научает  наши  мышцы  навыку быть  полезными,  когда  совершается  умная  работа,  а  не  примитивный  двигательный  навык.

    В первую  очередь  вам  надо проверить  обладает  ли  ребёнок  гибкостью.

ГИБКОСТЬ – мера  возможности  изменить  первоначальное  положение  того,  что  мы  рассматриваем,  и  возможности  его  возвращения  в  прежнее  состояние  без  опасности  нарушить  его  природную  структуру.

    Теперь  вам  нужно  посмотреть, как ребёнок  растянут.

РАССТЯЖКА – свобода  мышц, дающая большую амплитуду в движениях, для большей их выразительности.

КУЛЬТУРА – есть  совокупность  всех  добродетелей,  талантов  и  способностей  человека.  В  национальном  масштабе – это  способ  существования  народа.  Культурное  общество – это сообщество  культурных  людей.  Бескультурье – это  повреждение  образа  Божия  в  человеке  и  проявление  вместо  него  сатанинских  качеств,  это  свидетельство  распада  всего  человеческого  общества.  У  народа  с  повреждённой  культурой  и  вожди  бездарные,  и  экономика  отсталая,  и  сам он  попадает  под  пяту  иноплеменников.  Во  всех  воспитательных  и  учебно – образовательных  заведениях  акцент  должен  быть  на  преподавании  культуры  не  как  предмета  по  изучению  её  исторических,  социальных,  эстетических  и  материальных  достижений,  а  как  искусство  быть  человеком,  то  есть  умения  выявлять  и  совершенствовать  в  себе  образ  и  подобие  Божие.  Мы  должны  вернуть  культуру  к  истине,  как  в  её  определении,  так  и  в  практическом  исполнении.

Нам  нужна  культура  движений:  не  растянутая  стопа,  не  гибкий  позвоночник,  впалая  грудь,  сутуловатость,  избыточный  вес,  узкие  плечи,  вот  с  чем  постоянно  приходится  сталкиваться.  Очень  важно  чтобы  ребёнок  был  пластичен.

ПЛАСТИКА – способность  тела  принимать  то  или  иное  положение,  в  точности  его  фиксировать  или  продолжать  движение,  но  при  этом  сохранять  его  внутреннюю  сущность.

Сейчас  важно  проверить  вестибулярный  аппарат  ребёнка,  если  он  не  теряет  ориентацию в  пространстве,  значит,  мы  приблизились  ещё  на  несколько  шагов  к  заветной  цели.

 Чтобы  избежать  травм  и  срывов  со  снаряда  ,  необходимы  многофункциональные  приспособления.  Не  только  для  того  чтобы  сделать  трюк,  важно  придать  трюку  художественную  выразительность,  поэтому  всю  цирковую  аппаратуру  я  изготовляю  сам.  Это  мои  авторские  изобретения.  Нужно  научиться  управлять  своим  телом,  но  без  ежедневных  репетиций  у  вас  ничего  не  получится.  На  каждой  репетиции  необходимо  искать  микроцель,  только  тысячи  правильных  повторений  приближает  нас  к  цели.  Мы  должны  научиться  управлять  волнением.

ВОЛНЕНИЕ – состояние  неизвестности,  перед  каким  либо  действием. Первое, и самое  главное,  педагог  должен  быть  личностью.  Обладающий  особой  харизмой. Стать  для  ребёнка  не  просто  учителем,  стать  ему  вторым  отцом.  Если  вы  поймёте  ребёнка  (а  этому  научить  нельзя),  перед  вами  откроются  такие  творческие возможности,  перед  которыми  все  наши  научные  труды  (на  эту  тему),  горы  исписанных  бумаг,  всевозможные  инструкции,  покажутся  нам ненужным  мусором.  Ввиду  своего несовершенства  (консервативного  обучения),  человек  делает  много  лишнего,  это  лишнее  никому  не  нужно,  оно  не  приносит  никакой  пользы.  Методическое  пособие  для  меня,  это  не  таблица  с  количеством  всевозможных  упражнений,  для  меня – это  философский  взгляд  на  проблему.

Когда  я  вижу  артиста, который  мучит  себя  какими - ни будь  опасениями  и  беспокойствами,  я  спрашиваю  себя: - Что нужно  этому  несчастному?  Наверно,  он  хочет  чего - ни будь  такого,  что  не  находится  в  его  власти  и  чем  он  не  может  сам  распорядиться,  потому  что  когда  то,  чего  я  хочу,  находится  в  моей  власти,  то  я  не  могу  беспокоиться  об  этом,  а  прямо  делаю  то,  чего  желаю.  Посмотрите  на  человека,  поющего  или  играющего  на  фортепиано:  пока  он  поет  или  играет  сам  для  себя,  без  всяких  слушателей,  он  не  волнуется.  Но  посмотрите на  него,  когда  он  проделывает  то  же  самое  перед  большой  аудиторией,  как  он  бледнеет,  как  бьется  его  сердце!                                            

 А  почему?  Потому,  что  он  хочет  не  только  хорошо  сыграть  и  спеть,  но  чтобы  и  люди  одарили  его  почестями;  а  это  очевидно,  зависит  не  от  него,  но  от  слушателей  его.  И  вот  он  беспокоится  о  том,  чем  не  может  распоряжаться  сам,  и  мучит  себя  совершенно  понапрасну.  Он  беспокоится  не  о  том,  что  он  плохо  споёт  или  сыграет,  нет, - он  хорошо  знает  своё  дело,  он  беспокоится  не  о  деле  своём,  но  о  почести  людской,  то  есть  о  том,  что  не  в  его  власти.

Он  мучит  себя  потому,  что  дорожит  тем,  что  вовсе  не  дорого;  он  ещё  не  знает  дешевизны  и  бесполезности  похвал  человеческих.  Он  хорошо  знает  своё  дело,  но  он  не  знает,  как  ничтожна  людская похвала  и  как  мало  она  заслуживает  внимания.  Такого  человека  я  называю  иностранцем.  Почему  же  так? - Потому  что  он  не  знает  того  народа,  среди  которого  он   находится.  Ему  хочется  получить  то,  что  не дано  ему,  и  избегнуть  того,  от  чего  нельзя  отказаться.  Если  бы  он  хотел  только  того,  что  ему  предоставлено,  то  он  ничем  бы  не  смущался и  не  тревожился.

Мне  жалуется  тренер  по  спортивной  гимнастике: - почему  гимнастки  делают  сложные  элементы  на  бревне,  а  на  простых  поворотах  падают? - Да  потому  что  самым  трудным  на  бревне,  является  сохранение  равновесия.

Для  сохранения  равновесия  достаточно площади  стопы,  которая  многократно умещается  на  площади  бревна.  Неужели  вам  этой  площади  недостаточно,  вам  нужна  площадь всего  земного  шара?...  Вы  забыли  про  высоту,  (пусть  метр,  но всё  же  высота)  Подними  бревно  на  высоту  двух  метров  и  пусть  гимнастки ходят  по  нему  с  утра  до  вечера.  Ты  сам,  когда  ни- будь, поднимался, ходил  на  высоте  15 – 20-ти  метров?  Нет – отвечает  он.-  Так  чего  же  ты  хочешь? Владеть  одной  профессией,  это  значит  не  видеть  всей  панорамы  окружающего  мира.

     Все  педагоги  должны  знать,  им  никто  ничего  не сделает,  инструкцию  по  «ТБ»  дадут,  этого  «добра»  у  нас  хватает.

Составляю  ли  я  план  на  репетицию? НИ-КО-ГДА.  У  меня в  голове  десяток  готовых планов,   я  всегда  подстраиваюсь  под  ученика.  Мне  не  план  нужно  выполнять,  мне человека   нужно  обучить  профессии.  В  нашем  образовании  важнее  лист  исписанной  бумаги,  а  мне  важен  ребёнок,  его  духовный  мир,  внимание  к  нему,  забота  о  нём,  вот  что  мне  нужно  в первую  очередь.

             Необходимо  знание,  а  не  наука.                                                                              

ЗНАНИЕ – больше  чем  наука.  Оно  достигается и  теми  высшими  способностями  духа,  которыми  не  располагает   наука.  Это,  прежде  всего - ИНТУИЦИЯ,  то  есть  непосредственное  чутьё  истины,  которое  угадывает,  прозревает  её,  пророчески  предвидит  там,  куда  не  достигает  научный  способ  познания.  Эта  интуиция  всё  более  (в  последнее  время)  занимает  внимание  философии.  Ею  мы  живём  гораздо  больше,  чем  предполагаем.

Теперь  мне важно  научить  детей  элементам  гимнастики  не  за  счёт силы,  а  за  счёт  умения.  Вот  когда  вы  до  конца  исчерпаете  возможность  обучения  за  счёт  умения, тогда  приступайте  к развитию  силы.  Сила  мешает  обучению.  Она  собой  подменяет  технику,  что  недопустимо.  Все  репетиции  я  провожу  только  под  музыкальную  основу,  так  я знакомлю  детей  с  шедеврами  мировой музыкальной  культуры.

Я  спрашиваю  ребёнка: - с  чего  мы  начнём  Ульяна?  - С  седьмого  вальса  Шопена – отвечает  она.  – Тогда  давай  как  во  время  выступления,  пройдём  номер  без  разминки.  Это  не  случайно,  не  должно  быть  психологической  зависимости  от  обстоятельств.

- О  чём  эта  композиция? - Снова  задаю   свой  вопрос.  – Это  образ  беспечной  юности.  – Правильно,  забудь  про  гимнастику,  нам  нужна  живая  пластика,  всё,  поехали…                                                                                

 Ты  волновалась,  когда  проходила  номер? – Нет,  а  что надо  было? – То,  что  надо  было,  ты  сделала,  молодец! Что  я  тебе  ещё  скажу.  Ты  не  должна  волноваться,  но  собранной  быть крайне  необходимо,   только  в  той  степени мастерства, которое  ты  получила  на  репетициях.

ВЫСОТА – средство  огромной  художественной  выразительности,  чтобы  высота  не  мешала исполнению,  её  не  надо  бояться. - У кого  есть  опыт  падения  с  высоты?

Спрашиваю  я  детей. Ни  у  кого,  хорошо,  нам  этот  опыт  не  нужен.  Падать  мы  не  собираемся. Всё  что  нам  не  нужно  того  и  не  будет.

СИЛОВАЯ  ГИМНАСТИКА – это  пластическое  перемещение  тела  через упор  и  вис.  Я  насчитал  пять  основных  положений,  из  которых  строится  композиция,  но  эти  положения  я  называю  классическими,  так  как  на  овладение  ими  требуется  много  времени.

КЛАССИЧЕСКИЙ  ТРЮК – это  концентрация    силового  действия  от  многообразия  форм  физического  развития.  Это  законченная  фигура,  созданная  путём  длительного  отбора,  в  этом  его  причина  динамики  и  сила  воздействия  на  зрителя.

ТАНЕЦ – в  балете,  ВОКАЛ – в  опере,  ТРЮК – в  цирке,  есть  основные  причины  существования  этих  искусств.  
ОБУЧЕНИЕ – как  сказал  философ  И.Кант,  это  «насильственное  вторжение  из  вне».  Нужно  сделать  всё,  чтобы  в обучении  не  было  насилия.  Рассчитывать на то,  что  ребёнок  всё сразу  поймет,  что  от  него  требует  педагог,  не  следует.  Терпение,  терпение  и  ещё  раз  терпение.

Если  для  достижения  цели  требуются,  какие - то  усилия,  то  они  строго  должны  соответствовать  этим  усилиям.  Если это  не  так,  значит  методика  подготовки,  весьма  далека  от  совершенства. Моя  методика  даёт  возможность  обучиться  в 5-6 раз  быстрее,  чем  это  имеет  место быть  в  государственном  учреждении.               

        Как  происходит  процесс  ПОСТАНОВКИ  НОМЕРА?

В  творчестве  на  этот  счёт  нет  установленных правил.  Нужно  много знать,  постоянно  в  течении  всей  жизни  совершенствоваться,  интересоваться  всеми  видами  искусства,  много  и  серьёзно  трудиться.  Я лично  отталкиваюсь  от  музыкального  материала,  или  от  индивидуальности  ребёнка.  Когда  я  работаю  с  взрослыми,  то  учитываю  их  вкус,  природные  задатки,  много  с  ними  беседую,  мне  важно  знать  их  духовный  мир.  С  детьми  примерно  так  же,  но  есть  особенности.  Мозг  ребёнка  гораздо  пластичнее  взрослого  человека,  он  ещё  не  тронут  изъянами  современной  цивилизации.  Пока  у  них  нет  своего  жизненного  опыта,  я  стараюсь  этим  воспользоваться.  Я  их  обманываю,  говорю,  что  усталости  не  существует,  что  вы  можете  всё,  и  что  у  вас  всё  получится,  таким  образом,  я  раздвигаю  границы  возможного.  Взрослого  человека  обмануть  сложнее,  и  только  потому,  что  у  него  есть  свой  жизненный  опыт.  Поэтому  я  им  говорю: - станьте  детьми,  так  вы  быстрее  всему  научитесь,  помогите  мне  вас  обмануть.

Техничному  исполнению  трюка,  я  научу  любого,  но  я не  могу  дать  ученику  и  горсточки  таланта,  тут  я  бессилен,  этим  распоряжается  Господь.

Я  Владимир  Фалин  своим  творческим  коллективом  «ИКАР»,  представляю  искусство  пластической  выразительности.  Так  что  же  такое  ПЛАСТИКА?  В  самом  начале  мы  едва  коснулись  этого  вопроса, но  этого  недостаточно,  ещё  несколько  слов  о  пластике.

ПЛАСТИКА – природная  ненасильственная  податливость  материала,  которая  позволяет  художнику  создавать  прекрасные  произведения,  в  основе  которых  высокие  нравственные  ценности.  Пластика – это  когда  неподвижное  оживает, и  мы  видим  продолжение  движения  в  пространстве  и  времени.  Пластика – это  взгляд  внутрь,  в  глубину  рассматриваемого  предмета.  Сделать  его  легким,  если он  тяжёлый,  теплым,  если он  холодный,  живым,  если  он  неподвижен.  Чем  пластика  отличается от    плаституции? (есть  такое понятие).  У  ПЛАСТИКИ  художественная  задача,  посредством  её  создаётся  образ,  а  образ  облагораживает  человека,  делает  его  душу  возвышенной,  воздействует  на  ум,  воображение.  Плаституция – это  хаотичные  движения  обнажённого  тела  (без  меры  художественного  вкуса),  вызывающие  низменные  похотные  чувства.  В  них  нет  внутреннего  содержания.  В  них растлевающая  энергия,  бесовское  начало.

         Теперь  несколько  слов  о  артистичности

АРТИСТИЧНОСТЬ -  это  неповторимость  сценического  действия,  не  только  по  форме,  но  и  содержанию.  Это  не  набор  определенных  приёмов  и  штампов,  зафиксированных  в  сценическом  действии,  а  постоянное  импровизированное  действие  души.  Это когда  актёр  от природы  наделён  присущим  только  ему  выразительным  средством.                                                                                

          Нам  нужен  профессионализм,  что  это  такое?

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – это  стабильное  состояние  актёрского  мастерства  независящее  от  внешних  причин  и  случайностей.   

         АТЛЕТИКА

   Я  к  своему  стыду  не  знаю что  такое  «ФИТНЕС».                                                                                              

  Я  знаю,  что  «АТЛЕТИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА»  зародилась  в  России  в  начале  прошлого  столетия.  Отец  русской  «АТЛЕТИЧЕСКОЙ  ГИМНАСТИКИ»,  доктор  Краевский. В  его  клубе  занимались  такие  атлеты:  Заикин,  Шемякин,  Вахтуров, Лурих,  Аберг,  Морр – Дмитриев,  Морр – Знаменский,  Крылов,  Елисеев,  там  начинал  свои  занятия  Александр  Засс-  «железный  Самсон».  Метод  по  развитию  силы  которого,  я  применял  на  практике.

Итак, вам нужны  упражнения  чтобы  развиться?  (Чуть  ниже  я  расскажу  о  них  в  разделе  атл.  гимнастика.

Нам  необходима  ВЫНОСЛИВОСТЬ.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – это  способность  организма  к  многократным  повторениям.  Чем  меньше  мышц  участвует  в  работе,  тем  более  вынослив  организм.  Чтобы  отключить  ненужные  мышцы  требуется  умение.

О  ПИТАНИИ

Совместимость продуктов: как извлечь из пищи максимальную пользу. Мы не сможем переоценить роль питания в жизни атлета. Но не менее важно, как именно совмещать продуты, чтобы они приносили максимальную пользу.

Концентрированные белки.
1. К ним относятся мясо, рыба, яйца, для переваривания требую большого количества кислоты, поэтому не запивай такую пищу водой.
2. Белок лучше усваивается с овощами, поэтому ешь мясо и рыбу с салатами.
3. Следующий приём пищи запланируй не ранее чем через 3–4 часа. Столько времени требуется белкам на переваривание.

Комплексные  углеводы.
1. Сюда относятся макароны, крупа, картофель, хлеб, перевариваются в щелочной среде. Они отлично усваиваются если не смешивать их с белковыми продуктами.
2. На усвоение углеводов потребуется 1,5–2 часа.
3. Не запивай еду. Пить воду, чай или сок следует не ранее чем через полчаса после приёма пищи.

Фрукты.
1. В рациональном питании они играют роль заменителя сладостей, а так же служат источником быстрых углеводов, так же лучше употреблять отдельно.
2. Можно смешивать между собой фрукты которые относятся к группе сладких (финики, инжир, бананы, сухофрукты), так же их можно сочетать с молочными продуктами, например с творогом. Полукислые фрукты, такие как яблоки, персики, груши, виноград, манго можно смешивать между собой, дополнять молочными продуктами не желательно.
3. Принимать основную пищу следует не ранее чем через полчаса после фруктов.

Овощи.
1. Они хорошо сочетаются с белками, но не следует их смешивать с фруктами.
2. Не смешивай овощи с молоком.
3. Сложно комбинированные овощи, такие как цветная капуста, кабачки, баклажаны, тыква, сочетаются с продуктами, содержащими крахмал и другими овощами. С концентрированным белком и фруктами не сочетаются. Теперь ты понимаешь, что бифштекс с картофелем, это не совсем то, что нужно. Мягко говоря. А вот если сначала съесть пару картофелин с цветной капустой, а через полтора часа мясо с огурцами и помидорами — попадёшь в десятку.                                

Россия – территория  йодного  дефицита. 
Поэтому  обеспечение  организма  йодом  может  привести  к  исчезновению  ряда  болезней  у  людей  без  специальных  лекарств.  Причиной  многих  болезней  является  неправильное  питание.  В  желудок  нельзя  валить  десятки  сложных  наборов  продуктов.  Лучше  употреблять  за  приём  2-3  продукта,  максимум  два  блюда.  Мясо  отдельно,  углеводы  отдельно.  Дрожжевой  хлеб  вообще  исключить  из  рациона  больным  ожирением,  остальным  есть  хлеб  мало.  Исключить  из  рациона  сахар,  газированные  напитки.  Если  желудок  вырабатывает  достаточно  соляной  кислоты,  желчный  пузырь  правильно  и  вовремя  выбрасывает  желчь,  то  человек  практически не  болеет  заболеваниями  желудка  и  кишечника.  Здоровье  зависит  от  количества  и  качества  крови  и  отсутствие  в  нас  органических  недостатков,  переданных  нам  от  родителей.  Организм  человека - единое  целое,  у  него  очень  много  органов,  которые  работают  не  хаотически. Все  они  подчинены определённым  правилам,  называющимся  безусловными   рефлексами. Это  вещи,  в  которые  человек  своим  желанием  вмешаться  не  может,  всё  происходит  независимо  от  человека.

Например,  после  еды  начинает  вырабатываться  соляная  кислота,  желчь,  ферменты  поджелудочной  железы.  Эти  процессы  неуправляемы.  Они  не  ощущаются.  Желудок  не  может  переварить  большой  объём  пищи,  а  у современного  человека  вырабатывается  очень  мало  соляной  кислоты.  Лучше  если  объём  будет  соответствовать  двум  ладошкам,  сложенным  вместе,  независимо  от  того  что мы  едим.  Принцип  питания  есть  что – то одно.  При  правильной  концентрации  хлора  в  крови,  начнут  растворяться  тромбы,  бляшки,  опухоли,  очистятся  суставы

Есть  творец,  а  есть  венец,  вершина  Его  творения – ЧЕЛОВЕК.  Не  может  быть,  чтобы  Бог  создал  людей  зависимыми,  от  каких – то  добавок,  микроэлементов,  чтобы  люди  себя  искусственно  чем – то  поддерживали. 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  ОРГАНИЗМ  САМО  СОВЕРШЕНСТВО

Нет  такого  крепкого  и  здорового  тела,  которое  никогда  не  болело  бы;  нет  таких  богатств,  которые  не  пропадали  бы;  нет  такой высокой  власти,  под  которую  не  подкапывались  бы.  Всё  это  тленно  и  скоро  преходяще, - и  человек,  положивший жизнь  во  всём  этом, всегда  будет  беспокоиться,  бояться,  огорчаться  и  страдать.  Он  никогда  не достигнет  того,  чего  желает,  и  впадает  в  то  самое,  чего  хочет  избежать.       

Подумай  о  том,  что  ты  являешься  актёром  в  драме  и  должен  играть  роль,  предназначенную  тебе  поэтом,  будь  она  велика  или  мала.  Если  Ему  угодно,  чтобы  ты  играл нищего, постарайся  эту  роль  сыграть  как  следует:  то  же  относится  и  к  любой  другой  роли - калеки,  чиновника,  мытаря,  государя  или  обыкновенного  гражданина.  Твоё  дело - хорошо  исполнить  возложенную  на  тебя  роль;  выбор  же  роли - дело  другого.

Когда  ты  чем - нибудь  мирским  встревожен  или  расстроен,  то  вспомни,  что  тебе  придётся  умереть;  и  тогда  то,  что  тебе  раньше  казалось  важным  несчастьем  и  волновало  тебя,  станет  в  твоих  глазах  ничтожною  неприятностью,  о  которой  не  стоит  и беспокоиться.

Как  бы  ни  увеличивалось  наше  знание,  о  каком либо  предмете,  оно  не  может  быть  полное.  Так  как  бесконечны  условия,  влияющие  на  человека  в  бесконечности  пространства  в  котором  он  находится.     
    

Владимир Фалин

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования