Молодая гвардия эстрады
Вопрос подготовки артистической смены в эстрадном искусстве волнует всех.
За последние годы на эстраду пришло немало молодых исполнителей, окончивших театральные и музыкальные учебные заведения — Дудник, Горелик, Владимиров, Бржевская, Коханова и многие другие уже известные артисты. Но настала пора готовить квалифицированные эстрадные кадры в специальных учебных заведениях. Художественно-эстетические вкусы зрителей выросли, требования к артистам эстрады теперь повышенные. От них зрители ждут высокой исполнительской культуры, отточенного профессионального мастерства, яркой творческой индивидуальности.
Надо сказать, что в последнее время некоторые сдвиги в области воспитания эстрадной молодежи наметились. С 1961 года Государственное училище циркового искусства в Москве начало готовить и эстрадных артистов. Постепенно оно становится одним из основных источников пополнения концертных организаций. Государственное училище циркового и эстрадного искусства дает молодому артисту среднее образование. В четырехгодичный курс обучения входят дисциплины: мастерство актера, сценическая речь, музыкальное воспитание, пение, танец, пантомима, акробатика, грим. Кроме того, преподается история театра, эстрады, цирка, сатирической литературы, изобразительных искусств, кино и комедийного фильма.
В этом году будет первый выпуск эстрадных артистов с дипломом училища. Они пополнят крупнейшую в стране концертную организацию Российской Федерации «Росконцерт». Эстрадный фельетон, конферанс, сатирический дуэт, куплет и пародия, эстрадная миниатюра, вентролог, музыкальная эксцентрика — двенадцать новых эстрадных номеров самых «дефицитных» жанров — таков будет вклад училища. Не все, однако, гладко в Училище циркового и эстрадного искусства. Мало еще привлекаются к педагогической работе наши крупнейшие мастера эстрады. Приемные испытания не всегда дают желаемые результаты из-за ограниченных возможностей отбора наиболее способной молодежи. Училищу нужна помощь краевых и областных органов культуры, а также концертных организаций, которые направляли бы на вступительные экзамены наиболее способных молодых людей, творчески уже проявивших себя на самодеятельной эстраде и в народных театрах. Большие затруднения и с учебным репертуаром. Необходим такой репертуар, который раскрывал бы творческую индивидуальность учащихся, помогал бы находить новые оригинальные формы и режиссерские решения.
Но главная беда, пожалуй, в том, что училище фактически не имеет самостоятельного отделения эстрадного искусства. Есть отделения клоунады, речевых и музыкально-эксцентрических жанров, а слово «эстрада» в их названии даже не упоминается. Надо исправить эту досадную неточность. Самостоятельное эстрадное отделение, может быть, скорей привлечет талантливую молодежь, увлеченную этим видом искусства. Осенью минувшего года открылось отделение эстрадного искусства в Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В учебный план нового отделения, рассчитанный на три года, входит кроме общих дисциплин специализация по таким эстрадным жанрам, как народная и эстрадная песня, инструментальная музыка, разговорный жанр.
Правда, первый прием не дал желаемых результатов — принято было всего тринадцать человек, и пришлось объявить дополнительный прием. Но сделано главное — в Ленинграде появилась возможность для профессиональной подготовки артистов эстрады. Советская эстрада всегда славилась мастерами хореографического искусства. Однако сейчас ярким явлением можно назвать лишь М. Эсамбаева да еще несколько имен. В выступлениях других артистов этого жанра мало подлинного мастерства, артистизма, художественной образности и исполнительского блеска. Давно эстрада ждет молодых танцовщиков, но их никто не готовил.
И вот произошли обнадеживающие события. При Ленинградском хореогоафическом училище недавно открылось отделение народного и эстрадного танца. Специализация по эстрадному танцу вводится и в Московском хореографическом училище ГАБТ СССР, которое ежегодно будет выпускать от трех до пяти номеров. Молодые актерские кадры для эстрады готовятся не только в Москве и Ленинграде. Не сколько лет назад создана Студия эстрадного искусства с двухгодичным обучением в Киеве. В этой студии есть отделения речевых жанров, вокальное, хореографическое, эстрадно-цирковое. В студию принимаются не только киевляне, но и талантливая молодежь всех областей республики. Первый выпуск молодых артистов эстрады состоялся в 1963 году. В этом году свидетельство об окончании студии получат около шестидесяти человек. Выпускники распределяются главным образом по концертным организациям Украины.
Опыт организации подготовки молодых эстрадных артистов на Украине, очевидно, мог бы быть использован и в других республиках, например в Узбекистане, Казахстане, Грузии, где имеются для этого и условия и преподавательские силы. До сих пор речь шла о подготовке артистов. А как готовятся для эстрады молодые режиссеры? Необходимость в этом известна: режиссеров эстрады можно перечислить по пальцам. Многое уже сделано в московском и ленинградском театральных институтах, где на первые курсы режиссерского факультета принята молодежь, которая будет специализироваться в области эстрадной режиссуры. Частичная специализация некоторых студентов здесь, в виде первого опыта, проводилась и раньше, а теперь сделан шаг вперед — обучается целая группа будущих эстрадных режиссеров. На этом новом пути встречаются большие трудности. Ведь известно, что разработанной методики преподавания эстрадной режиссуры как самостоятельной дисциплины до сих пор не было. Нет ни специальных учебников, ни литературы по истории и теории режиссуры на эстраде. Театральным педагогам должен помочь Институт истории искусств. На это можно надеяться, ибо научные сотрудники института уже приступили к разработке вопросов эстрадного искусства. Главное в том, чтобы теснее связать теоретические исследования с практикой.
К сожалению, не найдена еще форма подготовки музыкантов для эстрадных оркестров. Ни в одном учебном заведении нет такой специализации. Студенты композиторского факультета консерваторий не получают знаний по композиции и инструментовке эстрадной музыки. Много говорится о нерешенных проблемах в области легкой музыки, но можно ли их решить без молодого пополнения квалифицированных музыкантов? И все же первые решительные шаги в организации подготовки молодых специалистов эстрадного искусства сделаны! Остается пожелать, чтобы они были еще более энергичны и целеустремленны.
И. ОСЕКИН
Журнал Советский цирк. Март 1965
оставить комментарий