В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Молодая гвардия эстрады

Вопрос подготовки артистической смены в эстрад­ном искусстве волнует всех. 

За последние годы на эстраду пришло   немало молодых   исполнителей, окончивших   театральные   и   музыкальные   учеб­ные   заведения — Дудник,   Горелик,   Владимиров,   Бржевская, Коханова и многие другие    уже известные   артисты. Но  настала  пора  готовить   квалифицированные  эстрадные кадры в специальных учебных заведениях. Художественно-эстетические вкусы зрителей выросли, требования к артистам эстрады теперь повышенные.   От них   зрители ждут высокой   исполнительской  культуры,  отточенного  профес­сионального мастерства,   яркой   творческой  индивидуаль­ности.

Надо сказать, что в послед­нее время некоторые сдвиги в области воспитания эстрад­ной молодежи наметились. С 1961 года Государствен­ное училище циркового искус­ства в Москве начало готовить и эстрадных артистов. Посте­пенно оно становится одним из основных источников пополне­ния концертных  организаций. Государственное училище циркового и эстрадного искус­ства дает молодому артисту среднее образование. В четы­рехгодичный курс обучения входят дисциплины: мастер­ство актера, сценическая речь, музыкальное воспитание, пе­ние, танец, пантомима, акроба­тика, грим. Кроме того, препо­дается история театра, эстра­ды, цирка, сатирической лите­ратуры, изобразительных ис­кусств, кино и комедийного фильма.

В этом году  будет  первый выпуск эстрадных артистов с дипломом училища. Они по­полнят крупнейшую в стране концертную организацию Российской Федерации «Росконцерт». Эстрадный фельетон, конферанс, сатирический дуэт, куплет и пародия, эстрад­ная миниатюра, вентролог, музыкальная эксцентрика — двенадцать новых эстрадных номеров самых «дефицитных» жанров — таков будет вклад училища. Не все, однако, гладко в Училище циркового и эстрад­ного искусства. Мало еще привлекаются к педагогической работе наши крупнейшие мастера эстрады. Приемные ис­пытания не всегда дают желаемые результаты из-за огра­ниченных возможностей отбора наиболее способной моло­дежи. Училищу нужна помощь краевых и областных органов культуры, а также концертных организаций, которые на­правляли бы на вступительные экзамены наиболее спо­собных молодых людей, творчески уже проявивших себя на самодеятельной эстраде и в народных театрах. Боль­шие затруднения и с учебным репертуаром. Необходим такой репертуар, который раскрывал бы творческую инди­видуальность учащихся, помогал бы находить новые ори­гинальные формы и режиссерские решения.

Но главная беда, пожалуй, в том, что училище факти­чески не имеет самостоятельного отделения эстрадного искусства. Есть отделения клоунады, речевых и музыкаль­но-эксцентрических жанров, а слово «эстрада» в их назва­нии даже не упоминается. Надо исправить эту досадную неточность. Самостоятельное эстрадное отделение, может быть, скорей привлечет талантливую молодежь, увлечен­ную   этим   видом   искусства. Осенью минувшего года открылось отделение эстрад­ного искусства в Музыкальном училище при Ленинград­ской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В учебный план нового отделения, рассчитанный на три года, входит кроме общих дисциплин специализация по таким эстрадным жанрам, как народная и эстрадная песня,  инструментальная музыка, разговорный жанр.

Правда, первый прием не дал желаемых результатов — принято    было    всего    тринадцать   человек,   и   пришлось объявить дополнительный прием. Но сделано главное — в Ленинграде появилась возможность для профессиональ­ной   подготовки   артистов   эстрады. Советская эстрада всегда славилась мастерами хорео­графического искусства. Однако сейчас ярким явлением можно назвать лишь М. Эсамбаева да еще несколько имен. В выступлениях других артистов этого жанра мало подлинного мастерства, артистизма, художественной образно­сти и исполнительского блеска. Давно эстрада ждет моло­дых   танцовщиков,   но   их   никто   не   готовил.

И вот произошли обнадеживающие события. При Ленин­градском хореогоафическом училище недавно открылось отделение  народного  и  эстрадного танца.  Специализация по эстрадному танцу вводится и в Московском хореографиче­ском училище ГАБТ СССР, ко­торое ежегодно будет выпу­скать от трех до пяти номеров. Молодые актерские кадры для эстрады готовятся не толь­ко в Москве и Ленинграде. Не­ сколько лет назад создана Сту­дия эстрадного искусства с двухгодичным обучением в Киеве. В этой студии есть от­деления речевых жанров, во­кальное, хореографическое, эстрадно-цирковое. В студию принимаются не только киев­ляне, но и талантливая моло­дежь всех областей республи­ки. Первый выпуск молодых артистов эстрады состоялся в 1963 году. В этом году свидетельство об окончании студии получат около шестидесяти человек. Выпускники распреде­ляются главным образом по концертным организациям Украины.

Опыт организации подготовки молодых эстрадных ар­тистов на Украине, очевидно, мог бы быть использован и в других республиках, например в Узбекистане, Казах­стане, Грузии, где имеются для этого и условия и преподавательские   силы. До сих пор речь шла о подготовке артистов. А как го­товятся для эстрады молодые режиссеры? Необходимость в этом известна: режиссеров эстрады можно перечислить по пальцам. Многое уже сделано в московском и ленинградском театральных институтах, где на первые курсы режиссерского факультета принята молодежь, которая будет специализироваться в области эстрадной режиссуры. Частичная специализация некоторых студентов здесь, в ви­де первого опыта, проводилась и раньше, а теперь сделан шаг вперед — обучается целая группа будущих эстрадных режиссеров. На этом новом пути встречаются большие трудности. Ведь известно, что разработанной методики преподавания эстрадной режиссуры как самостоятельной дисциплины до сих пор не было. Нет ни специальных учеб­ников, ни литературы по истории и теории режиссуры на эстраде. Театральным педагогам должен помочь Институт истории искусств. На это можно надеяться, ибо научные сотрудники института уже приступили к разработке воп­росов эстрадного искусства. Главное в том, чтобы теснее связать теоретические исследования с практикой.

К сожалению, не найдена еще форма подготовки му­зыкантов для эстрадных оркестров. Ни в одном учебном заведении нет такой специализации. Студенты композитор­ского факультета консерваторий не получают знаний по композиции и инструментовке эстрадной музыки. Много говорится о нерешенных проблемах в области легкой му­зыки, но можно ли их решить без молодого пополнения квалифицированных   музыкантов? И все же первые решительные шаги в организации под­готовки молодых специалистов эстрадного искусства сде­ланы! Остается пожелать, чтобы они были еще более энер­гичны   и   целеустремленны.
 

И. ОСЕКИН

Журнал Советский цирк. Март 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100