В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рапортует молодёжь

 Пролог

Пролог

 Владимир Канарский и Борис Лавин

Владимир Канарский и Борис Лавин

 Майя Рубцова

Майя Рубцова

 Пантомимическая сценка «В фотографии»

Пантомимическая сценка «В фотографии»

...Время начинать, но артистический выход и сцена оркестра еще закрыты занавесом. За ними — тихо. На арену выходят клоуны. Выясняется, что артисты еще не вернулись с концерта для строителей Братской ГЭС. «Подлетаем к Харькову! — слышим мы по радио. — Идем на посадку...» Все невольно смотрят под купол, будто сейчас оттуда действительно появится самолет с артистами. Вы улыбаетесь собственной наивности, но... вступает оркестр, распахивается занавес, и на арену выкатывается серебристая сигара воздушного лайнера. Поданы трапы, и вот уже манеж заполнен нарядной и — трудно сказать иначе! — празднично возбужденной толпой молодежи. «Бортпроводница» корабля в элегантном форменном костюме, в пилотке, осыпанной брильянтовой пылью, обращается к нам с теплым поэтическим приветствием, и зрители отвечают горячим одобрением...

Когда вы смотрите представление молодежного коллектива, подготовленное к XXII съезду партии Центральной студией циркового искусства и Харьковским госцирком, вы как бы присутствуете на празднике юности, своеобразном смотре молодых дарований. И хотя на арене не разыгрывается «сюжета», мы очень скоро понимаем, что демонстрируется не обычная «сборная» цирковая программа, а цельный, превосходно решенный спектакль. Да, спектакль, ибо в нем есть и единство темы, и оригинальное ее воплощение, и свой, неповторимый ритм развития действия.

Артисты еще не покинули манеж, а под купол уже взмывает — одна рука в петле — воздушная гимнастка. Она сразу же начинает свое выступление, и лишь в мимолетной паузе между комбинациями через микрофон звучит имя исполнительницы: «Людмила Канагина»... Пролог кончился, идет   первый   номер   программы.

Да, конечно, это был не просто парад участников, вышедших поприветствовать публику перед представлением, а именно пролог спектакля, ибо тема, прозвучавшая в нем, не исчезла. Рассказ о юности, покорителях целины и космоса,     продолжается     выразительным языком арены. Он звучит как гимн дерзанию и мужеству, как сказ о ловкости и силе. Так романтика цирка перекликается с  романтикой  современности.

А номер Канагиной действительно красив и сложен. Вот артистка исполнила трюк, который вы, может быть, видели когда-либо ранее, — баланс на спине на качающейся трапеции. Канагина делает его по-своему. Она одним точным движением находит баланс и на большом махе сразу отпускает руки. С той же пластичностью и четкостью Канагина демонстрирует вис на носках, копфштейн в каче, обрыв в каче с подколенок на пятки и другие трюки.

Окончив номер, Людмила покидает арену, жестом приглашая акробатов Нину и Игоря Титовых, уже ступивших на манеж, — продолжать представление. Титовы начинают первую комбинацию, и лишь по окончании ее, их представляют зрителям. Уверенно проведя свое выступление, артисты приглашают на арену следующего исполнителя — жонглера Майю Рубцову, которая уже спешит из-за форганга, чтобы нести эстафету представления

дальше.

Майя Рубцова начинает номер в быстром темпе. Вот она демонстрирует красивую комбинацию с никелированной тростью, которая, непрерывно вращаясь, перелетает из руки в руку, взлетает под купол и в лучах прожекторов кажется сверкающим диском. Вот зрители награждают юную артистку аплодисментами за работу с булавами. Это фейерверк комбинаций, чисто, без пауз переходящих одна в другую...

Так исполняются три номера, почти мгновенно сменяя друг друга, и это придает спектаклю стремительный, все нарастающий темп. Номером Рубцовой завершается первая часть этого динамичного, жизнеутверждающего представления, поставленного режиссером А. Г. Арнольдом. Однако интересный пролог и оригинальное начало не исчерпывают всех сюрпризов, подготовленных постановщиком и исполнителями. Вас интересует, где клоуны. Не волнуйтесь, вот и они. Правда, это не совсем те «коверные», которых мы привыкли видеть в паузах на манеже. Владислав Шпак и Игорь Колпенский — музыкальные эксцентрики. У них тоже есть «сверхзадача», свой сюжет почти на целое отделение. Шпак и Колпенский изображают чудаков-меломанов, увлеченных эксцентрической музыкой. Чтобы проникнуть на манеж (с которого их гонят), они то прикинутся больным и врачом; то спустятся в касках и костюмах   пожарников откуда-то из-под купола; то к удовольствию зрителей еще как-нибудь «одурачат» ведущего.

 Луиджи Безано

Луиджи Безано

 Нина и Игорь Титовы

Нина и Игорь Титовы

 Валерий Глозман и Олег Шабанов

Валерий Глозман и Олег Шабанов

 Давлет Ходжабаев

Давлет Ходжабаев

 Эпилог спектакля

Эпилог спектакля

Во втором отделении эту оригинальную пару сменяют у ковра Ю. Котов, С. Савельев, С. Макаров и Р. Яэынин. В их репертуаре — политическая сатира (клоунада «Турист-шпион»), веселая буффонада (пантомимическая сценка «В фотографии»), юмористические репризы. Молодые комики стремятся найти свои маски, свои средства выражения, и нам приятно приветствовать их первые удачи.

Успеху представления, которое ведет режиссер молодежного коллектива Мариэтта Рудина (она и есть знакомая нам по прологу «бортпроводница»), способствуют и отлично подобранные цирковые номера.

Галина Торбеева — исполнительница пластического этюда. Она не просто принимает «позы» («смотрите, как я могу вывернуться!»). Ее номер — это акробатико-хореографическая миниатюра. Танцевально-образное начело придает ее композиции художественную цельность и одухотворенность.

В хорошем стиле выступают акробаты-эксцентрики Валерий Глозман и Олег Шабанов. Самые нелепые каскады они исполняют так непринужденно и легко, что они выглядят как акробатическая импровизация, окрашенная тонким юмором.

Завершают первое отделение два номера, которые безусловно запомнятся зрителям. Это Солохины и Ходжабаевы.

Представьте себе двухметровую алюминиевую трубу, прикрепленную к барьеру манежа резиновыми    амортизаторами.

Держа эту трубу на уровне груди, Солохины бросают и вновь принимают на нее своего третьего партнера, который в темп исполняет разнообразные сальто-мортале: одинарные и двойные, в группировке и прогнувшись, задние и передние, и даже боковые! Своеобразный живой «трамплин» с амортизаторами придает этой акробатической композиции неповторимую прелесть.

Репертуар джигитов солнечной Туркмении под руководством заслуженного артиста Туркменской ССР Давлета Ходжабаева в основном состоит из упражнений известных зрителю. Новым и бесспорно выдающимся достижением в их работе является трюк — колонна из трех артистов на скачущей лошади, исполняющийся ими очень уверенно. Но одного трюка конечно было б недостаточно, чтобы завоевать тот шумный успех, который сопутствует номеру на  всем его  протяжении.

Ходжабаевы покоряют зрителей буквально ураганным темпом работы. Их лошади носятся по манежу с какой-то неправдоподобной быстротой, и даже самые флегматичные зрители провожают этих «шайтанов» на конях улыбкой зависти  и восхищения.

Второе отделение открывается воздушным полетом. Его участники О. Свирина, О. Лозовик, Р. Уваров, Г. Федоренко и М. Болдарев — приятно удивляют зрителей. Нет, молодые артисты пока не делают тройного сальто-мортале под куполом (хотя в будущем, вероятно, могут добиться и этого, ибо «работают» они очень смело, с большим «куражом»).

Сюрприз номера — полет с качелей (лопинга), подвешенных под мостиком-вольтижеркой, с исполнением одинарного и двойного (переднего) сальто-мортале, — новшество, вызвавшее живой интерес зрителей.

Заслуженный успех имело выступление эквилибриста на катушках Станислава Черных, блеснувшего зрелым, отточенным мастерством.

К сожалению, один номер во втором отделении, пожалуй, не приносит того удовлетворения, какое мог бы дать. Когда на арене появляются силовые акробаты В. Канарский и Б. Лавин, зрители сразу проникаются к ним симпатией: как хороши их обнаженные по пояс мускулистые фигуры, так простодушно-приветливы их улыбающиеся лица. И это чувство в общем не покидает нас до самого конца, хотя молодые акробаты, все так же мило улыбаясь, нет-нет да завалят один из своих, по-видимому, трудных трюков. И только когда артисты исполняют в финале свой коронный трюк (Владимир Канарский дважды опускается на «мост», упираясь головой в ковер, и дважды поднимается с «моста», держа партнера в стойке на вытянутых руках!), — только тогда вы догадываетесь, что они могли бы работать гораздо четче.

Финал спектакля органически вытекает из сильного номера акробатов с подкидными досками Канагиных, демонстрирующих виртуозные прыжки, и незаметно перерастает в апофеоз представления: вместе с другими его участниками Канагины составляют двухъярусную «карусель», похожую на гигантскую вращающуюся клумбу. Хорошая, по-настоящему цирковая «точка!»...

«Карусель»    рассыпается.    Прощаясь  со  зрителями,  артисты  запевают песню.   Слова   ее   повторяют  лейтмотив   представления: «Я люблю тебя, жизнь...»

Б. БАИШЕВ

Фото С. Мишина

 Эквилибристы на першах Л. Гюльфан, А. Ульданов и А. Костюк

Эквилибристы на першах Л. Гюльфан, А. Ульданов и А. Костюк

 В. Шпак и И. Колпенский

В. Шпак и И. Колпенский

 Станислав Черных

Станислав Черных

 Роликобежцы И. Столбовая, А. Некрасов и Б. Фомин

Роликобежцы И. Столбовая, А. Некрасов и Б. Фомин

 Солохины

Солохины

 Канагины

Канагины

 Галина Торбеева

Галина Торбеева

Журнал ”Советский цирк” декабрь 1961г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100