Молодым артистам цирка - интересные дела
На вопросы нашего корреспондента А. Амасовича отвечает заместитель управляющего Союзгосцирком В. В. ГОРСКИЙ.
— Подготавливая вопросы для нашего с вами. Виктор Владимирович, интервью, я почему-то вспомнил хорошо знакомые всем слова «Молодым везде у нас дорога...» из популярной «Песни о Родине» композитора И. Дунаевского, которая впервые прозвучала в известном фильме «Цирк». Вы не находите, что этот факт достаточно знаменателен! Ведь действительно, в цирке, как правило, очень много молодежи и дарования ее раскрываются ярко и наглядно.
Конечно же, во всех других областях нашей жизни девушкам и юношам открыт добрый, светлый путь к овладению мастерством, к творческому самоутверждению, к пытливым поискам нового, к радостным успехам. И все же цирк, как мне представляется, по самой своей природе — это прежде всего — искусство молодых. Именно на манеже человек буквально с самых юных лет обретает ту нелегкую, но любимую, единственную на всю жизнь «дорогу», что способствует совершенствованию его мастерства и таланта.
— Все это так. Еще одно убедительное подтверждение тому — многочисленная плеяда выросших за последние десятилетия мастеров арены, чье искусство завоевало широкое признание и в нашей стране и далеко за ее рубежами. Я имею в виду таких артистов, как воздушный гимнаст и акробат-вольтижер на лошадях Мстислав Запашный, эквилибрист с першами Леонид Костюк, акробат с подкидных досок Юрий Канагин, жонглер на лошади и дрессировщик слонов Сарват Бегбуди, руководитель «Воздушного полета» Олег Лозовик, дрессировщики Степан Денисов, Виталий Тихонов, Александр Попов, акробат Вилен Солохин, турнист Игорь Бессараб и многие другие. За это время пополнилась талантливыми артистами клоунада. Тут уместно будет назвать имена Геннадия Ротмана и Геннадия Маковского, Евгения Майхровского, Валерия Мусина, Залерия Колобова...
— Правда, всех этих, выросших на наших глазах артистов, сейчас уже можно отнести к среднему поколению. А вот если взять, скажем, последние три-четыре года, кого бы вы, Виктор Владимирович, могли назвать из молодых, заявивших о себе в полный голос!
— Таких у нас немало. Процесс становления и роста молодых артистов манена постоянен и, как мы надеемся, будет в дальнейшем эволюционировать. Намнем опять с жанра клоунады. Именно в последние годы обрели творческую Форму, обратили но себя внимание зрителей Валерий Серебряков и Станислав Щукин, Анатолий Марчевский, Юрий Куклачев. Аналогичный приток свежих сил происходит и в других жанрах. Хорошо известны сейчас жонглеры Сергей Игнатов и Евгений Биляуэр, воздушные гимнасты братья Пантелеенко, Тамара Мусина и Гунар Каткевич, молодежная группа "Икарийские игры" под руководством Александра Кузякова, эквилибристы на першах Сарач, номер воздушных турнистов, возглавляемый Евгением Ескиным. Это все зрелые о профессиональном отношении и перспективные артисты. Порадовали любителей цирка в самое последнее время молодые дебютанты Марина Осинская, выступающая в жанре эквилибра на канате, соло-жокей Юрий Саркисян, дрессировщица львов Ольга Борисова, Геннадий Минасов, подготовивший оригинальный аттракцион «Медведи-иллюзионисты».
Я, к сожалению, не могу перечислить здесь поименно всех молодых артистов, о которых хотелось бы сказать, — в нашем интервью просто не хватит для этого места.
— За последние годы открылось много новых стационаров. Насколько я понимаю, резко возросшее число цирков требует столь же эффективного притока молодых творческих сил. Как сейчас в Союзгосцирке решается этот вопрос!
— Тут несколько путей. По сложившейся полувековой традиции основным источником притока молодых кадров является Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Здесь к учебной, творческой и постановочной работе с молодежью привлечены такие опытные мастера-педагоги, как Л. Шляпин, Н. Бауман, В. Кисс, Ю. Мандыч и другие. За последние годы из стен ГУЦЭИ были переданы в систему Союзгосцирка сотни молодых артистов, десятки новых номеров, отмеченных высоким профессиональным уровнем и истинным художественным вкусом.
Есть основания полагать, что организованная несколько лет назад Всесоюзная дирекция по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров внесет свой вклад в обновление и пополнение репертуара.
Как и и прежние годы заметную роль в цирке играет ученичество. У нас немало поучительных примеров, как опытные мастера арены, постоянно переезжая из города в город, ежевечерне демонстрируя свое искусство, днем кропотливо занимаются с юными артистами и при этом нс только с любовью передают свои знания, навыки и мастерство детям, но и следят за их учебой, за их воспитанием.
И, наконец, есть еще один живительный источник, откуда черпаются молодежные кадры для манежа: это — спорт, народные цирки, клубная художественная самодеятельность.
Как видите, путей на манеж немало. Но нельзя сказать, что все они усеяны розами. Есть тут, конечно, и трудности и недоработки.
— Хотелось бы узнать, что же делается в системе Союзгосцирка в плане решения тех задач, что выдвинуты недавним Постановлением ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью».
— Главное место, как известно, в этом Постановлении уделено обучению и воспитанию молодых кадров. Исходя из этого мы разработали план основных мероприятий, которые должны быть осуществлены в текущем пятилетии. Вот, например, выше говорилось о молодежи, которая приходит в цирк из спорта, художественной самодеятельности. Среди этих юношей и девушек немало способных людей, некоторые добились заметных спортивных успехов, обладают неплохой технической подготовкой. Однако большинству из них еще не хватает исполнительской культуры, профессионального мастерство. Конкретная задача тут состоит в том, чтобы помочь этой молодежи стать настоящими артистами. Новичков зачисляют в номера и аттракционы, возглавляемые опытными мастерами. С ними работают режиссеры, балетмейстеры, художники. К слову сказать, квалифицированные специалисты этих профессий сейчас введены в штат наших двенадцати постановочных цирков.
Показателен в этом отношении пример Московского цирка на Цветном бульваре. Здесь работает постоянная творческая группа, где молодые артисты обучаются сценическому движению и пластике, ритмике и хореографии, мастерству актера и гриму. Конечно же, подобные систематические занятия расширяют кругозор актера, вырабатывают необходимые профессиональные качество. помогают ему увереннее себя чувствовать при подготовке нового номера.
Полезную инициативу подобного же рода проявляют цирки Ленинграда, Киева, Тулы, Горького. Вот, например, Киевский цирк набрал в свое время, можно сказать, совсем зеленую в профессиональном отношении молодежь, пришедшую из спорта. После серьезной подготовительной работы создан новый интересный тематический номер «Женихи», в котором отлично показали себя молодые акробаты на подкидных досках под руководством Владимира Оцупока. Ряд недавних спортсменов занял сейчас ведущее положение в коллективах «Цирк на льду», «Балет но льду», в различных номерах и аттракционах.
— Вы привели сейчас пример Киевского цирка. А как обстоит дело с подготовкой национальных кадров в других наших союзных республиках!
— В системе Союзгосцирка имеется 14 национальных коллективов. При ряде постановочных цирков, работающих в столицах союзных республик, организованы детские самодеятельные студии, которые являются как бы первой ступенькой на пути к манежу. 8 республиках проводятся смотры и отборы, выявляющие перспективную молодежь, которая привлекается к работе в цирке. Именно таким путем создан был национальный коллектив в Казахстане. Естественно, что там до этого были свои артисты цирка, но сейчас родился совершенно новый большой коллектив, состоящий в основном из молодежи. Уже первая его премьера с Алма-Атинском цирке «Земля чудес» показала, какие богатейшие возможности таят в себе новые национальные кадры, если с ними всерьез, взыскательно поработать. А именно так работали со своими молодыми коллегами режиссер-постановщик В. Головко, написавший совместно с драматургом О. Левицким сценарий этого представления, композитор К. Певзнер, балетмейстер В. Катаев, художник В. Семизоров.
Интересные коллективы имеются и а других республиках. Но нельзя не признать. что внимания и заботы по отношению к ним Союзгосцирк проявляет пока недостаточно. Бывает так, что родится на месте талантливый коллектив, недолгое время поблистает, а дальше сохранить его не удается. Так, например, случилось с самобытным национальным коллективом Башкирии, который после трех-четырех лет успешной работы растерял свои лучшие кадры и номера, а достойной замены своевременно не подготовил. Этот печальный случай показал, что и Союзгосцирку, и товарищам на местах необходимо с большей рачительностью по-хозяйски относиться к использованию своих кадров, к укреплению и развитию создаваемых в республиках коллективов.
— Для сегодняшнего цирка одной из важнейших проблем несомненно является проблема режиссуры. Какие перспективы видятся в этом направлении!
— Напомню, что более сорока наших ортистоа закончили в последнее время без отрыва от производства отделение цирковой режиссуры при Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС). Многие из этих выпускников — среди них М. Запашный, В. Аверьянов, Л. Костюк и другие — уже принимают активное участие в постановке новых номеров, прологов, аттракционов, программ.
Но этого, конечно, далеко не достаточно для удовлетворения того повышенного спроса на режиссерские кадры, что постоянно ощущается в нашей системе. Большие надежды в этом плане возлагаются на впервые открытое в нашей стране очное отделение цирковой режиссуры при ГИТИСе, первый выпуск которого состоится а этом году. Но при всем том, вероятно, необходимо более активно привлекать к работе на манеже опытные режиссерские силы из театра и кино, с эстрады и других Смежных областей искусства.
— Мне бы хотелось обратить ваше внимание на тот раздел Постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», где говорится о том, что надо «поручать молодым интересные дела, воспитывать их как стойких борцов за коммунистические идеалы». Как все это выглядит применительно к жизни советского цирка!
— Начнем с того, что во всех без исключения цирковых коллективов проводится постоянная работа по повышению идейно-политического и общеобразовательного уровня нашей творческой молодежи. Это и политзанятия, и семинары, и циклы лекций на темы внешней и внутренней политики СССР. Несмотря на особенности жизни цирковых артистов, я имею в виду постоянные переезды, многие из них учатся в институтах, и университетах марксизма-ленинизма. Все это является объектом постоянного внимания партийной организации Союзгосцирка.
Важным, на наш взгляд, является и всемерное приближение цирковой молодежи к тем насущным делам и задачам, которыми живет сейчас наша страна, весь наш советский народ, с энтузиазмом готовящийся к встрече 60-летия Великого Октября, посвящающий этой знаменательной дате свои трудовые подвиги и достижения.
Совместно с ЦК ВЛКСМ и Министерством культуры СССР намечается направление молодых артистов цирка в творческие командировка на Всесоюзные ударные комсомольские стройки десятой пятилетки, продолжая тем самым добрые традиции прошлых лет, родившиеся на новостройках Братской, Красноярской ГЭС, автогиганта в Тольятти и других местах.
Совместно с институтом по повышению квалификации работников культуры Министерства культуры СССР проведены будут семинары молодых режиссеров, художников, дирижеров, балетмейстеров. Во всех постановочных цирках организуется систематическая учеба по повышению исполнительской культуры и профессионального мастерства молодых артистов.
— А вот если взять из Постановления ЦК КПСС слова «поручать молодым интересные дела», то как бы их раскрыть конкретнее на примерах из цирковой практики!
— Тут лучше всего обратиться к пятилетнему плану Союзгосцирка по подготовке и выпуску новых произведений циркового искусства. Надо сказать, что преобладающее место в нем отводится именно привлечению и использованию творческой инициативы молодых артистов, режиссеров, художников.
В планах ближайших лет — осуществление таких больших программ и тематических представлений, как «Космическая фантазия», «Корчагинцы восьмидесятых», «Россия — наша Родина», «Спорт глазами цирка» (навстречу Олимпиаде — 1980), и других. В этот же период предстоит создание множества новых номеров и аттракционов. Вот это и есть та конкретная творческая и производственная база, которая обеспечивает возможность поручать молодым интересные дела.
— Немалое значение при этом имеет создание соответствующих условий для выявления новых талантов, поощрения наиболее способных людей. Ведь для молодежи, которую в повседневности, увы, не очень балуют рекламой, популяризацией ее творчества, очень важно не оставаться в тени, иметь возможность показать себя.
— Именно в этих целях проводился закончившийся недавно очередной конкурс молодых артистов цирка, который выявил немало интересных творческих сил. Видимо, и наш журнал внесет свою лепту в то, чтобы их имена и художественные достижения стали известны поклонникам циркового искусства. А впереди— Всесоюзный конкурс в ознаменование 60-лстия советского цирка, который, хочется надеяться, послужит активным стимулом к дальнейшему расцвету искусство отечественного манежа.
оставить комментарий