Море, солнце, музыка
Летний концертный сезон в Крыму.
Крым... Летом сотни тысяч людей устремляются сюда на побережье южного моря. Здесь все к их услугам: целебный воздух, живописные уголки природы, знойное солнце, музыка... Да, ей тоже принадлежит значительная роль в курортном «сервисе». Откуда только она здесь не слышится! С крыш гостиниц, где уютно расположились летние рестораны, с танцплощадок, укрывшихся в кипарисной сени, с пляжей, прогулочных катеров, теплоходов, дремлющих в порту у причала, из раскрытых окон домов, от «озвученных» граждан, проходящих мимо... Ибо какой вы отдыхающий, если у вас нет «Спидолы», «Атмосферы» или еще какого-нибудь портативного радиоприемника!
Прикарпатский ансамбль «Верховнна»
В театре, курзале, на летних эстрадах тоже полновластно хозяйничает музыка... В этом году концертный сезон в Крыму был насыщенным. Перелистаем вместе пачки старых афиш. На отсутствие многообразия жанров жаловаться не приходится. Концерты симфонического оркестра государственной филармонии с разными программами и разными дирижерами (Богдасарян, Ниязи, Арутюнян, Исрафилзаде, Турчак, Чернов и другие), спектакли Ленинградского театра имени Ленсовета, артистов Ленинградского академического театра имени Пушкина, выступления крупнейших хоровых коллективов — Волжского, имени Пятницкого, «Думки», капеллы бандуристов, ансамблей песни и танца, Московского театра пантомимы, цирковых трупп (Симферополь, Евпатория), эстрадных оркестров и оркестров народных инструментов, концерты-лекции, гастроли эстрадных групп и просто отдельных исполнителей... Всего не перечислишь, да это и не нужно. Лучше привести цифру, которая иной раз оказывается красноречивее всего. А именно: с начала года по июль в Крыму состоялось более шестисот концертов одних только эстрадных коллективов и исполнителей!
И здесь, «внутри» жанра, тоже большой выбор. Вот разделенная надвое, словно «препарированная», фотография саратовского сатирика Льва Горелика. Вот имена Владимира Трошина, Иосифа Кобзона, Ружены Сикоры... А здесь на зеленом поле плаката несколько маленьких трубачей. Это — оркестр Эдди Рознера... К «легкому» жанру эстрады зрители справедливо предъявляют самые серьезные требования. Они хотят, чтобы эстрадный концерт был глубоким по содержанию, разнообразным и цельным, веселым, динамичным. Темы, затрагиваемые в нем, должны быть злободневны.
Государственный ансамбль песни и танца Грузии
Отвечали ли таким требованиям выступления артистов эстрады в закончившемся летнем сезоне? В большинстве случаев можно ответить утвердительно. С большим успехом прошли концерты Ленинградского русского эстрадного ансамбля, радующего своими принципиально новыми художественными решениями. Интересными оказались и программы коллективов Шахтерского ансамбля песни и танца и Ансамбля песни и пляски Черноморского флота. Обширная территория летней эстрады в Ялте не смогла вместить всех желающих попасть на концерты Людмилы Зыкиной. Порадовала и ветеран советской эстрады Клавдия Шульженко, по-прежнему сохраняющая прекрасную творческую форму и высокое мастерство.
Много достойного внимания оказалось в выступлениях поэта-сатирика Эмиля Радова. Как всегда, привлек зрителей ленинградский эстрадный ансамбль «Дружба», в этом году представивший на суд публики и новый состав и целый ряд новых работ, правда, еще не во всем полноценных и отделанных. Заинтересовало публику выступление Ленинградского джаз-оркестра под управлением Олега Милявского. Однако нельзя не отметить излишний, а порой и доминирующий «метраж» исполняемого руководителем лично...
Концертные площадки Крыма летом превратились в своеобразную арену демонстрации искусств братских национальных республик, в особенности кавказских и среднеазиатских. И это было еще одной положительной чертой сезона. Как и следовало ожидать, большинство выступивших коллективов —оркестр народных инструментов Киргизии, ансамбль рубобисток Таджикской филармонии, группа «Бакинцы на эстраде» и другие показали репертуар, окрашенный национальным колоритом. Богатый и в высшей степени мастерски исполненной оказалась программа молодого, но уже завоевавшего международную известность Государственного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка». Слова поэта Расула Гамзатова: «...у каждого из нас рождение ансамбля «Лезгинка» вызывает такое чувство, какое вызывает в наших домах рождение долгожданного ребенка. Ребенок родился, здоровый, красивый и талантливый. Смотришь на концерт «Лезгинки» и невольно повторяешь слова наших горцев: «Да, даже мертвые могут воскреснуть от этих плясок...» — совпадают с мнением тех, кому довелось побывать на блистательных концертах ансамбля.
Государственный ансамбль народного танца Туркменской ССР
Однако наблюдались и огорчительные тенденции — чрезмерный крен к зарубежному репертуару в ущерб родному, национальному. Этим, в частности, отличался концерт Государственного эстрадного оркестра Грузии «Рэро». В группе «Под небом Армении» ряд отличных артистов: певец Эдуард Багдасарян, танцовщица Аделина Арутюнян, инструментальный септет с сильным исполнителем на ударных инструментах Робертом Болчияном. Однако не обошлось и без представителя пресловутого «микрофонного» пения артистки Регины Алавердян с камерно-интимными «опусами» вроде малоинтересной песенки «Как хорошо мне с тобой в этот вечер». Подобная «камерная лирика» засоряет все эстрадные программы без исключения.
В этой же группе словно бы «для приличия» (увы, такое создается впечатление) вначале представлены национальные армянские произведения, затем же безраздельно доминируют Марино Марини, Доменико Модуньо и другие «корифеи» современной зарубежной эстрады. В этом — один из характерных штрихов, которым «болеют» многие коллективы и исполнители. Ни в лучшую, ни в худшую сторону не выделялся среди сотен себе подобных конферансье Игорь Довлатян, и его репризы и шутки не шли дальше давно привычного, стандартного. Сатирический меч конферансье разил все тех же нерадивых домоуправов, бездарных закройщиков, беспробудных пьяниц, плутоватых рыболовов-любителей и т. д.
И еще несколько замечаний, с критикуемым коллективом не связанных. Из программы в программу кочуют стандартные «испанские», «цыганские», «мексиканские», «бразильские» и прочие танцы. Чрезвычайно мало танцев характерных, эксцентрических, сатирических. Вообще, как это доказали представители многочисленных эстрадных коллективов, в жанре эстрадного танца что-то мало ощущается творческих исканий, находок. Кажется нам весьма сомнительным полезный художественный «коэффициент» включения во все программы одних и тех же песен, например, «Венок Дуная» Фельцмана, песни из кинофильма «Там, где кончается асфальт...», песни «Маленькая девочка» из кинофильма «Любовь и мода» и другие. Без них не обходился в этом сезоне почти ни один эстрадный концерт!..
И все же не будем омрачать общей картины. Недостатков было много, но еще больше — несомненных удач. Отдыхающие крымских здравниц в будущем летнем сезоне и коренные жители Крыма приглашают мастеров эстрады в гости, на побережье... С новым, значительным, интересным, актуальным репертуаром!
В. БИРЗИН
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.
оставить комментарий