Море, солнце, музыка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Море, солнце, музыка

Летний концертный сезон в Крыму.

Крым... Летом сотни тысяч людей устремляются сюда на побережье южного моря. Здесь все к их услугам: целебный воздух, живописные уголки природы, знойное солнце, музыка... Да, ей тоже принадлежит значительная роль в курортном «сервисе». Откуда только она здесь не слышится! С крыш гостиниц, где уютно расположились летние рестораны, с танцплоща­док, укрывшихся в кипарисной сени, с пляжей, прогулоч­ных катеров, теплоходов, дремлющих в порту у причала, из раскрытых окон домов, от «озвученных» граждан, проходящих мимо... Ибо какой вы отдыхающий, если у вас нет «Спидолы», «Атмосферы» или еще какого-нибудь портатив­ного радиоприемника!

Прикарпатский ансамбль «Верховнна»Прикарпатский ансамбль «Верховнна»

В театре, курзале, на летних эстрадах тоже полновластно хозяйничает музыка... В этом году концертный сезон в Крыму был насыщен­ным. Перелистаем вместе пачки старых афиш. На отсутствие многообразия жанров жаловаться не приходится. Концерты симфонического оркестра государственной филармонии с разными программами и разными дирижерами (Богдасарян, Ниязи, Арутюнян, Исрафилзаде, Турчак, Чернов и дру­гие), спектакли Ленинградского театра имени Ленсовета, артистов Ленинградского академического театра имени Пушкина, выступления крупнейших хоровых коллективов — Волжского, имени Пятницкого, «Думки», капеллы бандуристов, ансамблей песни и танца, Московского театра панто­мимы, цирковых трупп (Симферополь, Евпатория), эстрад­ных оркестров и оркестров народных инструментов, кон­церты-лекции, гастроли эстрадных групп и просто отдельных исполнителей... Всего не перечислишь, да это и не нужно. Лучше привести цифру, которая иной раз оказывается красноречивее всего. А именно: с начала года по июль в Крыму состоялось более шестисот концертов одних только эстрадных коллективов и исполнителей!

И здесь, «внутри» жанра, тоже большой выбор. Вот разделенная надвое, словно «препарированная», фотогра­фия саратовского сатирика Льва Горелика. Вот имена Вла­димира Трошина, Иосифа Кобзона, Ружены Сикоры... А здесь на зеленом поле плаката несколько маленьких тру­бачей. Это — оркестр Эдди Рознера... К «легкому» жанру эстрады зрители справедливо предъ­являют самые серьезные требования. Они хотят, чтобы эстрадный концерт был глубоким по содержанию, разно­образным и цельным, веселым, динамичным. Темы, затра­гиваемые в нем, должны быть злободневны.

Государственный ансамбль песни и танца ГрузииГосударственный ансамбль песни и танца Грузии

Отвечали ли таким требованиям выступления артистов эстрады в закончившемся летнем сезоне? В большинстве случаев можно ответить утвердительно. С большим успехом прошли концерты Ленинградского русского эстрадного ансамбля, радующего своими прин­ципиально новыми художественными решениями. Интерес­ными оказались и программы коллективов Шахтерского ансамбля песни и танца и Ансамбля песни и пляски Черно­морского флота. Обширная территория летней эстрады в Ялте не смогла вместить всех желающих попасть на кон­церты Людмилы Зыкиной. Порадовала и ветеран советской эстрады Клавдия Шульженко, по-прежнему сохраняющая прекрасную творческую форму и высокое мастерство.

Много достойного внимания оказалось в выступлениях поэта-сатирика Эмиля Радова. Как всегда, привлек зрителей ленинградский эстрадный ансамбль «Дружба», в этом году представивший на суд публики и новый состав и це­лый ряд новых работ, правда, еще не во всем полноценных и отделанных. Заинтересовало публику выступление Ленин­градского джаз-оркестра под управлением Олега Милявского. Однако нельзя не отметить излишний, а порой и до­минирующий «метраж» исполняемого руководителем лично...

Концертные площадки Крыма летом превратились в своеобразную арену демонстрации искусств братских на­циональных республик, в особенности кавказских и сред­неазиатских. И это было еще одной положительной чертой сезона. Как и следовало ожидать, большинство выступив­ших коллективов —оркестр народных инструментов Кир­гизии, ансамбль рубобисток Таджикской филармонии, груп­па «Бакинцы на эстраде» и другие показали репертуар, окрашенный национальным колоритом. Богатый и в высшей степени мастерски исполненной оказалась программа мо­лодого, но уже завоевавшего международную известность Государственного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка». Слова поэта Расула Гамзатова: «...у каждого из нас рож­дение ансамбля «Лезгинка» вызывает такое чувство, какое вызывает в наших домах рождение долгожданного ре­бенка. Ребенок родился, здоровый, красивый и талантли­вый. Смотришь на концерт «Лезгинки» и невольно повто­ряешь слова наших горцев: «Да, даже мертвые могут вос­креснуть от этих плясок...» — совпадают с мнением тех, кому довелось побывать на блистательных концертах ан­самбля.

Государственный  ансамбль народного танца  Туркменской ССРГосударственный  ансамбль народного танца  Туркменской ССР

Однако наблюдались и огорчительные тенденции — чрезмерный крен к зарубежному репертуару в ущерб род­ному, национальному. Этим, в частности, отличался концерт Государственного эстрадного оркестра   Грузии «Рэро». В группе «Под небом Армении» ряд отличных артистов: певец Эдуард Багдасарян, танцовщица Аделина Арутюнян, инструментальный септет с сильным исполнителем на удар­ных инструментах Робертом Болчияном. Однако не обош­лось и без представителя пресловутого «микрофонного» пения артистки Регины Алавердян с камерно-интимными «опусами» вроде малоинтересной песенки «Как хорошо мне с тобой в этот вечер». Подобная «камерная лирика» засо­ряет все эстрадные программы без исключения.

В этой же группе словно бы «для приличия» (увы, та­кое создается впечатление) вначале представлены нацио­нальные армянские произведения, затем же безраздельно доминируют Марино Марини, Доменико Модуньо и другие «корифеи» современной зарубежной эстрады. В этом — один из характерных штрихов, которым «болеют» многие коллективы и исполнители. Ни в лучшую, ни в худшую сторону не выделялся сре­ди сотен себе подобных конферансье Игорь Довлатян, и его репризы и шутки не шли дальше давно привычного, стандартного. Сатирический меч конферансье разил все тех же нерадивых домоуправов, бездарных закройщиков, бес­пробудных пьяниц, плутоватых рыболовов-любителей и т. д.

И еще несколько замечаний, с критикуемым коллекти­вом не связанных. Из программы в программу кочуют стан­дартные «испанские», «цыганские», «мексиканские», «бра­зильские» и прочие танцы. Чрезвычайно мало танцев характерных, эксцентрических, сатирических. Вообще, как это доказали представители многочисленных эстрадных кол­лективов, в жанре эстрадного танца что-то мало ощущается творческих исканий, находок. Кажется нам весьма сомнительным полезный художе­ственный «коэффициент» включения во все программы од­них и тех же песен, например, «Венок Дуная» Фельцмана, песни из кинофильма «Там, где кончается асфальт...», песни «Маленькая девочка» из кинофильма «Любовь и мода» и другие. Без них не обходился в этом сезоне почти ни один эстрадный  концерт!..

И все же не будем омрачать общей картины. Недостат­ков было много, но еще больше — несомненных удач. Отдыхающие крымских здравниц в будущем летнем сезо­не и коренные жители Крыма приглашают мастеров эстра­ды в гости, на побережье... С новым, значительным, инте­ресным, актуальным репертуаром!
 

В. БИРЗИН

 Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования