В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мёртвая точка

Р. Славский

В издательстве «Молодая гвардия» выходит книга «Цирк нашего двора», написанная цирковым артистом Р. Славским. Книга адресуется многочисленным любителям циркового искусства и участникам  коллективов народных цирков. Автор рассказывает юношеству о цирке, учит, как, двигаясь от простого к сложному, овладеть разнообразными трюками и подготовить номера цирковой программы.

В искусстве цирка много сложного, много своих тонкостей. На страницах книги подсказываются кратчайшие пути к овладению некоторыми цирковыми «секретами».

Автор задался целью привить юношам и девушкам вкус к увлекательному искусству цирка, помочь закалить тело и волю, выработать в себе упорство.

С разрешения издательства мы печатаем некоторые главы книги «Цирк нашего двора».

Помните веселую повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»? Неразлучные друзья Витя и Костя Шишкин побывали однажды на цирковом представлении, которое произвело на них столь сильное впечатление, что, придя домой, они решили немедленно повторить некоторые номера программы. Очарованные ловкостью жонглеров, мальчики начали перебрасываться   тарелками.

Затея окончилась плачевно: две тарелки вдребезги...

Однако приятели решили испытать себя в еще одном цирковом жанре: пробовали удерживать баланс, сидя   на   задних   ножках   стула.

Этот «номер» обошелся каждому по шишке на затылке.

Балансирование на стульях — трюк, который они пробовали проделать, — относится к искусству эквилибристики. Эта профессия требует математически точного расчета для удерживания равновесия в самых различных положениях. Артисты этого жанра рекламировались когда-то как «люди мертвой точки». Их изображали на афишах сидящими на двух ножках стульев у самого края крыши небоскреба.

В самодеятельном цирке, безусловно, могут состояться  и  выступления эквилибристов.

Предположим, что Костя и Витя решили заняться этим искусством всерьез. С чего им следовало бы начинать?

Прежде всего друзья должны были подумать о страховке. Иначе говоря, уберечь свои затылки от ушибов.

Начинающие эквилибристы как можно глубже садятся на стул, упираясь в его спинку. Баланс отыскивается вытянутыми ногами и левой рукой. Правой же следует держаться за спинку другого стула (рис. 1). Достаточно бывает лишь легкого прикосновения пальца, чтобы удерживать   баланс.

Если бы наши незадачливые эквилибристы приступили к делу с помощью такого нехитрого приспособления, то на второй-третьей тренировке они уже наверняка овладели бы тем, чего добивались.

Когда эквилибрист-новичок обретет уверенность в балансировании на двух ножках стула, он может усложнить трюк. Для этого он кладет руки на колени и улавливает баланс лишь ногами — мягким, чутким покачиванием   их   вверх-вниз.

Еще более усложняют трюк, поставив ножки стула на горлышки бутылок, Самое трудное в этом — вход на стул, он требует особой аккуратности. Садиться на стул нужно с невысокой скамеечки, Пусть вас не смущает «хрупкость» бутылок. Они способны выдерживать и не такие   тяжести,

Профессионалы эквилибристы отыскивают баланс на пирамиде из двух-трех столов, стоящих один на другом. Завершают трюк смелым «падением» назад, во время которого   эквилибрист   успевает   ловко   подхватить   стул.

Эквилибристу-любителю вполне достаточно балансирования   на   краю   всего   лишь   одного   стола.

Репертуар эквилибристики обширен. Его описание заняло бы много места, а главное, для исполнения всего репертуара требуется основательное умение стоять на двух руках, на одной руке и на голове. Вот почему речь пойдет лишь о таких эквилибристических трюках, которые под силу каждому начинающему.

Среди таких трюков следует назвать в первую очередь баланс на катушке. Он не очень сложен и вместе с   тем   достаточно   эффектен.

Этот трюк цирковые эквилибристы заимствовали у китайских актеров. В очень давние времена в Китае подобными катушками-валками пользовались суконщики. Ремесленник вставал на дощечку, которая перекатывалась по валику, и таким образом разглаживал материю. Правда, при этом мастеровой держался рукой за специальную планку. А какой-нибудь сноровистый подмастерье-весельчак, по всей вероятности, наловчился удерживаться на доске и без помощи рук. Так, очевидно, и родился из трудового процесса этот любопытный трюк. А затем обошел все арены мира.

Приготовить реквизит, необходимый для тренировки и исполнения этого трюка, несложно. Требуется: 1) гладкий цилиндр (катушка) диаметром 120—140 миллиметров и длиной 350 миллиметров (иногда эквилибристы вместо деревянной катушки пользуются обрезком металлической трубы таких же размеров); 2) доска длиной 450—500 миллиметров, шириной 200 миллиметров. Некоторые эквилибристы делают к тому же специальный столик с небольшой крышкой-площадкой. Ее поверхность имеет вогнутость и обита резиной (для уменьшения скольжения, рис. 2). Отсутствие такого столика не может стать помехой для тренировки и выступлений.

Освоение трюка начинается с выработки умения вставать на доску, положенную поперек катушки. Первые шаги лучше всего делать на ковре и ни в коем случае   на   возвышении.

Правую ступню эквилибрист помещает на первый край доски. Левой рукой придерживает приподнявшийся край. Нажав этой же рукой на доску, он как бы рычагом слегка приподнимает конец и быстро, но не судорожно ставит левую ногу. Вот и вся премудрость. Ноги должны быть слегка согнуты, так легче удерживать баланс. Катушка, что греха таить, будет норовить выскользнуть из-под доски, но вы чуткими ступнями ног удерживайте,   ее.

Мёртвая точка

Чтобы быстрее уловить верное ощущение при балансировании, пусть первое время кто-либо из ваших товарищей стоит рядом с протянутыми к вам руками. Придерживаясь за них, вы очень быстро схватите сущность   баланса   на   катушке.

Работу с катушкой позволят выигрышно разнообразить китайские скамеечки. На рис. 3 отчетливо видна их форма, примерные размеры и применение этого реквизита. Две такие скамеечки и две дощечки в различных комбинациях во много раз усилят номер эквилибриста. Некоторые из этих комбинаций вы увидите на рис. 4 и 5. Особое внимание эквилибристу следует обратить на прочность и точную подгонку этого реквизита. Ножки одной скамейки должны абсолютно совпадать с ножками другой. Трюки выполнимы только при соблюдении этих   условий.

Известную трудность представляет вход на пирамиду из скамеек. В этом случае эквилибрист встает на самый край стола, на котором составлена пирамида. Опираясь на концы самой верхней рабочей площадки, он подтягивается, как бы выходя на стойку жимом. А затем мягко и быстро, без толчка ставит ноги на рабочую поверхность. После этого остается лишь выпрямиться,   не   теряя   баланса.

Балансирование на катушках может быть и другого вида. Две катушки кладутся одна на другую крестом, а поверх — доска. В последнее время наши эквилибристы освоили удивительное балансирование на крестообразной пирамиде из… трех катушек. Принципы балансирования здесь одни и те же. Требуется лишь особо повышенное чувство равновесия. Колебания катушек   необходимо   сводить   к   минимуму.

Самое сложное в такой пирамиде — выход на ее вершину.

Если будущий эквилибрист намерен выступать вдвоем, то следующая ступень — балансирование с партнером   на   плечах.

Приступать к тренировке такого баланса можно лишь после того, как эквилибрист вполне освоил баланс на катушке. Мерилом здесь может быть свободный вход   на   катушку   без   помощи   рук.

Прежде всего партнеру следует надеть подвесную лонжу.

К началу трюка он сидит у вас на плечах, ноги сплетены  за  вашей  спиной. Теперь  выходите на доску.

Подъем во весь рост из сидячего положения совершается следующим образом: 1) партнеры подают друг другу правые руки (левой — верхний опирается на голову эквилибриста); 2) левую руку, согнутую в локте, нижний прикладывает к своей груди; это удобная ступенька, на которую верхний опирается левой ногой; 3) используя все три точки опоры: голову эквилибриста, его правую руку и «ступеньку», — верхний быстро ставит на плечи эквилибриста сначала правую ногу, а затем левую.

При выходе в рост необходимо придерживаться общих правил акробатики: верхний, вставая на плечи, обязан, во-первых, свести пятки вместе, во-вторых, слегка согнутыми в коленях ногами как можно плотнее прижаться   к   затылку   партнера.

Балансирует только нижний. Выход на плечи в рост осваивается   первоначально   на   земле.

Любопытен трюк, изображенный на рис. 6. Партнерша держит на вытянутых ногах площадку, укрепленную четырьмя тросами. (Тросы туго натянуты; ни один из краев площадки, поверхность которой слегка вогнута, не должен скашиваться.) На этой небольшой площадке эквилибрист и балансирует. Выход наверх — с упора. Катушку и доску балансеру подаст помощник. Если у партнерши сильные ноги и если растяжки достаточно туго подогнаны, то этот трюк может быть освоен довольно   быстро.

Приведенных трюков с избытком хватит на то, чтобы построить интересный номер для программы любительского   цирка.

Развивая чувство баланса, вы сделаете свое тело чутким, умеющим сохранять равновесие в любых положениях. А это вам не раз пригодится в жизни.


Журнал ”Советский цирк” декабрь 1961г.

 
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

продажа контейнеров Китай