Московский театр миниатюр
Московский театр миниатюр оправдывает свое название. Он помещается в Москве, это действительно театр, и он весьма миниатюрен.
Маленькое, на двадцать-тридцать человек фойе, буфет на два столика, зал на триста зрителей. Семнадцать артистов в труппе... Все здесь миниатюрно, кроме задач, которые театр ставит перед собой, кроме проблем, которые он пытается решать.
Конечно, цифры в искусстве ничего не определяют. Но без них наш рассказ об этом коллективе был бы неполон. Театр существует шесть с половиной лет. За эти годы он поставил девять спектаклей. Кроме Москвы, театр в эти годы временно прописывался в 80 городах страны; из пятнадцати союзных республик он выступал в тринадцати.
Дома, в своем маленьком, уютном театрике, коллектив бывает не больше восьми месяцев в году. И если заглянуть сюда на вечерний огонек, то первое, что вы услышите, — это смех. Смех звучит здесь весь вечер, он здесь прописан постоянно. И, честно говоря, веселый, умный, злой, иронический смех слышится здесь куда чаще и громче, чем за сто шагов отсюда — в большом эстрадном театре «Эрмитаж»...
И тут автор просит минуту читательского внимания для одного важного, на его взгляд, отступления. Все прошлое лето большой эстрадный театр «Эрмитажа» был филиалом... нет, не зимнего Театра эстрады, а международного аэропорта Шереметьева: его буквально оккупировали «импортные» джазы и заграничные певцы. В зале были аншлаги, в кассе не было билетов, но становилось немного грустно. Думалось, что если был бы строже отбор и придирчивее «досмотр», на сцену театра не проникали бы ни репертуар сомнительного качества, ни еще более сомнительная манера исполнения. Спасительная формула «у них там так принято» ничего не спасает! Лучше все же придерживаться того, что «принято у нас».
Автор попросил права на такое отступление, потому, что вся творческая практика Московского театра миниатюр — это ежедневное утверждение идейно-художественных принципов нашего эстрадного искусства.
Успех каждого театра — это слагаемые успеха драматурга, режиссера, актеров, композитора, художника. Но в театре миниатюр «контрольный пакет» акций держит, конечно, драматург. Без отличной эстрадной драматургии нет и не может быть театра миниатюр. И в этом отношении театру повезло: проблема драматургии, проблема репертуара решены здесь... штатным расписанием. Дело в том, что создателем театра, его художественным руководителем, являг ется один из ведущих драматургов этого жанра Владимир Поляков, с чьим творчеством были в свое время связаны многие победы другого театра миниатюр — Ленинградского, работающего лод руководством Аркадия Райкина.
Но не надо думать, что Московский театр миниатюр — это театр одного драматурга. На его афишах мы видим имена Назыма Хикмета, Юрия Олеши, Александра Галича, Бориса Ласкина, Музы Павловой, Владимира Дыхович-ного... И как это ни странно, видим мало имен молодых эстрадных драматургов! Казалось бы, именно сюда, в этот молодой коллектив, должны нести свои произведения, задумки, проекты молодые драматурги. Ведь тут они приходят не просто к худруку, а к худруку-писателю, который поймет с полуслова, подскажет, посоветует.
У автора этих строк была всего одна встреча с театром, здесь идет всего одна его миниатюра, но даже этот небольшой опыт убедил автора, что произведение, отданное сюда, попадает в надежные, заинтересованные творческие руки. Не знаю, чья вина, что театр еще не установил крепкой дружбы с молодыми эстрадными драматургами. Скорее всего — обоюдная. Во всяком случае, отметив этот факт, его надо немедленно исправлять. А мы не будем больше говорить о том, чего нет, а вернемся к тому, что есть, — к сегодняшней творческой практике театра.
Журнал Советский цирк. Май 1966 г.
оставить комментарий