Музыка должна улыбаться - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Музыка должна улыбаться

Цирк — это яркое проявление человеческой    смелости,    находчивости, дерзания и преодоления казалось бы непреодолимых законов природы — может не понравиться. Его брызжущее веселье, головокружительный риск и отвага нравятся всем. Мне трудно говорить о профессиональных тонкостях разнообразных цирковых жанров. Но один «жанр» касается меня непосредственно. Это музыка. А скажите, каким был бы цирк без музыки? Более того, любой цирк начинается именно с нее. В ярмарочные балаганы раньше зазывал барабан. До революции — шарманка, именно неприхотливая шарманка оповещала о начале импровизированных цирковых представлений, во дворах больших городов, на деревенских околицах и речных   пристанях.
И удивительное дело: в наше время, когда мастерство цирка стало выше и отточеннее, а музыка к отдельным номерам значительно обогатилась — она начисто ускользнула из фойе, перестала улыбаться        входящим        людям.
Кто из советских композиторов может похвастаться, что постоянно пишет для цирка? Что пишет так же тщательно, учитывая все паузы и перемены ритма цирковой программы, как он писал, например, для кино, подчиняя музыкальный хронометраж прихотливым  темпам   киномонтажа.
Иногда такие крупные, как Московский, Ленинградский и, скажем, Киевский цирки заказывают нашим композиторам увертюру или музыку для парада. Но я не знаю случая, когда бы композитор получил заказ на полное музыкальное оформление программы. А это, несомненно, придало бы цирковому представлению стилистическое единства и большую внутреннюю слитность. Важно вовремя позаботиться о музыкальном сопровождении циркового представления, и тогда наверняка не будет разношерстного, пестрого музыкального оформления. Ни для кого не секрет, что отдельные номера имеют свою музыку. Это, как правило, отрывки из популярных произведений. Иной раз в одной программе сходятся несколько номеров с одинаковым музыкальным оформлением. Но еще хуже, если вслед за одним номером появляется новый с той же музыкой.
Бывает — зрителю преподносят произведения наших классиков непрофессионально аранжированные, произвольно урезываемые. Такое исполнение никак не может способствовать    воспитанию     подлинно высокого вкуса. Для цирка, как и для кино, нужна специальная музыка, а партитура должна учитывать составы цирковых оркестров — их численность и квалификацию исполнителей.
От моих товарищей и от знакомых неоднократно приходилось слышать о положении музыки в цирках на периферии. В летнее время, когда приезжает программа, ищут по городу музыкантов, и чаще всего в оркестр попадают случайные люди, не знакомые со спецификой циркового искусства. В две-три репетиции пробуют «сыграться». О качестве исполнения, думаю, можно не говорить.

Теперь вернемся  к вопросу, с которого мы начали, — о музыке в фойе. И даже больше. О настоящей, хорошей музыке перед входом в цирк.
На открытии больших художественных выставок в начале века обычно играл оркестр. Это сразу создавало определенную настроенность и празднично приподнятую атмосферу. В последнее время наши большие художественные выставки тоже начали открываться симфонической музыкой. А ведь цирк — это великолепное, по-праздничному торжественное зрелище. Уже сама специфика его требует постоянной высокой приподнятости и праздничности.
Помнится, в антракте спектакля «Виндзорские проказницы» в театре Моссовета была устроена своеобразная ярмарка, на которой действуют актеры, занятые на сцене. Театр великолепно понимает, что зрителя не следует расхолаживать, надо постоянно держать его в  определенной настроенности.
Разве может унизить актера, большого актера, встреча со зрителем при входе, если он перебросится шуткой, если в антракте дрессировщик расскажет о секретах дрессуры или познакомит со своими четвероногими артистами? Ну, а разве унизит музыку, если она  первая     протянет  входящему руку? Если, подходя к цирку, зритель, еще по инерции думающий о больших и серьезных делах, проделанных за день, вдруг услышит зовущую, жизнеутверждающую
цирковую музыку и улыбнется? Если и в антракте зритель будет
слышать не только шарканье ног толпы или гул говора, но и музыку, даже записанную на магнитофон? Он, выходя из цирка, унесет с собой не только цельный образ цирковой программы, но и мелодии, сохраняющие хорошее настроение. Советский цирк, пользующийся мировой славой, обязательно должен иметь и высокохудожественное,    оригинальное музыкальное   оформление.
От них тоже   зависит  успех   номера.
От них тоже   зависит  успех   номера.  
Фотоэтюд   С.   Мишина

 

Журнал ”Советский цирк” январь 1962г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования