В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Музей цирка

Как-то даже плохо сочетаются эти два слова: музей и цирк. Казалось бы, что общего у жизнерадостного искусства цирка и собрания старых архивов, выцветших фотографий, поблекших от времени плакатов и литографий?

Цирковая афиша времен Великой Отечественной войны (передана музею Е. М. КУЗНЕЦОВЫМ).ВИТАЛИЙ  ЛАЗАРЕНКО.Рисунок  художника Д. МООРА (30-е годы). Почетная медаль  100-летия цирка  НА­ПОЛЕОНА РАНСИ (Франция). Творческие встречи в музее цирка. На переднем плане В. ФИЛАТОВ и О. ПОПОВ Цирковая афиша времен Великой Отечественной войны (передана музею Е. М. КУЗНЕЦОВЫМ).ВИТАЛИЙ  ЛАЗАРЕНКО.Рисунок  художника Д. МООРА (30-е годы). Почетная медаль  100-летия цирка  НА­ПОЛЕОНА РАНСИ (Франция). Творческие встречи в музее цирка. На переднем плане В. ФИЛАТОВ и О. ПОПОВ

Начало музею положила небольшая частная коллекция. Весной 1928 года в Институте истории искусств организуется выставка «Искусство движения», на которой впервые вы­ставляет для публичного обозрения ряд материалов по исто­рии цирка В. Я. Андреев — преподаватель фехтования Ле­нинградского театрального института имени А. Н. Остров­ского и Хореографического училища. Человек широко обра­зованный, он отличался страстной увлеченностью цирком.

С помощью автора этих строк (я был в те годы замести­телем директора цирка по художественной части) и теат­рального рецензента Е. М. Кузнецова (он тогда только начи­нал писать о цирке в вечерней «Красной газете») удалось отвоевать небольшую комнату. На дверях повесили рукопис­ную вывеску «Музей цирка» и, как теперь говорят, на обще­ственных началах открыли это необычное учреждение.

Нужно сказать, что с первых же дней старые артисты цирка стали проявлять интерес к этому новому детищу. Правда, программа в те годы состояла в основном из ино­странцев, но и они дарили музею фотографии, плакаты и автографы. В старом, заброшенном складе цирка мы нашли покрытый плесенью мраморный бюст наездницы Вильгельмины Чинизелли, я принес купленную на барахолке брон­зовую вешалку, изображающую стоящего на руках акробата, В. Я. Андреев подарил старинную цирковую бутылку (она разбилась в годы блокады), кто-то привез из Воронежа бюст Анатолия Дурова, и вскоре материалов стало прибывать столько, что нужно было подумать об оформлении этого пока что неофициального собрания. В один из приездов управляющего государственными цирками А. М. Данкмана в Ленинград мы показали ему ряд экспонатов и убедили в необ­ходимости создания государственного музея. И приказ об этом был издан 8 августа 1928 года.

Мы отдавали себе отчет в том, что музей этот создан не как галерея портретов цирковых деятелей или склад раз­личных документов, а как организация, дающая возмож­ность работникам искусства изучать, а зрителям знакомить­ся с целыми эпохами истории цирка, отдельными явлениями в развитии того или иного жанра. Уже в первый год своего существования музей организовал выставку «Хищники в цирке». Она была приурочена к приезду в Ленинград изве­стного укротителя львов Альфреда Шнейдера.

В 1929 году музей открыл выставку «Искусство жонглера». На ней был представлен двести восемьдесят один экспонат и выпущен двухтысячным тиражом иллюстрированный пе­чатный каталог с двумя вступительными статьями и аннота­цией к каждому экспонату. В 1930 году были организованы две выставки: «Конный цирк» и «Клоунада». Каталог первой из них представлял собой книгу в двести страниц с много­численными иллюстрациями и историко-критическими ком­ментариями Е. М. Кузнецова. Ко второй экспозиции была издана небольшая аннотация, в которой подчеркивалось, что задача выставки — проверка возможностей клоунады как жанра и определение ее места в системе советского цирка.

Не вдаваясь сейчас в оценку выставок и связанных с ни­ми изданий, необходимо отметить активную роль музея в пропаганде проблем, стоявших перед советским цирком. Му­зей в те годы являлся как бы научным и методическим центром, где обобщался опыт и по-научному ставились во­просы этого массового народного искусства. Именно тут на­чали свою деятельность театровед А. Авдеев и писатель А.  Бартэн,  первые шаги  в изучении  истории цирка здесь сделал Е. М. Кузнецов, чей фундаментальный труд «Цирк», появившийся в 1931 году, во многом опирался на материалы музея.

Девятисотдневная блокада Ленинграда в период Великой Отечественной войны надолго приостановила деятельность музея, фонды которого значительно пострадали тогда. В послевоенное время, когда здание Ленинградского цирка подверглось капитальной реконструкции, музею было отве­дено специальное помещение. Теперь он располагает удоб­ным хранилищем и залом для экспозиции. Но все же места маловато. Однако если учесть, что после перестройки цирка в нем имеются огромное фойе и просторные кулуары, очень удобные для размещения выставок, то при желании полез­ную площадь музея можно увеличить на сотни квадратных метров. Сейчас в его фондах свыше семидесяти тысяч экспо­натов: большая коллекция книг о цирке на многих языках мира, картины, скульптуры, фотографии, афиши, плакаты, различные подарки, медали, значки, автографы.

Артисты цирка любят свой музей, охотно посещают его и привозят ему в дар новые экспонаты из всех стран мира. Юрий Никулин привез из Австралии много книг, журналов и фотографий о цирке. Систематически пополняет музей всякими «находками» Олег Попов. В музее висят редкостные гравюры и литографии: «Кана­тоходец Д. Феррони», «Знаменитый клоун-акробат Луи Виоль», «Внутренний и внешний вид Петербургского импе­раторского театра-цирка», 1849, «Акварель Василия Кенеля. Фасад цирка Гаэтано Чинизелли», 1877, «Наездница Лола Монтец» (гравюра).

Анонс о выступлении Анатолия Дурова в балагане В. Ма­лафеева на Марсовом поле в 1895 году.

Картина В. Яковлева «За кулисами старого цирка».
Программа цирка Раппо. Казань, 1845.
«Московские ведомости», 1834. Объявление о выступлении в Марьиной роще труппы Каспара с «Адской лошадью».
Портрет В. Лазаренко работы художника А. Семенова.
Портрет И. Бугримовой работы художника И. Скоробогатова.

В центре выставочного зала — афишная тумба со стары­ми цирковыми плакатами, на которых пестрят имена И. Лерри, Д. Альперова, Вильямса Труцци, бр. Костанди, А. Цхомелидзе и, конечно, Владимира и Анатолия Дуровых. У входа в музей стоит большая скульптура. Это высший переходящий приз Министерства культуры и искусства Польской Народной Республики, завоеванный артистами советского цирка на I Международном фестивале циркового искусства в 1956 году и прочно ими удерживаемый.

К сожалению, из имеющихся семидесяти тысяч экспона­тов выставлено всего около ста.

Нужно отдать должное заведующему музеем А. 3. Левину, который вот уже двадцать лет с подлинным энтузиазмом почти один сохраняет ценнейшие фонды музея. Но как бы ни было трудно, а нужно систематически выставлять для широкого обозрения имеющиеся тут фонды. Организация выставок, их обсуждение, выпуск каталогов, брошюр, букле­тов по отдельным видам и жанрам цирка — все это в воз­можностях музея. Надо только шире привлекать молодых искусствоведов, критиков и литераторов, просто любителей и знатоков цирка, которых у нас становится все больше и боль­ше. Необходимо шире открыть двери музея, сделать его доступным для каждого, и тогда это уникальное учреждение будет еще больше помогать развитию нашего советского цирка.
 

Евг. ГЕРШУНИ, заслуженный артист РСФСР

Журнал Советский цирк. Май 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

пуэр купить в харькове;коробки картон под заказ