| 13:17 | 17.07.2015
Мужественная и обаятельная Ирина Бугримова
Фанфары, фанфары, фанфары!.. Как это эффектно, захватывающе красиво, когда в ажурную клетку один за другим врываются золотистые львы; врываются и моментально, как смирные школьники, усаживаются на тумбы, а следом за ними на манеже появляется красивая стройная женщина в сверкающем блестками костюме, в лакированных сапожках, с тонким стеком в руке.
Кстати, стек ей почти никогда не бывает нужен; разве лишь тогда, когда специально показывается так называемый «трюк с продажей» — прежде чем выполнить задание артистки, якобы рассерженный лев легко ударяет лапой по стеку, которым его раззадоривает дрессировщица...
Да, но мы отвлеклись...
Итак, легкой, пружинистой походкой, играя алым плащом, что развевается у нее за плечами, артистка победоносно, всегда под гром аплодисментов, проходит по манежу, а в это время ее воспитанники — гривастые и безгривые,— великолепная девятка, в стремительной стойке приветствуют публику... Представление начинается... Пирамида, бум, лев-канатоходец, лев в воздухе...
Как это красиво, как это эффектно! Гремит музыка, виртуозно «работают» львы, обаятельно, просто, подчас словно бы играючи, ведет сложнейшие трюки народная артистка Советского Союза Ирина Николаевна Бугримова, первая советская дрессировщица, одна из первых дрессировщиц мира... Ее дебют с аттракционом львов состоялся тридцать лет назад. Тридцать лет — и около ста львиных индивидуальностей прошли через ее руки. Более того — через ее сердце, потому что в каждом звере, что попадает в ее ансамбль, Бугримова прежде всего определяет отличительные черты, его склонности, его характер. Это, без преувеличения, серьезная научная работа, после которой далеко не каждый лев выходит на манеж. Вышли — семьдесят из ста.
Мы сидим с Ириной Николаевной, греемся на первом майском солнце у вагончиков шапито. Первое мая. Город Херсон. Перерыв между первым и вторым представлением. А всего их сегодня — три. Итак, три дня подряд — всё праздники. А сейчас мы загораем.
— Уберите блокнот! — говорит мне Бугримова. — И поговорим немножко не о львах... Вы любите кино? — спрашивает она.
Конечно, я люблю кино, но ведь это я должна брать интервью, а уж никак не давать его!..
— А вы? — отвечаю вопросом на вопрос.
— Очень. И это вы даже не можете представить, как необходимо мне. Но — как зрителю. Вот после работы,— рассказывает Ирина Николаевна,— у меня часто бывает несколько повышенно нервное состояние. Ведь я же не железная, хотя не могу ни дня жить без своей работы в манеже... Так вот, когда уже гаснут огни в цирке, частенько сразу уснуть совершенно невозможно. Надо размягчиться, что ли, отойти от предельной собранности, которой требует манеж. Тогда можно погулять, сходить на последний сеанс в кино... Очень люблю документальные фильмы о животных, особенно если они сняты в естественных условиях, на воле. Это прелестно! Могу смотреть без конца.
— Вот меня часто спрашивают,— продолжала Бугримова,— почему я не снимаюсь в кино со своими львами. Понимаете ли — нет, нет, уберите блокнот! — я люблю зверя живого и люблю живого зрителя, с которым вступаю в непосредственный контакт во время представления... — Впрочем,— задумчиво говорит она.— если бы мне предложили по-настоящему интересный сценарий, полный драматизма, конфликтов, я бы подумала... И почему у нас о животных снимают только комедии? Хотелось бы отразить на экране интересное, психологическое состояние животного, ведь животные способны чувствовать, переживать. А на экране — трюк да смех, смех да трюк! Мало! До обидного мало! А знаете, сколько драматического можно рассказать о нашей работе, о наших гривастых артистах?.. Напряженные ситуации — чуть не каждый день. Часто — опасность. Впрочем, я к этому уже привыкла. Да и не только я — все мои коллеги по искусству, независимо от того, работают ли они с хищниками или ходят по наклонному канату, или выступают на трапеции... Я не могу жить без этого, цирк—мое счастье, самое большое в жизни... А еще я очень люблю музыку Шопена... Сама когда-то играла, балетом занималась, мечтала стать актрисой... Впрочем, кажется пора кончать наш «пляж»; слышите, Спартачок голос подает? Пойду-ка посмотрю, как там мои ребята, надо поговорить с ними перед выступлением...
Бугримова с детства мечтала стать актрисой. Она добилась своего. И каждый раз, когда смотришь ее на манеже, с первого выхода до поклона под овацию зала, чувствуешь: это не просто прекрасная дрессировщица, это, как говорится, актриса милостью божьей... Ключ к секрету аттракциона Ирины Бугримовой — в актрисе Ирине Бугримовой; в образе, который она долго искала и нашла, в ее подлинно драматическом таланте, в манере ее поведения, в пластичности и музыкальности ее движений.
В искусстве дрессировки хищников существуют два направления — запугивание зверей стальным трезубцем и бичом, так называемый, силовой прием, и ласково-поощрительный, гумацный прием. В своей работе Бугримова не пользуется целиком ни одним из этих приемов. Она не играет в дружбу со львами — она с ними дружит. И не боится их, заставляет своих четвероногих партнеров признавать свое превосходство, повиноваться своей воле. Никого не должно обмануть мягкое, непосредственное, подчас игривое общение с хищниками, дрессировщица самым тщательным образом изучает характер каждого из них, их «артистические» данные. Она ведет зверей с самого юного возраста, с так называемого «детского сада», до выхода на манеж, до экзамена на актерскую зрелость.
Вернемся, однако, к актерской индивидуальности Бугримовой. Тридцать лет назад, дебютируя со своим аттракционом, она пользовалась принципом — больше «агрессии», меньше «ласки». Сейчас — наоборот. Она делает все для того, чтобы ее «артисты» были жизнерадостными, энергичными, чтобы им хотелось работать, чтобы они понимали ее по голосу, по интонации. Что же касается хлыста — то к нему артистка прибегает настолько редко, что он по сути- дела стал предметом реквизита.
Ну а если по тем или иным причинам стихийно прорывается звериный характер?
— Всегда виновата я,— говорит Бугримова,— чего-то недосмотрела, чего-то недоучла...
Думается, она преувеличивает, целиком беря вину в таких случаях на себя. Много тут значат элементы случайности: вот, скажем, кто-то из восторженных зрителей бросил на манеж букет цветов — ив клетке возникает потасовка: львы не терпят незнакомых предметов...
Вопрос о стиле. Он неотрывен от образа, характера артиста в манеже. Почему-то, как правило, оценивая выступления цирковых артисток, работающих со зверями, мы отмечаем, что «создается образ смелой, мужественной женщины, не боящейся никаких трудностей и дерзко покоряющей хищников своей воле». Конечно, образ такого рода немыслим без мужества, без смелости, но ведь одного этого недостаточно. В конце концов человек один на один в клетке со львами — это уже смелость и мужество. А когда львы начинают показывать сложнейшие трюки — тут уж наглядный результат большого, кропотливого и напряженного труда дрессировщика. Нужен не просто трюк, пусть даже самым блестящим образом выполненный; нужна гармония — тогда и создается цельность аттракциона. Гармония взаимоотношений артистки и львов. Нужна творческая индивидуальность, личность — из всего этого и рождается тот самый неповторимый бугримовский стиль работы на манеже.
Она, Бугримова, не роковая повелительница царей животных (ее как-то назвали «царицей среди царей», но царица-то она особая, не в мишуре и блестках, а в сердечности, обаянии, женственности). Ее отличают природный артистизм, тонкость нюансировки, глубина образности, одухотворенность мимики и жеста — все это ведет к своеобразию стиля ее работы, ее актерского мастерства. Занятия балетом и музыкой «подсказали» ей пластику и изящество движений. «Высшая школа верховой езды» (номер, который она долго и успешно показывала параллельно с львиным аттракционом) помогла выработке выразительных жестов, ловкости, гордой красоте, которая всегда отличает ее. Ее образ — смелая, волевая женщина. Но — женщина. Образ героический и в то же время очень живой, естественный, непосредственный. Она старается именно таким характером выразить бесконечные возможности человеческой натуры — ее разума, воли, энергии. Это — романтический образ, но отнюдь не патетический. Земной. И он объясняет многое не только в работе артистки на манеже, но и в ее обаятельном, романтическом характере и в ее восторженности, влюбленности в свое дело, в творчество своих коллег, в жизнь, в искусство, музыку...
...Мне не хотелось оставаться одной у шапито. На голос Спартака — молодого льва из нынешней бугримовской «великолепной девятки» — отправилась и я в вольер. Ирина Николаевна разговаривала со Спартаком, нежно трепала его за ухо, как большого и доброго котенка. А потом, в вольере, окруженные клетками со львами, мы продолжили нашу беседу, прерываемую короткими обращениями Бугримовой к тому или иному ее воспитаннику. Артистка рассказывала мне о каждом из тех, кому предстояло вскоре вместе с ней выйти на манеж, раскрывала индивидуальность своих «артистов».
— Индивидуальность? Конечно... Сколько животных — столько характеров, независимо от общих черт, присущих всем львам. Изучить их надо, иначе творческих способностей каждого не выявишь, настоящего трюка не подготовишь... Да, такое «распознавание» не дается в один день. И в два... И в месяц... Время и терпение, время и настойчивость. Упрямство, порой риск, о котором, в конечном счете, артистка уже и перестает думать. В пронзительно-сложном труде проходят дни репетиций, завершающиеся ослепительным блеском «юпитеров», торжеством фанфар и мужественным маршем, под который выходит на манеж Ирина Бугримова...
— Лев — царь зверей, красивый и могучий,— рассказывала мне Ирина Николаевна, знакомя со своими «артистами». — В самой его природе есть одному ему присущая властность и гордость. Характер его труден и противоречив, в общении с другими львами лев тоже, скажу прямо,— не сахар... Но он быстро понимает, чего от него хотят, хотя далеко не всегда сразу же повинуется... Вот тут-то и узнай его, стань ему другом — тогда зверь будет творить на манеже чудеса..
В самом деле. Вот всего один пример. Да, нет, пожалуй, одним примером ограничиваться трудно. Так вот. Тот самый молодой лев Спартак, что так властно нарушил наши с Бугримовой киноразмышления, очень ловко ходит по канату. Для льва это, понятно, состояние непривычное, да и по деревьям львы тоже не лазают. А здесь — неожиданная высота. Не хотят львы ходить по канату, не хотят, но... Спартак — уже четвертый канатоходец в группе Бугримовой. Медленно, тщательно, упрямо готовила артистка этот трюк, учитывая тончайшие нюансы психологии царя зверей. И вот, пожалуйста, грациозно, мягко, как-то по- особому задумчиво движется Спартак по наклонному канату.
У зрителей дух захватывает, когда, дойдя до высшей точки, он останавливается на самом краю клетки, над первыми рядами зала, меланхолично глядя куда-то поверх голов людей... Зрителям кажется, что вот-вот он может спрыгнуть в зал, и тогда... А он не прыгает, и Бугримова совершенно спокойна за своего канатоходца: ведь львы панически боятся высоты и не рискнут даже глянуть вниз. Двое (это было в самом.начале работы над этим трюком) глянули, так с тех пор уже ни разу на канат не пошли. Да и глянули-то из-за какой-то случайности, какого- то звука не то в оркестре, не то в зале. А Спартак вниз не смотрит и коронный трюк свой выполняет безупречно. Как и тигролев Радж (это уже второй пример).
Радж раскачивается с Бугримовой на качелях под самым куполом цирка. Вниз и он не глядит, гордо устремлен вперед, как бы слушая мелодию вальса, в ритм которой раскачивается хрупкая площадка с артисткой и ее четвероногим партнером.
Был у Ирины Николаевны знаменитый лев Цезарь, что проработал в ее аттракционе двадцать три года, до глубокой своей старости. Случай уникальный, и зверь был поразительно талантлив. О нем Бугримова вспоминает чуть не ежедневно. А сейчас у нее в группе новый Цезарь, тоже подающий большие надежды и отлично выполняющий вместе со Спартаком симпатичный трюк «автопортрет в кольце».
Каждый из ее «артистов» четко знает свою роль в представлении. Бугримовские львы изящно делают «пирамиды» и быстро перестраиваются, ловко ходят по буму, прыгают через обруч, огненное кольцо, легко идут на «ковер» — трюк, всегда вызывающий восторг зрителей. Между прочим, чтобы поудобнее устроиться на лохматом львином «ковре», Бугримова лихо подтаскивает одного зверя к другому за хвосты...
— И они не возражают против такого обидного для их львиной гордости обращения? — интересуюсь я.
— Подпускают к себе, конечно, не все, — отвечает Бугримова. — Вот этот, например, — она кивает в сторону клетки, за которой виднеется довольно потешная, добродушная львиная физиономия,— этот не очень-то дает таскать себя за хвост. Он у меня вообще на «ближних» трюках работает. И преотлично — лапу протягивает, здоровается, со зрителями общается, смешит их. А сейчас он сердится, я вижу. Недоволен тем, что я на него за разговором с вами мало обращаю внимания... Ну, Алешка, ну, хороший мой, не надо злиться, слышишь?..
И, как бы уловив смысл ее слов, лев тычется носом в клетку и тянет сквозь железные прутья лапу, приветствует...
— Ирина Николаевна! — доносится голос инспектора манежа, — сейчас начинаем...
— Ну, мне пора готовиться. — И Бугримова показывает на свой рабочий, хотя и очень изящный костюм, отороченный черной кожей, — в нем она обычно репетирует или играет со своими львами в вольере...
Да, Алешка уморительно смешон на манеже. И держится так мило, естественно и с таким любопытством следит за своими товарищами, освоившими «высшую школу» циркового трюка... Только с опаской косится на строптивую Дюкессу, только что совершившую виртуозный прыжок через голову Бугримовой... А незадачливому «фотографу», действительно, досталось от него на орехи — так лихо шуганул его от клетки этот милый зверь, амплуа которого Ирина Николаевна называет «живой декорацией»...
Как же все-таки строится большая и сложная программа аттракциона Бугримовой? На легкости, изяществе, мужестве, ярком сочетании больших и малых трюков — в общем, гармонично. А гармонии такой не достигнешь просто так. Ни дня без напряженной работы — психологической, педагогической, артистической, — одним словом, творческой.
Не только постановка «льва-канатоходца» или «льва в воздухе», не только быстрые перестройки пирамид и каскад самых разнообразных прыжков. Огромное значение придает Бугримова тем самым мелочам, из которых рождаются впоследствии незаменимые в своей видимой простоте штрихи — «автопортрет в кольце», шутка с «фотографом» и многие-многие другие.
А для этого — подмечать, схватывать, фиксировать в ежедневных играх и репетициях самые, казалось бы, мелочи, игровые моменты, которые часто подсказывают сами ее партнеры — львы. Кстати, еще одна, с точки зрения Бугримовой, немаловажная «мелочь». Игра, что начинается с самого «львиного детского сада», когда совсем еще маленькие, не старше года (а иногда и моложе) львята проходят своеобразную «стажировку» в аттракционе Ирины Николаевны, — эта игра, сопровождающая весь путь львов на манеже, не только неожиданно выявляет «случайные» броские трюки, но и создает разрядку, легкость в очень сложной работе, которой посвятила себя Бугримова.
...Торжественный, темпераментный марш открывает каждый выход Ирины Бугримовой. Торжественный, энергичный марш, которому аккомпанирует аплодисментами всегда переполненный во время ее выступлений зал. Музыка неотрывна от всего, что делает Бугримова и ее львы на манеже. Характер музыки меняется вместе с характером и рисунком того или иного трюка, настроения, состояния. Музыка стала для ее львов своеобразной лакмусовой бумажкой — она организует представление, логически выстраивает его в определенной последовательности, «вызывает» львов на показ трюков. Музыка же создает пластическую архитектонику всего номера, регулирует ритм его, темп. И это очень важно, хотя об этом, к сожалению, не часто говорят. Не заметить музыкальности всего, что кроется в аттракционе Бугримовой, невозможно. Наверное, это не случайно. Ведь вообще музыка для нее — часть ее жизни, а значит, и творчества.
Я специально не привожу здесь захватывающих дух историй, связанных с риском для актрисы, работающей в столь сложном жанре, я попытаюсь заглянуть в творческую лабораторию Ирины Бугримовой. Но один вопрос, все-таки связанный с опасностью ее работы, мне захотелось ей задать. Было это уже в Москве, когда дома у Ирины Николаевны я рассматривала ее старые и новые афиши, читала газетные и журнальные вырезки на разных языках (ведь она с огромным успехом гастролировала во многих странах мира), но единые по мысли — восхищение талантом и мужеством выдающейся советской артистки.
— А все-таки, Ирина Николаевна, так уж и совсем не страшно вам ежедневно входить в клетку со львами?
— Конечно, я волнуюсь перед каждым выступлением, — ответила она. — Знаю, что возможны всякие неожиданности, «сюрпризы». Вот вы да и не только вы, говорите «мужество, мужество». А это самое мужество в нашей работе совершенно естественно. Само собой подразумевается. Только об этом, к счастью, мы не думаем. Как не думаем, что мы дышим воздухом. Просто дышим. Хищник есть хищник, и палец в рот ему не клади... Никакой даже самой малейшей растерянности нельзя себе позволить. Слабого львы не признают. И они сами многому научили меня, например видеть, чувствовать зверя спиной, моментально реагировать... Да всего не перечислишь... А львы... Я не сомневаюсь, что они получают удовольствие от манежа. Ведь им недостаточно только еды и сна. Такие звери к чисто растительной жизни не склонны. Им нужна какая-то другая жизнь, непременно работа. И не просто работа, а связанная с трудом, риском, опасностью, преодолением сложностей. Вот меня часто спрашивают, как я использую в подготовке того или иного льва к манежу учение Павлова об условных рефлексах. Так вот как я убеждена: у львов потребность в работе врожденная, ее только надо выявить и как можно полнее использовать в новом, «артистическом» амплуа «царя зверей». Движения львам необходимы, как воздух. А значит, и работа на манеже. И это очень помогает мне...
Залитый ярким светом манеж в Москве или Ярославле, Варшаве или Мехико, Тегеране или Берлине, Праге или Гаванне... Торжественный, праздничный марш из кинофильма «Цирк». И на арене — сильная, мужественная, обаятельная женщина, покоряющая своей воле далеко не самых добродушных представителей фауны... Женщина среди львов, земная «царица над царями», артистка Ирина Бугримова...
Н. ЛАГИНА
оставить комментарий