Музыка смелых и жизнерадостных
За последнее время произошло немало значительных событий в культурной жизни нашей страны.
Посещение членами правительства художественной выставки в Манеже, декабрьская и мартовская встречи руководителе и партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Нам, художникам, композиторам, артистам, есть над чем подумать. Я имею в виду прежде всего вопросы развития нашего искусства, выдвинутые современностью. Собственно, теоретическая сторона этих вопросов общая — борьба с формалистическими тенденциями, которые не что иное, как результат проникновения к нам буржуазной идеологии. Мы должны обратиться к практике, к самой жизни и дать правильную оценку тем явлениям, которые в последнее время наблюдаются во многих областях искусства.



Рисунки Г. и В. Караваевых
Я буду говорить об искусстве, наиболее близком мне, о музыке. Н. С. Хрущев в своей речи перед творческой интеллигенцией 8 марта 1963 года указал на серьезные недостатки в музыкальном творчестве. «Нельзя считать нормальным, — сказал он, — наметившееся увлечение джазовой музыкой и джазами». История этого увлечения начинается с того времени, когда в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи. Некоторых наших композиторов, работающих в так называемом «легком» жанре, охватила серьезная хворь — «джазомания», болезнь экстравагантных поисков в музыке.
Недуг оказался настолько заразительным, что проник в оперетту, кино, на концертную эстраду, быстро распространился по периферийным циркам, из-за рубежа хлынули к нам различные «короли джазов» и мастера какофонии. Тысячами выпускались пластинки с записями легких песенок, аранжированных для джаза, бедных ритмически и интонационно, подогнанных под какой-то единый американский стандарт. Так сказать, «типовые» песни, танцы, инструментальные пьесы с хныкающими, ноющими интонациями. Радио и телевидение, к сожалению, тоже наводняли эфир подобными «шедеврами», рассчитанными на слушателей с нетребовательным, неприхотливым вкусом и встречающими одобрение у определенной части нашей молодежи. Эта «мода» поработала настолько усиленно, что некоторые исполнители стали думать, будто публика не примет их выступления, если эти выступления будут сопровождаться не джазовой, а, допустим, народной мелодией. Между тем народное музыкальное и песенное творчество дает нам неограниченные возможности для создания новых произведений, отвечающих требованиям жизни, созвучных нашей эпохе, прекрасных по форме. Не так давно в гостях, у редакции «Правды» и «Известий» побывал Ансамбль песни и танца Казахской ССР. Это настоящее искусство, чистое, искрящееся, это каскад веселья. Здесь все построено на народных мелодиях, глубоко самобытно, оригинально. А ведь, по понятиям некоторых «теоретиков», народная музыка «не звучит», когда ею сопровождаются ритмические танцы, спортивные упражнения, акробатические этюды.
Вот здесь мне хотелось бы поговорить о цирковом искусстве. Наш советский цирк, безусловно, совершенно новое явление в цирковом искусстве вообще, и артисты у нас не те, и программы другие. Наши артисты поразили зарубежных зрителей высоким профессиональным уровнем своего мастерства, которое строится не на том, чтобы щекотать нервы зрителей, не на дешевых трюках, а на подлинном умении довести сложнейшие номера до виртуозного блеска, до совершенства. Судя по отзывам зарубежных газет, покоряют в советском цирковом искусстве слаженность и компактное построение программ, то, что в каждом представлении — не просто собрание разностильных номеров, что в нем свое течение — завязка, кульминация, яркий апофеоз — финал. Зрители, затаив дыхание, следят за всеми перипетиями манежа, представление воспринимается как захватывающий спектакль. Большую роль в этом спектакле играет музыка. Раньше, в дореволюционное время, русские, латышские, польские артисты не имели права выступать под своими фамилиями, а обязаны были пользоваться иностранными псевдонимами. В противном случае их не принимали в труппу. Исключение представляли русские клоуны, исполнявшие «народные» куплеты. Они носили свои фамилии. Однако таких номеров было очень мало, и хорошая музыка цирковых программ тонула в сером потоке ремесленных подделок под «заграничное». Больше того, если даже и исполнялись частушки на саратовских гармониках, то это носило псевдонародный характер. Россия выглядела в этих песнях «клюквенной». В то время нередко считалась лучшей русской песней «Гайда, тройка...», потому что цирк приезжал за границу именно с таким «музыкальным оформлением».
В советском цирке иное отношение к народной музыке. Достаточно упомянуть таких артистов, как заслуженный артист РСФСР А. Серж с номером «Русская тройка», прыгунов Беляковых и Павловых, чьи выступления сопровождаются музыкой, в основе которой лежат русские народные песни. То же следует сказать и о номерах Э. Подчерниковой, о танцах заслуженной артистки РСФСР В. Сербиной и о многих номерах национальных цирковых коллективов. Но не всегда музыкальное сопровождение наших программ оказывается на высоте. Часто в них проникают стандартные мелодии в трафаретной аранжировке под джаз. Вероятно, это обусловлено в цирке и составом оркестра, так как очень маленький джазообразный коллектив, какие зачастую работают в цирках, не в состоянии подготовить более сложную и разнообразную программу. Сопровождение отдельных номеров, как и музыкальное обрамление программы в целом, часто строится на зарубежных образцах.
Какая, например, необходимость узбекскому наезднику работать под рок-эн-ролл? Или русскому жонглеру поспевать за ритмом «ча-ча-ча»? Мы не призываем насаждать в цирковых программах «серьезную» музыку. Мы за другое. Пересмотрите наследие классиков, и вы найдете в нем огромные залежи никем не использованных богатств — именно в легкой музыке. Часто ли мы слышим на эстраде, я уже не говорю о цирковых программах, чудесные вальсы и гавоты Штрауса? А вальсы Андреева? А вокально-инструментальные квартеты Шуберта? Надо сказать, что песня в цирковой программе случайна. А почему бы нашим композиторам не написать, а деятелям цирка не включить в программы яркие песни, изумляющие, как сами цирковые номера, песни о ловкости, силе, сноровке и смелости? Ведь цирк — искусство смелых! Пусть открываются такими боевыми, маршевыми песнями целые программы и аттракционы. А клоунада? Что, если ей чаще использовать сатирические песни и куплеты? А бравурный, вселяющий бодрость и жизнерадостность в актеров и зрителей цирковой марш?
Форм и жанров цирковой музыки много, и все они имеют право на существование, лишь бы это были произведения, отмеченные подлинным талантом, народностью, патриотизмом. Надо отказаться от зарубежных «болванок» и искать мелодии в народном искусстве, которое всегда задушевно, тепло, чисто, красочно. Но ведь не одни композиторы создают эстрадную и цирковую музыку. Ее «делают» артисты и зрители. Первые, выбирая сопровождения для номера, вторые — одобряя или не одобряя музыку. Вот здесь и хочется поговорить о воспитании художественного вкуса, который надо развивать у артистов и зрителей. Мне не раз приходилось наблюдать, как гимнастка выполняет упражнения под джаз. Ей вдолбили (иначе сказать затрудняюсь), что она должна работать под джазовую музыку. Есть среди наших исполнителей определенная часть, которая полагает: все, что джаз, — хорошо, что не джаз — от лукавого.
Это люди с примитивными взглядами и вкусом, не понимающие, что джазовая музыка, как и всякая другая, может быть и хорошая и плохая, ведь все обусловлено в музыке, как и а других областях искусства, содержанием Музыка любых жанров сильна не формалистическими поисками, а народностью, партийностью. Но чтобы все наши артисты и музыканты поняли это, их необходимо воспитать эстетически. Да, в училище циркового искусства должны прививать воспитанникам вкус к хорошей музыке. Исполнителям, а также композиторам, пишущим для эстрады и цирка, надо победить, преодолеть в себе эту болезнь — «джазоманию», а уж если писать для джаза, так брать свое, национальное, самобытное, а не искать где-то за океаном. Кстати, мне хотелось бы сказать о цирковой программе «Карнавал на Кубе». Зрелище захватывающее, в отточенности, в любом номере видно мастерство артистов. Но музыкальное оформление оставляет двойственное впечатление. Наши композиторы, создававшие эту музыку, разработали кубинские фольклорные темы. Представление благодаря этому стало правдоподобнее, жизненнее. Оно пронизано теплой нотой — нотой искренности и задушевности. Но есть в музыке этой программы такое, что нас настораживает, внушает опасения — не всегда оправданное увлечение кубинскими мелодиями, взятыми не в чистом родниковом звучании, а в аранжированном виде, как бы пропущенные сквозь американский джазовый стандарт. Моя программка, после того как я посмотрел это представление, оказалась испещренной множеством пометок, относящихся к музыкальному сопровождению номеров. Вот некоторые из этих записей. В программе: «Пипо-рыбак — Ю. Никулин».
У меня: «Ча-ча-ча».
Далее. Клоунада — «откровенный джаз американского пошиба». «Все или почти все массовые хореографические номера идут под «твист» и «рок».
«Часто звучит «Карамба», «Тико-тико».
Б. Амарантов — эксцентрик — «Ил, Ла, Ла».
Не слишком ли увлеклись музыканты, оформлявшие эту программу, зарубежными мелодиями? Создается впечатление, что перед нами своего рода музыкальный винегрет. Здесь и приятные мелодии, созданные нашими композиторами, близкие к кубинскому фольклору, и чрезмерное количество неизменных роков, твистов, чарльстонов, в изобилии расплодившихся у нас за последнее время благодаря чуду техники — магнитофону. Хорошо, что содержание пантомимы вызвало обращение к народной теме в музыке спектакля, плохо, что не все на желаемом уровне, что чистый родник кубинской и испанской народной музыки замутнен зарубежными интерпретаторами. Что же можно пожелать нашему цирку? Пусть извлекут его музыканты для себя урок из всех явлений, наблюдаемых в советской эстрадной музыке. Пусть идет очищение сокровищ национального музыкального искусства от наносного, от безвкусных, невежественных аранжировок. Поиски нового в эстрадной и цирковой музыке должны проходить под знаком требований времени. Современность ставит новые задачи перед всеми видами и жанрами нашего искусства.
Кто приходит на цирковые представления? Люди труда, интеллигенция, воины. Некоторые полагают, что играть можно все, лишь бы слушатели отдыхали. Это неверно. И к легкой музыке надо подходить с серьезными требованиями. И легкая музыка, музыка отдыха, должна утверждать в сознании наших людей патриотизм, коммунистическое отношение к труду, человечность, радость настоящей любви и дружбы.
Народный артист РСФСР А. Г. НОВИКОВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.
оставить комментарий