Мы идем в новый цирк
Мой шестилетний сын Мишка — страстный любитель цирка. Как только наступает суббота, он начинает ходить за мной по пятам и канючить:
— Папа, поедем завтра в цирк?
— Мы же недавно там были, Миша.
— Поедем еще раз.
— Да мы билетов не достанем.
— Все равно поедем. Может быть, у кого-нибудь купим.
Утром в воскресенье мы едем на Цветной бульвар. В тесном закутке кассы объявление: «Билеты проданы на месяц вперед». У входа толпа. Мы вливаемся в ряды жаждущих лишних билетов, занимаем место на ступеньках у входа и умоляюще смотрим в глаза счастливчикам, идущим на представление. А со всех сторон слышится:
— Нет ли лишнего?
— Нет, нет, нет.
Мы покидаем ступеньки и отправляемся к остановке троллейбуса. Быть может, здесь повезет.
— Нет ли?..
— Нет, нет, нет.
Потом пересекаем бульвар и начинаем опрашивать подряд всех приехавших на трамвае.
— Нет, нет, нет...
Так постепенно мы с сыном уходим все дальше от цирка, и мне уже ясно, что сегодня нам не удастся увидеть веселых клоунов и ловких жонглеров, гибких акробатов и бесстрашных канатоходцев, дрессированных тигров и медведей на мотоциклах. Но сын все еще надеется, он не хочет мороженого, он не собирается смотреть кино, он не желает получить новую игрушку. Миша хочет только одно — попасть в цирк. Нас обгоняют ревущие детишки, насупленные подростки, раздосадованные девушки... У всех общее огорчение — им не удалось попасть в цирк.
Вы помните, так было. Число любителей цирка намного превышало количество мест в старом здании Московского цирка. Так было. Но сегодня я не беспокоюсь о билетах. Мой восьмилетний сын Миша спрашивает:
— Папа, а у нас есть билеты?
— Мы купим их в кассе, — отвечаю я уверенно.
— Папа, а ведь мы не туда едем: около цирка нет метро.
— Есть, Миша, теперь есть.
Вот и станция «Университетская». Напротив, на проспекте Вернадского, на высокой каменной платформе-стилобате возвышается гигантский шатер. Он словно парит в воздухе, — такими легкими, невесомыми кажутся сплошь застекленные этажи здания, насквозь пронизанные льющимся отовсюду светом. Издалека видны цветные огни афиш. Они отражаются в зеркале водоема.
Торжественная парадная лестница приглашает нас подняться к входу в цирк. Здесь уже собрались многие сотни зрителей, но ощущение простора и праздничности, возникшее с самого начала, от этого не пропадает.
Миша напрасно волновался. Покупка билетов не заняла много времени. В кассовом вестибюле просторно. Летом недалеко от входа открываются легкие павильончики дополнительных касс. Из кассового вестибюля мы опускаемся вниз в гардеробную.
Быстро сдав верхнюю одежду (помните, какие очереди приходилось выстаивать в старом цирке?), мы поднимаемся на верхний этаж фойе. И попадаем на... выставку. Фотографии, афиши рассказывают о гастролях артистов советского цирка.
Сквозь стеклянные стены фойе видна панорама парка, высотное здание Московского университета, Дворец пионеров.
— Папа, я хочу мороженого и еще шоколадку, — попросил Миша.
Мы отправляемся в буфет. Собственно, идти нам никуда не пришлось. Буфеты располагались вдоль всего второго этажа фойе. Тут же были книжные киоски, где мы смогли наконец-то купить последний номер журнала «Советская эстрада и цирк».
Звонок приглашает на представление. Хотя амфитеатр зрительного зала вмещает три тысячи человек, посетители, не мешая друг другу, быстро находят и занимают свои места. С любого кресла арена видна как на ладони. Гаснет свет, прожекторы освещают раковину оркестра. Потом их лучи направляются на противоположную сторону зала. Там на специальной эстраде начинается парад-пролог. Артисты спускаются по лестнице на обширную арену.
Идет демонстрация номеров. Манеж мгновенно превращается в ипподром, по которому на красавцах-конях скачут джигиты, потом на нем появляются клетки со зверями. Затем действие то переносится под высокий купол, где наготове множество специальных приспособлений для воздушных гимнастов и полетчиков, то на эстраду, то весь зал вдруг становится гигантским кинотеатром: одновременно на шести полиэкранах, кольцом расположенных у основания купола, демонстрируются кинокадры.
Вот перед нами на этих экранах возникает картина непроходимых джунглей. И в тот же момент арена превращается в озеро, кишащее крокодилами. На берегу его рычат тигры, а по широкому пандусу важно шествует слон, на спине которого сидит дрессировщик. Глаза сына светятся восторгом, он то и дело поворачивается ко мне и спрашивает:
— А как это получается?
Честно говоря, я и сам еще не понимаю, как это делается. Знаю только, что получается здорово. Действительно, в новом цирке, кажется, нет пределов для показа самых сложнейших номеров, оригинальных трюков, для достижения любых сценических эффектов.
В антракте, воспользовавшись знакомством с артистами цирка, мы идем за кулисы. Наши друзья не нахвалятся новым зданием. Они с гордостью показывают нам просторные артистические уборные, тренировочный манеж, зону подготовки номеров, реквизитные, мастерские, помещение для зверей, конюшни, внутренний открытый дворик для животных и, наконец, музей цирка.
А под куполом оказался целый завод сложных механизмов. Потом мы спустились в глубокий подвал под ареной, там с помощью специальных гидравлических устройств происходит смена различных манежей. Вот, оказывается, где таился секрет мгновенных изменений арены! Пожалуй, здесь в антракте мы увидели не меньше интересного, чем на представлении. Когда мы вернулись в зал, арена уже превратилась в бассейн. Началась водяная пантомима.
— Папа, давай в следующее воскресенье еще раз пойдем в новый цирк, — попросил Миша, когда закончилась программа.
— Конечно, пойдем! — сказал я.
Сейчас около станции метро «Университетская» можно увидеть лишь фундамент строящегося нового цирка. Но, познакомившись с проектом, который разработан мастерской № 10 Института «Моспроект», я невольно расфантазировался и представил себе то недалекое время, когда планы воплотятся в бетон, сталь и стекло. Руководитель проекта Я. Белопольский, архитекторы Е. Вулых, В. Хавин, С. Феоктистов, инженеры В. Васильев, Ю. Дыховичный, А. Судаков задумали создать оригинальное по архитектурному и инженерному решению здание цирка, представляющее максимум удобств для зрителей и артистов. Этот проект был признан лучшим на конкурсе, получил одобрение цирковой общественности. Скоро, к 50-летию Советской власти, Москва украсится еще одним прекрасным архитектурным ансамблем.
...Сейчас моему сыну шесть лет. Когда ему будет восемь, мы пойдем с ним в новый цирк. Миша уже давно мечтает об этом дне, так же как мечтают сотни тысяч москвичей — юных и взрослых любителей цирка.
Ю. ПОПКОВ
Журнал Советский цирк. Март 1965
оставить комментарий