В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мы идем в новый цирк

Мой шестилетний сын Миш­ка — страстный любитель цирка. Как только наступа­ет суббота, он начинает хо­дить за мной по пятам и канючить:

— Папа, поедем завтра в цирк?
— Мы же недавно там были, Ми­ша.
— Поедем еще раз.
— Да мы билетов не достанем.
— Все равно поедем. Может быть, у кого-нибудь купим.

Утром в воскресенье мы едем на Цветной бульвар. В тесном закутке кассы объявление: «Билеты проданы на месяц вперед». У входа толпа. Мы вливаемся в ряды жаждущих лишних билетов, занимаем место на ступень­ках у входа и умоляюще смотрим в глаза счастливчикам, идущим на представление. А со всех сторон слы­шится:

— Нет ли лишнего?
— Нет, нет, нет.

Мы покидаем ступеньки и отправ­ляемся к остановке троллейбуса. Быть может, здесь повезет.

— Нет ли?..
— Нет, нет, нет.

Потом пересекаем бульвар и начи­наем опрашивать подряд всех прие­хавших на трамвае.

— Нет, нет, нет...

Так постепенно мы с сыном ухо­дим все дальше от цирка, и мне уже ясно, что сегодня нам не удастся уви­деть веселых клоунов и ловких жонг­леров, гибких акробатов и бесстраш­ных канатоходцев, дрессированных тигров и медведей на мотоциклах. Но сын все еще надеется, он не хочет мороженого, он не собирается смот­реть кино, он не желает получить но­вую игрушку. Миша хочет только одно — попасть в цирк. Нас обгоняют ревущие детишки, насупленные   подростки,   раздосадованные   девушки...    У    всех    общее огорчение — им не удалось  попасть в цирк.

Вы помните, так было. Число лю­бителей цирка намного превышало количество мест в старом здании Московского цирка. Так было. Но сегодня я не беспо­коюсь о билетах. Мой восьмилетний сын Миша спрашивает:

— Папа, а у нас есть билеты?
— Мы купим их в кассе, — отве­чаю я уверенно.
— Папа, а ведь мы не туда едем: около цирка нет метро.
— Есть, Миша, теперь есть.

Вот и станция «Университетская». Напротив, на проспекте Вернадского, на высокой каменной платформе-сти­лобате возвышается гигантский ша­тер. Он словно парит в воздухе, — такими легкими, невесомыми кажут­ся сплошь застекленные этажи зда­ния, насквозь пронизанные льющимся отовсюду светом. Издалека видны цветные огни афиш. Они отражаются в зеркале водоема.
Торжественная парадная лестни­ца приглашает нас подняться к вхо­ду в цирк. Здесь уже собрались мно­гие сотни зрителей, но ощущение про­стора и праздничности, возникшее с самого начала, от этого не пропадает.

Миша напрасно волновался. По­купка билетов не заняла много време­ни. В кассовом вестибюле просторно. Летом недалеко от входа открывают­ся легкие павильончики дополнитель­ных касс. Из кассового вестибюля мы опускаемся вниз в гардеробную.
Быстро сдав верхнюю одежду (помните, какие очереди приходилось выстаивать в старом цирке?), мы под­нимаемся на верхний этаж фойе. И попадаем на... выставку. Фотографии, афиши рассказывают о гастролях артистов советского цирка.
Сквозь стеклянные стены фойе видна панорама парка, высотное зда­ние Московского университета, Дво­рец пионеров.

— Папа, я хочу мороженого и еще шоколадку, — попросил Миша.

Мы отправляемся в буфет. Собст­венно, идти нам никуда не приш­лось.   Буфеты   располагались   вдоль всего второго этажа фойе. Тут же были книжные киоски, где мы смог­ли наконец-то купить последний но­мер журнала «Советская эстрада и цирк».
Звонок приглашает на представ­ление. Хотя амфитеатр зрительного зала вмещает три тысячи человек, посетители, не мешая друг другу, быстро находят и занимают свои ме­ста. С любого кресла арена видна как на ладони. Гаснет свет, прожек­торы освещают раковину оркестра. Потом их лучи направляются на про­тивоположную сторону зала. Там на специальной эстраде начинается па­рад-пролог. Артисты спускаются по лестнице на обширную арену.

Идет демонстрация номеров. Ма­неж мгновенно превращается в ип­подром, по которому на красавцах-конях скачут джигиты, потом на нем появляются клетки со зверями. За­тем действие то переносится под вы­сокий купол, где наготове множество специальных приспособлений для воз­душных гимнастов и полетчиков, то на эстраду, то весь зал вдруг стано­вится гигантским кинотеатром: одно­временно на шести полиэкранах, кольцом расположенных у основания купола, демонстрируются кинокадры.
Вот перед нами на этих экранах возникает картина непроходимых джунглей. И в тот же момент арена превращается в озеро, кишащее кро­кодилами. На берегу его рычат тиг­ры, а по широкому пандусу важно шествует слон, на спине которого си­дит дрессировщик. Глаза сына светятся восторгом, он то и дело поворачивается ко мне и спрашивает:

— А как это получается?

Честно говоря, я и сам еще не по­нимаю, как это делается. Знаю толь­ко, что получается здорово. Действи­тельно, в новом цирке, кажется, нет пределов для показа самых сложней­ших номеров, оригинальных трюков, для достижения любых сценических эффектов.
В антракте, воспользовавшись зна­комством с артистами цирка, мы идем за кулисы. Наши друзья не нахвалят­ся новым зданием. Они с гордостью показывают нам просторные артистические уборные, тренировочный ма­неж, зону подготовки номеров, рек­визитные, мастерские, помещение для зверей, конюшни, внутренний откры­тый дворик для животных и, нако­нец, музей цирка.

А под куполом оказался целый за­вод сложных механизмов. Потом мы спустились в глубокий подвал под ареной, там с помощью специальных гидравлических устройств происходит смена различных манежей. Вот, оказывается, где таился секрет мгновен­ных изменений арены! Пожалуй, здесь в антракте мы увидели не меньше интересного, чем на представлении. Когда мы вернулись в зал, арена уже превратилась в бассейн. Нача­лась водяная пантомима.

— Папа, давай в следующее вос­кресенье   еще  раз   пойдем   в  новый цирк, — попросил Миша, когда закон­чилась программа.
— Конечно,  пойдем! — сказал  я.

Сейчас около станции метро «Уни­верситетская» можно увидеть лишь фундамент строящегося нового цир­ка. Но, познакомившись с проектом, который разработан мастерской № 10 Института «Моспроект», я неволь­но расфантазировался и представил себе то недалекое время, когда пла­ны воплотятся в бетон, сталь и стекло. Руководитель проекта Я. Белопольский, архитекторы Е. Вулых, В. Хавин, С. Феоктистов, инженеры В. Васильев, Ю. Дыховичный, А. Су­даков задумали создать оригинальное по архитектурному и инженерному решению здание цирка, представляю­щее максимум удобств для зрителей и артистов. Этот проект был признан лучшим на конкурсе, получил одобре­ние цирковой общественности. Скоро, к 50-летию Советской власти, Моск­ва украсится еще одним прекрасным архитектурным ансамблем.

...Сейчас моему сыну шесть лет. Когда ему будет восемь, мы пойдем с ним в новый цирк. Миша уже дав­но мечтает об этом дне, так же как мечтают сотни тысяч москвичей — юных и взрослых любителей цирка.
 

Ю. ПОПКОВ

Журнал Советский цирк. Март 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Гост пленочные клавиатуры здесь