Мы рядом - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мы рядом

Юные иллюзионисты С. Гурин и С. ИванАкробаты, фокусники, клоуны, жонглeры сменяли друг друга. Тишина в зале то и дело взрывалась аплоди­сментами, смехом, возгласами.

Мы на концерте лауреатов Всесоюзного смотра творческой молодежи Народного цирка Дворца культуры имени H. K. Круп­ской. Юные артисты волнуются: как примут их сегодня зри­тели? Зрители принимали хорошо.

На фото.
Юные иллюзионисты С. Гурин и С. Иван

Народным цирком ДК имени Крупской руководят два чело­века — супруги Аркадий Харитонович Кругман и Мария Нико­лаевна Самолетова.

Цирк существует тридцать пять лет. Когда-то Аркадий Хари­тонович и Мария Николаевна здесь занимались, сделали Совмест­ный номер, потом ушли на профессиональную сцену, стали лау­реатами 1-го Всероссийского конкурса артистов эcтрады, затем вернулись сюда педагогами.

Мы разговариваем c Аркадием Харитоновичем. Он вспо­минает свою молодость, рассказывает о своих воспитанниках.

Дверь приоткрылась, и в кабинет несмело вошла больше­глазая девушка лет семнадцати.

—     Разрешите? Я бы хотела узнать, можно ли к вам запи­саться?

Акробатическое трио. И. ЧЕТВЕРЯКОВ, B. КУЦЕНКО, Ю. ШАМШЕНКОВ—     Как тебя зовут? — спросил Аркадий Харитонович. ­Наира? Послушай, Наира, сейчас уже март, скоро лето, канику­лы. Может, придешь в сентябре, начнешь вместе со всеми новичками?

На фото. Акробатическое трио. И. ЧЕТВЕРЯКОВ, B. КУЦЕНКО, Ю. ШАМШЕНКОВ

—     A сейчас никак нельзя? Ну пусть не заниматься, просто смотреть. Мне очень хочется.

—     Ладно. Что c тобой поделаешь? Приходи в понедель­ник к пяти часам. Прихвати спортивный костюм и какие-ни­будь тапочки. Постой, a почему ты именно к нам захотела? Занималась раньше?

— Нет. Я ваш концерт видела, и ребята знакомые расска­зывали...

Девушка попрощалась, осторожно прикрыла за собой дверь.

Итак, их теперь будет не сто, а сто один человек.

Какие качества нужны, чтобы стать артистом цирка? Сила, ловкость, смелость, артистичность, музыкальность, гибкость, тру­долюбие, терпение... И еще многое другое. Имеется ли хоть одно из них y девушки, которая пришла сегодня, этого, на мой взгляд, Аркадий Харитонович знать не мог. Но это его как будто не интересовало. Как же так? B любом кружке, прежде Чем принять, человека «пробуют», a здесь берут всех. Принцип — не отказывать никому. И не потому, что не хватает ребят: численность этого коллектива превышает все нормы чуть ли не в два раза.

Аркадий Харитонович и Мария Николаевна рассуждают так: если мы откажем, ребенок пойдет на улицу, в подворотню или, в лучшем случае, к телевизору. Они берут тех, кого не берут нигде: девочку c искривлением позвоночника, мальчи­ка, похожего на крючок — от сутулости, и мальчика, такого неуклюжего, что даже стулья, попадающиеся ему на пути, не могут удержаться на ножках. Ребенок начинает заниматься, и выпрямляется позвоночник, выравнивается осанка, ребенок становится гибким, сильным, стройным. Уже из-за одного этого игра стоит свеч. A насчет артистических способностей... Они уверены: какие-то способности, пусть минимальные, есть y каж­дого, только нужно их разглядеть и развить.

Конечно, иной раз ребенок так «зажат» и так не верит в себя, что разгадать его трудно. Но терпения педагогам не зани­мать. К тому же новички начинают c обязательного — c акроба­тики, и, пока осваивают ее премудрости, глядишь, и прогля­нет что-то индивидуальное.

Акробатический этюд. НАТАЛЬЯ и НИКОЛАЙ ЛУКАШЕНКОВЫВот, например, Андрей. Пришел к ним физически подготов­лeнным; учился в специализированном спортивном классе, был ловким, сильным, в акробатику вошел быстро. Но увидели в нем еще и другое. Чувство юмора. Этот умный развитой парень не боялся быть смешным — бесценное свойство для коверного. Сейчас Андрей выступает во многих номерах, но лучше всего его принимают в клоунаде.

На фото.
Акробатический этюд. НАТАЛЬЯ и НИКОЛАЙ ЛУКАШЕНКОВЫ


A вот c Сашей было совсем иначе. Он занимался уже не­сколько лет. Способности к акробатике проявились сразу, a тру­долюбие и настойчивость сделали остальное. Но то, что он музыкален, что может петь, читать стихи, обнаружилось сов­сем недавно. Теперь c ним занимаются специально, надеются, что он станет хорошим ведущим.

Если не асе из ребят могут похвастаться пятерками, то большинство из них отличается собранностью, умением плани­ровать свое время и... манерами. Вежливость, доброжелатель­ность, внимание друг к другу здесь норма.

Но вот ребенок преодолел страх, научился делать сальто-мортале и на руках ходит просто для удовольствия. Ему кажет­ся, что он уже все умеет, a все только начинается.

Начинается нудная и бесконечная доводка каждого движе­ния. Здесь педагоги не знают пощады: они требовательны — каждый по-своему. Аркадий Харитонович может вспылить. Мария Николаевна всегда спокойна, но принцип y них один: если ты выходишь на сцену, не важно, сколько тебе лет. Ты артист и должен работать не просто хорошо — отлично. Эту бес­спорную для них истину они доказывают снова и снова каж­дому новичку.

B этом у них есть помощники. Те, кого они называют стар­шими. Это взрослые, они в коллективе уже много лет, для них гласные и негласные его законы имеют несомненную ценность. Это высший суд коллектива, чье слово — решающее.

Есть в коллективе несколько «кругов» — возрaстных групп. Но старшие опекают младших. Сегодня, когда у многих детей часто мет ми братьев, ми сестер, это ценится особенно высоко.

A еще есть общение особого рода — c артистами.

Из этого цирка на профессиональную сцену вышло около пятидесяти человек. Многие из них не забывают коллектив, в котором начинали. Приходят старые друзья Аркадия Хари­тоновича и Марии Николаевны. Смотрят номера, дают советы и дарят подарки. Танц-жонглеры братья Жерве подарили свои булавы, фокусница Нина Загребина — реквизит, акробат Ген­надий Кулаков — костюмы.

Есть вещи, ценность которых могут помять только артисты. Например, конферансье Олег Александров передал ведущим Саше и Андрею свои тексты и куплеты. Бескорыстные эти дары многому учат.

...Взлетают вверх булавы и мячи, выстраиваются сложные пирамиды, неутомимые куклы-неваляшки вертятся на полу. Идет очередная репетиция.
 

П. СОЛОВЕЙ

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования