Мысли о репризе
Герой повести Владимира Войновича «Два товарища» говорит о своем отце: «Он давно уже ушел из редакции, потому что стал за это время писателем — писал для цирка репризы».
Ирония этих строк ясна. Едкая, с прозрачным оттенком презрения к литераторам, пишущим «для цирка репризы». Ни в коем случае не считая это точкой зрения самого автора повести, оставляя ее на совести юноши, от лица которого идет повествование, я тем не менее задумался над этими строками. Может быть, и в самом деле сочинять для клоунов репризы — ремесло недостойное для уважающего свой труд литератора? Нет ли тут принижения мысли, не обесценивается ли слово, не роняет ли писатель высокое призвание «властителя дум», опускаясь до балаганного шутовства?
Ю. НИКУЛИН и М. ШУЙДИН. Фото Е. САВАЛОВА
И тут начался во мне внутренний диалог, вероятно, знакомый многим. Кто-то в тебе задает вопросы: злые, откровенные, суровые вопросы, вызывающие и сомнения, и тревоги, и обиды. А ты ищешь ответы на них, сердишься, волнуешься, протестуешь, доказываешь... Так возникли раздумья о цирковой репризе. Реприза — это тот художественный материал, который способствует формированию облика клоуна, рождению образа. Время определяет содержание, идейную направленность, форму, эстетическую ценность репризы, время диктует сложность вещей, сложность бытия, сложность действий.
Мальчишкой, вскоре после гражданской войны, я видел в цирке-шапито такое антре. Белый предлагает Рыжему сыграть с ним в карты. Рыжий охотно соглашается. Еще бы! Он — заносчивый и самонадеянный Рыжий — лучше всех играет в карты, особенно «в двадцать одно». И вот оба усаживаются на арене и начинают играть. Столпившиеся вокруг ведущий и униформисты помогают Белому, который и без того жульничает. Рыжий начинает проигрывать: сперва шляпу, галстук, а потом пиджак, жилет, штиблеты, чулки, брюки... Он остается в одной широкой нижней белой сорочке. Играют «на сорочку», и, о ужас! — Рыжий проигрывает. Под оглушительный хохот зрителей он пытается снять с себя сорочку. Белый, ведущий и униформисты набрасываются на неудачливого игрока: как он смеет раздеваться в присутствии зрителей. И тогда проигрыш заменяют избиением. Бамбуковой палкой Рыжего усердно бьют по заду, по спине, по голове. Люди смеялись, потешались над беднягой Рыжим... И вдруг я заметил, что сидящая рядом со мной пожилая женщина в очень простеньком поношенном пальто начала тихо всхлипывать и, наконец, громко заплакала.
— Чего ревешь, дура? — спросил ее какой-то мужчина, тоже вытирая слезы, но слезы смеха.
— Человека жалко, — тихо ответила женщина.
И мне, десятилетнему мальчику, после этих слов тоже почему-то стало жаль несчастного Рыжего, которого так низко, так подло обманули да еще так нещадно избили. Вот так, по-разному, отозвалась в сердцах реприза, шутка клоуна, и не только сам образ человека, но и явление, породившее все его испытания. У Чарли Чаплина есть такие строки: «Моя концепция юмора .. юмор — это легкая несообразность в как будто бы нормальном поведении».
В. БАЙДА и П. КОПЫТ. Фото Ю. ВАЛУЕВА
Это звучит парадоксально, но именно данный художественный принцип, который лег в основу чаплиновского кино, вызвал в свое время ожесточенные споры, дискуссии и даже отрицание работ замечательного мастера. Вспомним, что фильмы Чаплина были восприняты многими как якобы пустенькие клоунские антре, заполненные суетливостью, нелепой беготней, бессмысленными драками, кривляньем и т. д. И только через некоторое время вся мировая пресса разразилась по адресу Чаплина такими эпитетами и определениями, которыми оценивались лишь такие художники, как Достоевский и Стефан Цвейг: знаток человеческих чувств, анатом человеческой психики, Бальзак кинематографического бытописания, образец диккенсовской драмы...
Мы знаем, что в исполнении лучших мастеров советской клоунады реприза, часто внешне смешная и веселая, содержит глубокий подтекст, который заставляет зрителей не только беззаботно смеяться, но и думать. Талант клоуна, сила его художественного мастерства, его идейно-эстетическая зрелость, умение выбрать для себя тот словесный и мимический материал, который близок образу, — все это дает возможность превратить внешне обыденную репризу в подлинное произведение искусства. Мы привыкли думать о репризе как о стреле, пущенной в публику только для того, чтобы вызвать оглушительный хохот, смех, ну, в крайнем случае улыбку. А разве не случается, что реприза рождает и грустные раздумья, и горечь, и боль, и слезы?
Пристально вглядываясь в жизнь, наблюдая ее бурное течение и преобразования, задумываешься над тем, что в наши дни нужны репризы не только обличительные, не только остросатирические, высмеивающие пороки и уродство. А человеческая доброта, чуткость, скромность, мужество, взаимоуважение, взаимовыручка, чувство любви, дружбы, гражданской чести — разве все это должно оставаться за барьером арены? Есть репризы-факты, однодневки, репризы событийные, которые тоже нужны, ибо цирковая арена воспринимает жизнь планеты во всем ее могучем гудении. Есть репризы обличительные, в которых едкая сатира подвергает осмеянию пороки людей, обнажает какие-то отвратительные стороны, средствами и приемами клоунады бичует, разоблачает носителей зла, выставляет их напоказ. Есть репризы, полные тонких душевных чувств, окрашенные лиризмом и даже некоторой грустью. Есть репризы, несущие философскую мысль. Я, например, не могу забыть, как Олег Попов пытается найти, собрать, сохранить «кусочек» солнца. Это своеобразная цирковая новелла, насыщенная глубокими мыслями. Тут и чеховские мотивы-поиски солнечных лучей, и бунинская скорбь о потерянном тепле, и утверждение горьков-ского Сатина, что без солнца никак нельзя жить; тут и отзвук современных песен о солнце, о радости. Есть репризы, основанные на афористичной народной мудрости, с лукавством толкующей о нравах, о поведении, о проступках, о пороках и достоинствах.
Есть репризы-характеры — в них четко вырисовывается определенный тип со своими привычками, повадками, со своей хваткой или наивной беспомощностью, своим мировоззрением. Я за репризу-характер. Убежден, что характер наиболее ярко и полно выявляет черты времени, качества века; это — сгусток всего самого лучшего или самого отрицательного. Чем силен Чаплин? Характером человека, в поступках которого нашли отражение все перемены и преобразования времени. Не буду перечислять известных каждому героев Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Маяковского, Зощенко. Реприза-характер — это и обобщение фактов, поступков, явлений, это красочность человеческих чувств, их многогранность и сложность. Не многие помнят, как одевался Хлестаков, какую он носил прическу, но эпитетом «хлестаковщина» пользуются в наше время, чтобы определить поведение или черты характера в человеке. «Хлестаковщина» — это уже характер. Разве не пользуемся мы сегодня чеховским Беликовым, чтобы подчеркнуть маниакальную боязливость, или шекспировскими характерами, чтобы определить в людях пошлость Фальстафа, низость Яго, душевную чистоту Дездемоны...
Реприза-характер должна обладать интеллектуальным зарядом. Мы знаем многих выдающихся мастеров советской клоунады, которые всегда стремились к созданию характеров, раскрывая многообразнейшие стороны человеческих поступков, отражая таким образом и само время, когда в духовном «я» такого самобытного клоуна последовательно и убедительно формировалась и проходила галерея портретов наших современников, заслуживающих сатирического изображения. Сохраняя общечеловеческие качества, реприза-характер должна быть прежде всего современна. Помните прекрасные поэтические строки: «Не останавливалось время, лишь становилося иным...» Эти перемены, это иное и выражает реприза-характер. Иногда одна реплика, одна деталь, один жест являют собой черты времени. Недавно в нашем дворе я наблюдал такую сцену. Неугомонные мальчишки взбирались по пожарной лестнице, установленной у стен шестиэтажного дома. Старушка, заметив на самом верху своего внучонка, крикнула дворнику:
— Ишь, куда залезли, а самый космос...
Кажется все в этой картине было старо и традиционно. Такая лестница, такие же мальчишки жили в старой, дореволюционной Москве или Петербурге, такая же бабушка могла ругать их, Но она не могла сказать «залезли в самый космос». Что угодно: «в небеса», «к самому богу», «к черту», но только не «в космос».
Во время работы над историко-революционным романом «Пылающий факел» пришлось мне беседовать со многими ветеранами нашей партии. Один из них, не зная, что я пишу для Цирка, рассказывал об одном бурном митинге после первых дней революции в цирке Чинизелли в Петрограде. Перед митингом шло цирковое представление. Выступали клоуны, имена которых он забыл. На арене Рыжий поспорил с Белым, и они решили Драться. Белый сбросил пиджак. Рыжий сбросил пиджак, а под ним, вместо привычных жилета и манишки, оказалась матросская тельняшка. Матросская тельняшка «прозвучала» ассоциацией, как бы рисунком революционных матросов Балтики. Все в цирке начали бурно аплодировать клоунам, а Белый, — кривляющийся барин, — заметив тельняшку, в ужасе бежал с арены, схватившись за голову. Без слов Рыжий приветствовал революцию, ее победу. Это было правдиво и современно. И это помнят спустя полвека.
Вот почему мне думается, что черты современности, штрихи нового образа жизни обязательны для репризы-характера. Цирковая реприза — не пьеса, не спектакль, но и она конфликтна, драматична, контрастна. Ей присуща краткость слов при емкости мысли, она развертывается динамично, и в этом ее впечатляющая сила. Я писал и пишу для многих мастеров клоунады. Среди них — люди различного художественного вкуса, разных эстетических критериев, разных творческих индивидуальностей и разных интеллектуальных масштабов. Некоторые требуют, чтобы реприза завершалась эффектным трюком, чтобы финал был неожиданным для зрителя, как фейерверк, другие настаивают на психологической разработке образа и ждут от репризы большой смысловой нагрузки.
Всегда с удовольствием вспоминаю совместную работу над репризами с таким выдающимся мастером советского цирка, как народный артист Союза ССР Владимир Григорьевич Дуров. Взыскательный художник, тонко чувствующий слово во всех его оттенках, он решительно отвергал даже смешной, но только иллюстративный комментарий к выходам животных, еще и еще раз настаивая на «прояснении живых черт», «выявлении характеров». Эта совместная работа всегда доставляла мне истинное творческое удовлетворение. Хорошо работается с таким умным и чутким клоуном, как заслуженный артист Латвийской ССР Антонио. Он избегает внешних эффектов, звонких пощечин, неуклюжих падений. Он стремится к углубленному рисунку. Иногда мне казалось, что он работает слишком «тихо», но это тональность его образа: «маленький человек» не так уж прост, не так уж беспомощен, не так уж плаксив; он мудр, спокоен и оптимистичен, какие бы неудачи ни встречались на его пути.
Реприза-характер, мне кажется, — главная линия такого полюбившегося зрителям артиста, как Юрий Никулин. Помнится, как в тесной комнатке главного редактора Союзгосцирка А. С. Рождественского Юрий Никулин рассказывал о своих выступлениях в Австралии. Он говорил о том, как зрители далекой страны понимающе, с волнением воспринимали репризы и антре, в которых подчеркивалась психологическая линия. Конечно, она должна быть выявлена цирковыми средствами. Старый клоун Роллан, для которого я много писал, любил неожиданные трюковые повороты в репризе или антре, но он просил обязательно соединять трюк с психологическим итогом, выдвигая на первый план не трюк, а внутренний рисунок образа.
...Вечером, когда люди возвращаются из цирка, я люблю смотреть на их оживленные лица. Отсвет радости лежит на них. Люди улыбаются, повторяют шутки клоунов, унося с собой доброе настроение, частицу жизненного оптимизма, жизненной смелости и бодрости, без которых немыслимо подлинное цирковое искусство. Зрители не подозревают, что вместе с клоунами «отработал» и автор, которого они не видели на арене. Имя его чаще всего остается неизвестным зрителям. Они воспринимают выступления клоунов как нечто естественное, вытекающее из самих профессионально-служебных функций артистов этого жанра.
Я разглядываю зрителей: где он среди них, этот юноша из повести «Два товарища», который так высокомерно отозвался о литераторах, пишущих «для цирка репризы»? Как бы скептически он ни был настроен, — реприза необходима, реприза живет, реприза действует.
МИХАИЛ ЗОРИН
Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.
оставить комментарий