На арене любители
В зрительном зале Московского цирка как-то особенно празднично. Кажется, что ярче обычного горят прожекторы, заливая манеж ослепительным светом, громче звучит оркестр, четче, чем всегда, ряды униформы.
Среди публики мы замечаем участников программы «Лечение смехом». Они без грима, в будничных костюмах. Кто же будет работать? Хозяева манежа сегодня не народные и заслуженные артисты, а простые парни и девушки из художественной самодеятельности профсоюзов Московской области. Они держат свой первый серьезный экзамен. Представление начинается прологом с участием знаменосцев, гимнасток с обручами и акробатов. Просто и красиво, как на спортивном параде, проделывают они акробатические упражнения.
Парад-пролог — это только вступление к большому цирковому спектаклю, в котором, за исключением дрессуры, воздушной гимнастики, клоунады, представлены почти все основные жанры циркового искусства. Не арене один за одним следуют номера. Акробатов-эксцентриков сменяют акробаты-вольтижеры, вслед за ними со своим незамысловатым реквизитом — цветочными горшками и березовыми дровами — появляется музыкальный эксцентрик А. Проскурня. Не успели отзвучать последние аккорды, а на манеже уже новый номер — пластический этюд в исполнении Г. Ляпиной и И. Клочковой (Дом культуры коксогазового завода города Видное).
Но вот оживилось лицо сидящего в зале народного артиста РСФСР Олега Попова: устанавливается аппаратура для номера «Эквилибрист на свободной проволоке». Бойкий паренек в эксцентрическом костюме А. Дунаев (один из заводских клубов города Загорска) начинает делать то, что мы уже видели у Олега Попова и других известных артистов. Но все, в том числе и сам Попов, прощают юному эквилибристу копирование — в его исполнении оно выглядит настолько непосредственно, что зрительный зал награждает его дружными аплодисментами. Неподдельным мастерством на представлении блеснули силовые акробаты И. Абрамов и А. Карулин, парные жонглеры (Дворец культуры города Щелково), групповые жонглеры (Дворец культуры имени Калинина города Калининграде), акробаты-вольтижеры под руководством В. Борисова.
Акробаты на подкидных досках под руководством Г. Лукина, «Эквилибрист на свободной проволоке» А. Дунаев, эквилибристы на стульях в исполнении Н. Панова и В. Феоктистова, пластический этюд в исполнении Г. Ляпиной и И. Клочковой
Выдумкой и смелостью отличаются номера эквилибристов на стульях в исполнении Н. Панова и В. Феоктистова и особенно акробатов на подкидных досках под руководством Г. Лукина. Акробаты строят «колонну»: делают с доски одинарные и двойные сальто-мортале. Для многих участников цирковой самодеятельности характерно стремление к пластике — выразительности поз и композиций. Эти элементы налицо в номерах «Лотос», «Пластический этюд» (Дом культуры коксогазового завода города Видное) и «Эквилибристы на вольностоящих лестницах» (Дом культуры завода имени Ухтомского города Люберцы).
Есть в номерах народного цирка и недостатки. Почти всем им не хватает элементарной сценической культуры, пусть даже не профессиональной, а любительской. Демонстрировались на манеже и отдельные антиэстетические трюки. Так, например, иллюзионист В. Комаровский, номер которого в целом произвел неплохое впечатление, глотал лезвия от бритвы. После эпилога на манеже состоялась встреча участников представления с ведущими артистами и режиссерами Московского цирка. Мастера пожелали дебютантам дальнейших успехов в любимом деле.
Хотелось бы, чтобы на этом не закончилась связь народного цирка с профессиональным, чтобы и в дальнейшем устраивались подобные творческие отчеты.
С. БЕНЗАРЬ
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий