На арене закарпатцы
Написал я слова: «На арене» — и задумался. Ведь фактически-то самодеятельный народный цирк Мукачевского Дома культуры Закарпатской области на арене выступал всего один раз — в Киеве, на смотре. Всю же свою четырехлетнюю жизнь коллектиа был скорее «Цирком на сцене», «Цирком на колхозном току», «Цирком на заводской площадке».
На фото. Выступает руководитель народного цирка Р. Лаутнер
Именно здесь он дал сотни представлений, с его искусством познакомились тысячи зрителей. Собственно, и мне довелось увидеть выступление коллектива в его «стационаре». Впечатление от программы было такое, что подчас забывалось, что ты сидишь в зале Дома культуры, а не в амфитеатре цирка, что перед тобой не сцена, а залитый светом манеж, что работают на нем не молодые любители-энтузиасты, а профессиональные артисты. Да, это был цирк. Настоящий цирк. И как ни парадоксально — профессиональный. Профессиональный по мастерству, по серьезности отношения к делу, по художественному вкусу, которым отличались сделанные самими исполнителями костюмы, реквизит, аппаратура и, конечно же, номера и вся программа в целом. К тому же Мукачевский народный цирк еще и «интернациональный». Среди его артистов есть русские, украинцы, венгры, чехословаки, немцы, молодежь других национальностей. Не случайно и программа его называется «Цирк дружбы».
Трудно сказать, что в ней вызывает наибольший интерес. Каждый номер, повторяю, исполняется мастерски, на хорошем профессиональном уровне. Вот трио воздушных гимнасток — судентка Мария Пал, школьница Екатерина Староста и работница мебельного комбината Варя Эренштейн. Номер проходит динамично, в темпе, насыщен разнообразными трюками. Девушки работают уверенно, легко и вместе с тем чрезвычайно скромно, как-то целомудренно. Вообще, скромность — отличительное качество всех актеров Мукачевского цирка. Эти девушки выступают еще и в других жанрах. Так, Мария Пал работает в сольном номере на трапеции и вместе с братом Иваном на бамбуке (кстати, в этом коллективе, как и в профессиональном цирке, процветает традиционная «семейственность»). «Воздух» — стихия Марии. На трапеции под (чуть не написал «под куполом») потолком сцены она изящно, грациозно исполняет целый каскад трюков, заканчивающийся обрывом.
На фото. Студент Александр Фозекош – неплохой музыкальный эксцентрик
Студент Александр Фозекош выступает как клоун-пародист, и особенно удачно — как музыкальный эксцентрик. Артист играет на детском саксофоне, «метлофоне», на каком-то совершенно оригинальном «челюстефоне» собственной конструкции и на других эксцентрических инструментах. Хорошее впечатление оставляет жонглерский дуэт радиста Дмитрия Пала и нормировщика Степана Лейнарта. Они бросают восемь колец в перекидку, булавы и факелы. Кроме того, Пал сочетает жонглирование с балансом на катушке. Несомненны способности слесаря Степана Глебо. Он и эквилибрист (его стойка на руках на пирамиде из четырех стульев превосходна) и акробат-вольтижер (в паре со школьницей Маргаритой Старостой). В хорошем темпе работает группа акробатов с подкидными досками — бухгалтер Евгений Ганковцы, студентка Ольга Пашко, токарь Иван Горький и школьница Юдита Гайду. Номер этот комбинированный, с элементами воздушной гимнастики. Запоминаются выступления акробатов-эксцентриков — инструктора физкультуры Адальберта Бигари и рабочего Степана Тонгайзера — и эквилибристов на вольностоящих лестницах — портного Николая Тонгайзера и школьницы Людмилы Довга и других.
В программе закарпатцев около 20 номеров. В них участвует почти 30 человек. Руководит коллективом Рудольф Лаутнер. Рудольф поистине «душа» народного цирка — организатор, режиссер-постановщик, конструктор аппаратуры, инспектор манежа, наконец, разносторонний актер, выступающий как велофигурист, эквилибрист на матче и комический жонглер на канате. Сам спортсмен-перворазрядник, он с детства полюбил цирк, и эту любовь сумел привить коллективу, в котором все участники — его ученики. Когда смотришь выступления народного цирка, видишь плоды настойчивого труда самодеятельных артистов, проникаешься ко всему коллективу таким теплым чувством, что даже не хочется говорить, писать о каких-то отдельных просчетах программы. Не в этих частных недостатках дело. Думается, что Мукачевский народный цирк находится на верном пути. Коллектив сейчас переживает пору творческого подъема, он все время совершенствуется, ищет, а в поисках неизбежны и определенные «издержки». Хотелось, чтобы на этот коллектив обратили внимание мастера арены и оказали ему всемерную помощь и поддержку.
Б. КОРДИАНИ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.
оставить комментарий