На арене закарпатцы - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На арене закарпатцы

Написал я слова: «На арене» — и задумался. Ведь фактически-то самодеятельный народный цирк Мукачевского Дома культуры Закар­патской области на арене выступал всего один раз — в Киеве, на смотре. Всю же свою четырехлетнюю жизнь коллектиа был скорее «Цирком на сцене», «Цирком на колхозном то­ку», «Цирком на заводской площад­ке».

Выступает руководитель народного цирка Р. ЛаутнерНа фото. Выступает руководитель народного цирка Р. Лаутнер

Именно здесь он дал сотни представлений, с его искусством по­знакомились тысячи зрителей. Соб­ственно, и мне довелось увидеть вы­ступление коллектива в его «стацио­наре». Впечатление от программы было такое, что подчас забывалось, что ты сидишь в зале Дома культу­ры, а не в амфитеатре цирка, что перед тобой не сцена, а залитый све­том манеж, что работают на нем не молодые любители-энтузиасты, а профессиональные   артисты. Да, это был цирк. Настоящий цирк. И как ни парадоксально — профессиональный. Профессиональный по мастерству, по серьезности отношения к делу, по художественному вкусу, которым отличались сделанные самими исполнителями костюмы, реквизит, аппаратура и, конечно же, номера и вся  программа  в  целом. К тому же Мукачевский народный цирк    еще    и    «интернациональный». Среди его артистов есть русские, ук­раинцы, венгры, чехословаки, немцы, молодежь других национальностей. Не случайно и программа его назы­вается  «Цирк дружбы».

Трудно сказать, что в ней вызы­вает наибольший интерес. Каждый номер, повторяю, исполняется ма­стерски, на хорошем профессиональ­ном уровне. Вот трио воздушных гим­насток — судентка Мария Пал, школь­ница Екатерина Староста и работни­ца мебельного комбината Варя Эренштейн. Номер проходит дина­мично, в темпе, насыщен разнооб­разными трюками. Девушки работают уверенно, легко и вместе с тем чрез­вычайно скромно, как-то целомуд­ренно. Вообще, скромность — отли­чительное качество всех актеров Му­качевского цирка. Эти девушки выступают еще и в других жанрах. Так, Мария Пал ра­ботает в сольном номере на трапе­ции и вместе с братом Иваном на бамбуке (кстати, в этом коллективе, как    и   в   профессиональном    цирке, процветает традиционная «семей­ственность»). «Воздух» — стихия Ма­рии. На трапеции под (чуть не написал «под куполом») потолком сцены она изящно, грациозно исполняет целый каскад трюков, заканчиваю­щийся обрывом.

Студент Александр Фозекош – неплохой музыкальный эксцентрикНа фото. Студент Александр Фозекош – неплохой музыкальный эксцентрик

Студент Александр Фозекош вы­ступает как клоун-пародист, и осо­бенно удачно — как музыкальный эк­сцентрик. Артист играет на детском саксофоне, «метлофоне», на каком-то совершенно оригинальном «челюстефоне» собственной конструкции и на других эксцентрических инстру­ментах. Хорошее впечатление остав­ляет жонглерский дуэт радиста Дмит­рия Пала и нормировщика Степана Лейнарта. Они бросают восемь колец в перекидку, булавы и факелы. Кро­ме того, Пал сочетает жонглирование с  балансом на  катушке. Несомненны способности слесаря Степана Глебо. Он и эквилибрист (его стойка на руках на пирамиде из четырех стульев превосходна) и ак­робат-вольтижер (в паре со школь­ницей   Маргаритой   Старостой). В хорошем темпе работает группа акробатов с подкидными досками — бухгалтер Евгений Ганковцы, студент­ка Ольга Пашко, токарь Иван Горь­кий и школьница Юдита Гайду. Но­мер этот комбинированный, с эле­ментами  воздушной  гимнастики. Запоминаются выступления акро­батов-эксцентриков — инструктора физкультуры Адальберта Бигари и рабочего Степана Тонгайзера — и эквилибристов на вольностоящих ле­стницах — портного Николая Тонгайзера и школьницы Людмилы Довга и других.

В программе закарпатцев около 20 номеров. В них участвует почти 30 человек. Руководит коллективом Рудольф Лаутнер. Рудольф поистине «душа» народного цирка — организа­тор, режиссер-постановщик, конструктор аппаратуры, инспектор ма­нежа, наконец, разносторонний ак­тер, выступающий как велофигурист, эквилибрист на матче и комический жонглер на канате. Сам спортсмен-перворазрядник, он с детства полю­бил цирк, и эту любовь сумел при­вить коллективу, в котором все уча­стники — его ученики. Когда смотришь выступления на­родного цирка, видишь плоды на­стойчивого труда самодеятельных ар­тистов, проникаешься ко всему кол­лективу таким теплым чувством, что даже не хочется говорить, писать о каких-то отдельных просчетах про­граммы. Не в этих частных недостат­ках дело. Думается, что Мукачевский народный цирк находится на верном пути. Коллектив сейчас переживает пору творческого подъема, он все время совершенствуется, ищет, а в поисках неизбежны и определенные «издержки». Хотелось, чтобы на этот коллек­тив обратили внимание мастера аре­ны и оказали ему всемерную помощь и поддержку.

Б. КОРДИАНИ
 

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования