На экране и в зале
Живой процесс взаимовлияния различных искусств приводит к рождению новых и подчас интересных форм. Так, выразительные средства кино уже давно привлекают внимание эстрады. Киноленты были использованы в свое время Н. П. Смирновым-Сокольским.
С кинофельетонами выступал Г. Немчинский. Бурно развивается еще одна муза — телевидение: оно по-своему использует эстраду и по-своему влияет на нее. Под таким перекрестным влиянием кино и телевидения родилось кинообозрение «Артист всегда артист» в исполнении Кимы и Евгения Поповых (постановка заслуженного артиста РСФСР А. Полевого, автор А. Внуков). В этой программе необычная форма появилась не из желания экспериментировать или же заполнить спасительными .кинокадрами вечный недостаток репертуара. Она подсказана замыслом — показать зрителю путь советской эстрады за пятьдесят лет.
На эстраде перед экраном двое — Кима и Евгений Поповы. Она с гитарой. Звучат первые песни гражданской войны, куплеты, частушки. Это не самостоятельные эстрадные номера, а лишь фрагменты, беглые эскизные зарисовки. После этого короткого вступления начинается демонстрация кинокадров. Секретарь ЦК комсомола А. Косарев и нарком просвещения А. Луначарский открывают первый конкурс баянистов в ЗО-х годах. С короткими комментариями, а иногда и совсем без них (ведущие лишь объявляют исполнителей) идут интереснейшие кинокадры, запечатлевшие выступления патриархов нашей эстрады. Н. Смирнов-Сокольский читает фельетон «Нос», Б. Борисов задорно смеется, исполняя песенку Беранже «Как яблочко румян», В. Хенкин с блистательным, неповторимым мастерством воспроизводит комические переживания мужа, у которого жена занята общественной деятельностью (рассказ М. Зощенко «Муж»), Тамара Ханум поет знаменитую песню «Сулико», танцуют А. Редель и М. Хрусталев.
Бесконечно волнуют фронтовые кинокадры — первые бригады уезжают в Действующую армию, первые концерты для бойцов. Руководитель одной из бригад М. Гаркави ведет программу. И. Козловский поет под гитару «Темную ночь»... Поистине создатели программы проделали огромную работу. Они не только собрали интереснейшие киноматериалы, но и хорошо смонтировали их, дополнили документами — записками, дневниками. Удачно использован и вмонтирован в текст фронтовой дневник Гаркави. И все же зритель, массовый зритель, который купил билеты на эстрадную программу «Артист всегда артист», несколько растерян и, может быть, даже недоволен. Одни не прочли внимательно афишу и не заметили слова «кинообозрение». Другие заметили, но не поняли, что это такое. И вот они сидят в темном зале и смотрят старые кинокадры, то есть то, что. как они справедливо полагают, можно увидеть дома на экране телевизора. К тому же техника демонстрации, как и качество пленки, оставляют желать лучшего.
В первом отделении не раз возникали зловещие паузы, столь недопустимые на эстраде, во время которых киномеханик склеивал рвущуюся пленку, а артисты не знали, что им делать со зрителем, открыто выражающим недовольство. Тут невольно вспоминаются традиции доброй старой эстрады, той самой эстрады, которая и дала материал для программы «Артист всегда артист». Среди этих традиций одна из наиболее привлекательных — свободное общение с залом, умение «подчинить» себе зрителя, установить с ним мгновенные и прочные контакты. К сожалению, Кима и Евгений Поповы не смогли заполнить непредвиденные паузы. Импровизированную остроту — «Даже человеческая жизнь рвется, а пленка — вещь тонкая» — вряд ли можно отнести к шедеврам остроумия.
Как часто наши эстрадные артисты, в том числе конферансье, ссылаются на то, что опыт крупнейших острословов и мастеров импровизации, таких, как Балиев, Алексеев, сегодня не может быть использован, поскольку те, как правило, выступали в маленьких аудиториях, вмещавших узкий круг зрителей. А теперь — стадионы, Дворцы спорта... Эти ссылки приводят к тому, что мастерство импровизации, присущее раньше даже второстепенным артистам, не только не развивается, но и вовсе утрачивается. Кстати, зрительный зал гостиницы «Советская», где проходил концерт Поповых, далеко не стадион.
А как показателен в этом смысле другой эпизод. Вначале, в традиционном вступлении, артисты добросовестно передают авторский текст, где обыгры-вается извечное на эстраде: «Здравствуйте! Добрый вечер!» Этими словами уже как бы от себя они начинают программу. И вдруг неожиданное возражение из зрительного зала: «Почему же добрый вечер, а не добрый день?» И в самом деле, артисты забыли, что на сей раз их концерт начался в три часа дня. Второе отделение, посвященное послевоенной эстраде, построено несколько иначе. Здесь больше авторской выдумки, активнее роль исполнителей. Они то появляются на экране рядом со своими героями, то исполняют монолог, то разыгрывают сценку.
Монолог о первой любви вдруг получает неожиданный поворот, когда оказывается, что эта любовь — гитара. Та самая гитара, которая и поныне осталась неразлучным и любимым спутником молодежи. А нехитрая сценка с золотыми рыбками, блюдо с которыми Евгений Попов как бы получает с экрана от Дика Чи-ташвили, принимается зрителями весело и непосредственно. Они, наконец-то, чувствуют себя на эстрадном концерте. Реакция зрителей в ходе всей программы невольно настораживает. Рождение новых форм, взаимовлияние различных искусств закономерны и плодотворны. Но при этом не могут утрачиваться основные черты, присущие тому или иному виду.
Кинообозрение «Артист всегда артист»» по своей структуре, сценарию, выразительным средствам значительно более отвечает эстетическим требованиям телевидения. Думается, что такая форма уводит эстраду в сторону... от эстрады с ее непременными условиями непосредственного общения артистов со зрителями, с ее злободневностью.
Е. УВАРОВА, кандидат искусствоведения
Журнал Советский цирк. Июль 1968 г.
оставить комментарий