На гастрольных арбитах
Гастролирующие артисты известной комедии А. Островского добирались из одного города в другой пешком, да еще несли на себе театральный реквизит и костюмы.
Другое дело — артисты советской эстрады. Когда мы отправляемся на гастроли, к нашим услугам — удобные железнодорожные вагоны, самолеты, автомашины; кроме оплаты за выступления нас обеспечивают командировочными, средствами на обновление репертуара, на постановку и художественное оформление номера. Тысячи эстрадных артистов постоянно разъезжают по нашей стране. Только Ленконцерт, к примеру, организовал за год сорок пять тысяч концертов, на которых побывало двадцать пять миллионов зрителей. Нетрудно представить, как возросла за последнее время взыскательность зрителей,так называемой «периферии». Но всегда ли гастрольные концерты проходят на высоком художественном уровне? Используем ли мы все возможности, которые щедро предоставляет нам государство для пропаганды лучших образцов эстрадного искусства?
Бригада эстрадных артистов, которой я руковожу, дала за последние два года около трехсот концертов, не считая шефских. Мы посетили десятки городов, неоднократно пересекали Советский Союз — от Баку до Архангельска и от Уфы до Ужгорода. Работали в городах, основанных во времена Киевской Руси, и в совсем новых населенных пунктах, названия которых мы своими руками записывали на географической карте. Встречаясь с разными зрителями — шахтерами и рыбаками, учеными и хлеборобами, студентами и пограничниками, — мы всякий раз убеждались, что эстрада — желанная гостья на всех широтах.
Но случается, что эстрада разочаровывает зрителей. Во время гастрольных поездок я вел дневник и после каждого концерта коротко записывал свои впечатления. Среди многих строк, напоминающих о большой творческой радости, пережитой нами на очередной встрече со зрителями, имеются и такие записи:
«Брянск. Дом культуры железнодорожников. В зале и за кулисами грязно. Негде переодеться, загримироваться, даже присесть».
«Кавказские Минеральные Воды. Выступали в каком-то запущенном клубе. Тусклый свет в зале и на сцене. Лица актеров выглядят мрачными. Веревки у занавеса оборваны, раздвигают его руками».
«Город Шахты. Клуб шахты имени Артема. Рояль расстроен. Номера, исполняемые под его аккомпанемент, напоминают вампуку. Ох, уж эти расстроенные рояли! Сколько их встречается на нашем пути!».
«Железноводск. Певец-солист забыл принести на концерт ноты. Микрофон неисправен. С эстрады извергался поток рубленых звуков».
«Каспийск. Зрителей в зале мало. Администратор объяснил это тем, что накануне здесь гастролировала очень плохая эстрадная группа»...
Перечитываю листки своего дневника, вспоминаю увиденное и пережитое в пути и думаю: как еще несовершенна у нас организация гастрольных концертов. С благодарностью назову имена таких организаторов концертов, как В. Кузнецов (Кемерово), М. Блюмин (Куйбышев), И. Михайловский (Тула), Ю. Юровский (Омск), А. Луковский (Ростов-на-Дону), П. Фалик (Черновцы), А. Арский (Киев). Они запомнились уважительным отношением к нелегкому труду гастролирующего артиста, умением подготовить ему «рабочее» место, обеспечить необходимый порядок в зале, на сцене и за кулисами, дать возможность сосредоточиться и порепетировать перед выступлением.
Обидно, что, проехав добрую сотню городов, таких знающих и любящих свое дело работников можно сосчитать по пальцам. В большинстве залов, где нам приходилось выступать, художественный уровень концерта снижали то расстроенный рояль, то плохое освещение, то беспорядок в зрительном зале, то отсутствие элементарных условий для подготовки к выходу на сцену. А ведь все это неизбежно подрывает дисциплину актера.
В пути мы не раз сталкивались с неполадками в организации и планировании гастролей. Помню, в одном из городов «горел» отличный ансамбль цыганской песни и пляски. «Горел» только потому, что накануне здесь выступал совсем слабый коллектив того же жанра. И это не единичный случай: гастролеры, выступившие без успеха, как правило, срывают концерт приехавших после них артистов.
Почему же они мешают друг другу? Известно, что Гастрольбюро Росконцерта составляет сводный план на основе заявок Москонцерта, Ленконцерта, филармоний различных городов Российской Федерации. Кажется, не должно быть подобных столкновений. Но в том-то и беда, что единый план сплошь да рядом нарушают городские и областные филармонии, которым дано право обмениваться бригадами артистов по своему усмотрению. В погоне за «выгодным» гастролером организаторы концертов на местах ломают план Гастрольбюро Росконцерта. Это вредит делу, а иногда и срывает работу гастрольных бригад.
Во многих городах зрителям досаждает однообразие гастрольной афиши. Мы ехали как-то по маршруту Урал — Сибирь. Спрашиваю своих попутчиков пианиста В. Шпаргеля и конферансье Н. Сквирскую: «Вы впервые в этих местах?» Они смеются в ответ: «Да что вы! Мы на этом маршруте вроде бы как прописаны; даже сбились со счета — в который раз нас туда посылают». Не беру под сомнение квалификацию обоих артистов и их успех у публики. Но зачем же их направлять бесчетное множество раз в одни и те же города, когда наша страна так велика?! А ведь таких чуть ли не постоянно «прописанных» артистов можно встретить на всех гастрольных маршрутах.
Теперь представьте себе, что Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон или другой популярный певец дает по три-четыре сольных концерта... ежедневно. В Москве или Ленинграде такое невероятно, а на гастролях почему-то допускается. Ведь, право же, не спасает певца микрофон, маскирующий в той или иной мере его утомленный голос. Но главное даже не в этом— какая творческая отдача может быть у исполнителя на третьем или четвертом (за день!) сольном концерте?! Против таких выступлений не раз высказывалась местная и центральная печать. Но планирование «космических» нагрузок гастролерам-фаворитам продолжается. В этом, мне думается, выражается пренебрежение не только к зрителям, но и к драгоценным голосам, обладатели которых соглашаются изнашивать и калечить их, исходя отнюдь не из творческих соображений.
Серьезную тревогу вызывает и репертуар гастрольных концертов. Когда-то я работал в Совкино, которое объединяло артистов эстрады, выступающих перед киносеансами. Репертуар утверждался не более чем на полтора месяца. По истечении этого срока артист приходил в дирекцию и спрашивал:
— Можно мне ещепоработать?
— А новый репертуар у вас есть? — отвечали ему.
— Будет.
— Когда будет — приходите, поговорим...
Кто сегодня заботится о репертуаре исполнителя, уезжающего в поездку? Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Зачастую бывает так, что гастролер берет в дорогу изношенные «до дыр» номера, которые он уже не решается показывать в Москве или Ленинграде. И, невзирая на устаревший репертуар, ему подписывают маршрутный лист. Нетребовательность гастрольной организации демобилизует исполнителя. Он не утруждает себя поисками новинок репертуара, потому что знает: в поездку его «продадут» с любым номером, как свежим, оригинальным, так и старым, надоевшим зрителю. Пренебрежение к своему репертуару делает артиста эстрады ремесленником, что особенно остро ощущается на гастролях.
Нетребовательность проявляется не только к репертуару, но и к подбору актеров на гастроли. Нередко случается так: не «проходит» артист в крупном городе, его благословляют в турне — там, дескать, все сойдет. Неужели организаторы концертов не понимают, что даже в самом далеком и маленьком городе посланцем советской эстрады достоин быть только квалифицированный мастер, что слабые исполнители недопустимы на гастрольных маршрутах. К сожалению, в поездках мы не раз встречали выступления такого низкого художественного уровня, что зрители воспринимали эстраду как синоним халтуры. (К чести Ленконцерта, следует отметить, что по сигналам зрителей и местных организаций несколько не оправдавших себя гастрольных бригад были расформированы. Так случилось, в частности, с имевшими по отделению певцами Тито Ромалио и Мартиком Оганесяном; с конферансье А. Розановым и А. Барындык.)
Беда в том, что прочно укоренились причины, порождающие низкий уровень некоторых гастрольных концертов. Если артист состоит в штате гастрольно-концертной организации или на длительном договоре — ему обеспечено приглашение в поездку, независимо от качества его репертуара и исполнительского мастерства. Не секрет, что порой в Москве или Ленинграде исполнителю не дают права на отделение или сольный концерт. А за столичным семафором — пожалуйста! Там уже никого не тревожит, что несколько отлично исполняемых артистом номеров «прослаивается» заурядными, не-запоминающимися поделками.
Мы проехали много городов и нигде не встретили ни режиссера, ни руководителя гастрольных организаций, отвечающих за качество концертов. Как правило, артисты, приезжающие в тот или иной город, работают в обстановке полной бесконтрольности. У гастролера нет стимула борьбы за творческое совершенствование, за обновление репертуара и повышение исполнительского мастерства. Поэтому на гастрольных орбитах еще встречаются серые, бескрылые, ремесленные выступления «проезжих» артистов.
Мы часто говорим, что искусство эстрады проникает на такие дальние окраины страны, куда не может добраться театр. И это верно. Нередко эстрадные артисты приезжают в города и поселки, где зрители не выбирают, куда пойти сегодня вечером: кроме выступления гастролера, других зрелищ в этом населенном пункте нет. Люди доверчиво отдают три часа своего времени в надежде на встречу, которая порадует актерскими индивидуальностями, талантом и мастерством исполнителей. И мы не имеем права допускать, чтобы зрители уходили с концерта разочарованными.
Петр МУРАВСКИЙ, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1967 г.
оставить комментарий