На гастролях в Туве
Ныне таможенного чиновника любой страны не удивишь советским паспортом. И все же всякий раз, когда народный артист Тувинской АССР и заслуженный артист РСФСР Владимир Оскал-Оол кладет в таможне на стол свой паспорт, глаза чиновников округляются.
И на этот раз чиновник застыл от удивления. Ему сообщили, что в аэропорт прибывает группа артистов советского цирка, а перед ним лежал паспорт дипломата. — Вы... дипломат? — осторожно спросил чиновник.
— В какой-то степени да, — с усмешкой ответил привыкший к подобным вопросам артист. — Все мы здесь являемся полпредами советского искусства. А я со своей группой представляю одновременно и тувинское искусство.
Тувинское искусство... Ничего не слыхал о нем чиновник, хотя и считал себя культурным человеком.
— Вы, стало быть, артист?
— Артист цирка, — уточнил Владимир Базыроолович.
— А почему у вас дипломатический паспорт? Такие паспорта даются только дипломатам...
— И членам парламента, — добавил артист.
— Вы член парламента? — еще больше удивился чиновник.
В. Оскал-Оол на гастролях в Туве
Во многих странах, где в парламентах заседают люди «чистых кровей», сохранилось пренебрежительное отношение к труженикам циркового искусства. «Циркач» призван лишь забавлять почтенную публику — и не больше. Конечно, и в нашей стране не каждый артист цирка становится депутатом Верховного Совета. Для этого надо заслужить доверие народа. И наш рассказ будет о том, как артист цирка Оскал-Оол стал членом правительства. Рассказ придется начать с досоветского периода жизни Тувы, когда она была народной республикой. Тогда даже слова «цирк» не было в тувинском языке. Впервые жители республики услышали это слово лишь в 1936 году, когда в Кызыл приехала на гастроли группа советских цирковых артистов.
На арене столичного цирка
Тувинцы были поражены невиданным зрелищем. Особенно всем понравился номер акробатов братьев Яловых. Восторженно аплодировал советским артистам и юноша, почти еще подросток, Сат Оскал-Оол.
— А трудно стать артистом? — спросил он.
— Не очень, — ответили ему. — Стоит только по-настоящему захотеть. Поедешь в Москву учиться на артиста?
Наверно, никто из сверстников Сата не отказался бы от такой поездки. Но для этого нужны деньги. А где их взять? О страстной мечте паренька братья Яловые рассказали на приеме, устроенном тувинским правительством в честь советских артистов. Правительство решило послать Сата и еще двоих таких же мечтателей в школу циркового искусства. И вот Сат в Москве, занимается под руководством опытных преподавателей. Неверными оказались слова, сказанные шутя, что стать артистом нетрудно. Очень даже трудно. Русским легче — они до циркового училища и на турнике и на других снарядах занимались. Для тувинцев все это было ново. С азов пришлось начинать. Кроме того, юноши не знали почти ни одного русского слова: с преподавателями и товарищами объяснялись жестами. Земляки Сата не выдержали и уехали домой.
Наверно, и он последовал бы их примеру. Но, отправляясь в Москву, Сат меньше всего думал о личной славе, о собственной устроенности в жизни. Он видел, какую радость приносят артисты людям. И ему захотелось привезти из Москвы радость своему народу. Переносить трудности юноше помогали внимательное отношение педагогов и бескорыстная помощь студентов. В минуты уныния они подбадривали его, вселяли веру в себя. С благодарностью вспоминает Оскал-Оол Татьяну Николаевну Палаш, Сергея Дмитриевича Морозова, Виктора Васильевича Захарьина, Клавдию Ивановну Филатову и других педагогов и режиссеров, которые упорно и настойчиво передавали ему свои знания.
В 1939 году московские друзья провожали Сата на родину. Все радовались, что вместе с дипломом артиста он увозит в Туву хорошие знания — плоды трехлетних усилий его самого и всего училища. Первый профессиональный тувинский артист цирка выступил в Кызыле. Зрители восторженно приняли его, они гордились им. Молва об артисте разнеслась широко по республике. Его называли богатырем и волшебником, который ходит по тонкой проволоке, привязанной к облакам, и бросает к небу сразу пятнадцать предметов, которые тут же возвращаются к Сату и вновь летят в небо. Говорили, что даже постелью богатырю-волшебнику служит удазын темир (тонкая проволока).
Сат гастролировал по всей стране, выступал в самых отдаленных горных улусах. Люди, увидев «богатыря», не переставали считать его волшебником. И всякий раз они задавали один и тот же вопрос:
— Кто же, сынок, научил тебя такой премудрости?
— Люди из страны Владимира Ленина, — отвечал Сат.
Он охотно рассказывал о них, о их доброте, рассказывал, как дружно живут между собой большие и малые народы страны Советов. И уже тогда тувинцы поговаривали о том, чтобы объединиться со страной Владимира Ленина. Их мечта сбылась в 1944 году. Тува вошла в состав РСФСР. Когда тувинский народ стал выбирать представителей в первый парламент своей республики, в числе кандидатов было названо и имя Владимира Оскал-Оола. Произошло это в 1961 году, когда Тувинская автономная область была преобразована в автономную республику. Почему Сат стал Владимиром? В 1944 году изменил он свое имя, когда получал советский паспорт. До этого в Туве вообще паспортизации не было. Его попросили назвать имя, отчество и фамилию. Он сказал:
— Меня подняла на ноги, сделала нужным человеком страна Владимира Ленина. Я хочу называться именем человека, создавшего такую страну.
За что же народ оказал Владимиру Оскал-Оолу большую честь, избрав его депутатом Верховного Совета республики? Не только за ту радость, какую он приносит людям своим талантом. Вначале Владимир выступал один, но вскоре задался целью подготовить национальные кадры артистов. Во время представления он видел, как за его трюками восторженно следят молодые парни. И часто он слышал от них:
— Вот бы и нам так научиться. Оскал-Оол отобрал для начала девятнадцать человек. Среди первых его воспитанников были ныне известные артисты Хензиг-Оол, Белек-Оол, Очур и другие. Некоторые из них остались в группе своего учителя. Другие работают самостоятельно.
Обучая молодежь цирковому искусству, он не просто копировал учителей, а разрабатывал новые трюки и комбинации, которые приближали номер к тувинским национальным играм, отражали быт народа. Так в группе родились новые номера: «Согааш и бала» («Игра со ступками», или «Обработка зерна») и «Сабаш» («Обработка шерсти»). Недавно в группу Оскал-Оола влилось третье поколение тувинских артистов: Клара Дончи-Оол и дети Оскал-Оола Юрий и Майя. Клара и Майя воспитывались в ГУЦЭИ.
Выступление в Бомбее (Индия)
Не только цирковое искусство республики обязано своим ростом Оскал-Оолу. Он опекал театральные и музыкальные коллективы. После избрания в Верховный Совет он стал полпредом тувинского искусства в Совете. Ни одно постановление правительства республики по вопросам искусства не принималось без участия Оскал-Оола. Сейчас принято решение о строительстве в Кызыле нового здания музыкально-драматического театра. В этом немалая заслуга Оскал-Оола, который на одной из последних сессий Верховного Совета поставил вопрос о сооружении театра. В дни празднования 20-летия воссоединения Тувы с Советским Союзом тувинские артисты демонстрировали свое мастерство в Москве.
— Это наш первый урожай! — с гордостью говорит Оскал-Оол.
Он скромно умалчивает о том, кто растил этих артистов. Мы-то знаем, как много сделал Оскал-Оол, чтобы расцвел чудесный сад национального искусства; знаем, что «садовника» наградили орденом Ленина, присвоили ему звание народного артиста Тувинской АССР и заслуженного артиста РСФСР.
— Наша группа побывала на гастролях во многих странах, — продолжает Оскал-Оол. — Выступали мы в Индии, Бирме, Индонезии и в других государствах, недавно освободившихся от колониального рабства.
Что-то не слыхали мы ни от кого, чтобы так радовались успехам своих «подопечных» бывшие хозяева этих народов. Не встречал я в этих странах орденоносцев среди моих собратьев по искусству.
Последнее время Оскал-Оол из-за гастролей не часто посещает свои родные края. Земляки иногда обижаются на него. Но когда слышат о том, какое впечатление производит за границей его дипломатический паспорт, говорят ему:
— Поезжай. Пусть все знают, какой стала Тува за двадцать лет Советской власти.
А. СПИРИН
Журнал Советский цирк. Февраль 1965
оставить комментарий