В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На гастролях в Туве

Заслуженный артист РСФСР и народный артист Тувинской АССР В. Оскал-ОолНыне таможенного чиновника любой страны не удивишь советским паспортом. И все же всякий раз, когда на­родный артист Тувинской АССР и за­служенный артист РСФСР Владимир Оскал-Оол кладет в таможне на стол свой паспорт, глаза чиновников округляются.

И на этот раз чиновник застыл от удивления. Ему сообщили, что в аэропорт прибывает группа ар­тистов советского цирка, а перед ним лежал паспорт дипломата. — Вы... дипломат? — осторожно спросил чиновник.

— В какой-то  степени да, — с усмешкой   ответил   привыкший  к  подобным   вопросам   артист. — Все   мы здесь   являемся    полпредами   совет­ского  искусства.  А  я со своей  груп­пой    представляю    одновременно    и тувинское искусство.
Тувинское искусство... Ничего не слыхал о нем чиновник, хотя и счи­тал себя культурным человеком.

В. Оскал-Оол на гастролях в Туве— Вы, стало быть, артист?
— Артист  цирка,   —  уточнил   Вла­димир Базыроолович.
— А   почему   у вас дипломатиче­ский  паспорт?  Такие  паспорта  дают­ся только дипломатам...
— И членам парламента, — доба­вил артист.
— Вы член парламента? — еще больше  удивился  чиновник.

В. Оскал-Оол на гастролях в Туве

Во многих странах, где в парла­ментах заседают люди «чистых кро­вей»,   сохранилось   пренебрежительное отношение к труженикам цирко­вого искусства. «Циркач» призван лишь забавлять почтенную публику — и не больше. Конечно, и в нашей стране не каждый артист цирка становится де­путатом Верховного Совета. Для это­го надо заслужить доверие народа. И наш рассказ будет о том, как ар­тист цирка Оскал-Оол стал членом правительства. Рассказ придется начать с досо­ветского периода жизни Тувы, когда она была народной республикой. Тогда даже слова «цирк» не было в тувинском языке. Впервые жители республики услышали это слово лишь в 1936 году, когда в Кызыл приехала на гастроли группа совет­ских   цирковых  артистов.

На арене столичного циркаНа арене столичного цирка

Тувинцы были поражены невидан­ным зрелищем. Особенно всем по­нравился номер акробатов братьев Яловых. Восторженно аплодировал советским артистам и юноша, почти еще подросток, Сат Оскал-Оол.

— А трудно стать   артистом? — спросил он.
— Не очень, — ответили    ему. — Стоит только   по-настоящему    захотеть.   Поедешь в  Москву  учиться на артиста?

Наверно, никто из сверстников Сата не отказался бы от такой поезд­ки. Но для этого нужны деньги. А где их взять? О страстной мечте паренька братья Яловые рассказали на приеме, устроенном тувинским правитель­ством в честь советских артистов. Правительство решило послать Сата и еще двоих таких же мечтателей в школу  циркового  искусства. И вот Сат в Москве, занимается под руководством опытных препода­вателей. Неверными оказались слова, сказанные шутя, что стать артистом нетрудно. Очень даже трудно. Рус­ским легче — они до циркового учи­лища и  на турнике и на других снарядах занимались. Для тувинцев все это было ново. С азов пришлось начинать. Кроме того, юноши не знали почти ни одного русского слова: с преподавателями и товарищами объяснялись жестами. Земляки Сата не  выдержали  и  уехали  домой.

Наверно, и он последовал бы их примеру. Но, отправляясь в Москву, Сат меньше всего думал о личной славе, о собственной устроенности в жизни. Он видел, какую радость при­носят артисты людям. И ему захоте­лось привезти из Москвы радость своему народу. Переносить трудности юноше по­могали внимательное отношение пе­дагогов и бескорыстная помощь сту­дентов. В минуты уныния они под­бадривали его, вселяли веру в себя. С благодарностью вспоминает Оскал-Оол Татьяну Николаевну Палаш, Сер­гея Дмитриевича Морозова, Виктора Васильевича Захарьина, Клавдию Ивановну Филатову и других педаго­гов и режиссеров, которые упорно и настойчиво передавали ему свои знания.

В 1939 году московские друзья провожали Сата на родину. Все ра­довались, что вместе с дипломом ар­тиста он увозит в Туву хорошие зна­ния — плоды трехлетних усилий его самого и всего училища. Первый профессиональный тувин­ский артист цирка выступил в Кызы­ле. Зрители восторженно приняли его, они гордились им. Молва об ар­тисте разнеслась широко по респуб­лике. Его называли богатырем и вол­шебником, который ходит по тонкой проволоке, привязанной к облакам, и бросает к небу сразу пятнадцать предметов, которые тут же возвра­щаются к Сату и вновь летят в не­бо. Говорили, что даже постелью бо­гатырю-волшебнику служит удазын темир (тонкая проволока).

Сат гастролировал по всей стране, выступал   в   самых   отдаленных   гор­ных улусах. Люди, увидев «богатыря», не пе­реставали считать его волшебником. И всякий раз они задавали один и тот же  вопрос:

— Кто же, сынок, научил тебя такой премудрости?
— Люди из страны Владимира Ленина, — отвечал Сат.

Он охотно рассказывал о них, о их доброте, рассказывал, как дружно живут между собой большие и ма­лые народы страны Советов. И уже тогда тувинцы поговаривали о том, чтобы объединиться со страной Вла­димира Ленина. Их мечта сбылась в 1944 году. Ту­ва вошла в состав РСФСР. Когда ту­винский народ стал выбирать пред­ставителей в первый парламент своей республики, в числе кандидатов было названо и имя Владимира Оскал-Оола. Произошло это в 1961 году, когда Тувинская автономная область была преобразована в автономную республику. Почему Сат стал Владимиром? В 1944 году изменил он свое имя, когда получал советский паспорт. До этого в Туве вообще паспортизации не было. Его попросили назвать имя, отчество и фамилию. Он сказал:

— Меня подняла на ноги, сделала нужным  человеком  страна  Владими­ра Ленина. Я хочу называться именем человека, создавшего такую страну.

За что же народ оказал Владими­ру Оскал-Оолу большую честь, из­брав его депутатом Верховного Со­вета республики? Не только за ту ра­дость, какую он приносит людям своим талантом. Вначале Владимир выступал один, но вскоре задался целью подготовить национальные кадры артистов. Во время представления он видел, как за его трюками восторженно следят молодые парни. И часто он слышал  от них:

— Вот бы и нам так научиться. Оскал-Оол    отобрал    для    начала девятнадцать человек. Среди первых его воспитанников были ныне известные артисты Хензиг-Оол, Белек-Оол, Очур и другие. Некоторые из них остались в группе своего учите­ля. Другие работают самостоятельно.

Обучая молодежь цирковому ис­кусству, он не просто копировал учи­телей, а разрабатывал новые трюки и комбинации, которые приближали номер к тувинским национальным играм, отражали быт народа. Так в группе родились новые номера: «Согааш и бала» («Игра со ступками», или «Обработка зерна») и «Сабаш» («Обработка шерсти»). Недавно в группу Оскал-Оола влилось третье поколение тувинских артистов: Клара Дончи-Оол и дети Оскал-Оола Юрий и Майя. Клара и Майя воспитывались в ГУЦЭИ.

Выступление в Бомбее (Индия)Выступление в Бомбее (Индия)

Не только цирковое искусство республики обязано своим ростом Оскал-Оолу. Он опекал театраль­ные и музыкальные коллективы. Пос­ле избрания в Верховный Совет он стал полпредом тувинского искусства в Совете. Ни одно постановление правительства республики по вопро­сам искусства не принималось без участия Оскал-Оола. Сейчас принято решение о строительстве в Кызыле нового здания музыкально-драма­тического театра. В этом немалая заслуга Оскал-Оола, который на од­ной из последних сессий Верховного Совета поставил вопрос о сооруже­нии  театра. В дни празднования 20-летия вос­соединения Тувы с Советским Сою­зом тувинские артисты демонстриро­вали свое мастерство в Москве.

— Это   наш   первый   урожай! — с гордостью  говорит  Оскал-Оол.

Он скромно умалчивает о том, кто растил этих артистов. Мы-то знаем, как много сделал Оскал-Оол, чтобы расцвел чудесный сад национального искусства; знаем, что «садовника» наградили орденом Ленина, присвои­ли ему звание народного артиста Ту­винской АССР и заслуженного арти­ста РСФСР.

— Наша   группа   побывала   на   га­стролях   во   многих   странах, — продолжает  Оскал-Оол. — Выступали  мы в Индии, Бирме, Индонезии и в дру­гих   государствах,    недавно    освобо­дившихся  от  колониального  рабства.
Что-то   не  слыхали   мы   ни  от кого, чтобы так радовались успехам своих «подопечных»   бывшие   хозяева   этих народов. Не встречал я в этих странах   орденоносцев    среди    моих   со­братьев по искусству.

Последнее время Оскал-Оол из-за гастролей не часто посещает свои родные края. Земляки иногда оби­жаются на него. Но когда слышат о том, какое впечатление производит за границей его дипломатический паспорт, говорят ему:

— Поезжай.  Пусть все знают,  ка­кой  стала Тува  за  двадцать  лет Со­ветской власти.
 

А. СПИРИН

Журнал Советский цирк. Февраль 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100