В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На ледяной арене

Когда посетители Тульского цирка вошли в зал, им показалось, будто они попали на  каток. Арена, покрытая льдом, блестела и переливалась светом. 

И вот на ее белый круг вышли, вернее, выкатились     на коньках юноши и девушки в ярких, разноцветных костюмах,   началось  необычное представление. Девушки легко оторвались ото льда и несколькими взмахами поднялись по вертикальным канатам. Освещен­ные лучами прожекторов, они начали исполнять сложнейшие и очень красивые трюки с ...коньками на ботинках. И коньки не только не мешали выступать артисткам, но, казалось, даже помогали им закрепляться в разных поло­жениях   на   канатах.  

Затем актеры показывали эксцентрический танец «Коты и кошечка», «Фокстрот», шуточную хореографическую картинку «У самовара», участвовали в комедийных и паро­дийных танцах и сценках, клоунаде и репризах. Танцуя с шестами и палками, они одновременно исполняли акробатические   номера. Это было большое праздничное цирковое представле­ние, в котором слились элементы цирка, балета, панто­мимы, клоунады, фигурного катания. Зрители стали свиде­телями рождения нового вида циркового искусства.

...Сказать по правде, когда создавался «Цирк на льду», вряд ли кто знал, с чего начать. Коллектив начал учебную работу год назад в Костромском цирке, продолжал ее в Туле. Прежде всего надо было «поставить» всех артистов на лед. Пожалуй, лишь Владимир Яновскис мог бы сразу приступить к репетициям. Еще в Училище циркового искус­ства он овладел акробатикой, клоунадой. За его плечами были также годы работы в коллективе «Балет на льду», где он   первым   сделал   сальто-мортале   на   коньках.

Артисты В. Яновскис и Н. Попова легко и весело исполняют эксцентрическую сценкуАртисты В. Яновскис и Н. Попова легко и весело исполняют эксцентрическую сценку

Теперь Яновскис ведет программу. Разговаривает, тан­цует, исполняет множество цирковых трюков на льду. В частности, вместе со своей партнершей Ниной Поповой выступает с номером «Комические вольтижеры». Она про­делывает курбет в руках — коньками приходит ему в руки, далее следует стойка в руки, затем полтора передних саль­то в рыбку. В свою очередь фигуристка Нина Попова теперь участвует в комическом этюде, в номере на кана­тах, батуде, то есть исполняет все то, чего не умела делать   раньше. Бывалые фигуристы и поныне удивляются тому, как Яновскису удается акробатическая поддержка партнерши на одной ноге, вернее, на одном коньке. Однако своими достижениями он считает три сальто подряд в темпе, араб­ское сальто, заднее сальто, соединенное с туром фигур­ного прыжка. О нем с полным правом говорят, что на льду он чувствует себя даже лучше, чем на ковре...

...Вот на арену выносят огромный стол с посудой и яствами. Веселые повара и официантки быстро убирают тарелки. Один из них вскакивает на стол и... начинается исполнение номера «Батуд»: повара и официантки взлетают в воздух бесконечной вереницей. Сальто, затем полуторное сальто с пируэтом в сторону, за ним двойное сальто. Все трюки заканчиваются каждый раз тем, что исполнитель приходит коньками на лед. И стоит. Крепко, уверенно и   смело! Но эта уверенность пришла не сразу. Не кто иной, как Яновскис стал помогать участнице художественной само­деятельности Валентине Ямщиковой «перенести» ее номера на лед.

Валя признает, что вначале на коньках она чувствовала себя нетвердо. Да и сегодня достаточно кому-либо из то­варищей напомнить ей об этом, как она снова идет на лед и тренируется, не жалея сил. «Как же я буду крутить сальто?» — думала Валя с тревогой и сомнением. И действи­тельно, сколько она ни пробовала (даже с лонжей!), никак не удавалось. Много времени и труда потратила она, пока наконец   не   достигла   своей   цели. Постепенно дело пошло и у других будущих артистов. Недаром из 3500 кандидатов, приехавших из 26 городов Советского Союза, отобрали для «Цирка на льду» всего 45   юношей   и   девушек.

«Батут». Совсем по-новому выглядит этот номер, когда В. Ямщикова делает прыжок, попадает в руки В. Яновскису и затем исполняет сальто-мор­тале«Батут». Совсем по-новому выглядит этот номер, когда В. Ямщикова делает прыжок, попадает в руки В. Яновскису и затем исполняет сальто-мор­тале

Режиссеры, педагоги и тренеры избрали верный путь обучения: коллективный. Тренер фигурного катания ставил в первую шеренгу тех, кто имел хорошую школу — Ирину Булашевич, Ирину Люлякову, Юрия Киселева, Бориса Яков­лева, Надежду Костромичеву, Аллу Горбунову. Во вторую становились  гимнастки  и  акробаты,  музыканты  и  клоуны. Наглядные массовые уроки сочетались с индивидуаль­ными занятиями в свободные от занятий минуты. В плане комсомольской работы записали: фигуристам оказывать помощь в освоении льда цирковым гимнастам. Затем бро­сили клич: построим на общественных началах репетицион­ное шапито с ледяным полем. Не раз молодые энтузиасты выходили на субботники, связывали трубами коллекторы холодильной установки и ледяной арены, собирали и мон­тировали   цирковые   аппараты. Репетиции номеров также строили на групповых нача­лах. Теперь пришло время стать в первую шеренгу вы­пускникам Училища циркового и эстрадного искусства и показывать, как надо осваивать трюки.

...Педагог Николай Лаврентьевич Степанов с улыбкой вспоминает о том, как он перед началом занятий попросил девушек подтянуться на руках. Из восемнадцати девушек только мастер спорта по гимнастике Татьяна Лебедева смогла выполнить это упражнение... один раз. Руки у деву­шек не были развиты. А ведь им предстояло выступать на трапециях и канате. Длительными, кропотливыми упраж­нениями   развивали   они   мускулатуру. Одна из гимнасток долго не верила в свои возмож­ности. Н. Л. Степанов пошел на маленькую педагогическую хитрость.

— Давайте с вами поспорим, что через две-три недели вы подтянетесь не меньше трех раз.

Девушка охотно заключила с ним пари. Однако через условленное время она подтянулась всего лишь два раза.

— Проиграла, — сказала девушка с огорчением и доса­дой.
— А теперь я  вам скажу, что еще через три недели вы уже подтянетесь четыре раза!

И они снова заключили пари. Восемь раз должна была проиграть девушка, пока наконец она не подтянулась шесть  раз.  И тогда  педагог сказал:

— Я  прощаю  вам все ваши  проигрыши.  Вы меня  по-настоящему    удивили    своими   быстрыми   успехами.   Мы квиты...

Посмотрите на девушек. Как легко, свободно, слаженно они делают на трапециях закидку, обрыв с пируэта, куль­бит, снова обрыв, «спящую красавицу» — лежат горизон­тально между двумя стропами. Четыре девушки работают синхронно в воздухе как одна. И подумать только, что они когда-то боялись высоты! Первый раз страшно было даже подняться на два с половиной метра. Одна из них после этого три дня не могла ничего делать. Затем их подняли надо льдом на целых десять метров. С такой высоты жут­ковато было смотреть на огромную пустоту циркового зала. На следующий день подниматься было куда труднее — уже знали, как выглядит высота. И если сегодня девушки весело говорят, что чувствуют себя на любом расстоянии от манежа как дома, это значит, что номер, разученный и освоенный с такими переживаниями, стал им особенно дорогим. Они поверили в свои силы, а это — самое главное!..

...В детстве Надя Костромичева страдала малокровием, и врачи советовали ей побольше бывать на свежем воз­духе. Она пошла на каток, стала заниматься фигурным ка­танием. Подросла — сделали тренером. Поступила в авиа­ционный институт. Отец, мать, муж — все авиационные инженеры. Однако втайне Надя не переставала мечтать о сцене. Друзья-фигуристы привели ее на конкурсный просмотр, она тогда даже не представляла себе, что будет делать в коллективе «Цирк на льду». Ее приняли с испы­тательным сроком. Приехала в Костромской цирк. Там полным ходом шли репетиции, и участницы представления уже обретали «форму». И хотя на открытом катке было страшно холодно, она наверстывала упущенное: помогала подружкам осваивать коньки и в то же время училась с их помощью   акробатике.

Во время занятий Костромичевой, Яковлеву и Редину пришла в голову мысль самостоятельно разучить комбина­ции трио с палкой, перевыполнить, так сказать, комсомоль­ский встречный план. Режиссеру понравилось, как они ра­ботают. Он перестроил комбинации, придал им новый ко­лорит — и родился «Восточный танец» с весьма сложными акробатическими   трюками. Человек недюжинной работоспособности, Костромичева сумела не только догнать своих подруг, но и заняла замет­ное место в ряде номеров — в эффектном трио, в номере с канатами, солирует в хореографической картинке «Коты и кошечка», участвует в «Масленице», «Матрешках». Теперь все молодые артисты имеют хорошую профес­сиональную подготовку. С ними много и упорно работали постановщик А. Арнольд, балетмейстеры В. Бурмейстер и Т. Сац, режиссеры Н. Степанов и Г. Нестеров, тренер М. Ручкин. Общее руководство подготовкой нового зрелища осуществлял директор ЦСЦИ В. Горегляд.

...Жизнь молодежно-комсомольского коллектива изоби­лует самыми разнообразными, подчас забавными эпизо­дами. Однажды приехали родители Горбуновой и Бодровой. Они явились к руководителю коллектива, чтобы забрать девушек домой

Выступление музыкальной  пятерки тепло принимают зрителиВыступление музыкальной  пятерки тепло принимают зрители

Их очень терпеливо пытались переубедить, успокоить. Ничто не по­могало. Тогда родителям предложи­ли посидеть в зале на репетиции. Ма­маши смотрели на своих дочерей, ко­торые красиво танцевали на льду, за­тем проделывали номера на голово­кружительной высоте. И это оказа­лось для них самым убедительным!

Смущенные и довольные, они дол­го благодарили режиссеров и педа­гогов:

— Даже не верится, что такое мо­жет  делать   моя   доченька, — сказала взволнованно мать Аллы Горбуновой.

Георгий Иванович Нестеров заме­тил:

— Вы, вероятно, и раньше слыша­ли, что цирк — это искусство сильных и смелых.  Вот ваши   девушки   стали и сильными и смелыми. Наше искусство   требует   отточенности,   мастер­ства. Оно, если хотите, способно пе­ределывать и перевоспитывать моло­дежь.
— Да,  да, — согласилась   бабушка Тани Акиншиной. — Уж такая красота,
такая красота... Мне восемьдесят лет, думала, умру скоро, а теперь увиде­ла   внучку    и   еще   больше   пожить хочется....

И особенно были довольны роди­тели тем, что их дети успешно окон­чили среднюю школу. Такое обяза­тельство взяли артисты по пред­ложению комсомольской организа­ции с начала репетиций в Костроме. После напряженного дня тренировок и занятий в цирке Ямщикова, Пуч­ков, Калиниченко, Бодрова, Акин­шина, Горбунова, Илюхина, Шаевская, Пекулин, Кац отправлялись в вечер­нюю школу рабочей молодежи. И день, когда им всем вручили атте­статы зрелости, стал праздником все­го молодежного коллектива. Горбу­нова и Пучков на этом не остановились и   поступили  учиться  в  институт. Хотелось бы рассказать еще и о том, как работали молодые артисты над другими номерами. Наряду с элементами цирка, балета, пантоми­мы в представление вошли полно­правными компонентами музыка, свет, ледяная арена. Ее создателям — московским и тульским инженерам — пришлось много подумать, чтобы создать передвижную арену, которую можно устанавливать в любом цирке. Об этом можно было бы написать специальную статью.

...И вот наступили волнующие ми­нуты финала. На арене появились ак­робаты и эксцентрики, прыгуны, клоуны и воздушные гимнастки — все те, кто готовил и готовился к торже­ственному дню премьеры. Она стала большим праздником для комсомольско-молодежного коллектива, для жителей Тулы. Родилась новая форма циркового искусства. И у каждого, кто посмотрел представление «Цирк на льду», непременно появилось доб­рое желание сказать: «Начало есть!.. И начало — хорошее!..»
 

Б. ГЛИНСКИЙ

Журнал Советский цирк. Декабрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100