На ледяной арене
Когда посетители Тульского цирка вошли в зал, им показалось, будто они попали на каток. Арена, покрытая льдом, блестела и переливалась светом.
И вот на ее белый круг вышли, вернее, выкатились на коньках юноши и девушки в ярких, разноцветных костюмах, началось необычное представление. Девушки легко оторвались ото льда и несколькими взмахами поднялись по вертикальным канатам. Освещенные лучами прожекторов, они начали исполнять сложнейшие и очень красивые трюки с ...коньками на ботинках. И коньки не только не мешали выступать артисткам, но, казалось, даже помогали им закрепляться в разных положениях на канатах.
Затем актеры показывали эксцентрический танец «Коты и кошечка», «Фокстрот», шуточную хореографическую картинку «У самовара», участвовали в комедийных и пародийных танцах и сценках, клоунаде и репризах. Танцуя с шестами и палками, они одновременно исполняли акробатические номера. Это было большое праздничное цирковое представление, в котором слились элементы цирка, балета, пантомимы, клоунады, фигурного катания. Зрители стали свидетелями рождения нового вида циркового искусства.
...Сказать по правде, когда создавался «Цирк на льду», вряд ли кто знал, с чего начать. Коллектив начал учебную работу год назад в Костромском цирке, продолжал ее в Туле. Прежде всего надо было «поставить» всех артистов на лед. Пожалуй, лишь Владимир Яновскис мог бы сразу приступить к репетициям. Еще в Училище циркового искусства он овладел акробатикой, клоунадой. За его плечами были также годы работы в коллективе «Балет на льду», где он первым сделал сальто-мортале на коньках.
Артисты В. Яновскис и Н. Попова легко и весело исполняют эксцентрическую сценку
Теперь Яновскис ведет программу. Разговаривает, танцует, исполняет множество цирковых трюков на льду. В частности, вместе со своей партнершей Ниной Поповой выступает с номером «Комические вольтижеры». Она проделывает курбет в руках — коньками приходит ему в руки, далее следует стойка в руки, затем полтора передних сальто в рыбку. В свою очередь фигуристка Нина Попова теперь участвует в комическом этюде, в номере на канатах, батуде, то есть исполняет все то, чего не умела делать раньше. Бывалые фигуристы и поныне удивляются тому, как Яновскису удается акробатическая поддержка партнерши на одной ноге, вернее, на одном коньке. Однако своими достижениями он считает три сальто подряд в темпе, арабское сальто, заднее сальто, соединенное с туром фигурного прыжка. О нем с полным правом говорят, что на льду он чувствует себя даже лучше, чем на ковре...
...Вот на арену выносят огромный стол с посудой и яствами. Веселые повара и официантки быстро убирают тарелки. Один из них вскакивает на стол и... начинается исполнение номера «Батуд»: повара и официантки взлетают в воздух бесконечной вереницей. Сальто, затем полуторное сальто с пируэтом в сторону, за ним двойное сальто. Все трюки заканчиваются каждый раз тем, что исполнитель приходит коньками на лед. И стоит. Крепко, уверенно и смело! Но эта уверенность пришла не сразу. Не кто иной, как Яновскис стал помогать участнице художественной самодеятельности Валентине Ямщиковой «перенести» ее номера на лед.
Валя признает, что вначале на коньках она чувствовала себя нетвердо. Да и сегодня достаточно кому-либо из товарищей напомнить ей об этом, как она снова идет на лед и тренируется, не жалея сил. «Как же я буду крутить сальто?» — думала Валя с тревогой и сомнением. И действительно, сколько она ни пробовала (даже с лонжей!), никак не удавалось. Много времени и труда потратила она, пока наконец не достигла своей цели. Постепенно дело пошло и у других будущих артистов. Недаром из 3500 кандидатов, приехавших из 26 городов Советского Союза, отобрали для «Цирка на льду» всего 45 юношей и девушек.
«Батут». Совсем по-новому выглядит этот номер, когда В. Ямщикова делает прыжок, попадает в руки В. Яновскису и затем исполняет сальто-мортале
Режиссеры, педагоги и тренеры избрали верный путь обучения: коллективный. Тренер фигурного катания ставил в первую шеренгу тех, кто имел хорошую школу — Ирину Булашевич, Ирину Люлякову, Юрия Киселева, Бориса Яковлева, Надежду Костромичеву, Аллу Горбунову. Во вторую становились гимнастки и акробаты, музыканты и клоуны. Наглядные массовые уроки сочетались с индивидуальными занятиями в свободные от занятий минуты. В плане комсомольской работы записали: фигуристам оказывать помощь в освоении льда цирковым гимнастам. Затем бросили клич: построим на общественных началах репетиционное шапито с ледяным полем. Не раз молодые энтузиасты выходили на субботники, связывали трубами коллекторы холодильной установки и ледяной арены, собирали и монтировали цирковые аппараты. Репетиции номеров также строили на групповых началах. Теперь пришло время стать в первую шеренгу выпускникам Училища циркового и эстрадного искусства и показывать, как надо осваивать трюки.
...Педагог Николай Лаврентьевич Степанов с улыбкой вспоминает о том, как он перед началом занятий попросил девушек подтянуться на руках. Из восемнадцати девушек только мастер спорта по гимнастике Татьяна Лебедева смогла выполнить это упражнение... один раз. Руки у девушек не были развиты. А ведь им предстояло выступать на трапециях и канате. Длительными, кропотливыми упражнениями развивали они мускулатуру. Одна из гимнасток долго не верила в свои возможности. Н. Л. Степанов пошел на маленькую педагогическую хитрость.
— Давайте с вами поспорим, что через две-три недели вы подтянетесь не меньше трех раз.
Девушка охотно заключила с ним пари. Однако через условленное время она подтянулась всего лишь два раза.
— Проиграла, — сказала девушка с огорчением и досадой.
— А теперь я вам скажу, что еще через три недели вы уже подтянетесь четыре раза!
И они снова заключили пари. Восемь раз должна была проиграть девушка, пока наконец она не подтянулась шесть раз. И тогда педагог сказал:
— Я прощаю вам все ваши проигрыши. Вы меня по-настоящему удивили своими быстрыми успехами. Мы квиты...
Посмотрите на девушек. Как легко, свободно, слаженно они делают на трапециях закидку, обрыв с пируэта, кульбит, снова обрыв, «спящую красавицу» — лежат горизонтально между двумя стропами. Четыре девушки работают синхронно в воздухе как одна. И подумать только, что они когда-то боялись высоты! Первый раз страшно было даже подняться на два с половиной метра. Одна из них после этого три дня не могла ничего делать. Затем их подняли надо льдом на целых десять метров. С такой высоты жутковато было смотреть на огромную пустоту циркового зала. На следующий день подниматься было куда труднее — уже знали, как выглядит высота. И если сегодня девушки весело говорят, что чувствуют себя на любом расстоянии от манежа как дома, это значит, что номер, разученный и освоенный с такими переживаниями, стал им особенно дорогим. Они поверили в свои силы, а это — самое главное!..
...В детстве Надя Костромичева страдала малокровием, и врачи советовали ей побольше бывать на свежем воздухе. Она пошла на каток, стала заниматься фигурным катанием. Подросла — сделали тренером. Поступила в авиационный институт. Отец, мать, муж — все авиационные инженеры. Однако втайне Надя не переставала мечтать о сцене. Друзья-фигуристы привели ее на конкурсный просмотр, она тогда даже не представляла себе, что будет делать в коллективе «Цирк на льду». Ее приняли с испытательным сроком. Приехала в Костромской цирк. Там полным ходом шли репетиции, и участницы представления уже обретали «форму». И хотя на открытом катке было страшно холодно, она наверстывала упущенное: помогала подружкам осваивать коньки и в то же время училась с их помощью акробатике.
Во время занятий Костромичевой, Яковлеву и Редину пришла в голову мысль самостоятельно разучить комбинации трио с палкой, перевыполнить, так сказать, комсомольский встречный план. Режиссеру понравилось, как они работают. Он перестроил комбинации, придал им новый колорит — и родился «Восточный танец» с весьма сложными акробатическими трюками. Человек недюжинной работоспособности, Костромичева сумела не только догнать своих подруг, но и заняла заметное место в ряде номеров — в эффектном трио, в номере с канатами, солирует в хореографической картинке «Коты и кошечка», участвует в «Масленице», «Матрешках». Теперь все молодые артисты имеют хорошую профессиональную подготовку. С ними много и упорно работали постановщик А. Арнольд, балетмейстеры В. Бурмейстер и Т. Сац, режиссеры Н. Степанов и Г. Нестеров, тренер М. Ручкин. Общее руководство подготовкой нового зрелища осуществлял директор ЦСЦИ В. Горегляд.
...Жизнь молодежно-комсомольского коллектива изобилует самыми разнообразными, подчас забавными эпизодами. Однажды приехали родители Горбуновой и Бодровой. Они явились к руководителю коллектива, чтобы забрать девушек домой
Выступление музыкальной пятерки тепло принимают зрители
Их очень терпеливо пытались переубедить, успокоить. Ничто не помогало. Тогда родителям предложили посидеть в зале на репетиции. Мамаши смотрели на своих дочерей, которые красиво танцевали на льду, затем проделывали номера на головокружительной высоте. И это оказалось для них самым убедительным!
Смущенные и довольные, они долго благодарили режиссеров и педагогов:
— Даже не верится, что такое может делать моя доченька, — сказала взволнованно мать Аллы Горбуновой.
Георгий Иванович Нестеров заметил:
— Вы, вероятно, и раньше слышали, что цирк — это искусство сильных и смелых. Вот ваши девушки стали и сильными и смелыми. Наше искусство требует отточенности, мастерства. Оно, если хотите, способно переделывать и перевоспитывать молодежь.
— Да, да, — согласилась бабушка Тани Акиншиной. — Уж такая красота,
такая красота... Мне восемьдесят лет, думала, умру скоро, а теперь увидела внучку и еще больше пожить хочется....
И особенно были довольны родители тем, что их дети успешно окончили среднюю школу. Такое обязательство взяли артисты по предложению комсомольской организации с начала репетиций в Костроме. После напряженного дня тренировок и занятий в цирке Ямщикова, Пучков, Калиниченко, Бодрова, Акиншина, Горбунова, Илюхина, Шаевская, Пекулин, Кац отправлялись в вечернюю школу рабочей молодежи. И день, когда им всем вручили аттестаты зрелости, стал праздником всего молодежного коллектива. Горбунова и Пучков на этом не остановились и поступили учиться в институт. Хотелось бы рассказать еще и о том, как работали молодые артисты над другими номерами. Наряду с элементами цирка, балета, пантомимы в представление вошли полноправными компонентами музыка, свет, ледяная арена. Ее создателям — московским и тульским инженерам — пришлось много подумать, чтобы создать передвижную арену, которую можно устанавливать в любом цирке. Об этом можно было бы написать специальную статью.
...И вот наступили волнующие минуты финала. На арене появились акробаты и эксцентрики, прыгуны, клоуны и воздушные гимнастки — все те, кто готовил и готовился к торжественному дню премьеры. Она стала большим праздником для комсомольско-молодежного коллектива, для жителей Тулы. Родилась новая форма циркового искусства. И у каждого, кто посмотрел представление «Цирк на льду», непременно появилось доброе желание сказать: «Начало есть!.. И начало — хорошее!..»
Б. ГЛИНСКИЙ
Журнал Советский цирк. Декабрь 1964 г.
оставить комментарий