На манеже эквилибристы Газарян - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На манеже эквилибристы Газарян 

На манеже эквилибристы Газарян Есть у меня в Риге старый друг, вместе в войну воевали, освобождали его родную Прибалтику. Не раз был он ранен, а когда демобилизовался, стал на родной земле мирную жизнь налаживать.

В работе себя не жалел, занимал ответственные должности, обзавелся семьей, в его доме всегда было шумно и весело. И вдруг все это оказалось в прошлом. Умерла жена, разъехались взрослые дети. Все чаще стали напоминать о себе старые раны, появились и другие хвори, непроходящая головная боль. Но сильнее всего мучило одиночество.

Рассказал я как-то об однополчанине своему давнему знакомому — Борису Семеновичу Газаряну, артисту и художественному руководителю армянского циркового коллектива. Рассказал ненароком и вскоре забыл о разговоре. А Борис Семенович не забыл. И когда гастрольный маршрут его труппы прошел через Ригу, разыскал старого фронтовика. Пошел к нему в гости, познакомился и пригласил в цирк. «Удивительно мужественный человек, ваш друг,— написал мне позже Газарян,— проговорили мы с ним за чаем с вареньем весь вечер. Трудно ему, но на все он смотрит мудро и с улыбкой».

А я подумал, что удивительный человек и сам Борис Семенович. И как хорошо, что в цирке работают такие душевные люди. Не потому ли и коллектив, которым он руководит, один из самых стабильных среди национальных цирковых трупп. Хотя сами артисты — люди, близкие к арене, хорошо об этом знают — не очень жалуют такие труппы. То ли пребывание в них налагает на исполнителей дополнительные обязательства, особенно по части репертуара, то ли кажется, что в «одиночку» легче попасть в зарубежные турне. Есть, конечно, и другие причины, только не очень охотно и долго работают артисты в национальных коллективах. Получат почетное звание — и стараются побыстрее уйти.

От Газаряна уходят редко. Срабатывает, как теперь говорят, «человеческий фактор». Но об этом потом. А вообще-то Борису Семеновичу, наверное, все-таки труднее, чем другим художественным руководителям. Нет у него, как у многих, своего гвоздевого аттракциона на все отделение, а следовательно, и большого материального достатка, и огромной славы. Только номер. По существу, он такой же артист, как и его коллеги по программе. Разве что опыта поболе, да и номер такой, которому позавидуешь.

Кажется, совсем недавно это было: 1957 год, Москва, празднично убранная, нарядная, встречает гостей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В старом цирке на Цветном бульваре (нового еще не было) дебютирует группа акробатов на шарах под руководством Бориса Газаряна. Номер сразу покорил всех оригинальностью замысла и непохожестью ни на один другой, сложностью трюков и необыкновенной легкостью исполнения.

И в самом деле, это казалось тогда непостижимым, когда акробату, стоящему на большом разноцветном шаре, становился на плечи партнер и балансировал на голове такой же шар, а на нем в грациозной позе стояла партнерша. Потом выстраивались еще колонны и пирамиды на шарах — все новые и новые комбинации, одна сложнее другой...

Мастерами в цирке становятся рано. Глядишь, иной артист из комсомольского возраста не вышел, а уже и имя имеет, и звание, и чуть ли не полсвета объездил. Удивительного тут ничего нет, ведь цирк — искусство молодых. Ну, а если этот артист, работающий в акробатическом жанре, держит марку и четверть века и более, и время над ним не властно? Тут уж приходится удивляться. И радоваться его неувядающему таланту, его мастерству, его долголетию в искусстве.

Неужели прошло уже тридцать лет?! А номер «Акробаты на шарах» не постарел. Я смотрю его каждый раз с неослабевающим интересом. Наоборот, мне кажется, что он помолодел, потому что стал динамичней, стройней, изящней. За тридцать лет ему аплодировали зрители Голландии и ФРГ, Японии и Индии, Швейцарии и многих других стран. И все эти годы им руководит и в нем участвует заслуженный артист Армянской ССР Борис Газарян.

С детства он, как и многие мальчики, увлекался спортом. Но, видимо, относился к нему серьезней, чем школьные сверстники — ни одно ответственное соревнование по акробатике и легкой атлетике не обходилось без Бориса. И даже учась в цирковом училище, куда он, несмотря на большой конкурс, поступил без всякого труда, не отказался от своего увлечения — стал мастером спорта, чемпионом Москвы по акробатике и чемпионом страны в, составе силовой акробатической четверки.

Говорят, что у спорта и цирка много общего. Так-то оно так, но цели у них совершенно разные. И все чаще и чаще спрашивал себя Борис: что предпочесть, чему посвятить свою жизнь — спорту или цирку?

Все решил в том памятном пятьдесят седьмом году Всемирный фестиваль, он, можно сказать, определил его дальнейшую судьбу. На всех сценических площадках и аренах Москвы тогда были представлены лучшие артистические силы.

В цирке на Цветном бульваре — Олег Попов, братья Запашные, Маргарита Назарова. Под брезентом шапито в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького — артисты из стран социализма. И вот ему вместе с тогдашними партнерами, выпускниками училища Е. Пуховой, В. Легостаевым, А. Бухаревым, доверили выступать вместе с признанными мастерами. Трудно передать словами тот душевный подъем, который выпускники испытали. Тогда и понял Газарян: жизнь его принадлежит только манежу. И не потому, что вместе с партнерами стал лауреатом фестиваля, хотя, конечно, успех окрылил. Ощутил великую силу искусства в деле единения человеческих сердец, почувствовал, что работа их очень нужна людям.

За тридцать лет в номере не раз менялись партнеры. Одни уходили на пенсию, другие — в смежные жанры. А Газарян оставался. Он и сейчас выходит каждый вечер на манеж в своем неизменном амплуа нижнего и удерживает на себе немалый вес партнеров и реквизита, что-то около 230 килограммов. Конечно, не просто удерживает, а балансирует, стоя на шаре. Но он еще и артист, и поэтому зрители думают, что все, что он делает, чрезвычайно легко. Пусть любуются.

Правда, давно подумывает Борис Семенович передать номер вернувшемуся со срочной службы в армии сыну, Бо-рису-младшему. Но работы Газаряну все равно хватит.

Чем привлекает сегодня заслуженный коллектив Армении «Эребуни»? Прежде всего бережным отношением к славным традициям прошлого, куда своими корнями уходит армянское цирковое искусство и, одновременно, стремлением говорить со зрителями на современном языке. Программа коллектива, яркая, многожанровая, всюду пользуется успехом. И в этом немалая заслуга Газаряна, сумевшего сплотить вокруг себя единомышленников.

Говорят, что у людей искусства характер неровный, слишком уж они подвержены разного рода эмоциям, настроению. Увы, в артистической среде страсти кипят довольно часто. Что поделаешь, каждому здесь хочется поймать «птицу счастья» — без честолюбия, наверное, нет и артиста. Весь вопрос только в том, как ее ловить. По этому поводу хорошо однажды написал прекрасно знающий актерские нравы Виктор Розов: «Поймать заветную синюю птицу бесспорно естественное желание, но ловить ее нужно чистыми руками».

Борис Семенович доброжелателен к людям, тактичен с ними и корректен, умеет каждого терпеливо выслушать и, если считает нужным, поддержать. Артисты видят в нем не только творческого лидера, но и человека, живущего их заботами. Бывает, обращаются к нему за советом и помощью даже из других цирковых коллективов — ведь много лет коммунист Газарян еще и член парткома Союзгосцирка. Художественный руководитель создаваемого сейчас азербайджанского циркового коллектива Эрик Исрафилов с гордостью называет себя учеником Газаряна. Когда-то тот поставил для него и его партнера — начинающих тогда гимнастов — воздушный номер на стреле, который сразу стал украшением цирковых программ. Эрик и сейчас, совершенствуя, реконструируя старую работу, постоянно консультируется с Борисом Семеновичем. А когда в главке решался вопрос о том, можно ли доверить Исрафилову верблюдов для создания нового аттракциона, Газарян одним из первых поддержал способного артиста. И не ошибся. Получилось красочное, яркое зрелище, где интересная дрессура сочетается с оригинальной акробатической работой.

Газарян родился в Азербайджане, его родители и сейчас живут в Шамхоре, маленьком уютном городке близ Кировабада. В молодости жил в Тбилиси, там женился на внучке и дочери старейших цирковых артистов Рафаэле Голядзе — акробатке и дрессировщице. А творческие устремления его связаны, конечно, с Арменией, ее древней культурой и традициями.

Борис Семенович считает себя сыном всех трех кавказских республик. Свободно владеет — кроме русского, конечно, — армянским, азербайджанским и грузинским языками. И глубоко символично, что за свой труд в цирке Газарян награжден орденом Дружбы народов.

Недавно ему исполнилось пятьдесят. Пожелаем же ветерану здоровья и новых творческих свершений.

Остается добавить, что на днях я получил письмо из Риги от своего однополчанина. «Знаешь, — пишет он, — с тех пор, как стал я бывать в цирке, головные боли у меня прекратились. Чудеса, да и только!»

 

Рафаэль ШИК

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования