Советский цирк на острове Свободы
Куба встретила нас двадцатипятиградусной жарой, (влажным дыханием моря, ярким, до бела раскаленным солнцем. Четырнадцать летных часов отделили нас от дней, заполненных подготовкой новой программы, волнениями от предстоящей встречи со зрителями острова Свободы, торопливыми сборами в дорогу.
Советские артисты у домика-музея Э. Хемингуэя
Правда, еще в Москве мы, как говорится, пустили пробный шар: наша группа выступила перед советником Кубинского посольства Оскаром Мас. Он высоко оценил исполнение подготовленных номеров: жонглирование, пляски, сольное пение, акробатические этюды, эквилибр на проволоке, интермедии и конферанс. Это нас несколько успокаивало. Первым, кого мы увидели, вступив на землю в Гаванском аэропорту, были работники Кубинской эмпресы артистов (тамошний Госконцерт), посол Советского Союза А. И. Алексеев со своими советниками и, разумеется, вездесущие корреспонденты. По дороге с аэродрома, на Пятой авеню, где по соседству с вечно ворчливым, но ласковым морем находилась отведенная нам гостиница «Комодор», я развернул взятую у шофера газету «Революсьон». С фотографии, помещенной на одной из полос, на меня смотрели участники нашей группы Люда Неверова и Борис Данилов, исполняющие танец «По щучьему велению». Ниже шло сообщение о прибытии на Кубу советских артистов эстрады.
Чтобы доставить нам удовольствие и показать Гавану, маршрут автобуса был составлен с полным пренебрежением к извечной истине о наикратчайшем расстоянии между двумя точками. Мы колесили по широким шумящим листвой улицам, по площадям, которые ни в чем не уступят площадям известных столиц Европы, пока наконец не оказались на Пятой авеню — красивейшей магистрали города. Особую прелесть ей придает бульвар. Он тянется из конца в конец посередине улицы, сбегающей к морю. Декоративно подстриженные кустарники поражают взгляд. Вместо привычного облика кустов — повсюду зеленые шары, квадраты, ромбы, колокола. В этот же день мы ознакомились с театром «Амадео Рольдан», имеющим зал на две тысячи зрителей. В нем предстояло нам выступать. Первый концерт — это экзамен, перед которым нельзя не волноваться. Ведь именно им в значительной мере определится дальнейшее отношение зрителей к нашим представлениям. Именно по нему оценит искусство артистов кубинская пресса. Мы отлично понимали, что на этом выступлении, которое является «первой ласточкой» в нашей гастрольной поездке, публика будет особо критически относиться к каждому номеру.
С большим интересом следили за выступлением советского жонглера А. Артамонова рабочие сахарного завода «Гавана Либре»
...И вот на эстраде Борис Брунов. Вступительные фразы он произносит по-русски. Зал недоуменно молчит. Многие, по-видимому, разочарованы: сказанное Б. Бруновым им непонятно. Неужели так будет и дальше? Проходит минута, и конферанс уже звучит на родном языке кубинцев. Не зря Б. Брунов так долго и тщательно репетировал ведение концерта по-испански. С каждым новым номером все громче, все чаще раздаются выкрики: «Браво!», «Еще раз!», все звонче плеск аплодисментов. На другой день газета «Ой» восторженно писала о выступлениях наших артистов, особо отмечая Б. Брунова, который «пришел, увидел, победил!». О программе в целом говорилось: она — единство изящества, точности, вдохновенности, виртуозности и красоты.
А газета «Эль мундо» подчеркивала огромный интерес, вызванный исполнением «Уральской плясовой» гусляром Валерием Тиховым и баянистом Владимиром Кузнецовым. Оригинальность, динамичность и гармоничная пластика, по мнению этой газеты, — отличительная черта акробатического этюда в исполнении Ирины Осинцевой и Григория Усачева. Забегая вперед, скажу, что двойной успех выпал на долю Нелли Рахимовой. Ей аплодировали, когда она пленяла зрителей узбекскими народными танцами, а встретив на улице, восторженно глядели на ее расшитую шелком тюбетейку и любовались косой.
Любимцем публики стал и народный артист СССР Ермек Серкебаев, мастерски исполнивший советские песни. Он же спел и арию Фигаро из «Севильского цирюльника». Как показали последующие выступления, успех первого концерта был не случаен. В воинских частях, на сахарном заводе, в цехах табачной фабрики — повсюду, где мы выступали, артистов горячо благодарили за их жизнеутверждающее искусство, за отличное исполнение труднейших номеров. Никогда не забыть дружескую встречу с рабочими сахарного завода «Гавана Либре». Мы приехали к ним рано утром и, вооружившись специальными ножами — мачете, отправились к тростниковым плантациям — захотели попробовать свои силы на уборке сахарного тростника. Однако очень скоро пришлось убедиться, что эта работа под палящими лучами солнца нам с непривычки не по плечу. Оставалось отложить мачете и ограничиться осмотром завода. В полдень, во время обеденного перерыва, мы выступили перед рабочими. В заключение концерта главный администратор Хуан Горилье тепло поблагодарил артистов. Его слова и аплодисменты зрителей были для нас лучшей наградой. Побывали мы и на табачной фабрике. Стоило нашим артистам появиться в цехах, как раздавались рукоплескания и приветственные возгласы.
В гости к советским артистам приехал вице-премьер-министр Рауль Кастро (третий слева)
На концерт в просторный фабричный зал собралось несколько сотен зрителей. Они сидели на столах, подоконниках и даже на полу. Откуда-то вынырнули ребятишки. Многие из присутствующих уже видели наше выступление и теперь по ходу номеров, как знатоки, давали пояснения своим соседям. После концерта рабочие и наши артисты, взявшись за руки, запели «Интернационал». Это была одна из самых непосредственных, самых волнующих встреч с кубинскими зрителями. Не удивительно, что артисты работали легко и вдохновенно. Впрочем, дружеская, согретая душевной симпатией обстановка была всюду, где мы выступали, и, в частности, в городе Карденас. Зал кинотеатра, в котором наша группа давала концерт, был переполнен. И опять-таки наиболее энергичными поклонниками советского искусства оказались мальчишки. Они проникали через все «щели», в том числе и через артистический вход. А многие взрослые, не доставшие билета, откровенно завидовали этим «зайцам», мысленно сетуя на свой возраст, не позволяющий им уподобиться озорной ребятне. Жители Колона, Пинар дель Рио и многих других городов, где мы выступали, видели советских артистов впервые. Во время поездок по провинции мы встретились и с нашими соотечественниками, которые помогают кубинцам осваивать новую сельскохозяйственную технику. Они буквально засыпали нас просьбами исполнить новые советские песни. Вот интересная и характерная записка, присланная на сцену. Автор ее — инженер Виктор Севостьянов. Он работает на Кубе около двух лет и ни разу за это время не видел выступлении мастеров советского искусства.
«...Огромное спасибо! — писал В. Севостьянов. — Если возможно, очень хотелось бы в исполнении Тамары Политовой послушать песню, к сожалению, не помню ни композитора, ни названия, но есть в ней слова: «Из далека-долго, течет река Волга и мне столько-то лет». тНу разве могла Тамара оставаться равнодушной и не дать музыкальный ответ на эту записку! Последним пунктом нашей гастрольной поездки был город Матанзас. Там пришлось выступать дважды. Второй концерт мы дали по настоятельной просьбе местных властей. Корреспондент газеты «Хирон» Модесто Гарсио Туньон, беседуя с нами, сказал:
— Да, вы правы. Зрители Матанзаса воистину самая театральная публика.
Свои слова он позднее убедительно доказал в большой рецензии на наше выступление, опубликованное в газете «Хирон». После повторного концерта и прощального ужина, организованного руководством молодежных организаций, профсоюза и армии, нам преподнесли памятные подарки Среди них — национальное знамя и бюст Хосе Марти. Мы расстались с матанзасцами, как настоящие друзья. За время пребывания на Кубе, в редкие свободные часы между выступлениями, а их было более тридцати, наша группа совершила ряд экскурсий, в том числе увлекательную поездку в домик-музей Э. Хемингуэя. Пожилой кубинец, долгие годы работавший у писателя слугой, поведал немало интересного из жизни большого художника, любимого советским читателем. Посетили мы и ряд театров, беседовали с коллективом «Фольклорико», побывали на знаменитом пляже Варадеро, в аквариуме и зоопарке, дважды присутствовали на потрясающих своей яркостью и живостью карнавалах.
Просмотренные по приглашению эмпресы шоу (эстрадные представления) в кабаре «Тропикане» и «Гавана Ривьере» произвели незабываемое впечатление своим оформлением: костюмами, подобранными с большим вкусом и выдумкой, эффектным освещением и гаммой цветных прожекторов. Артисты выступали в сопровождении отлично слаженного эстрадного оркестра из десяти-двенадцати музыкантов. Различные декорации, быстро сменяющиеся по ходу представления, придавали исключительную красочность всему спектаклю. В этих шоу мы видели сценки карнавалов и картины из негритянской жизни, разнообразные танцы, слушали песни, современные и старинные, восхищались виртуозной игрой на барабанах.
Надолго запомнится нам и балет «Ми Соляр», сопровождающийся пением и декламацией. Наступили наши последние дни в Гаване, последние встречи с артистами кубинской эстрады Розитой Форнес, Гиной Леон и Эленой Бруке. Накануне возвращения на родину к нам в гости приехал вице-премьер-министр Рауль Кастро. Он расспрашивал о впечатлениях от гастролей, тепло отзывался об искусстве советских артистов.
...Настала минута расставания с темпераментными и сердечными кубинскими зрителями. Самолет сделал круг над аэродромом и лег на курс. Глядя на зеленеющую далеко внизу землю, невольно хотелось сказать:
— До свиданья, Куба! До новых встреч, остров Свободы!
И. САВЕЛЬЕВ
Журнал Советский цирк. Июль 1965
оставить комментарий