Советский цирк на острове Свободы - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Советский цирк на острове Свободы

Куба встретила нас двадцатипятиградусной жарой, (влажным дыханием моря, ярким, до бела раска­ленным солнцем. Четырнадцать летных часов отделили нас от дней, заполненных подготовкой новой программы, волнениями от предстоящей встречи со зрителями острова Свободы, торопливыми сборами в до­рогу.

Советские артисты у домика-музея Э. ХемингуэяСоветские артисты у домика-музея Э. Хемингуэя

Правда, еще в Москве мы, как говорится, пустили пробный шар: наша группа выступила перед советником Кубинского посольства Оскаром Мас. Он высоко оценил исполнение подготовленных номеров: жонглирование, пляски, сольное пение, акробатические этюды, эквилибр на проволоке, интермедии и конферанс. Это нас несколь­ко   успокаивало. Первым, кого мы увидели, вступив на землю в Гаван­ском аэропорту, были работники Кубинской эмпресы артистов (тамошний Госконцерт), посол Советского Союза А. И. Алексеев со своими советниками и, разумеет­ся, вездесущие корреспонденты. По дороге с аэродрома, на Пятой авеню, где по соседству с вечно ворчливым, но ласковым морем находилась отведенная нам гостиница «Комодор», я развернул взятую у шофера газету «Революсьон». С фотографии, помещенной на одной из полос, на меня смотрели участники на­шей группы Люда Неверова и Борис Данилов, исполняю­щие танец «По щучьему велению». Ниже шло сообщение о прибытии на Кубу советских артистов эстрады.

Чтобы доставить нам удовольствие и показать Гавану, маршрут автобуса был составлен с полным пренебреже­нием к извечной истине о наикратчайшем расстоянии между двумя точками. Мы колесили по широким шумя­щим листвой улицам, по площадям, которые ни в чем не уступят площадям известных столиц Европы, пока наконец не оказались на Пятой авеню — красивейшей магистрали города. Особую прелесть ей придает бульвар. Он тя­нется из конца в конец посередине улицы, сбегающей к морю. Декоративно подстриженные кустарники поража­ют взгляд. Вместо привычного облика кустов — повсюду зе­леные шары, квадраты, ромбы, колокола. В этот же день мы ознакомились с театром «Амадео Рольдан», имеющим зал на две тысячи зрителей. В нем предстояло   нам   выступать. Первый концерт — это экзамен, перед которым нельзя не   волноваться.   Ведь   именно   им   в   значительной мере определится дальнейшее отношение зрителей к нашим представлениям. Именно по нему оценит искусство арти­стов кубинская пресса. Мы отлично понимали, что на этом выступлении, которое является «первой ласточкой» в на­шей гастрольной поездке, публика будет особо критически относиться  к   каждому   номеру.

С большим интересом следили за выступлением советского жонглера А. Артамонова  рабочие сахарного  завода «Гавана Либре»С большим интересом следили за выступлением советского жонглера А. Артамонова  рабочие сахарного  завода «Гавана Либре»

...И вот на эстраде Борис Брунов. Вступительные фразы он произносит по-русски. Зал недоуменно молчит. Многие, по-видимому, разочарованы: сказанное Б. Бруновым им непонятно. Неужели так будет и дальше? Проходит минута, и конферанс уже звучит на родном языке кубинцев. Не зря Б. Брунов так долго и тщательно репетировал ведение концерта   по-испански. С каждым новым номером все громче, все чаще раз­даются выкрики: «Браво!», «Еще раз!», все звонче плеск аплодисментов. На другой день газета «Ой» восторженно писала о вы­ступлениях наших артистов, особо отмечая Б. Брунова, который «пришел, увидел, победил!». О программе в це­лом говорилось: она — единство изящества, точности, вдохновенности, виртуозности и красоты.

А газета «Эль мундо» подчеркивала огромный интерес, вызванный  исполнением  «Уральской   плясовой»   гусляром Валерием Тиховым  и баянистом Владимиром  Кузнецовым. Оригинальность, динамичность и гармоничная пласти­ка, по мнению этой газеты, — отличительная черта акроба­тического этюда в исполнении Ирины Осинцевой и Григо­рия   Усачева. Забегая вперед, скажу, что двойной успех выпал на долю Нелли Рахимовой. Ей аплодировали, когда она пле­няла зрителей узбекскими народными танцами, а встретив на улице, восторженно глядели на ее расшитую шелком тюбетейку и любовались косой.

Любимцем публики стал и народный артист СССР Ермек Серкебаев, мастерски исполнивший советские песни. Он же спел и арию Фигаро из «Севильского цирюльника». Как показали последующие выступления, успех первого концерта был не случаен. В воинских частях, на сахарном заводе, в цехах табачной фабрики — повсюду, где мы вы­ступали, артистов горячо благодарили за их жизнеутвер­ждающее искусство, за отличное исполнение труднейших номеров. Никогда не забыть дружескую встречу с рабочими са­харного   завода   «Гавана Либре».  Мы приехали к ним рано утром и, вооружившись спе­циальными ножами — мачете, отправились к тростниковым плантациям — захотели попробовать свои силы на уборке сахарного тростника. Однако очень скоро пришлось убе­диться, что эта работа под палящими лучами солнца нам с непривычки не по плечу. Оставалось отложить мачете и   ограничиться   осмотром   завода. В полдень, во время обеденного перерыва, мы высту­пили перед рабочими. В заключение концерта главный администратор Хуан Горилье тепло поблагодарил артистов. Его слова и аплодисменты зрителей были для нас лучшей наградой. Побывали мы и на табачной фабрике. Стоило нашим артистам появиться в цехах, как раздавались рукоплеска­ния и приветственные возгласы.

В гости к советским артистам приехал вице-премьер-министр Рауль Кастро (третий слева)В гости к советским артистам приехал вице-премьер-министр Рауль Кастро (третий слева)

На концерт в просторный фабричный зал собралось несколько сотен зрителей. Они сидели на столах, подокон­никах и даже на полу. Откуда-то вынырнули ребятишки. Многие из присутствующих уже видели наше выступление и теперь по ходу номеров, как знатоки, давали пояснения своим соседям. После концерта рабочие и наши артисты, взявшись за руки, запели «Интернационал». Это была одна из самых непосредственных, самых вол­нующих встреч с кубинскими зрителями. Не удивительно, что артисты работали легко и вдохновенно. Впрочем, дружеская, согретая душевной симпатией обстановка была всюду, где мы выступали, и, в частности, в городе Карденас. Зал кинотеатра, в котором наша груп­па давала концерт, был переполнен. И опять-таки наиболее энергичными поклонниками советского искусства оказались мальчишки. Они проникали через все «щели», в том числе и через артистический вход. А многие взрослые, не до­ставшие билета, откровенно завидовали этим «зайцам», мысленно сетуя на свой возраст, не позволяющий им уподобиться озорной ребятне. Жители Колона, Пинар дель Рио и многих других горо­дов, где мы выступали, видели советских артистов впер­вые. Во время поездок по провинции мы встретились и с нашими соотечественниками, которые помогают ку­бинцам осваивать новую сельскохозяйственную технику. Они буквально засыпали нас просьбами исполнить новые советские песни. Вот интересная и характерная записка, присланная на сцену. Автор ее — инженер Виктор Севостьянов. Он работает на Кубе около двух лет и ни разу за это  время не видел выступлении мастеров советского искусства.

«...Огромное спасибо! — писал В. Севостьянов. — Если возможно, очень хотелось бы в исполнении Тамары Политовой послушать песню, к сожалению, не помню ни компо­зитора, ни названия, но есть в ней слова: «Из далека-долго, течет река Волга и мне столько-то лет». тНу разве могла Тамара оставаться равнодушной и не дать музыкальный ответ на эту записку! Последним пунктом нашей гаст­рольной поездки был город Матанзас. Там пришлось выступать дважды. Второй концерт мы дали по настоя­тельной просьбе местных властей. Корреспондент газеты «Хирон» Модесто Гарсио Туньон, беседуя с нами, сказал:

— Да, вы правы. Зрители Матанзаса воистину самая театральная публика.

Свои слова он позднее убедитель­но доказал в большой рецензии на наше выступление, опубликованное в газете «Хирон». После повторного концерта и про­щального ужина, организованного ру­ководством молодежных организа­ций, профсоюза и армии, нам пре­поднесли памятные подарки Среди них — национальное знамя и бюст Хосе Марти. Мы расстались с матанзасцами,   как  настоящие  друзья. За время пребывания на Кубе, в редкие свободные ча­сы между выступлениями, а их было более тридцати, наша группа совершила ряд экскурсий, в том числе увлекатель­ную поездку в домик-музей Э. Хемингуэя. Пожилой куби­нец, долгие годы работавший у писателя слугой, поведал немало интересного из жизни большого художника, лю­бимого советским читателем. Посетили мы и ряд театров, беседовали с коллективом «Фольклорико», побывали на знаменитом пляже Варадеро, в аквариуме и зоопарке, дважды присутствовали на потрясающих своей яркостью и живостью карнавалах.

Просмотренные по приглашению эмпресы шоу (эстрад­ные представления) в кабаре «Тропикане» и «Гавана Ривье­ре» произвели незабываемое впечатление своим оформ­лением: костюмами, подобранными с большим вкусом и выдумкой, эффектным освещением и гаммой цветных прожекторов. Артисты выступали в сопровождении отлич­но слаженного эстрадного оркестра из десяти-двенадцати музыкантов. Различные декорации, быстро сменяющиеся по ходу представления, придавали исключительную красочность   всему   спектаклю. В этих шоу мы видели сценки карнавалов и картины из негритянской жизни, разнообразные танцы, слушали песни, современные и старинные, восхищались виртуозной игрой на барабанах.

Надолго запомнится нам и балет «Ми Соляр», сопро­вождающийся пением и декламацией. Наступили наши последние дни в Гаване, последние встречи с артистами кубинской эстрады Розитой Форнес, Гиной Леон и Эленой Бруке. Накануне возвращения на родину к нам в гости приехал вице-премьер-министр Рауль Кастро. Он расспрашивал о впечатлениях от гастролей, тепло отзывался об искусст­ве советских артистов.

...Настала минута расставания с темпераментными и сердечными кубинскими зрителями. Самолет сделал круг над аэродромом и лег на курс. Глядя на зеленеющую далеко внизу землю, невольно хотелось сказать:

— До свиданья, Куба! До новых встреч, остров Свободы!
 

И. САВЕЛЬЕВ

Журнал Советский цирк. Июль 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования