На селе ждут артистов
На годы Советской власти неизмеримо выросла культура села, и вполне понятно, что сегодня концерты для тружеников полей должны быть не хуже тех, которые даются в городах.
Нельзя закрывать глаза и на то, что еще есть немало деревень, где выступление гастрольной бригады является, если не считать кино, чуть ли не единственным «институтом» эстетического воспитания. Отсюда и повышенная ответственность концертных организаций перед сельским зрителем. Тем не менее многие администраторы, организующие выезды артистов «в глубинку», частенько говорят: «А вы пробовали проводить концерт популярных эстрадников и коллективов на небольших и нередко плохо оборудованных сценических площадках? Это нереально. А уж о рентабельности таких выступлений обычно и говорить не приходится».
Подобная убежденность администраторов отражается и на их практической деятельности. На село отправляют тех исполнителей, которые в городе оказались «не у места». Кроме того, эти «непристроенные» артисты должны иметь в своем активе определенное количество выступлений, а выполнить эту норму легче всего опять-таки на селе. Зато, заглянув в отчеты, можно увидеть куда более отрадную картину. Судя по многочисленным сводкам, в сельских районах побывали неплохие коллективы, концертные бригады. Верно, побывали. Но где?
Как правило, дальше районных центров и крупных городских поселков они не выезжали. Вот и получается, что в таких поселках по-настоящему интересных артистов густо, а на селе — пусто. Там выступают главным образом второстепенные исполнители. Правда, иногда сельские труженики коллективно выезжают на концерты в ближайшие города и поселки. Но это, разумеется, не решает проблемы. Где же выход? На наш взгляд, прежде всего следует подумать над организацией гастрольных поездок ведущих исполнителей, которые бы выступали не в смешанных концертах, а со своими творческими вечерами. По этому пути, например, почему бы не пойти Бен Бенцианову. Вместе с квартетом «Ритм» и жонглером Э. Шатовым он мог бы отправиться «в глубинку». Подобная бригада может выступать в любых условиях. Труженики села всегда будут довольны встречей с этим маленьким, но сильным коллективом.
Второй, проверенный жизнью путь, — создание постоянно действующих небольших концертных групп, программы которых состояли бы из лучших номеров и включали бы выступления подлинно талантливых музыкантов. Такие коллективы смогут приспособиться к сценически трудной обстановке и бесспорно удовлетворят запросы сельского зрителя, будут развивать его эстетический вкус. Это подтвердил, в частности, опыт успешных гастролей по селам Ленинградской области коллективов В. Иоффе В. Шадрина и других не больших групп артистов Ленконцерта.
Каков типичный состав подобных бригад? Вот, например, как укомплектована одна из них: Р. Васютинский — юмор и сатира; 3. Губанова — музыкальный фельетон, песни советских и зарубежных композиторов; С. Брук — пластический этюд; Б. Бельский — пианист-аккордеонист. Очень хорошо, когда в группу входят артисты, владеющие несколькими смежными жанрами. К сожалению, это бывает редко. Среди отдельных артистов бытует привратное представление, что сельский конферанс обязательно должен быть насыщен культиваторами и гербицидами. При этом, будучи не слишком компетентными в области сельского хозяйства, авторы и исполнители выдают нередко такую «клюкву», которая вызывает иронический смех колхозников.
Между тем ветеран обслуживания целинников, артистка Ленконцерта А. Белова, справедливо считает, что жителей села, рабочих совхозов волнуют те же проблемы, что и горожан. На местном же материале должны строить свои программы художественные агитбригады. Правда, они, к сожалению, самодеятельно возникают и функционируют лишь в период подготовки к смотрам. Мы остановились лишь на немногих, но достаточно важных проблемах концертного обслуживания села, которые ждут своего решения.
Д. АВРОВ
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий