Национальная характерность, исполнительское мастерство
Радостный фейерверк фанфар молнией прорезал тишину замершего в ожидании зала.
Быструю, полную молодого задора узбекскую мелодию подхватили саксофоны и кларнеты, ударник рассыпал мелкую дробь головокружительных ритмических пассажей, и вот запели скрипки... Ощущением жизнерадостности, бодрости, оптимизма, светлой и задушевной лирикой пронизан каждый номер большой и разнообразной программы оркестра.
Солист – Науфаль Закиров. Справа музыкальный руководитель и дирижер Альберт Малахов
...Невольно обращаешься к тем дням, когда еще само название — эстрадный оркестр Узбекистана — звучало как-то странно и непривычно; когда деятели узбекского искусства напряженно готовились к серьезному творческому испытанию—Декаде узбекской литературы и искусства в Москве; когда Ташкент радушно встречал писателей стран Азии и Африки, съехавшихся сюда на свою конференцию и ставших живыми свидетелями рождения нового узбекского эстрадного коллектива и зрителями его первой программы под названием «Дух Бандунга», Уже тогда удивлял и радовал высокий музыкально-художественный уровень оркестра, слаженность его звучания, блеск оркестровки, мастерство солистов. Батыр Закиров, которого тогда знали лишь как исполнителя неаполитанских и азербайджанских песен из репертуара Рашида Бейбутова, вдруг сверкнул новой, совершенно неожиданной гранью своего дарования — блестящей интерпретацией песен зарубежного Востока. Молодой певец переживал свое второе вокально-сценическое рождение; каждое его выступление сопровождалось триумфальным успехом; исполняемое им арабское танго «О, светоч грез моих!» вскоре стало одной из самых популярных мелодий и с русским текстом звучало едва ли не на всех эстрадных подмостках Советского Союза. Выступление оркестра в дни Декады в Москве вызвало самые теплые и одобрительные отзывы музыкальной общественности, рецензентов и большой массы любителей легкой музыки. И все же в то время мало кто верил в долгую творческую жизнь эстрадного оркестра Узбекистана. В самом деле, что может быть общего между возникшей на Западе специфической формой эстрадной музыки и узбекской песней и танцем? Можно ли скрестить эти столь далекие друг другу виды музыкального искусства и получить достаточно жизнеспособный и взаимообогащенный гибрид?
Нужно сказать, что все эти сомнения имели под собой определенную и вполне реальную почву. Дело в том, что в первой программе оркестр лишь сумел показать свои незаурядные творческие возможности. Что же касается проблемы создания узбекского джаза, то к ее решению оркестр в то время даже не подошел. Львиную долю его репертуара составляли индийские, арабские, индонезийские песни и танцы. И не случайно в апреле 1962 года газета «Советская культура» выступила со статьей «Прошло три года...», в которой отмечалось чрезмерное увлечение песнями зарубежного Востока в ущерб узбекской музыке и музыке народов СССР.
Каковы же реальные возможности создания узбекской джазовой музыки? Очевидно, речь должна идти об органическом синтезе узбекской мелодии и особенно ритмики с возможностями джазовой техники. Это примерно тот же путь, по которому тридцать лет назад пошли И. О. Дунаевский и Леонид Утесов, сплавившие воедино яркую, широко доступную мелодию советской массовой песни с техническими достижениями американского джаза и создавшие тем самым прочный фундамент советской джазовой музыки — импульсной, полной динамики н в то же время очень мелодичной, лишенной диких и бессмысленных звуковых уродств и извращений. Нужно отдать должное эстрадному оркестру Узбекистана: в процессе частичного обновления репертуара в его исполнении зазвучали такие интересные произведения, как завоевавшая всесоюзную популярность песня «Наманганские яблоки» в обработке А. Нестерова, фантазия Я. Френкеля на узбекские народные мелодии, фантазия А. Нестерова и А. Малахова на тему узбекской народной песни «Ялламаярим яллала» («Веселитесь вместе с нами»). И все-таки создание и исполнение этих произведений носило характер скорее творческого эксперимента, не говоря уже о том, что их удельный вес в программе оркестра был крайне невелик и отнюдь не определял творческого профиля коллектива.
В этом смысле новая концертная программа, подготовленная оркестром к 40-летнему юбилею Узбекской ССР и Коммунистической партии Узбекистана, представляется событием большим, радостным и многообещающим. И не только потому, что возглавляемый новым музыкальным руководителем, композитором Альбертом Малаховым, оркестр вновь демонстрирует высокий класс исполнительского мастерства, но и потому, что основой программы, ее главным содержанием становится узбекская эстрадная музыка. Это уже не те примитивные произведения, которые в ответ на справедливую критику оркестр спешно включал в свой репертуар и которые служили лишь скучной, но обязательной прелюдией к более интересной кубинской, негритянской и американской музыке. Это произведения, великолепно сочетающие в себе подлинно народную узбекскую мелодию со всеми техническими особенностями современной джазовой музыки, произведения, которые можно смело и определенно отнести к числу достижений узбекского джаза. При этом обращает на себя внимание одна любопытная деталь: благодаря своей богатейшей ритмике узбекская народная песня и особенно танец могут, оказывается, служить благодатнейшим материалом для джазовой обработки. Именно это «родство ритмических душ» позволило Альберту Малахову создать такое произведение, как «Звездная дойра», — виртуозную, отлично оркестрованную пьесу для дойры (узбекского бубна) с оркестром, дало возможность обработать две старинные узбекские песни — «Черные глаза» и «Ерер», исполняемые Луизой Закировой в традиционной народной манере, но сопровождаемые типично джазовыми средствами оркестровой выразительности.
Харезмский танец. Солисты – Иркиной Расульходжаева и Фанк Абдурахманов. Аккомпанирует на дойре – Мирджалил Мирхалилов
Несомненным достоинством новой программы оркестра является ее ярко выраженная национальная характерность, которая проявляется буквально с первых звуков концерта и находит свое продолжение в течение двух его отделений. Узбекскими ритмами и интонациями пронизаны и «Песня о Ташкенте» Бориса Гиенко, и песня Икрама Акбарова «Газли», и два танца — «Танец хлопка» и «Хорезмский», поставленные заслуженным артистом УзССР И. Акиловым и исполняемые Иркиной Расульходжаевой и Фанком Абдурахмановым. Элементы национального колорита свойственны чудесной по музыке и оркестровке «Восточной симфониетте», созданной специально для оркестра дальневосточным композитором Александром Гончаренко в дни его пребывания в Узбекистане. В то же время репертуар оркестра очень разнообразен и включает в себя произведения самых различных музыкально-стилистических оттенков: здесь и песни американских композиторов Теодора Лоу и Кола Портера, и произведения молодого ленинградского композитора Станислава Пожлакова; здесь звучат народные афганские, арабские, индийские, кубинские песни и песни композиторов братских советских республик.
Новая программа эстрадного оркестра Узбекистана по-настоящему радует своими интересными и многообещающими авторскими и исполнительскими дебютами. Впервые и очень успешно обратился к жанру эстрадной песни известный ташкентский композитор Борис Гиенко — автор многочисленных симфонических и камерно-инструментальных произведений. А молодой композитор Владимир Милов, совсем недавно представивший в качестве консерваторской дипломной работы симфонию, посвященную советским космонавтам, выступает здесь как автор эстрадной пьесы «Влюбленный трубач» (солист — Александр Гандыль). Впервые появляется на профессиональных эстрадных подмостках выпускник Ташкентской консерватории Эйсон Кандов. Разумеется, молодой певец еще далек от совершенства: его отличный голос и природная музыкальность часто вступают в противоречие с некоторой монотонностью исполнения, с отсутствием сценической свободы. И все-таки это, несомненно, вокалист с большим эстрадным будущим.
Дебют на большой эстраде Евгении Коршуновой производит в общем приятное впечатление. И хоть молодой вокалистке не хватает порой настоящей эмоциональной глубины, а кое-где и верной актерской интонации (ее вокальная интонация безупречна), эта первая работа внушает тем не менее серьезные надежды, которые, впрочем, смогут оправдаться лишь в том случае, если певица подкрепит свои хорошие исполнительские данные настоящей кропотливой творческой работой. Пожалуй, один из самых удачных дебютантов в новой программе эстрадного оркестра Узбекистана — художник Вениамин Акудин, показавший не только знание особенностей национального декоративного искусства, но и проявивший тонкий вкус, изобретательность, проникновение в образно-музыкальный строй каждого отдельного номера и музыкальную драматургию спектакля в целом. Появление такого художника на эстраде — событие чрезвычайно радостное, тем более что мастеров этого жанра можно буквально пересчитать по пальцам.
Серьезный успех оркестра был бы немыслим без человека, ставшего во время подготовки программы душой молодого творческого коллектива, его признанным и авторитетным вожаком. Речь идет об Олеге Левицком, первоначально приглашенном в качестве автора новой программы, а в процессе работы добровольно взявшем на свои плечи нелегкое бремя обязанностей режиссера-постановщика, заведующего постановочной частью, светооформителя и множество других организационно-хозяйственных функций. И если в качестве автора программы Олег Левицкий сумел дать конферансье Владимиру Гилевичу полноценный, добротный текст, то в роли режиссера-постановщика ему удалось добиться монолитной цельности, законченности спектакля, оригинальной и творческой трактовки отдельных традиционных номеров. Десятки лет бытует на узбекской эстраде задорный хорезмский танец. Начинается он обычно с короткого, но очень подвижного инструментального вступления, во время которого артисты занимают на сцене исходную позицию, а затем идет сам танец — веселый, огненный. А вот тот же хорезмский танец в режиссуре Левицкого.
...Сцена представляет собой магазин «Детский мир»; музыканты в масках изображают игрушки. Усатый продавец (В. Тилевич) наводит порядок в магазине перед его закрытием. Он поднимает с пола игрушку в ярком узбекском халате и ставит ее в танцевальную позу. Затем пытается исправить положение фигурки дойриста, но в ответ получает гулкий удар бубном по голове. Наконец, продавец приносит из-за кулис куклу в узбекском национальном костюме, ставит ее на стул и поворачивает лицом к зрителям. Часы бьют двенадцать, продавец сладко зевает и уходит из магазина. Вот тут-то куклы начинают постепенно оживать и под аккомпанемент дойры исполняют хорезмский танец, а окончив его, снова застывают в прежних позах…
Солистка – Луиза Закирова. Солист – Александр Гондыль
В новой программе оркестра зрители вновь встречаются с молодыми, очень одаренными и уже ставшими популярными солистами — Луизой и Науфалем Закировыми и Юнусом Тураевым. В исполнении Луизы Закировой звучали песни самые разнообразные по характеру и национальной принадлежности и вполне соответствующие ее исполнительскому профилю. Науфалю Закирову и Юнусу Тураеву в этом смысле повезло куда меньше. Большинство исполняемых ими произведений находятся в явном противоречии с той музыкальной сферой, в которой наиболее ярко может проявиться творческая индивидуальность каждого из исполнителей. Очевидно, поиски репертуара должны быть в дальнейшем продолжены.
Для всякого профессионального творческого коллектива, в особенности молодого, создание нового спектакля, новой программы — это не всегда серьезный экзамен. Это испытание жизнеспособности, творческой состоятельности, наглядный показатель степени профессиональной зрелости коллектива. Эстрадный оркестр Узбекистана выдержал все эти испытания с честью, преподнеся трудящимся хороший подарок к 40-летнему юбилею республики.
В. САВРАНСКИЙ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.
оставить комментарий