В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Народные цирки. Обыкновенный спектакль

В переполненном цирке шло представление. Все было как и полагается: инспектор объявлял номер за номером, и под звуки оркестра выбегали в манеж артисты.

СВЕТЛАНА ШАМАК и ВИКТОР СОЛОДУХО. Имитатор ОЛЕГ ЛОКУТКОСВЕТЛАНА ШАМАК и ВИКТОР СОЛОДУХО. Имитатор ОЛЕГ ЛОКУТКО

Потом, после выступления, они, сопровождаемые рукоплесканиями зрителей, бегом устремлялись за кулисы. Но у самого форганга инспектор преграждал им путь, и, радостно улыбаясь, исполнители возвращались в бушующий аплодисментами зал. Представление как представление, скажете вы? Да, на первый взгляд обыкновенный цирковой спек­такль — веселый, многожанровый. И, пожалуй, последнее обстоятельство — разнообразие жанров в представлении — стоит особо подчеркнуть. Мы видели тут чуть ли не все виды акробатики; воздушных и всяких иных гимнастов — на перше, на бамбуке, на лестнице; эквилибристов, в том числе эквилибристов на проволоке; жонглеров, в том числе и групповых (четверка); пластический этюд; высшую школу верховой езды; эксцентриков, иллюзионистов, клоунов, вело-фигуристов... Кажется, только одного жанра не увидели зри­тели в этот вечер — дрессировки хищников. Во всем же остальном спектакль можно было бы считать совершенно обычным, будь его участники артистами. Но в том-то и дело, что в этой программе выступали железнодорожники и кол­хозники, рабочие и студенты, служащие, солдаты, школь­ники.

Короче говоря, в тот по-летнему теплый майский вечер на арене Минского цирка состязались в мастерстве не про­фессионалы, а любители, съехавшиеся из многих городов и сел Белоруссии. Их было около семидесяти молодых людей, завоевавших право выступить на заключительном представ­лении республиканского фестиваля самодеятельного цирко­вого искусства, посвященного 50-летию Великого Октября.

И жюри, и присутствовавшая на представлении публика единодушно отметили в первую очередь коллектив Гомель­ского Дворца культуры имени В. И. Ленина, руководимый заслуженным тренером БССР А. Гинзбургом. Успех, выпав­ший на долю гомельчан, не случаен. Этот самый старый в Белоруссии самодеятельный цирк, созданный около тридца­ти лет назад, насчитывает сейчас 65 участников. Почти поло­вина из них была приглашена участвовать в заключитель­ном спектакле. И вполне правомерно, что гомельчане открыли этот итоговый смотр народных талантов своей рес­публики (акробаты-каскадеры Л. Родзянко, М. Брук и В. Плашков), и они же завершили его хорошей группой пры­гунов, один из которых — А. Еременко — красиво и чисто выполняет даже двойное сальто-мортале. Грациозный пласти­ческий этюд продемонстрировала участница этого же коллек­тива Н. Ежова. Всеобщее восхищение вызвала ее юная одно-клубница (девчушке не более 10—11 лет) Вера Клименок — очень одаренная и, я бы сказал, прилежная эквилибристка.

И уж коль скоро речь зашла о детях, не могу не поделить­ся с читателями впечатлением, которое произвел другой юный участник фестиваля Олег Локутко. Мальчуган этот — по виду ему тоже лет десять — выступил в жанре звукопод­ражания, жанре очень забавном но, к сожалению, почти совершенно у нас исчезнувшем. Став посредине манежа и оки­нув публику серьезным, почти строгим взглядом, он вдруг разразился соловьиной трелью, чистой, звонкой, с чудесными переливами. Потом на какую-то долю секунды умолк, и в притихшем было цирке внезапно зазвучало деловитое кудах­танье, сменившееся нетерпеливым хрюканьем вперемежку с натуженно-хриплым лаем деревенской жучки. И вдруг все перекрыл жалобный плач младенца. Под общий смех и аплодисменты мальчик с очень серьез­ным видом ушел за кулисы. Но неистовствующие зрители за­ставили его вернуться. Он снова вышел серьезно-сосредото­ченный и, когда зал утихомирился, нам показалось, будто ку­пол цирка стал голубым-голубым и где-то там, над нами, купаясь в бездонной высоте, резвится жаворонок... Но вот песня его резко оборвалась. Пауза. Очень строго глядя на публику, исполнитель несколько раз сердито «облаял» ее и убежал под громкие аплодисменты, так ни разу и не ода­рив нас улыбкой. Эта комическая серьезность придавала осо­бую прелесть выступлению маленького имитатора.

Забегая несколько вперед, хочу сказать, что присутство­вавшие на представлении члены жюри Всесоюзного фести­валя самодеятельного циркового искусства единогласно ре­шили рекомендовать этот номер, как и номер юной эквили­бристки В. Клименок, для показа в Москве на итоговых представлениях Всесоюзного фестиваля.

Этой же чести удостоились исполнители двух других но­меров — превосходный соло-жонглер А. Маркович (военно­служащий) и исполнители номера высшей школы верховой езды С. Шамак и В. Солодухо (из Ратомского сельского клуба). Не знаю, есть ли где-нибудь еще в нашей самодея­тельности конные номера и какого они уровня, но этот (руко­водитель Л. Турик) бесспорно привлекателен как по техни­ческой сложности, так и по очевидному артистизму молодых исполнителей.

Не секрет, что артистизм — одна из главных проблем, ко­торая встает перед руководителями и участниками художе­ственной самодеятельности. Да только ли перед ними? И в самодеятельном и в профессиональном искусстве мы нередко встречаемся с людьми хорошо, порой даже пре­красно владеющими техникой того или иного трюка, номера, но начисто лишенными драгоценнейшего качества — арти­стизма. Зато уж если человек им обладает, то при напря­женной работе он непременно овладеет технической сторо­ной мастерства. На спектакле в Минске у члена Всесоюзного жюри не­сколько раз вырвалось:

— Таких ребят можно хоть сейчас взять в профессио­нальный цирк.

Речь шла о двух минских школьницах — В. Гильзиной из художественно-акробатической группы, Е. Муравьевой, чудесно сыгравшей куклу в эксцентрическом номере, и о жонглере А. Марковиче, о котором мы уже, упоминали. Опытный человек быстро распознал наиболее одаренных и перспективных среди нескольких десятков любителей, смело вышедших на это соревнование.

Я думаю, что так в конце концов и будет. Юные даро­вания, для которых сегодня цирковое искусство лишь отдых и любимое времяпрепровождение, станут со временем арти­стами-профессионалами. Ведь кто знает, сколько сейчас под­растает у нас новых Дуровых, Лазаренко, Труцци? А в том, что они растут, ни у кого сомнения быть не может. Тому свидетельство — описанное тут представление в Минском цирке, обыкновенный спектакль художественной самодея­тельности.
 

ЯН ОСТРОВСКИЙ

Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.

оставить комментарий
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100