Народные цирки. Обыкновенный спектакль
В переполненном цирке шло представление. Все было как и полагается: инспектор объявлял номер за номером, и под звуки оркестра выбегали в манеж артисты.
СВЕТЛАНА ШАМАК и ВИКТОР СОЛОДУХО. Имитатор ОЛЕГ ЛОКУТКО
Потом, после выступления, они, сопровождаемые рукоплесканиями зрителей, бегом устремлялись за кулисы. Но у самого форганга инспектор преграждал им путь, и, радостно улыбаясь, исполнители возвращались в бушующий аплодисментами зал. Представление как представление, скажете вы? Да, на первый взгляд обыкновенный цирковой спектакль — веселый, многожанровый. И, пожалуй, последнее обстоятельство — разнообразие жанров в представлении — стоит особо подчеркнуть. Мы видели тут чуть ли не все виды акробатики; воздушных и всяких иных гимнастов — на перше, на бамбуке, на лестнице; эквилибристов, в том числе эквилибристов на проволоке; жонглеров, в том числе и групповых (четверка); пластический этюд; высшую школу верховой езды; эксцентриков, иллюзионистов, клоунов, вело-фигуристов... Кажется, только одного жанра не увидели зрители в этот вечер — дрессировки хищников. Во всем же остальном спектакль можно было бы считать совершенно обычным, будь его участники артистами. Но в том-то и дело, что в этой программе выступали железнодорожники и колхозники, рабочие и студенты, служащие, солдаты, школьники.
Короче говоря, в тот по-летнему теплый майский вечер на арене Минского цирка состязались в мастерстве не профессионалы, а любители, съехавшиеся из многих городов и сел Белоруссии. Их было около семидесяти молодых людей, завоевавших право выступить на заключительном представлении республиканского фестиваля самодеятельного циркового искусства, посвященного 50-летию Великого Октября.
И жюри, и присутствовавшая на представлении публика единодушно отметили в первую очередь коллектив Гомельского Дворца культуры имени В. И. Ленина, руководимый заслуженным тренером БССР А. Гинзбургом. Успех, выпавший на долю гомельчан, не случаен. Этот самый старый в Белоруссии самодеятельный цирк, созданный около тридцати лет назад, насчитывает сейчас 65 участников. Почти половина из них была приглашена участвовать в заключительном спектакле. И вполне правомерно, что гомельчане открыли этот итоговый смотр народных талантов своей республики (акробаты-каскадеры Л. Родзянко, М. Брук и В. Плашков), и они же завершили его хорошей группой прыгунов, один из которых — А. Еременко — красиво и чисто выполняет даже двойное сальто-мортале. Грациозный пластический этюд продемонстрировала участница этого же коллектива Н. Ежова. Всеобщее восхищение вызвала ее юная одно-клубница (девчушке не более 10—11 лет) Вера Клименок — очень одаренная и, я бы сказал, прилежная эквилибристка.
И уж коль скоро речь зашла о детях, не могу не поделиться с читателями впечатлением, которое произвел другой юный участник фестиваля Олег Локутко. Мальчуган этот — по виду ему тоже лет десять — выступил в жанре звукоподражания, жанре очень забавном но, к сожалению, почти совершенно у нас исчезнувшем. Став посредине манежа и окинув публику серьезным, почти строгим взглядом, он вдруг разразился соловьиной трелью, чистой, звонкой, с чудесными переливами. Потом на какую-то долю секунды умолк, и в притихшем было цирке внезапно зазвучало деловитое кудахтанье, сменившееся нетерпеливым хрюканьем вперемежку с натуженно-хриплым лаем деревенской жучки. И вдруг все перекрыл жалобный плач младенца. Под общий смех и аплодисменты мальчик с очень серьезным видом ушел за кулисы. Но неистовствующие зрители заставили его вернуться. Он снова вышел серьезно-сосредоточенный и, когда зал утихомирился, нам показалось, будто купол цирка стал голубым-голубым и где-то там, над нами, купаясь в бездонной высоте, резвится жаворонок... Но вот песня его резко оборвалась. Пауза. Очень строго глядя на публику, исполнитель несколько раз сердито «облаял» ее и убежал под громкие аплодисменты, так ни разу и не одарив нас улыбкой. Эта комическая серьезность придавала особую прелесть выступлению маленького имитатора.
Забегая несколько вперед, хочу сказать, что присутствовавшие на представлении члены жюри Всесоюзного фестиваля самодеятельного циркового искусства единогласно решили рекомендовать этот номер, как и номер юной эквилибристки В. Клименок, для показа в Москве на итоговых представлениях Всесоюзного фестиваля.
Этой же чести удостоились исполнители двух других номеров — превосходный соло-жонглер А. Маркович (военнослужащий) и исполнители номера высшей школы верховой езды С. Шамак и В. Солодухо (из Ратомского сельского клуба). Не знаю, есть ли где-нибудь еще в нашей самодеятельности конные номера и какого они уровня, но этот (руководитель Л. Турик) бесспорно привлекателен как по технической сложности, так и по очевидному артистизму молодых исполнителей.
Не секрет, что артистизм — одна из главных проблем, которая встает перед руководителями и участниками художественной самодеятельности. Да только ли перед ними? И в самодеятельном и в профессиональном искусстве мы нередко встречаемся с людьми хорошо, порой даже прекрасно владеющими техникой того или иного трюка, номера, но начисто лишенными драгоценнейшего качества — артистизма. Зато уж если человек им обладает, то при напряженной работе он непременно овладеет технической стороной мастерства. На спектакле в Минске у члена Всесоюзного жюри несколько раз вырвалось:
— Таких ребят можно хоть сейчас взять в профессиональный цирк.
Речь шла о двух минских школьницах — В. Гильзиной из художественно-акробатической группы, Е. Муравьевой, чудесно сыгравшей куклу в эксцентрическом номере, и о жонглере А. Марковиче, о котором мы уже, упоминали. Опытный человек быстро распознал наиболее одаренных и перспективных среди нескольких десятков любителей, смело вышедших на это соревнование.
Я думаю, что так в конце концов и будет. Юные дарования, для которых сегодня цирковое искусство лишь отдых и любимое времяпрепровождение, станут со временем артистами-профессионалами. Ведь кто знает, сколько сейчас подрастает у нас новых Дуровых, Лазаренко, Труцци? А в том, что они растут, ни у кого сомнения быть не может. Тому свидетельство — описанное тут представление в Минском цирке, обыкновенный спектакль художественной самодеятельности.
ЯН ОСТРОВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий