Народный артист РСФСР Михаил Иванович Шуйдин - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 20:37 | 8.10.2020

Народный артист РСФСР Михаил Иванович Шуйдин

Народный артист РСФСР Михаил Иванович ШуйдинМихаил Иванович Шуйдин — патриот, беззаветно преданный Родине и талантливый артист. В годы войны за боевые заслуги он был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а в мирное время за выдающиеся достижения в области циркового искусства удостоен почетного звания — народный артист РСФСР.

Его яркий комедийный талант, помноженный на самозабвенное трудолюбие, многие годы приносил радость людям.

Путь М. И. Шуйдина к вершинам признания был непростым. Михаил Иванович рассказывал, что мечта стать клоуном пришла к нему в детстве, когда дядя впервые привел его, сына пастуха из тульской деревни Казачье, на цирковое представление. Но вначале были годы ученичества в фабрично-заводском училище, где будущий комик освоил специальность слесаря-лекальщика, занятия в драматическом и акробатическом кружках, и лишь весной 1941 года юноша поступил в Государственное училище циркового искусства. Однако грохот фашистских бомб взорвал мирную тишину нашей Родины. Советский народ встал на защиту отечества. И первокурсник цирковой школы Михаил Шуйдин в ноябре 1941 года пришел в военкомат и добровольно попросился на фронт. Он был послан на учебу в танковое училище. Весной 1943 года выпускнику, успешно освоившему курс танковых наук, была вручена грозная боевая машина «Т-34». Шуйдин принял огневое крещение на Орловско-Курской дуге. В августе того же года Михаил был тяжело ранен. В башню его танка попал вражеский снаряд, и пламя опалило руки, грудь, лицо. Он чуть не ослеп. Шесть месяцев Михаил был прикован к больничной койке. О возвращении в строй не могло быть и речи. Не работала рука, кожу стягивали рубцы ожогов. Теперь танкист вступил в бой с недугами. Многие сомневались в успехе, но Шуйдин был упорен. Он истязал себя бесконечными упражнениями, стремясь вернуть былую ловкость и силу рукам. И добился своего.

Советский народ, уничтожив фашистских агрессоров, возвращался к мирной жизни. Перед кавалером боевых орденов, гвардии старшим лейтенантом Шуйдиным вновь встал вопрос о выборе профессии. Михаил по-прежнему остается верен своей мечте:

— Я прошел войну, командовал танковой ротой. Я видел много горя. И люди пережили много горя. Своей работой я хочу веселить их, неся им радость, — именно так спустя много лет Шуйдин скажет австралийским журналистам, спросившим его о том, почему он стал клоуном.

Шуйдин опять — первокурсник циркового училища. В те годы школа почти не готовила артистов в жанре клоунады, и поэтому Михаилу приходилось большую часть времени заниматься акробатикой и гимнастикой. Трудно шло освоение цирковых трюков. Каждый прыжок отдавался резкой болью. Ныло израненное тело. Кожа на обожженных руках не выдерживала, лопалась, по ладоням текла кровь. Педагоги предлагали Шуйдину более легкие трюки, делая скидку на его неокрепший организм. Однако Михаил и слышать не хотел о каком-либо снисхождении. Он репетировал наравне со всеми учащимися. И только иногда, во время урока по гимнастике или акробатике, вдруг уходил с манежа и, повернувшись к стене, чтобы никто не видел его лица, стиснув зубы, молча стоял несколько минут, выжидая, когда утихнет боль в руках.

Однажды Шуйдин случайно узнал, что в колхозный филиал при Калининском цирке (раньше существовали такие предприятия, обслуживающие сельского зрителя) требуется клоун. Михаил тотчас предложил свои услуги. После просмотра, устроенного авторитетной комиссией, Шуйдина приняли на работу.

Так в 1947 году осуществилась его мечта. Михаил Шуйдин стал клоуном. Разумеется, молодой комик ясно сознавал, что его знания и умения в области клоунады еще весьма скромны. Поэтому он постоянно искал возможность продолжить образование. При этом он понимал, что научиться можно лишь у настоящего мастера. Именно таким был выдающийся комик советского цирка Карандаш, который в 1949 году организовал стажерскую группу из будущих клоунов. Тщательно подготовившись, Шуйдин успешно выдержал вступительные экзамены и был принят в состав стажеров. Здесь он встретился с Юрием Никулиным. С этого времени творческие поиски в искусстве клоунады Шуйдина и Никулина стали неразделимы. Комедийный дуэт талантливых артистов просуществовал более тридцати лет. Новаторство этих мастеров общепризнано, их вклад в развитие отечественной и мировой клоунады бесспорен.

Уже первая работа — «Сценка на лошади», — исполненная Никулиным и Шуйдиным, отличалась оригинальностью и привлекала к молодым комикам пристальное внимание знатоков циркового юмора. Это произведение, по существу, способствовало рождению клоунской пары. Разыгрывая сценку, в основу которой была положена старинная клоунада, артисты выходили не в облике цирковых комиков, а выступали от лица зрителей, якобы случайно оказавшихся на арене. Они смущались, подшучивали друг над другом, а когда попадали впросак, то вместе со зрителями от всей души хохотали над своим нелепым положением. Комики действовали во всех ситуациях предельно органично. Шуйдин рассказывал, что эта сценка дала им очень много. Они почувствовали дыхание зрительного зала и ощутили реакцию публики. Между партнерами появилось общение. Артисты научились смешить зрителей, не превращая это в самоцель своего выступления.

Наметившийся в «Сценке на лошади» силуэт будущих клоунских масок М. Шуйдина и Ю. Никулина окончательно сформировался в процессе работы над цирковыми пантомимами «Маленький Пьер», «Веселые рыболовы». К 1957 году дуэт окреп и занял одно из ведущих мест, среди комиков отечественного цирка. Чудаковатые персонажи, созданные Шуйдиным и Никулиным, являясь антиподами, в то же время удачно дополняли друг друга.

Михаил Иванович рассказывал, что, выходя на манеж рядом с долговязым меланхолично настроенным клоуном Юриком, он ощущал себя этаким директором, который во все лезет, берется за любое дело, всех поучает. И когда ему казалось, что все идет удачно, он вдруг попадал в неловкое, смешное, положение. Общаясь на арене с Юриком, он постоянно стремился его разыграть, подшутить наД ним. Но в конечном итоге в дураках оказывался клоун Миша, точнее, его комедийный герой.

Дуэт коверных Ю. Никулина и М. Шуйдина обрел широкую популярность. Им аплодировали, над их шутками хохотали до слез и сквозь слезы в Австралии, Англии, Швеции, Америке, Франции, Японии, Югославии и многих других странах. Пресса писала, что их юмор сродни юмору Чарли Чаплина. Их называли драматическими клоунами. И не без основания. Они сыграли несколько своеобразных драматических ролей в цирковых пантомимах «Маленький Пьер», «Черный Том», «Веселые рыболовы». В спектакле «Карнавал на Кубе» Никулин действовал в образе кубинского рыбака Пипо, а Михаил Шуйдин выступил в роли диверсанта Родригеса, бывшего полковника армии Батисты. В новогодней пантомиме «Трубка мира» Никулин и Шуйдин изображали двух злодеев. Никулин был хитрым и жадным Богачем-Кукарачем, а Шуйдин — его помощником полицейским Догом-Бульдогом. В цирковой сказке под названием «Голубой щенок» Никулин сыграл злого пирата. Шуйдин — не менее кровожадного разбойника по прозвищу Черный Кот.

Разумеется, партнеров называли драматическими клоунами не только за роли, созданные в пантомимах. Гораздо существеннее то, что в репризах и сценках Михаила Шуйдина и Юрия Никулина присутствовали рядом и смех, и грусть, и лиризм. Это большая редкость, когда клоунам удается в своем выступлении сочетать смешное и серьезное. Определяя свои творческие принципы, артисты говорили, что, по их мнению, клоун в любом утрированном костюме должен быть прежде всего живым человеком. Человеком, которого волнуют любые проблемы, большие и маленькие. И отличается клоун от зрителей тем, что он на эти проблемы дает ответ языком своего оригинального искусства. Вот почему так важна современность в клоунаде. Цирковая клоунада должна быть развлекательной и сатирической одновременно. Буффонада в ней должна сочетаться с социальной тематикой.

Репертуар Никулина и Шуйдина был обширен. Он состоял из веселых клоунад, забавных пародий, остроумных интермедий. Центральное место в программах коверных занимали сатирические сценки. Это чрезвычайно важно, так как произведения сатирического характера сильны пафосом разоблачения отрицательных явлений жизни. Развенчивая и отвергая общественно вредное, сценки рождают смех гневный, презрительно клеймящий различные недостатки. У зрителей воспитывается чувство нетерпимости к носителям социального зла. Сатирический материал требует от исполнителей гражданской страстности, четких художественных позиций, всестороннего и глубокого знания социальной действительности, и, разумеется, высочайшего профессионализма. Все эти качества были присущи дарованиям Михаила Шуйдина и Юрия Никулина.

В сатирических сценках на долю Шуйдина, тяготевшего к созданию острогротесковых типов, чаще всего выпадали роли отрицательных персонажей. Так, например, в клоунаде «Шипы и розы» он перевоплощался в омерзительного Спекулянта, наживавшегося на продаже цветов. В репризе «Смерть чиновника» Шуйдин трансформировался в бездушного бюрократа, в сценке «Весы» он действовал от лица нагловатого работника прилавка.

Давая оценку поведению своих сатирических персонажей в интермедиях, Михаил Иванович говорил, что, как правило, в конце сценки все они терпели поражение. И это закономерно, так как зло всегда должно быть наказано. Артист признавался, что не любил играть отрицательных героев, но, к сожалению, был вынужден это делать. Ведь в жизни приходится встречаться с проявлением эгоизма, черствости, жестокости, жадности, бессердечия. Поэтому, показывая зло, он стремился пробудить в людях добрые чувства. Так сказать, из зла извлечь добро.

В 1982 году^творческие пути Ю. Никулина и М. Шуйдина разошлись. Никулин стал работать главным режиссером и директором цирка на Цветном бульваре, а Шуйдин не спешил расставаться с манежем. Он мечтал выйти на арену в составе клоунского трио рядом с сыновьями, которые в разное время закончили цирковое училище. Он хотел помочь сыновьям подготовить самостоятельный клоунский номер, а затем подумывал о переходе на педагогическую работу. Однако смертельный недуг, незаметно подточивший его здоровье, помешал осуществлению замыслов. Жизнь Михаила Ивановича оборвалась. Но имя народного артиста РСФСР М. Шуйдина, внесшего значительный вклад в развитие искусства клоунады, навсегда сохранится в истории отечественного и мирового цирка.

СЕРГЕЙ МАКАРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования