Навстречу 50-летию советского цирка
Искусство героическое и веселое. Советский цирк приближается к своему пятидесятилетию.
Время, внимательно просмотрев его путь, сделать выводы, касающиеся его художественного своеобразия. Бесспорно, наш цирк должен отвечать тем же главным требованиям, которые партия предъявляет всему нашему искусству. Напомню, что декрет о национализации театров, подписанный В. И. Лениным в 1919 году, говорил о демократической сущности цирков и одновременно о том, что идущие в них программы нуждаются в художественном очищении. И это было совершенно справедливо: кулаки-антрепренеры, стоявшие до революции во главе цирков, стремясь к наживе, готовы были допустить на арену любую пошлость. Практически, да и теоретически, почти никто не рассматривал дореволюционный цирк в качестве учреждения культуры, очень редко говорили о его воспитательной функции. В лучшем случае к цирку относились снисходительно, как к месту развлечений. Многие же представители интеллигенции считали, что цирк не воспитывает, а лишь разлагает зрителей. Для такой оценки имелись основания. Характерно, что до революции не появилось буквально ни одной книги ни по истории, ни по теории циркового искусства. Да и само слово искусство к цирку применялось далеко не всегда.
Вот почему уже первые акции советского правительства имели для цирка принципиальное значение. Если прежде в административном отношении цирки находились в ведении полицейских органов, то теперь, впервые в мировой истории, они оказались подчинены Народному комиссариату просвещения наряду со школами, музеями, библиотеками, театрами. Значит, цирки рассматривались отныне как учреждения, несущие или, во всяком случае, могущие нести в массы просвещение, культуру, воспитывать зрителей. В дальнейшем цирки оказались в ведении государственных органов, ведающих искусством или культурой в целом. И это предопределяло всю их деятельность.
Цирки нуждались в очищении программ от всего грубого, пошлого, рассчитанного на примитивные вкусы. Постепенно с арен стали изгоняться бессмысленные клоунады, факиры, номера, ставящие своей целью пощекотать нервы зрителям нарочитой демонстрацией опасности. С арен уходили эротика, безвкусица, сусальность. Конечно, все это покидало манежи не сразу и не без борьбы. И даже сейчас то там, то здесь можно встретить рецидивы всего этого. Но процесс очищения цирковых программ шел неукоснительно. Однако мало запретить, убрать с арен дурное, пошлое, грубое. Надо противопоставить всему этому новое, несущее в себе качества подлинного и высокого искусства.
В первые послереволюционные годы наш цирк нуждался в высококвалифицированных артистах, в первоклассных номерах. Приглашение исполнителей из-за границы, конечно, не могло решить этой проблемы. Попытки предоставлять денежные субсидии старым и молоаьш артистам для подготовки новых, больших номеров принесли некоторые положительные результаты, но все же а целом задачи не решили. Тогда было принято единственно правильное решение: открыть специальное учебное заведение. готовящее не просто мастеров манежа, но и интеллигентных людей с широким творческим кругозором. Сейчас едва ли не большая часть всех работающих артистов окончила это учебное заведение. Но даже этого оказалось мало — сейчас многие цирковые артисты получают высшее образование.
Высокая профессиональная и общая культура советских цирковых артистов способствует тому, что они создают произведения на высоком художественном уровне. Если же еще вспомнить, что в цирках работают драматурги, режиссеры, художники, композиторы иногда самой высокой квалификации, то станет ясно, почему наш цирк так вырос, почему представления советского цирка имеют такой успех и у нас в стране и за границей.
В буржуазных странах артист, как правило, одиночка: он сам от начала и до конца готовит номер. У нас же артист—член большого творческого коллектива, и общей заботой становится, чтобы каждый номер достигал подлинной художественности. Каковы же результаты всех тех усилий — творческих и организационных, о которых здесь говорилось? Начнем с клоунов, ибо новаторство и идейная направленность цирка в их номерах особенно ощутимы. Начиная с первых лет Советской власти публицистика, открытая тенденциозность были присущи выступлениям лучших артистов: Виталия Лазаренко, В. Л. Дурова, Леона и Константина Танти, Дмитрия Альперова, Петра и Дмитрия Кольпетти и других. Клоуны прямо и резко нападали на тех, кто мешал трудовому народу строить новую жизнь.
Начиная с тридцатых годов положение изменяется, и хотя публицистика, иногда весьма острая, и сейчас присутствует в иных клоунских номерах (чего нельзя не приветствовать), но в то же время следует признать, что она утратила некоторые свои позиции. Значит ли, что клоунада вообще перестала быть новаторской, что она отошла от современности? Ни в коем случае. Прежде всего лучшие клоуны решительно ушли от цирковых масок и создали образы, связанные с современной действительностью. Лучших клоунов сближает то, что созданные ими персонажи при всей их чудаковатости и наивности, при всей индивидуальности каждого из персонажей в целом являются хорошими людьми. Они и ловки, и смелы, и умны. Иногда клоуны делают вид, что они чего-то не понимают, иногда на самом деле попадают впросак. Но по большей части зрители смеются не над клоунами, а вместе с ними над всем тем, что достойно осмеяния. Конечно, каждый комик манежа своим путем шел к современному герою: создатель Карандаша Михаил Румянцев, Константин Верман, Хасан Мусин, Алексей Сергеев, Василий Бартенев, Николай Антонов, Павел Алексеев и другие.
И, опираясь на эту замечательную традицию, уже в 50-е годы выдвинулся такой выдающийся клоун-новатор, как Олег Попов. Его главной заслугой я считаю то, что он с особой силой утвердил образ положительного клоуна или, как он говорит сам, положительного комика. Персонажа, не над которым смеются, но который заставляет вместе с собою смеяться весь зал. В образе, который создал Попов, безусловно, много от современных молодых людей, с их уверенностью в своих силах, энергией, умением преодолевать препятствия. Создание столь сложного образа — большое художественное достижение артиста. Такой образ дает широкие возможности для исполнения остросовременных сценок. Конечно, не один Попов может быть назван в качестве клоуна-новатора, клоуна, утверждающего современный образ. Назову Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Леонида Енгибарова, Геннадия Маковского, Генриха Ротмана, Юрия Котова, Акопа Узуняна, Бориса Вяткина, Акрама Юсупова, Андрея Николаева, Евгения Майхровского, Василия Мозеля, Онисима Савича и других. Каждый из них своеобразен, не похож на другого, но каждый современен.
Но вот два артиста, еще не получивших широкого признания, хотя они и имеют на него право: Валерий Мусин и Анатолий Смыков. Первый из них великолепен, кажется, во всех цирковых жанрах. Его шутки не банальны и остроумны. И все, что Мусин делает, отличает такая радость творчества, такая уверенность в своих силах, что это захватывает зрителей, и артист очень скоро делается любимцем публики в самом лучшем смысле слова. Смыков совсем другой — он медлителен, собственно цирковых трюков в его репертуаре не так-то уж и много, вот только на руках он ходит. Смыков любит крайние преувеличения, откровенную буффонаду.

Воздушные гимнастки ЛЮТАРОВЫ. Фото В. ПАНЯРСКОГО
Но это актер такой поразительной веры в происходящее и такого замечательного мастерства, что зрители верят всему тому, что Смыков показывает, хотя это находится далеко за пределами обыденного, привычного. Не буду называть и разбирать сценки, исполняемые артистом. Скажу только, что главное, утверждаемое артистом, — это человеческое достоинство.
Названная статья носит, скорее, теоретический характер, и приведенные в ней примеры нужны для того, чтобы яснее утвердить определенные положения. Я хочу доказать, что клоунада советского цирка современна и оптимистична. Она отказывается от грубостей. Но главное ее достоинство заключается в том, что клоуны создали такие современные маски или, точнее, образы, которые дают возможность исполнять самые сложные сцены. Клоуны способны средствами своего искусства поднимать и решать самые сложные философские проблемы современности. В их выступлениях всегда сохраняется оптимистическое начало, вера в поведу добра над злом, в то, что подлинно человеческое обязательно восторжествует. В этом гуманистическая сущность нашей клоунады.
Теперь об артистах, выступающих в других жанрах: акробатах, жонглерах, эквилибристах, дрессировщиках, гимнастах, исполнителях мнемотехники и так далее. Что характерно для них как представителей советской школы цирка? Замечательные трюковые достижения? Умение организовать номер в стройную композицию? Высокое актерское мастерство? Неустанные поиски нового? Да, безусловно, все это присуще артистам советского цирка. Здесь я хочу напомнить об очень интересной книге немецкого журналиста А. Г. Кобера «Гвоздь программы». Автору довелось работать в качестве заведующего пресс-центром в одном из крупнейших немецких цирков Ганса Сарасани, и, естественно, он имел возможность близко наблюдать артистов. В книге есть такие горестные строки, касающиеся цирковой репетиции: «На кольцах висит вниз головой акробатка и держит в зубах гирю. Рядом стоит клоун, равнодушный зритель. В этой картине нет «ничего возбуждающего», нет эффектных красок, нет мимики, ничего в общепринятом смысле слова «прекрасного», скорее — серая, жестокая судьба. Чувствуется, что эта женщина висит из года в год ежедневно со своими гирями на кольцах; это смысл и цель ее жизни, все остальное, что обычно волнует сердце, заглохло; у нее нет внутренней связи с мужем, с окружающим миром; она знает лишь одно: тренироваться, тренироваться, тренироваться».
Конечно, и советские артисты много времени отводят репетициям, часто однообразным и мучительно тяжелым. Без них в цирке ничего нельзя достигнуть. Но при всех обстоятельствах у наших артистов существует живая и разнообразная связь с жизнью. И именно благодаря этой связи наши артисты оказываются подлинно современными. Конечно, арсенал используемых ими выразительных средств бесконечно велик, конечно, жанры, представленные на арене, разнообразны, но вот что характерно — в лучших номерах утверждается образ нашего современника, человека, сильного телом и духом. Когда в цирке идет хорошая программа, она сродни героической симфонии, повествующей о нашем времени. Известно, какую высокую оценку получил номер эквилибристов, руководимый Владимиром Волжанским. И это прежде всего потому, что здесь с особенной силой выявляется, что человек прекрасен, что его возможности безграничны и что для достижения большой цели, кроме мастерства, необходимо еще вдохновение.
Надежда Бондарева — гимнастка на трапеции. Она исполняет трюки высшей трудности и делает их легко и свободно, но это еще не самое удивительное. Она все делает играя, как высокоодаренная драматическая актриса, а ее партнерами оказываемся мы — зрители. Она и шутит, и кокетничает, и подчеркивает, где это нужно, трудность исполняемого упражнения. Она заставляет нас почувствовать, как это прекрасно, когда тело становится послушным инструментом разума.
Трюки турнистов Пузаковых восхитили мастеров спорта, чемпионов СССР, Европы и мира по гимнастике. Но, может быть, главное в их номере то, что они воплотили все самое прекрасное, что дает гимнастика человеку. Собранные вместе и художественно организованные упражнения, точнее сказать, сюита из упражнений волнует не только и даже не столько техническими трудностями, сколько эмоциональной силой.
Виктор Тихонов выдрессировал зубров, тигров и собак. Большинство из тех трюков, которые он показывает, новы и интересны. И опять-таки главное, что при помощи этих трюков создается образ почти сказочного смельчака, одному мановению руки которого подчиняются и жестокие хищники-тигры и как будто бы пришедшие из каменного века зубры. Находящаяся здесь же в клетке крошечная болонка подчеркивает мощь окружающих ее зверей, подчинившихся человеку.
Инза Сун и Георгий Агаронов при помощи сложнейшего кода угадывают имена великих людей, задуманные зрителями. Делают они это совершенно. И сколько в их выступлении подлинной интеллигентности, как выразительно они умеют сказать о том, чье имя задумано! И самое главное — сколько в подаче ими номера благородства и культуры!
Вот сплав всего того, о чем здесь говорилось — высочайшего мастерства, подлинной культуры, высокого артистизма, новаторства — и создает образ героя сегодняшнего цирка. И этот герой близок сегодняшним людям, поэтому они и восторгаются им и аплодируют ему. Конечно, герой, действующий в цирке, своеобразен, не похож на героя театрального или кинематографического. В цирке, как правило, образы лишены психологических деталей, в них выделена главная черта характера. Но это подлинные и при этом современные герои, и я смею думать, что и они, конечно, по-своему решают задачи, которые ставит перед художниками метод социалистического реализма. Он создает героев, которые увлекают молодежь и на которых она хочет равняться. Конечно, речь здесь по-прежнему идет о самых выдающихся образцах.
И напоследок о так называемых цирковых пантомимах. Так называемых потому, что почти в каждой из них большое место занимает слово. Пантомима по цирковой терминологии — масштабное, сюжетное представление на историческую или современную тему. Главное отличие пантомимы от театральной пьесы или киносценария заключается в том, что в пантомиме характеры раскрываются по преимуществу через трюки, то есть через прием, характерный именно для цирка. В цирковой пантомиме, во всяком случае пока еще, не было сложных, противоречивых характеров. Чаще в ней все персонажи делятся на положительных и отрицательных героев, причем герои показываются в моменты наиболее острых столкновений. В этом смысле пантомима сродни мелодраме. Кстати сказать, из мелодрамы она в значительной степени и вышла.
В лучших пантомимах: «Черный пират», «Махновщина», «Москва горит», «Карнавал на Кубе» и некоторых других с большой силой раскрывались социальная борьба и победа сил, отстаивающих идеи революции, причем эта борьба велась непосредственно на полях сражений и требовала от артистов незаурядного мастерства наездников, акробатов и гимнастов.
«Третий элемент циркового зрелища, — писал А. В. Луначарский, — пантомима и карнавал... Века прошлого или плод чистой фантастики, многоцветно выброшенный в цирковой круг, плещущийся о берега мест для зрителей и порою входящий с ними в живое сочетание». Реальная практика оказалась значительнее этого поэтического предположения. Советский цирк при постановке пантомим обратился к остросоциальным темам и во многом в этом преуспел.
Когда пятьдесят лет тому назад наш цирк начинал свой путь, многие из образованных людей расценивали его в лучшем случае как зрелище, пусть яркое, занимательное, но лежащее совсем в другой плоскости, чем подлинное и высокое искусство. На протяжении всей своей пятидесятилетней практики наш цирк делал все, чтобы утвердиться как высокое и подлинное, стоящее на передовых позициях века искусство социалистического реализма. Он стремился к тому, чтобы воспитывать своих зрителей в духе подлинного героизма средствами, которыми располагали клоуны. Цирк вступал в борьбу со всем реакционным, мешающим народу быть счастливым.
Сказанное не означает, что наш цирк добился совершенства, что ему больше некуда стремиться. Но что же это за искусство, которое остановилось в своем развитии, не имеет творческой перспективы? А если это происходит, тогда искусство превращается в ремесло, пусть до деталей выверенное, но лишенное творческого начала. К нашему цирку это, к счастью, не относится. Может быть, и даже наверняка такое время для него никогда не наступит.
Ю. ДМИТРИЕВ, доктор искусствоведения
оставить комментарий
СЭЦ. 01 - 69