Не надо оваций
Фельетон
Эта передача не может быть незамечена, О ней предупреждают за две недели, напоминают в радиопрограмме, сообщают дополнительно и не дают забыть накануне. Только не пропустите музыкальное обозрение «Доремифасоль». В воскресенье, в 21 час: бросьте все, замрите у приемника — в эфире «Доремифасоль».
Сначала песенка сообщает о том, что семь нот — это очень мало, и в то же время семь нот — это очень много (ни Моцарт, ни Равель, кстати, на это не жаловались), а потом задушевный голос Светланы Моргуновой открывает программу. Она — главная ведущая и, по замыслу авторов, ведет программу из зала; переполненного прекрасными людьми и идеальными зрителями. О такой аудитории можно только мечтать. Ей, аудитории, нравится абсолютно все: песни, исполняемые впервые, шутки, которые произносятся между песнями, то, что на улице хорошая или плохая погода, то, что сегодня день городского транспорта или начало третьей четверти в школе. Эти зрители смеются и аплодируют именно тогда, когда это хочется автору. В действительности так не бывает. И зала этого нет. А есть известная форма радиоконцерта, в котором должны быть исполнены новые песни и инструментальные пьесы наших композиторов.
Новые произведения. Казалось бы, чего проще? Объявить песню композитора А. на слова поэта Б. в исполнении артиста В. и т. д. Но нет, по мнению авторов, передачи, это слишком просто и неинтересно. А интересно устраивать радиообозрение. Первые две-три минуты С. Моргунова и ее партнер стараются связать события дня с программой передачи. Если сегодня День железнодорожника, то выясняется, нет ли в зале «зайцев», а во время студенческих каникул отстающих просят сесть в последние ряды, чтобы «хвостов» не было видно. Постепенно от этих сугубо зоологических шуток ведущие переходят к песням, Итак, прежде чем услышать песню, ради которой люди собрались у радиоприемника и которую надо пропагандировать, приходится выслушивать ничего не значащий текст и остроты далеко не самого высокого класса.
Наконец звучит песня, почти всегда новая, по большей части исполняемая впервые, Иногда удачная, иногда не совсем, Но депо не в этом — очень трудно давать каждые две недели по пятнадцать новых и только хороших песен, Но «подавать» их надо обязательно хорошо. Во всяком случае, не так, как это делается обычно в программе «Доремифасоль». После того как отдана дань времени и сказано несколько приличествующий случаю фраз о текущем табельном дне, после того как спета первая песенка, ведущие начинают подводить слушателя к следующему номеру. Способов и приемов много. Можно, например, взяться за решение некоей философской проблемы, можно поговорить на морально-этическую тему, затрагивать вопросы истории также не возбраняется. Не важно, что говорить, Нужно протянуть минуту-полторы, а потом объявить новый номер. Однажды, помню, это было так.
Моргунова. Вы знаете, мне кажется, что наша программа идет сегодня ровно и спокойно.
Партнер. Но это легко исправить.
Моргунова. Как исправить?
Партнер. Очень просто. Если вам кажется, что программа наша идет слишком спокойно и ровно, давайте объявим инструментальную пьесу Сеульского «Беспокойный ритм».
В другой раз, видимо, вспомнив о дорогом радиовремени, авторы обозрения подали номер так.
Ведущая. Поступила записка: «Почему так давно не поет артистка М.!» Отвечаем: «Артистка М. выступит следующим номером».
И уж конечно, перед исполнением песни «Лунный камень» радиослушатели узнали кое-что о космонавтике. Где-то во второй половине передачи «Доремифасоль» объявляется антракт, и радиослушатели приглашаются в «Уголок интересных встреч». Выглядит это примерно так.
Ведущий. Здравствуйте, как вы сюда попали?
Мужской голос. Да вот выдался свободный вечер, решил зайти развлечься.
Ведущий. Познакомьтесь, товарищи, артист театра имени Ленинского комсомола Коневский.
Коневский. Знаете, какая произошла со мной история...
И артист Коневекий читает рассказ Горина. Читает замечательно, рассказ отличный, но какое это все имеет отношение к пропаганде советской песни?
Каждые две недели передается «Доремифасолъ». Каждый раз авторы передач стараются как-то разнообразить обозрение: они меняют состав ведущих, иногда в объявлении номеров участвуют по семь-восемь человек, вводятся новые персонажи. Моргунова то «отбивается» от назойливых репортеров, то проводит конкурс претендентов, то спорит и воспитывает своего партнера. Но все это в конечном итоге пропадает, оказывается ненужным. Во-первых, потому, что текст диалогов и интермедий чаще всего бывает очень слабым, во-вторых, песня — явление самостоятельное,
У нас любят песню. Песня в нашей стране живет своей жизнью, причем каждая имеет свою судьбу, свою биографию. По массовым и эстрадным песням можно очень точно проследить не только внешние стороны жизни народа, но и его духовный мир, его мысли и чувства. Вот почему подача пеенч апере-межку с легкой болтовней граничит, как нам кажется, с неуважением к людям, которые поют песню к слушают ее.
Но коль скоро песня написана, она должна быть услышана. Ее, конечно же, надо исполнять. Но, право же, вовсе не обязательно произносить при этом никому не нужные слова о наступившей зиме или о душевном подъеме в день открытия футбольного сезона. Надо просто спеть несколько новых песен. Может быть, не по пятнадцать песен дважды о месяц, а по семь — один раз в неделю, Может быть, стоит попросить авторов сказать несколько слов о своей последней работе, возможно, будет интересно провести конкурс на лучшую песню и по отзывам радиослушателей определить успех того или иного произведения.
Хочется напомнить авторам «Доремифасоль», что огромная армия владельцев магнитофонов никогда не перемежает любимые мелодии воспроизведением фраз вроде той, которую восьмого марта прошлого года услышали миллионы радиослушателей: «Я к вам питаю массу всевозможных теплых и возвышенных чувств», А пятнадцатого января этого года одни из ведущих откровенно признался: «Реверанс у меня получается довольно коряво, но зато современные танцы я танцую о-го-го!»
И потому — не надо оваций на этот корявый текст, не надо восторженно хлопать самим себе. Слушателю, любящему песню, нужна передача хорошая, как в «Добром утре»,к примеру. Ведь могут же там...
В. ИОЭЛЬС
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий