В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Чем недовольны зрители-целинники

Каждое лето на степных просторах целинного края можно увидеть автобусы с надписью: «Цирк на сцене». В любую погоду, днем и ночью спешат они к цели — совхозному или колхозному клубу, где артистов с нетерпением ждут зрители. Цирк несет им радость, веселье. В Казахстане есть немало мест, где артистов встречают как старых друзей, демонстрировавших свое искусство здесь не один раз.

Прошедшим летом на целине гастролировали посланцы Московской, Ленинградской, Новосибирской и Ростовской групп «Цирк на сцене». Они дали около тысячи представлений, на которых побывало не менее четверти миллиона зрителей. Масштабы обслуживания целинников цирковыми представлениями значительно возросли. Повысился и художественный уровень этих представлений. Однако о недостатках в организации гастролей цирковых бригад следует сказать со всей серьезностью.

Во второй половине лета мне довелось встретиться в Кустанайской области с бригадами Московской и Ростовской групп «Цирк на сцене». Прошло то время, когда в Целинном крае артистам цирка приходилось выступать на импровизированных, плохо приспособленных площадках, при свете автомобильных фар. Все это осталось позади. Почти везде построены клубы с благоустроенными, хорошо освещенными сценами, что безусловно повышает ответственность исполнителей за качество представлений. Теперь нельзя сослаться на трудности обстановки: условия работы почти такие же, как на московской или ленинградской сценах. И зрители-целинники вправе требовать, чтобы им показали по-настоящему интересные, высокохудожественные спектакли. Так ли это было на деле? Начнем с москвичей. Их бригада была наиболее сильной по составу. Сложные трюки на вольностоящей лестнице демонстрировали Т. Минина и Г. Лымарь. Их номер отличался оригинальностью и высоким мастерством исполнения. Также квалифицированно работали они и на воздушном бамбуке. Большим успехом пользовались выступления М. Духновского — эквилибриста на пирамиде из стульев, А. Новиковой, демонстрировавшей свое мастерство в пластическом этюде, иллюзиониста А. Варка, темпового жонглера К. Хохловой. «Гвоздем» программы являлся номер К. Духновской (дрессированные собачки). Спектакль имел квалифицированное музыкальное сопровождение (аккордеонистка О. Мациевич, ударник Б. Федунин, выступавший и самостоятельно — с номером музыкальной эксцентриады). В представлении проявилась творческая разносторонность многих артистов, способных работать в различных жанрах. Например, К. и М. Духновские дополнительно выступали в силовом акробатическом этюде, К. Хохлова ассистировала А. Варку, Т. Минина показала своих дрессированных обезьянок.

И все-таки, нельзя сказать, что эта программа соответствовала предъявляемым к ней требованиям. Прежде всего не повезло в ней слову. Фельетон «В новом доме», который читала К. Калининская, по содержанию никакого отношения к жизни целинников не имеет. Его сатирические стрелы направлены против стиляг и склочниц в коммунальной квартире. Целинников волнуют не эти темы. Вот что, например, говорит парторг совхоза «Путь к коммунизму» Анатолий Степанович Батуев:

— Наши люди любят цирк, с радостью посещают представления. Всем понравились акробаты, дрессировщики, жонглеры, фокусники. Но хочется высказать и замечание: программа как-то оторвана от нашей сельской жизни. Как была бы к месту острая, злая сатира в адрес лодырей, болтунов, любителей выпивок. Вот, скажем, шевелятся у нас сектанты. Было бы хорошо дать номера антирелигиозного характера.

Разумеется, Батуев прав. Ведь возможности циркового представления очень большие, особенно в разговорном жанре. Но, как ни странно, Московская бригада в своем составе почему-то не имела клоуна. Первые же выступления этой бригады показали неполноценность спектакля. Зрители недоумевали, а сами актеры не могли «попасть в тон». И тут М. Духновский и Б. Федунин приняли смелое решение. С ходу, без репетиций, в дополнение к своим творческим обязанностям они выступили в роли клоунов. Пришлось взять «на вооружение» несколько старых реприз, и, несмотря на существенные недостатки исполнения, им удалось в какой-то мере спасти положение.

Уроки Московской бригады очень поучительны. Совершенно очевидно, что при комплектовании бригад для таких ответственных гастролей нельзя не учитывать требование жанрового разнообразия программы. Что касается разговорного жанра, то об этом следует думать заранее, чтобы репертуарный отдел Союзгосцирка мог подготовить качественный литературный материал.

Такие же, примерно, замечания можно сделать и о репертуаре Ростовской бригады. В ее программе также не было жанрового разнообразия и, в частности, не нашлось места дрессуре. Особенно важно это было для утренних представлений, на которых присутствовала детвора. Вызывает удивление, что руководители Ростовской группы «Цирк на сцене» не позаботились о том, чтобы обеспечить бригаду качественным реквизитом. Часть реквизита и костюмы выглядели непривлекательно, обветшалыми. Во всем ощущалась непонятная скупость.

Много неприятностей пережила Ростовская бригада из-за автобуса. Ведь дороги на целине далеко не идеальные, а бригаду отправили в далекий путь на машине, нуждавшейся в капитальном ремонте. Несмотря на все старания водителя И. Копейкина, она отказывала почти ежедневно. Все это приводило к непредвиденным стоянкам, опозданиям, трепке нервов.

Необходимо особо отметить недостатки организации гастролей. Маршруты бригад определялись непродуманно. Краевое управление культуры не имело возможности координировать их работу. К чему это приводило, видно на следующем примере: москвичи и ростовчане оказались в Кустанайской области одновременно, причем следовали иногда друг за другом. И это в то время, когда на огромных просторах Целинного края других цирковых бригад не было.

Трудно примириться и с планированием выступлений бригад на целине. Артисты все время находились в какой-то спешке, не успевали закончить выступление в одном месте, как лихорадочно торопились в другое. Бригада должна была обходить крупные совхозы и колхозы. Тоже происходило и в Северо-Казахстанской области. Не лучше было бы «осесть» бригадам на определенный срок в одной области?

Многое сделано артистами цирка на целине. Но впереди предстоит еще больше работы. К организации гастролей цирковых бригад в Целинном крае требуется более серьезное отношение.

Целинный край,
А. Басманов
Журнал "Советский цирк" Ноябрь 1962г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100