Необходим большой разговор
И в цирке и на эстраде зрители очень любят смотреть фокусников. Так, по крайней мере, думают сами артисты. Однако зрители порой бывают не в восторге от их искусства.
Слово «иллюзия» (В переводе на русский язык означает «обман зрения». Не секрет, что артист-иллюзионист должен уметь своими трюками искусно обмануть зрителя. Для этого ему необходимо показать что-нибудь необычное и новое. К сожалению, зрителю чаще всего приходится знакомиться с новой фамилией артиста, а иллюзионные номера бывают те же, что были год, пять, десять, двадцать и более лет тому назад. Я работаю мастером на машиностроительном заводе. Но в свободное время вот уже второй десяток лет выступаю на самодеятельной сцене с фокусами. Поэтому стараюсь не пропустить ни одного представления в цирке и на эстраде с участием иллюзиониста. Нередко мне приходится краснеть за профессиональных артистов, которые с серьезным видом преподносят старые фокусы. В прошлом году мне пришлось стать «жертвой» иллюзионного искусства. По всему Воронежу были расклеены афиши Фурманова — «Новый иллюзионный аттракцион выпуска 1962 г.». Знакомые и сослуживцы, зная мое увлечение фокусами, не давали мне прохода и жаловались:
— Видно, нас за простаков принимают — старье показывают, — возмущались товарищи, — жаль потраченных денег и времени.
Возможно, тот, кто выпускал этот аттракцион, действительно думал, что для зрителя покажутся шедевром циркового искусства такие допотопные номера, как «ловля рыбок», «сжигание ваты во рту» (китайский фокус), «фужер на подносе». Но мне из-за этого работника Союзгосцирка пришлось принять всю критику на себя. После справедливых замечаний товарищей я не знал, как защитить своего собрата по искусству. Кстати, о подаче трюков Фурмановым. Уж если он поймал рыбку величиной с мизинец, то зачем же в аквариум пускать вуалехвоста на полфунта. Мне кажется, что протаскивание старых фокусов на арену происходит из-за недостаточного контроля Союзгосцирка за репертуаром артистов и безответственности тех лиц, кто занимается подготовкой и выпуском в жизнь подобных аттракционов. Цирковым постановщикам необходимо больше общаться со зрителем, прислушиваться к его мнению об иллюзионных номерах.
Мне хотелось бы остановиться на «трудах» А. Вадимом, на его книгах «Искусство фокуса», «Фокусы на клубной сцене» и «Фокусы для всех», которые он написал якобы для нас, участников художественной самодеятельности. Ни в одной из них нет ничего путного. То, что там описывает автор, уже пора давно забыть. Если попадут эти книги к начинающему «факиру», то он потащит старые-престарые трюки на эстраду и в цирк. Правда, есть там и хорошие фокусы. Например, «Женщина и лев». Если достану где-нибудь по знакомству царя зверей, то обязательно покажу этот номер к 8 марта. Вадимов также предлагает «простой» фокус с картами, не требующий большого реквизита. Надо только иметь 36 валетов, 36 десяток, и 36 шестерок. Колода карт стоит 2 рубля, а 36 колод— 72 рубля! Ничего не скажешь, хорош фокус! иЦирковых и эстрадных иллюзионистов необходимо поставить такие условия, чтобы они создавали новые номера. Им следует наконец понять, что в наше время уже нельзя выступать с фокусами, которые показывались двести лет назад.
Застой иллюзионного жанра требует большого серьезного разговора на страницах журнала «Советская эстрада и цирк». Необходимо, чтобы в ней приняли участие артисты, зрители, участники художественной самодеятельности.
Б. ХЛЕБНИКОВ, Воронеж
Журнал Советский цирк. Август 1963 г.
оставить комментарий