Необыкновенный критик
В цирковом искусстве, как и во всех областях нашей жизни, критика играет большую роль.
Мы, артисты, всегда чутко прислушиваемся к замечаниям рецензентов и стараемся устранить подмеченные ими недостатки. К сожалению, нам порой приходится сталкиваться с отдельными критиками, которые идут на цирковое представление как прокуроры на судебные заседания. Часто за кулисами Запорожского цирка можно видеть Иосифа Черненко. Он выдает себя за непревзойденного знатока циркового искусства. Но если судить по двум его рецензиям, опубликованным в «Индустриальном Запорожье» в мае и июле этого года, а также по его выступлению на обсуждении программы в цирке, И. Черненко имеет довольно поверхностное представление о цирковых жанрах. К тому же как критик И. Черненко необъективен. Анализируя номера циркового спектакля, он подверг необоснованному разносу ряд мастеров манежа. В то же время по каким-то личным соображениям И. Черненко хвалил артиста М. Шварцмана. Между тем даже неискушенному в цирковом искусстве зрителю ясно, что номер этого артиста «бронзовые скульптуры» давным-давно амортизировался: М. Шварцман из-за своей тучности потерял спортивную форму и при всем желании не может служить образцом красоты человеческого тела.
К концу обсуждения программы И. Черненко окончательно запутался, допустил противоречивые высказывания и проявил бестактность по отношению к таким известным мастерам советского цирка, как заслуженные артисты РСФСР Н. Ольховиков и Н. Логачева. Он позволил себе заявить, что И. Бараненко работает лучше Н. Ольховикова. А ведь первый, как известно, делает лишь робкие шаги на манеже, а второй — общепризнанный мастер, превосходный конный жонглер. Мало того, И. Черненко ухитрился охаить даже неработающих в программе наездников Рогальских и исполнительниц упражнений с ренскимн колесами Балакиных. Его выступление было желчно, пронизано каким-то болезненным, недружелюбным отношением к людям. Чувствовалось, что И. Черненко руководствовался не стремлением помочь артистам, а желанием свести счеты с отдельными мастерами манежа, к которым он питает антипатию.
Присутствующие на этом обсуждении были возмущены выступлением критика. С ним вынужден был по этому поводу разговаривать директор Запорожского цирка А. Дворкин. В свое оправдание И. Черненко заявил директору, что к концу разбора программы у него разболелась голова и поэтому он говорил не то, что думал. Нам непонятно, почему в газете «Индустриальное Запорожье» и в местном цирке пользуется монополией рецензирования программ И. Черненко, проявивший себя необъективным и безответственным критиком.
И. ВЕРГУН, И. ПОЛЬДИ, И. СИМВОЛОКОВ, Е. ХРОМОВ, Б. МАРТИРОСОВА, Т. и Т. НУГЗАРОВЫ, Г. ДЖИМИЕВ и другие
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.
оставить комментарий