В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета

На подвиг космонавтов — отвечаем делами

Коллектив работников Саратовского цирка, воодушевленный героическим подвигом космонавтов А. Николаева и П. Поповича, как и все советские люди, стремится ответить на него конкретными делами — внести свой скромный вклад в дело коммунистического воспитания.

Желая достойно встретить 45-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, мы приложим все силы, чтобы план реконструкции объектов, намеченный на 1962 год, был выполнен к 1 ноября.

Обязуемся открыть зимний сезон 1962/63 гг. 3 ноября. Для этого к 15 октября закончить все подготовительные работы. Досрочно выполнить увеличенный годовой финансово-эксплуатационный план.

Для укрепления связи с рабочими промышленных предприятий, строек и транспорта города Саратова создать при цирке группу общественных организаторов зрителя не меньше, чем из 100 человек.

Улучшить художественное обслуживание тружеников сельского хозяйства области. Регулярно проводить творческие встречи с колхозниками и работниками совхозов. Подготовить пролог «Слава труду твоему, хлебороб».

Коллектив работников Саратовского цирка


Ветераны омского цирка

Омский цирк по праву считается одним из лучших цирковых
предприятий. Здесь трудится дружный коллектив. Он состоит преимущественно из работников, прослуживших в цирке десять и более лет.

Всем мастерам арены хорошо известен экспедитор цирка 3. Л. Кузина. Это она всегда с большим вниманием встречает на вокзале приезжающих артистов. Рядом с ней обычно бывает развозчик Н. Л. Шарапов. За тридцать лет работы он успел познакомиться со многими артистами конвейера. Мастера арены, приехав в Омск, никогда не волнуются за свой реквизит и вещи. Они будут доставлены в цирк или общежитие в полной сохранности.

Более двадцати лет музыкантами цирка руководит опытный дирижер Л. Оржелик.

Уже второй десяток лет работают в здешнем стационаре артисты оркестра С. Годинер, К. Глаголев, А. Фугенфиров и П. Мельников. Не удивительно

поэтому, что оркестр всегда бывает сыгранным.

Рассказ о ветеранах Омского цирка будет неполным, если не назвать фамилию инспектора манежа П. Ф. Хохрина. Свыше тридцати лет трудится он здесь. Хохрин всегда делится с молодыми артистами своим большим опытом. Он секретарь партийной организации цирка, много внимания уделяет воспитанию мастеров манежа и обслуживающего персонала.

Я. Острин,
артист цирка

Редкий бюст И. М. Поддубного

Бюст Ивана Максимовича ПоддубногоМногие жители Иркутска еще помнят выступления русского богатыря заслуженного артиста и заслуженного мастера спорта РСФСР Ивана Максимовича Поддубного. И не удивительно, что при осмотре областного художественного музея посетители подолгу останавливаются перед бюстом борца.

Бюст выполнен из дерева скульптором Владимиром Александровичем Сергеевым (1883—1946 гг.). Автору удалось создать правдивый и впечатляющий образ знаменитого русского самородка-силача. Бюст Поддубного принадлежит к числу лучших экспонатов музея.

Д. Мушников
Фото В. УСТИМОВА

Узбекскому цирковому коллективу 20 лет

Исполнилось 20 лет со дня создания Узбекского циркового, коллектива. Он был организован в тяжелом 1942 году, когда шла великая битва на Волге. Сам факт создания коллектива свидетельствует о большой заботе нашей партии о развитии национального циркового искусства.

Созданный национальный цирк вобрал в себя лучших представителей многогранного искусства своего народа.

В него вошли номера старейших мастеров цирка народных артистов Узбекской республики Чекана Ходжаева, Карима Зарипова, Юсупкызыка Шакарджанова м заслуженного артиста Узбекской ССР Г. И. Заставникова.

За 20 лет коллектив вырастил и воспитал таких ведущих мастеров советского цирка, как народные артисты Узбекской ССР Акрам Юсупов, Абиджан Ташкенбаев и Лола Ходжаева.

Сейчас в коллективе преобладают молодые артисты, продолжающие в своем творчестве славные традиции узбекского цирка. Многие из них в 1959 году за успехи, достигнутые в области циркового искусства, были удостоены правительственных наград и почетных грамот.

Коллектив живет большой творческой жизнью, основа которой — дружба и товарищеская взаимопомощь артистов. Мастера узбекского цирка регулярно проводят встречи с передовиками производства, с тружениками полей, пионерами, строителями и воинами Советской Армии.

Только в 1959—1962 гг. коллектив получил за культурное обслуживание трудящихся более 30 грамот.

В текущем сезоне артисты много внимания уделяют учебе. Десять человек учатся в школе рабочей молодежи. Остальные активно занимаются самообразованием.

У артистов узбекского коллектива есть одна мечта. Они хотят, чтобы их национальный цирк пополнился новыми номерами. Это позволило бы коллективу выступать на манеже с законченной программой из двух отделений.

Отмечая творческими достижениями двадцатилетие узбекского цирка, его мастера отдают много сил и энергии для развития многонационального советского циркового искусства.

И. Ташкенбаев

Снегирь и удав

Это не трюк и не комбинированная фотография... Да! Снегирь сидит на молодом удаве, и тот не только не трогает его, но, напротив, готов защищать.

Удав не хотел подпустить меня на близкое расстояние, поэтому его на мгновение пришлось отвлечь, чтобы сфотографировать.

Этот снимок я сделал на Ялтинской киностудии, где дрессировщик Георгий Сергеевич Алексеев готовит большую группу животных и птиц для съемок фильма «Королевство кривых зеркал», который будет снимать известный режиссер А. Роу.

С. Гурин

Дальнему Востоку - передвижной цирк

В настоящее время на Дальнем Востоке имеются только три стационарных цирка — в Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске.

Жители Уссурийска и его окрестностей тесно связаны с сельским хозяйством. Поэтому в период уборочной кампании цирк не работает. Здесь он функционирует всего 3 месяца в году. В то же время население промышленных центров Приморья, Находки и Сучана, где климатические условия позволяют работать цирку в осенние месяцы, никогда не видят цирковых представлений. Если создать специально для Дальнего Востока один передвижной цирк, он мог бы с успехом работать 8 месяцев в году и побывать во многих городах.

Создание такого цирка обойдется намного дешевле, чем капитальный ремонт Уссурийского цирка и его общежития для артистов,

И. Горбачев,
инженер

В батумском цирке

После реконструкции здания Батумский цирк функционировал полгода. За это время на его представлениях побывали десятки тысяч зрителей. Успешному выполнению цирком производственно-финансового плана во многом помогла хорошая организация идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с артистами и обслуживающим персоналом. Эта работа проходила под знаком повседневного и глубокого изучения документов XXII съезда КПСС. В цирке регулярно проводились лекции, доклады и беседы. Были прочитаны лекции «Историческое значение решений XXII съезда КПСС», «Создание материально-технической базы коммунизма», «Международное положение СССР», «Забота партии о повышении материального благосостояния советского народа».

Особенно организованно проходила работа с артистами Узбекского и Белорусского коллективов. Художественные советы этих коллективов тщательно обсуждали номера программ, успехи и недостатки в творчестве отдельных артистов, их поведение в быту.

В свободное время мастера манежа посещали гарнизонный Дом офицеров, Музей Революции, знакомились с достопримечательностями города.
 

Здесь любят цирк

Выступают артисты — любители воронежского машиностроительного заводаПосле трудового дня многие рабочие и служащие Воронежского машиностроительного завода собираются в своем Дворце культуры на занятия в самодеятельном цирковом коллективе. Что же заставляет этих людей проводить в напряженной тренировке многие часы своего досуга?

Когда задаешь такой вопрос любому участнику циркового коллектива, следует ответ: «Это наш отдых. Мы любим цирк. Занятия в кружках дают нам большое удовлетворение».

Цирковой коллектив существует более пяти лет. На заводе художественную самодеятельность рассматривают как одно из действенных средств культурного воспитания трудящихся. Коллективу оказывают всемерную помощь дирекция и общественные организации предприятия. Любителей цирка возглавляет мастер Н. Шульгин. В кружке регулярно проводятся репетиции и лекции по актерскому мастерству. Серьезная учеба дала свои результаты. Не так давно заводские артисты выступали перед своими товарищами с большой и разнообразной программой в Доме культуры.

Отличное мастерство продемонстрировали трио акробатов — мастер Н. Шульгин, фрезеровщик В. Трещалин, слесарь В. Решетников, иллюзионист — мастер Б. Хлебников, исполнители акробатического этюда — служащие завода Л. Злобина и В. Гладильщиков.

Участники самодеятельного коллектива часто выступают в цехах завода, в подшефных школах, колхозах, где их всегда принимают с большой радостью.

В настоящее время заводские артисты готовят новые номера и трюки.

Л. Ушманов

Артисты-любители на профессиональной арене

В Донецке, в передвижном цирке № 12, состоялось успешное выступление народного цирка рабочих-металлургов (руководитель М. Кладько). Программа началась парад-прологом и состояла из двух отделений.

Большое содействие в организации представления участникам народного цирка оказали артист М. Селиванов и инспектор манежа К. Иванов.

В эпилоге представления коллективу артистов передвижного цирка № 12 была вручена грамота областного комитета профсоюза металлургов за творческую помощь артистам-любителям.

Н. Ткаченко,
директор

Дружеские встречи

Артисты цыганского циркового коллектива, работая в Оренбурге, несколько раз встречались с местными цыганами, которые ведут сейчас оседлый образ жизни. Они живут в красивом городке, в благоустроенных квартирах, имеют постоянную работу, свой клуб и школу. В школе, кроме обычных дисциплин, детям преподают родной язык. Артисты сначала беседовали со своими земляками, а затем дали им импровизированное представление.

Побывали в цирке и многие из местных цыган. Им было приятно увидеть на арене темпераментные танцы и услышать родные напевы.

Е. Левицкая

К 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского
Коллекция Братьев Алексеевых

По словам старшего брата Константина Сергеевича Станиславского — Владимира Сергеевича Алексеева (впоследствии заслуженный артист РСФСР), цирк играл в их жизни «громадную роль». В записках Владимира Сергеевича о детских годах, случайно сохранившихся у меня, содержится запись: «Мы с трепетом ждали воскресенья и с ужасом думали о возможности отказа отпустить нас в цирк».

Известно, что К. С. Станиславский в детстве считал цирк «самым лучшим местом во всем мире». Это мнение о цирке полностью разделялось в то время и его братом. Поездка в цирк для детей Алексеевых была большим праздником. В Москве тогда был цирк Гинне, находившийся на Воздвиженке (теперь улица М. И. Калинина), на месте, где позднее построил свой особняк А. Морозов. От дома Алексеевых (у Красных ворот) до Воздвиженки расстояние небольшое, но Володе и Косте поездка в цирк представлялась самым увлекательным путешествием. По распоряжению отца — Сергея Владимировича Алексеева — запрягали битюгов в огромную карету (я помню это сооружение) и, набив ее детьми, под сопровождением кого-то из взрослых, трогались в путь. Владимир Сергеевич с волнением пишет об одном из таких путешествий: «Вот Кремль... Вот Троицкие ворота видны сквозь замерзшие стекла кареты. Значит, сейчас приедем. Наконец мы в ложе. Светло, тепло, сыро, пахнет газом и аммиаком. Никакие ароматы не могут сравниться с этими запахами!»

Увлекаясь цирком, Володя и Костя Алексеевы, естественно, стали собирать фотографии всех виденных ими цирковых артистов. Во время прогулок по городу они стремились попасть на Кузнецкий мост в магазин Аванцо и Дациаро, где покупали эти фотографии. С годами их интерес к коллекции ослаб, много фотографий было утеряно. Мне, как члену семьи (сыну сестры Константина Сергеевича — Анны Сергеевны), удалось собрать только часть этой коллекции (89 фото), которые я объединил в альбом и передал музею МХАТ имени М. Горького.

У Кости и Володи Алексеевых в то время были свои любимые артисты цирка. Костя был по-детски влюблен в Эльвиру Майоль, которая в коротком платьице, осыпанном блестками, жонглировала бамбуковыми палочками на скачущей лошади. Она же исполняла танец с шалью, особенно нравившийся Станиславскому. В детские годы он искренне верил, что ни одна балерина из Большого театра «не может сравниться с девицей Эльвирой из цирка» (См.: «Моя жизнь в искусстве», раздел «Цирк»).

Однажды, во время антракта, семейство Алексеевых пошло на конюшню для осмотра лошадей (тогда это было принято) и встретилось у входа на манеж с Эльвирой Майоль. Костя не удержался, подбежал к ней и поцеловал край ее платьица. Ему было не более десяти лет, но этот случай послужил поводом для насмешек над ним со стороны некоторых членов семьи.

Вторым любимцем Кости Алексеева был клоун Морено, умевший делать смешные движения телом, создавать различные карикатурные образы.

Любимием Володи Алексеева, судя по его запискам, был клоун Кенебель — «большой остряк».

Мальчики очень увлекались гимнастами — братьями Конрадц. Владимир Сергеевич говорил, что в романе Эдмона Гонкура «Братья Земгано», возможно, описана жизнь гимнастов Конрадц. «Таких полетов, — пишет Владимир Сергеевич, — какие совершал на трапециях Ричард

Конрадц, я не видел и, конечно, не увижу. Ричард Конрадц был художником своего дела. Это был не человек, а птица, находившая наслаждение в полете. До чего это было хорошо, красиво, уверенно, артистично!»

Будучи гимназистами, Володя и Костя полюбили английского наездника Вельса, исполнявшего на лошади трюки моментального переодевания. Сперва он появлялся в форме английского матроса, потом (не сходя с лошади) облачался в смешной костюм ирландца, а затем, насвистывая какую-то песенку, принимал облик шотландца со щитом и мечом в руках. Костюмы бросались Вельсу с середины арены. Володя Алексеев завел личное знакомство с этим наездником и бывал у него за кулисами. «Он был действительно артистом своего дела», — говорил Владимир Сергеевич.

С большой симпатией братья Алексеевы относились к артисту Аволло, вылетавшему из пушки на трапецию и поражавшему зрителей своим искусством гимнаста. Вероятно, пушка Аволло послужила прообразом той, из которой на «капустнике» Художественного театра «выстрелили»... Леопольда Антоновича Сулержицкого.

А братья Присс? Эти клоуны-мимы были неподражаемы. Во время своего выступления они не произносили ни одного слова. Фердинанд Присс прыгал через кольцо, заклеенное бумагой, и в полете преображался в женщину. На нем оказывалось женское платье и белокурый парик. После этого начиналась сцена «совращения»: Фердинанд-«женщина» с невероятно комическим пафосом старался привлечь к себе внимание Адольфа, обнимал его колени, но тот как ни в чем не бывало играл на скрипке. Номер заканчивался уморительными кульбитами клоунов, игравших в это время на скрипках. Очень нравился из трюков братьев Присс и такой: на арену выходили карлики с огромными головами и на глазах у публики вырастали в великанов, проделывая при этом различные фокусы. «Клоуны Присс, — пишет Владимир Сергеевич, — были воплощенная грация, элегантность, юмор тонкий, полный благородства».

Братья Алексеевы никогда не переставали интересоваться цирком. По словам сына Станиславского — Игоря Константиновича Алексеева, его отец, даже в преклонном возрасте, любил ходить в сад «Аквариум» и в Эрмитаж, где постоянно выступали артисты цирка. Лично я помню, как в 1913 году встретил Константина Сергеевича в цирке. Станиславский специально приходил туда, чтобы посмотреть клоунов Пишель и Скала, искренне радуясь их остротам и различным проделкам на арене. Любовь к цирку Станиславский пронес через всю свою жизнь.

Г. Штеккер

Входной билет

Яркий свет лампионов. Веселые волны оркестра

Ветхий цирк-шапито в полинялых заплатах афиш...

Зажимая в руке свой билет на последнее место

В самом дальнему ряду, очарованный замер малыш.

Рваный купол стонал под порывами звонкого ветра, —

Ветер словно бы тоже порывистым зрителем был,

Гулко хлопавшим «рыжему» в пестрых сиреневых гетрах,

Не сумевшим в тот вечер сдержать свой восторженный пыл.

Люди в звездных костюмах, крылатые люди арены!

Посмотрите: с галерки мальчишка с разинутым ртом

Ловит каждый ваш жест, и на каждый ваш трюк дерзновенный

Откликается трепетным сердцем! И долго потом

Он хранит свой билет с типографским клеймом: «галерея» —

Отслуживший обрывок, — как ценность, как право на вход

В ту чудесную жизнь, где живет, никогда не старея

Молодой и отважный, веселый и сильный народ!

Время страшно медлительно — хочется крикнуть: — Скорее!

Время зрелых свершений, скорее, скорее приди!

...Я сжимал в кулаке свой счастливый билет в лотерею,

На который пал выигрыш — целая жизнь впереди!

...А ведь время бежит! И теперь мы, конечно, не дети...

Впрочем, кто нам укажет, когда появился рубеж,

На котором пред нами и в том и не в том уже свете

Возникает знакомый, приподнято-яркий манеж.

Мы не дети теперь — незаметно мы стали взрослее,

И хотя забываем порою про наши года,

Все же как-то невольно мы грим подмечаем скорее,

И факиру — волшебнику — верим уже не всегда... Что ж!..

Но даже тогда, когда именно эти причины

Вдруг в душе пробуждают предательской грусти ростки,

Я опять в этот мир — безнадежно серьезный мужчина —

Будто в детство бегу, будто в сказку бегу от тоски!

Он меня — и теперь — и зовет, и тревожит, и греет —

Этот свет лампионов... Я вновь, покидая «раек»,

Сохраняю входной свой, счастливый билет в лотерею,

На который пал выигрыш — детство мое!

Евгений Каждан
Журнал "Советский цирк" Ноябрь 1962г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100