В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Несколько слов о киноэстраде

Беседа с главным редакторам киножурнала «Фитиль» С. В. Михалковым.

Весенний городской бульвар. Солнечные лучи весело скользят по мо­лодой листве, на скамейках, как обычно, устроились пенсионеры, бе­гают по дорожкам ребятишки, ко­нечно, появляются влюбленные. Как мечтательно настроена эта пара! Никто, казалось, не может нарушить их мирную прогулку и хорошее на­строение. Но вдруг на бульваре — хулиган. Раскачивающаяся походка, кепка, надвинутая на глаза, и мятый окурок, прилипший к губе, — кому не знакома эта, порой еще встречаю­щаяся у нас, фигура. Не спеша при­ближается он к влюбленным и неб­режным жестом натягивает шляпу молодому человеку на нос, а затем тушит у него на лбу свой окурок. Наш «герой» замер от страха, он не в силах двинуть ни рукой, ни ногой.

Заслуженные артисты УССР Ю. Тимошенко и Е. БерезинНа фото.  Заслуженные артисты УССР Ю. Тимошенко и Е. Березин

Вы скажете, наверное, что такие случаи встречаются в жизни. Может быть. Но вот то, что произошло по­том, вряд ли кому-нибудь приходи­лось наблюдать... Неожиданно с со­седней скамейки поднялась скромная старушка в панамке. Твердым шагом она подошла к распоясавшемуся наг­лецу и ударила его зонтиком. И что же? Вместо грозного хулигана оста­лось мокрое место. А рядом с ним появилось и второе. Это разгневан­ная девушка последовала мудрому примеру и наказала своего трусливо­го спутника. Такой гротесковый конец поучи­тельной истории мог произойти толь­ко на экране или на эстраде. Это один из сюжетов пятого номера са­тирического киноочерка «Фитиль». Сделан он интересно, весело и остро­умно. «Фитиль» уже отпраздновал свой первый юбилей — в апреле исполнял­ся ровно год, как вышел в свет пер­вый номер журнала. За это время опре­делилось его творческое лицо, на­правленность, задачи.

В новом журнале появился и но­вый жанр — киноэстрада. Это ми­ниатюрное по объему произведение решает подчас серьезные задачи. Оно обладает специфическими каче­ствами как эстрады, так и кино. И в то же время это принципиально новый и своеобразный жанр, и он говорит на своем профессиональном языке. Киноэстрада подчас бывает самой разнообразной по своему характеру. Она может смешить, забавлять, мо­жет разить едкой сатирой, может быть эксцентричной, гротесковой Н может быть, наконец, публицистич­ной. Поэтому и строится такая ми­ниатюра каждый раз по-новому. В ней участвуют подчас два, три, четы­ре актера, а иногда — всего один. Так, в игровом сюжете «Уши» сни­мался только один актер — И. Любезнов. Некоторые сюжеты родились на основе действительных фактов. Так была создана миниатюра «Живой труп», об одном отце, который для того, чтобы не платить алименты, по­сылает своей бывшей жене извеще­ние, что он умер. В совершенно ином — гротеско­вом — плане решена сценка «Изоли­рованная ведьма». Склочница в от­дельной квартире не находит себе места, здесь некому вредить, некому отравлять жизнь и ей приходится писать доносы на себя.Главный редактор «Фитиля» — Сергей Михалков. Мы обратились к нему с просьбой рассказать, как строится работа журнала.

Народный артист РСФСР И. ЛюбезновНа фото. Народный артист РСФСР И. Любезнов

— Наш журнал, — сказал Сергей Владимирович, — снимается на всех студнях Советского Союза. Мы по­лучаем материал, не говоря уже о московских киностудиях, из Киева, Тбилиси, Свердловска и других го­родов. Поэтому в нем участвуют разные  режиссеры  и  актеры.  Но  в «Фитиле» могут работать немногие, специфика журнала такова, что не всякий может быстро овладеть ею. В первую очередь это относится к ав­торам. Не случайно авторский состав «Фитиля» все время меняется. Это и не плохо, так как каждый приносит в журнал свои темы, наблюдения, идеи. Режиссерский состав у нас бо­лее устойчивый. В первом номере «Фитиля» игровой сюжет «В одном сапоге» ставил и снимался в нем известный комедийный актер Игорь Ильинский, интересные работы сде­лали для «Фитиля» кинорежиссеры Л. Кулиджанов, И. Магитон, А. Тутышкин, Э. Бочаров и другие. И все же мне хочется еще и еще раз отме­тить, что мало принимают участия в нашем журнале эстрадники, писате­ли-юмористы, сатирики, комедиогра­фы, мало работают и кинематогра­фисты.

С большим энтузиазмом откликну­лись на наши приглашения актеры. У нас снимаются ведущие комедий­ные киноактеры, актеры театров, эстрады и цирка: И. Ильинский, М. Названов, О. Викланд, С. Филип­пов, В. Орлова, И. Любезнов, Ю. Ти­мошенко, Е. Березин, В. Лепко, Ю. Никулин и многие другие. В конце беседы С. В. Михалков сказал о специфике игрового сюжета в «Фитиле» и о тех трудностях, ко­торые возникают в работе над ними. — Игровой сюжет «Фитиля» тре­бует от его создателей глубокого и точного понимания жанровой специ­фики. Так, в первую очередь он дол­жен быть кинематографичным. Его драматургия опирается на реальные жизненные факты, и в то же время форма подачи материала может быть гротесковой, эксцентричной. Но как только на экран попадают чисто эстрадные или театральные номера с присущей им живой апелляцией к зрителю и подчас лобовым реше­нием — все пропало, сюжет кажется фальшивым, надуманным, неинтерес­ным. Так произошло с известными эстрадными актерами Ю. Тимошен­ко и Е. Березиным. Работая в новом жанре — кинозстраде — они  не суме­ли уйти от манеры эстрадных конфе­рансье, не учли специфику кинема­тографа. Поэтому их работы «По­страдавший», «Мышеловка» — просто отснятые на пленку эстрадные номе­ра. Используя в «Фитиле» свои ста­рые репризы, номера, шутки, Тимо­шенко и Березин не нашли пока в ки­ножурнале своей темы.

Наши планы на будущее? У нас готовятся сейчас интересные сюжеты на киностудии имени А. М. Горько­го, но зачем рассказывать о них за­ранее. Скоро вы их увидите на эк­ране. Хотим привлечь к работе боль­ше мастеров комедии и сатиры: Ар­кадия Райкина, Марию Миронову и других. Киножурнал «Фитиль» открыл пе­ред эстрадными и драматическими актерами возможность работать в но­вом интересном и трудном жанре — в сатирической киноминиатюре.


Журнал Советский цирк. Август 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100