Наш Нестор-Летописец российского цирка. М.М. Запашный - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наш Нестор-Летописец российского цирка.  М.М. Запашный

Наш – потому, что, сколько я себя помню, Юрий Арсенье­вич Дмитриев всегда находился в гуще цирковых событий.

Мы регулярно встречали его в зрительном зале, на манеже во время репетиций, за кулисами цирка...

Его имя не сходило со страниц газет и журналов c рецен­зиями номеров и обзорами цирковых программ. Он каким-то невероятным, одному ему известным образом, всегда оказывал­ся там, где вершились судьбы цирка, где складывалась История отечественного циркового искусства. A наш профессор, Юрий Арсеньевич Дмитриев, был ее, истории российского цирка, «Нестор-Летописец».

Юрий Арсеньевич очень часто, причем без малейшего вы­сокомерия И формальных церемоний, заглядывал за кулисы, разговаривал с артистами, присутствовал на репетициях, выспрашивал o тех или иных особенностях творчества, вникал в детали циркового ремесла.

Он был серьезно на всю жизнь влюблен в цирк. И цирк от­вечал ему взаимностью.

Уж я не говорю o тех многих и многих сотнях студентов, среди них было немало артистов, кто y него учился в ГИТИСе, слушал его лекции, семинары, разборы программ.

Студенты, как говорится, ему в рот смотрели, боясь про­пустить малейшую деталь интересного повествования или кра­сочное описание какого-нибудь старинного циркового аттрак­циона.

Дмитриев навсегда остался c нами, как человек, глубоко понимавший специфику нашего искусства, знающий и ценя­щий и его историю, и день сегодняшний. Прозревавший цирк будущего.

Не секрет, что цирковое искусство во многом опирается на традиции, передаваемые от мастера – подмастерью, от родите­лей – детям, от учителей – ученикам.

B книгах Юрия Арсеньевича рассказывается o « самых-самых», «лучших из лучших» Мастерах c большой буквы оте­чественного цирка. Тех, кто неустанным трудом и самой своей жизнью заложили основы и фундамент российской цирковой школы, внесли много оригинального и самобытного, обогащая традиции отечественного цирка, a стало быть, – определяя и его будущее. В этом, я убежден, непреходящее значение книги «Знаменитости российского цирка» (M.: РОССПЭН, 2009).

Дмитриев был лично знаком практически со всеми из героев своих повествований и многократно имел возможность видеть описываемые номера и выступления.

Работы Юрия Арсеньевича — бесценные свидетельства и для тех сотен тысяч поклонников и миллионов любителей цир­кового искусства, которые хотели бы знать больше о своих ку­мирах минувших времен. В этой книге под одной обложкой собраны великие имена артистов, o которых в цирке принято говорить — «классические», «гениальные», «легендарные».

Только начнешь перечислять, как в памяти оживают поисти­не золотые страницы истории русского, советского, российского цирка: братья Никитины, братья Дуровы, музыкальные эксцен­трики «Бим-Бом», «клоун-сатирик» Виталий Лазаренко, «Пат и Паташон» — Николай Антонов и Василий Бартенев, Карандаш, Николай и Константин Берманы, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Леонид Енгибаров, дрессировщики Николай Гладильщиков и Иван Ру6ан, прославленные цирковые дина­стии: Феррони, Труцци, Лапиадо-Соболевские, Александровы­-Серж, семья Запашных, эквилибристы Александр Ширай и сестры Кох, акробат Венедикт Беляков, иллюзионист Кио...

Три года назад, в качестве Генерального директора Росгосцирка, мне довелось принять деятельное участие в выпуске последней прижизненной книги Ю.A. Дмитриева «Цирк в РОС-сии. От истоков до 2000-го года».

Теперь наступил черед новой книги — «Знаменитости рос­сийского цирка», которую автор писал до конца своих дней.

B последние годы своей долгой и невероятно плодотворной жизни, Юрий Арсеньевич был очень болен, но ни на минуту не прекращал работать. Время от времени мы перезванивались, вспоминали, обменивались мнениями относительно прошлых лети недавних событий, спорили, шутили... В одном из своих последних писем ко мне он написал: «Я хромой, слепой, глухой, но живой! И только цирковой кураж держит меня на плаву жизни»...

Удивительный человек! Какие пронзительно емкие и точ­ные слова находил наш уважаемый профессор. Такая сила духа не была случайностью. Именно цирк сформировал «такой» ха­рактер Дмитриева — замечательного ученого, блестящего лите­ратора, удивительного человека.

Юрий Арсеньевич был и остается уникальной фигурой в отечественной истории цирка, которому удалось добыть и собрать многочисленные знания и факты, затем их система­тизировать и выпустить более тридцати книг o цирковом искусстве.

Научное и литературное наследие Ю.A. Дмитриева — на­стоящая энциклопедия знаний o старом, новом и новейшем отечественном цирке.

И, в заключение, мне хотелось бы поблагодарить всех, кто помогал изданию его замечательных книг. Моя особая благо­дарность и признательность — жене Юрия Арсеньевича — Люд­миле Николаевне Уразовой-Дмитриевой. Хочу также пожелать всем читателям книги Ю.A. Дмитриева циркового куража! A это значит — неиссякаемого жизнелюбия.
 

Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования