Влюбленный в искусство
Мне довелось близко знать Николая Николаевича Зиновьева, работать с ним вместе и мне кажется что я имею право называть себя его другом.
Мы (я и еще несколько литераторов, которым пришлось с ним работать) дали ему шутливое прозвище «Дух труда». Прозвище это, по-видимому, нравилось Николаю Николаевичу. Частенько, звоня мне по телефону, он рекомендовался: говорит «Дух труда». И, действительно, это шутливое прозвище полностью соответствовало всей его человеческой природе.
Я не знаю, умел ли он отдыхать, но трудиться он умел. Каждая новая работа, в цирке ли, в театре или в кино, захватывала его целиком. Есть люди, которые едят с таким удовольствием, с таким аппетитом. что даже сытый человек невольно начинает испытывать чувство голода. То же самое происходило со мной, когда Николай Николаевич, веселый и озабоченный, врывался в мой кабинет и сначала чуть-чуть смущенно, а потом все настойчивее и красноречивее начинал соблазнять меня какой-нибудь новой цирковой, театральной или кинематографической затеей. И потом, когда у меня на каком-то этапе работы появлялись неизбежные сомнения или даже разочарование в первоначальном замысле, он приносил множестно новых вариантов, предложений или вполне законченных сцен, и после горячих споров мой унылый скептицизм незаметно превращался в прежнюю уверенность и в твердое желание довести начатое до конца.
Он поистине был Духом труда. В нем всегда жила вера в необходимость и важность того, что он делает и зта вера невольно передавалась и нам, литераторам и артистам, художникам и композиторам. А когда приходил успех, проявлялось еще одно замечательное качество Николая Николаевича — скромность. Он был подлинным мастером оставаться в тени и выдвигать на первый план всех своих творческих сотрудников.
Как я уже говорил, в нем была уверенность, но самоуверенности в нем не было. И если иногда ему, как к большинству работников искусства, хотелось все-таки немножко похвастаться, то хвастался он не своими достижениями, а начинаниями своего сына. Я помню, как после двух-трех часов совместной работы, он вынимал из внутреннего кармана пиджака несколько вырванных из школьной тетради листочков, исписанных детским почерком тогда еще семиклассника Коли Зиновьева. И, запинаясь от волнения, читал его первые стихи. И кончив чтение, смотрел на слушателей с тревогой и надеждой.
И теперь, читая в «Правде» стихи молодого поэта Николая Зиновьева, мне думается, что тревога была напрасной, а надежда оправдалась. И как горько, что не все надежды Николая Николаевича оправдались и не все его тревоги оказались напрасными.
НИКОЛАЙ ЭРДМАН
Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.
оставить комментарий