Николай Павленко - повелитель тигров - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Николай Павленко - повелитель тигров

Николай Павленко - повелитель тигровТолько что я шла по Крымскому мосту, по аллеям Центрального парка имени Горького — и вдруг тигры.

ТИГРЫ ОДНО ИЗ ЧУДЕС ЦИРКА.

Именно в Центральном парке в летнем «шапито» тогда работал Николай ПАВЛЕНКО, известный дрессировщик, со своим аттракционом «СУМАТРАНСКИЕ ТИГРЫ».

Он и провел меня к своим подопечным познакомиться. И рассказывал мне о них. От него я узнала и о непредсказуемости поведения тигров, и о мгновенности их реакции, и о бешеном темпераменте, который будто затаился в каждом тигре и в любую секунду может взорваться по самому неожиданному поводу и даже без повода...

— Посмотрите на тех двоих, — указывает мне Николай Карпович, — видите, как ласково лижет один другого. Но это никак не свидетельствует о добром отношении с его стороны. Ни с того ни с сего он может тут же злобно схватить и покусать приятеля.

Вот так очутиться вдруг среди тигров, да еще суматранских... Полосатые, массивные, заматеревшие... Одни передвигались с кошачьей легкостью и неслышностью. Другие же, растянувшись, пребывали в ленивой неподвижности. Надолго ли?! Поведение и настроение тигров совершенно непредсказуемы. И хотя от тигров меня отделяют прутья решеток, но их так много и они с двух сторон... Словно все это во сне. Надолго ли?! Поведение и настроение тигров совершенно непредсказуемы. И хотя от тигров меня отделяют прутья решеток, но их так много и они с двух сторон... Словно все это во сне.

Очень интересно рассказывает ПАВЛЕНКО о тиграх, заслушаешься. Ему бы книгу написать... И все же больше рассказов о тиграх меня занимает другое. И это другое — сам дрессировщик Николай Карпович ПАВЛЕНКО. Смотрю я на него и диву даюсь. Такой изящный человек, мягкий, деликатный, с негромким голосом. И как же он один через два часа войдет в клетку к этим семнадцати суматранским тиграм, как заставит их подчиниться себе, как сумеет предвидеть и предвосхитить их непредсказуемость? Выражение человеческой силы, физической и духовной, мы привыкли видеть в ее внешнем проявлении — повелительный, непреклонный жест, пристальный, уверенный взгляд, волевые интонации голоса, явно не терпящие возражений. И несмотря на то, что теперь мы так много говорим о духовности, чуткости, понимании, внутренней культуре, и тем не менее все также «по одежке встречаем». И коль уж речь идет о дрессировщике, то тут уж вроде бы само собой, тут ведь чуть ли не веками созданный стереотип. И хотя напрямую этот стереотип слишком архаичен и примитивен, то пусть с юмором, пусть прикрытая иронией или романтикой, но эта внушительная эффективная сила дрессировщика кажется просто профессиональной необходимостью.

Никоим образом я не хочу сказать, что это плохо, некоторые/ дрессировщики делают это артистично и обаятельно. И тем более непривычной, необычной кажется эта деликатная мягкость у ПАВЛЕНКО. Сообразят ли тигры, что перед ними настоящий дрессировщик, что за этой мягкостью — сила воли и духа, талант интуиции и мгновенность реакции, да еще глубина познаний их тигриной породы? Однако тигры на этот счет соображают просто прекрасно. Сколько мудрости заложено природой в животных — всевозможный «макияж», манеры, одежда и слова дрессировщика им просто ни к чему. Они сразу выходят на суть человека и сразу понимают, кто ты есть. Сразу на суть...

Все необычно в аттракционе ПАВЛЕНКО, все, начиная с клетки на манеже. Собственно, клетки просто нет, по окружности манежа поднимается тонкая металлическая сетка, после представления она быстро и оригинально складывается. И вот за этой ажурной и почти прозрачной (разумеется, и прочной) сеткой появляется дрессировщик Николай Павленко, стройный, элегантный человек с мягкими, изящными движениями, в руках у него всего-навсего тонкая дюралевая палочка, скорее символ власти, чем способ ее осуществления. И тут же в «клетку» вбегают семнадцать суматранских тигров.

ПАВЛЕНКО начинает свое выступление, которое длится двадцать минут.

Кто-то из рецензентов назвал его дирижером.

Хотя, пожалуй, это сравнение не безоговорочно. Вспомним, как порой неистово размахивает руками дирижер. Так и зверей напугать можно. У ПАВЛЕНКО минимум движений, движений изящных и лаконичных. Его представление в клетке удивительно по стилю и манере. Особое отношение с хищниками, особая форма противопоставления, противоборства. Оно все внутри, в глубине характера, в собранности, в силе воли. Кажется, звери угадывают, что же именно сейчас нужно от них дрессировщику, угадывают по малейшему движению и охотно подчиняются ему. Представление увлекательно, в нем своеобразная драматургия. Вот тигры проходят сквозь ряд колышков, расположенных довольно высоко, гибко скользят между ними. Но трюк требует от них усилий, равновесия, поэтому и выполняют они его с некоторой осторожностью, без особой скорости.

И вдруг последний тигр проходит эти колышки с неожиданной лихостью и быстротой, просто мельтешит между ними, и такой остроумный контраст, естественно, смешит, вызывает веселую разрядку у зрителей. Представление выстроено интересно, с точным профессиональным расчетом. ПАВЛЕНКО отличный сценарист и постановщик. Во всем сказывается не только прекрасное знание зверей, но и знание зрителей, зрительской психологии, если это можно так назвать.

Кульминация представления — эффектный, впечатляющий ТРЮК, в нем как бы заявляет о себе идея представления.

Дрессировщик выстраивает всех тигров в ряд, и этот тигриный ряд, их в нем пятнадцать, движется вокруг дрессировщика, кружит по часовой стрелке. Павленко называет этот трюк «веером». В беге тигров по кругу столько исконно устрашающего человека, в этих мощных лапах, бесшумно касающихся земли, пригнутых рыскающих мордах, сверкающих злобных глазах, и мчатся они, словно преследуют, словно вот-вот нападут и разорвут свою жертву в клочья, а в центре стоит человек и изящным мановением дюралевой палочки руководит нескончаемым бегом этого жуткого зверья, самой природой предназначенного нести страх всему живому. Очень умело использует здесь ПАВЛЕНКО и световые эффекты. Павленко настоящий цирковой артист, он знает все возможности своего циркового искусства и ничего полезного его номеру из этих возможностей не упустит, и что важно, умеет пользоваться всем в лучшем варианте, с чувством меры, вкуса. Одно только из выразительных средств не на должной высоте, но это не вина ПАВЛЕНКО, это беда не только его, а всего циркового искусства — довольно примитивное музыкальное сопровождение.

Всегда интересно и приятно иметь дело с настоящим профессионалом. Однако в данном случае цирковой профессионал из ПАВЛЕНКО получился несколько необычным образом. Как известно, цирковое училище не выпускает дрессировщиков, так что такой путь в профессионалы исключен для всех, и чаще всего цирковые дрессировщики выходят из цирковых семей «по наследству». Николай ПАВЛЕНКО вырос в городе Ворошиловграде, цирка тогда там не было, и семья его никакого отношения к цирковому искусству не имела. Впервые он попал на цирковое представление в девять лет, в город приехал «шапито», и можно сказать, что тогда же маленький мальчик принял очень серьезное решение в своей жизни и не отступил от него. В шестнадцать лет на работу в заезжий цирк его не взяли, тогда Николай уехал в соседний город и поступил там в зверинец ухаживать за животными. Странно, но для человека с талантом судьба старается как можно больше усложнить его путь к призванию, к профессии. Но от этого прежде всего и выигрывает профессия. В ней появляется неожиданная, нестандартная индивидуальность, это — как вливание свежей крови.

Итак, Николай начал ухаживать за животными в зверинце. Это была первая ступенька на избранном пути. Теперь же многое зависело от благоприятных обстоятельств и от тех людей, что встретятся, что окажут поддержку. Первым из таких людей оказался директор зверинца Ф. Глазунов, который разглядел в юном ПАВЛЕНКО будущего дрессировщика. И началось его знакомство с миром животных. Опытные рабочие зверинца помогали Николаю в этом знакомстве, делились с ним своими знаниями. Животные были самые разные — слон, шимпанзе, кенгуру, лама — все, что обитали в зоопарке. На первой ступени к профессии помогали люди. Но тут и обстоятельства не заставили себя ждать. В 1957 году зверинцы были переименованы в зооцирки, в их штате теперь появилась профессия дрессировщика, и Глазунов разрешил ПАВЛЕНКО готовить номер.

«Слон, пони, собаки» — с этим номером ПАВЛЕНКО впервые выступил в профессиональном цирке в Минске, но номер просуществовал недолго — погиб слон.

Следующий этап постижения профессии — ПАВЛЕНКО поступил заочно в Московский зоотехнический институт. Он решил идти к ней через научные знания о животных. Получив диплом, Николай становится директором зооцирка, но административное возвышение не сбило его с намеченного пути. По ночам он готовит номер, И что интересно, он не стал приближаться к профессии исподволь, так сказать, от простого к сложному. ПАВЛЕНКО узнал о трюке известного немецкого укротителя Гюнтера Вильямса «Борьба с пантерой» и решил повторить его, только боролся он не с пантерой, а с ягуаром. Номер имел успех. Эффектные положения номера многие фотографировали.

И вот тут опять судьба послала ПАВЛЕНКО человека. Как-то одна из фотографий попала известному дрессировщику Александру Николаевичу Александрову-Федотову. Это был дрессировщик высокого класса, в совершенстве знающий и профессию, и зверей, и цирк. Довольно широко известна его книга «Ты покоришься мне, тигр!». В то время Федотов был уже тяжело болен, стоял вопрос о передаче его зверей и аттракциона какому-либо преемнику. В своем последнем поступке по отношению к номеру и своим тиграм Федотов также показал себя с самой лучшей профессиональной стороны — своего преемника он выбрал только по таланту, только этим человеческим качеством руководствовался, передавая известный номер никому не известному дрессировщику из зооцирка. Вместе они провели всего сорок репетиций. За эти сорок репетиций Федотов старался передать ПАВЛЕНКО как можно больше из своего опыта дрессуры, профессиональной школы, цирковых традиций. В ПАВЛЕНКО он встретил то, что искал, — талант дрессировщика и любовь к животным. Это, к сожалению, не всегда совпадает.

Эти репетиции с Федотовым заинтересовали меня вот чем: насколько я знаю, стиль выступлений Федотова, его манера держать себя в клетке были иными, чем у ПАВЛЕНКО теперь, и я спросила об этом у Николая Карповича. Он подтвердил:

— Да, Александр Николаевич работал в традиционной цирковой манере.

Значит, ко времени встречи с Федотовым Николай ПАВЛЕНКО уже во многом сложился как профессионал, у него в работе был найденный им самим стиль, может, тогда и не столь совершенный, но свой... И кроме того, ясно, что была и уверенность в себе, та необходимая всякому таланту и настоящей творческой индивидуальности внутренняя уверенность в своих силах, чтобы суметь противостоять влиянию, суметь оставаться самим собой, даже репетируя и перенимая опыт у такого авторитетного коллеги. И опять, к чести Федотова, следует сказать, что он бережно отнесся к своему «наследнику», не помешал ему оставаться самим собой.

Осенью 1972 года во Львове состоялся дебют ПАВЛЕНКО с аттракционом ТИГРЫ. Выступление продолжалось двадцать минут и имело УСПЕХ У ПУБЛИКИ.

С тех пор в наших цирках работает дрессировщик, не похожий ни на кого другого...

И вот семнадцатый год содержание жизни Николая Карповича ПАВЛЕНКО составляют тигры, содержание до ужаса беспокойное. Это даже трудно вообразить себе. Попытайтесь представить, что вы целые дни, и случается, по ночам, думаете о тиграх, тиграх, тиграх! Следует воздать должное и восхититься великой мудростью, заложенной в нас, мудростью человеческих предназначений — «каждому свое». Ибо вот так постоянно заниматься тиграми всю жизнь можно только по призванию. И думать, и волноваться, и переживать из-за них.

Тигры — животные экзотические. А в неволе, да еще при постоянных переездах и сменах климата, при вынужденных из-за неполадок нарушениях рациона тигры нервничают, более положенного раздражаются, у них портится их тигриное настроение. И еще хуже — они начинают болеть, а представьте, каково это — лечить больного тигра...

Тигры У ПАВЛЕНКО — во всем настоящие звери, ни в чем не урезанные в своих правах, они и размножаются в неволе, отсюда тоже огромные сложности и непредвиденности в их поведении. И сколько забот и тревог с маленькими тигрятками! И несправедливо было бы не отметить в статье первую помощницу Николая, его ассистентку и жену, очаровательную Светлану, что всегда с ним.

Работать ПАВЛЕНКО начинает с маленькими тигрятами, наблюдает за их играми и забавами, из этих игр, случается, выстраиваются новые трюки. Изучается каждый тигренок: что он больше любит делать, что ему больше по душе. И каждый потом делает то, что у него лучше получается... Оттого павленковские тигры, если применить к ним актерский термин, так ограничим в трюках, так естественны. И такой тонкий контакт у ПАВЛЕНКО с животными, такое быстрое понимание!

Но контакт контактом, а ТИГРЫ ВСЕ РАВНО ТИГРЫ.

Во время представления, на котором была я, тигрица вдруг хватила зубами своего партнера, в следующую секунду бешеным клубком уже вертелись четыре тигра, а в третью секунду ПАВЛЕНКО бросил в них круг с натянутой на него бумагой — он его держал в руке И ТИГРЫ тут же заняли свои места.

Они так мгновенно подчинились дрессировщику, что казалось — это заранее спланированный трюк. Однако я была довольна, что увидела такое. В секунду бешенства тигры показали, что они собой представляют. И дальше их «элегантное» послушание дрессировщику воспринималось мною уже с особым подтекстом...

Мне все больше и больше не хочется употреблять слово «дрессировщик» по отношению к ПАВЛЕНКО. Звери так послушно действуют по мановению его дюралевой палочки, и так изысканна его манера держать себя, что его хочется назвать повелителем. Повелителем тигров. Особенно эффектно подтверждает это финал выступления.

Ушли из клетки все тигры, притушен свет, но один зверь остался.

Он не подчиняется дрессировщику, наоборот, он, кажется, собирается напасть на него, он прижимается к земле, он наступает на Павленко крадущимися тигриными шагами, с рычанием он приближается... Павленко вроде бы вынужден отступать от него, и он отступает, он прижимается к стальной сетке клетки, он вжимается в нее. Кажется, сейчас последует последний прыжок тигра... Но в этот момент ПАВЛЕНКО жестом повелителя поднимает свою дюралевую палочку, и тигр послушно поднимается на задние лапы, служит.

На этом можно было бы и закончить статью. Но как же не сказать в ней о судьбе этого талантливого номера, не сказать о том, что уже не зависит от самого ПАВЛЕНКО... Всякое открытие в профессии — это и открытие в человеке вообще, это вообще человеческое достижение, и следовало бы гордиться, что у нас в стране, в нашем цирке работает такой необычный аттракцион, его бы следовало показать и в других странах. Однако ПАВЛЕНКО до сих пор был на гастролях только в Гаване на фестивале, где получил Гран-при. Все эти годы он гастролирует по стране, и чаще по далекой периферии. Впечатление, что аттракцион ПАВЛЕНКО специально отправляют подальше, с глаз долой. Отчего же? Или и здесь все та же боязнь сравнений у людей, все еще занимающих ведущие положения в искусстве цирка, хотя многие уже и не соответствуют ему?.. В литературе столько препятствий нагромождается для выхода талантливой книги, в кино — для сценария, в эстраде — талантливой песне, а в цирке, выходит, талантливому номеру. ПАВЛЕНКО не привыкать к трудностям (в кои веки работал в Москве и то в шапито), он спасается от них надежным средством — творчеством. Вот и теперь уже несколько месяцев он репетирует НОВЫЙ ТРЮК — в клетку к тиграм он будет выезжать верхом на лошади, ничем не прикрытый — ни попоной, ни чепраком, как это обычно бывает. Лошадь только под седлом...

Творческой судьбе ПАВЛЕНКО пора бы уж было вспомнить о нем и послать ему благоприятные обстоятельства через действия управляющих лиц Союзгосцирка...

Галина МАРЧЕНКО

Пока эта статья готовилась к печати, творческая судьба оказалась благосклонной к дрессировщику. Павленко со своим аттракционом успешно выступил в Олимпийском комплексе в программе «Москва — Вашингтона, которая готовится к гастролям в Соединенные Штаты Америки.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования