Номера иллюзионистов
Иллюзионизм, как об этом писалось выше, был порожден интересом широкой публики к науке и связан с наукой.
В частности, успехи физики и химии породили целый ряд иллюзионных номеров. В новых условиях иллюзионисты все чаще надевали маску таинственности, говорили о своих связях с «потусторонним миром», называли себя жрецами, магами, знатоками египетских тайн. «Только на две гастроли, — сообщала афиша, — прибыли исполнители чудес и египетских тайн Витолло, г-жа Северини и чародей ле Гринон де Бенуа».
Фокусники Зенон и Нелли обещают показать «чудеса индийских и египетских чародеев, а также тибетских лам». Афиша перечисляет их номера: «Ночь в Тибете» — казнь ламы, приношение жертв золотому идолу, обезглавленное туловище свободно гуляет по партеру, «Тайна подземной посылки», «Адский ужин в погребке Мефистофеля».
1 Н. Петров. Кое-что о газетных рецензиях. Журн. «Вестник спорта», 1911, № 17.
Многие фокусники в эту пору прибегали к помощи так называемого черного кабинета, то есть черных кулис и такого же черного задника. На их фоне ассистенты, одетые в черное, при известной расстановке источников света могли незаметно убирать и подавать нужный реквизит, поднимать на воздух столы, стулья и даже самого фокусника. Надо сказать, что применение черного кабинета возможно только в условиях сцены. Даже номера, связанные с математикой, в новых условиях часто приобретали мистический оттенок. Так, Арраго, известный счетчик, или, как его называла афиша, «Живая счетная машина», поражавший публику своими выдающимися математическими способностями, мгновенно множивший, деливший, возводивший в степени и извлекавший корни, объявлял, что он продал свой «гениальный» мозг какому-то исследовательскому институту за баснословную сумму. И этот «проданный» при жизни мозг служил ему отличной рекламой. Арраго играл неврастеника, в состоянии транса решающего задачи. Когда Арраго задавали вопрос, он на секунду задумывался, потирал лоб — и публика ощущала болезненные усилия его ума. Ответы Арраго были отрывисты, и он их часто повторял два раза, как будто бы сам не веря в успешность решения задачи. Иногда он вырывал у ассистента мел и сам начинал писать на доске, что-то бормоча себе под нос. Казалось, делая свои уравнения, он забывал весь мир. Конечно, в этой нарочитой нервозности была значительная доля показного. Образ Арраго был близок буржуазной публике той поры. Отрешенность от жизни, лихорадочно работающая мысль в немощном теле, напряжение ума, ставящее человека на грань между гениальностью и безумием, — вот что отличало образ этого артиста.
Жанр, утверждаемый Арраго, был представлен не только им: в этот период и на эстраде и в цирке появилось большое количество счетчиков, но Арраго вплоть до Октябрьской революции сохранял положение корифея, и его гастроли проходили с огромным успехом как в столицах, так. и в провинции. Широкое распространение среди буржуазного зрителя в это время приобрели номера факиров, в которых видели проявление мистических явлений. Цирковые факиры по большей части имели самое отдаленное отношение к Индии. Репертуар факиров, о котором они объявляли в афишах, состоял из следующих номеров: прокалывание тела и языка булавками, прибивание языка гвоздем к доске, откусывание раскаленного железа, разбивание камней на груди и на голове. Близки к факирству были так называемые египетские маги, часто выступавшие в цирках. Так, египтянин Али, не выпуская дыма, выкуривал десять папирос, он глотал лягушек, золотых рыбок и саламандр. Он же пил керосин и извергал изо рта огненные фонтаны и показывал другие «чудеса».
«Чародей Амос» объявлял, что он «зашьет» рот и «заглушит» сердце. На арену Амос приглашал «всех интересующихся оккультизмом». На этом же принципе был построен номер «Человек-загадка» Мишеля Смита. На сцене он превращался в куклу Мото-Фазо. «Интересная новость, — сообщал Смит в своих рекламных объявлениях, —для врачей, студентов и лиц, знакомых с медициной. Мото-Фазо остается в течение тридцати минут без дыхания и без движения». Еще дальше пошли фокусники, изображавшие так называемых живых покойников. Их зарывали в землю в буквальном смысле слова. «Каспарди — живой труп, — писал журналист. — Ему затыкают рот и нос ватой, в горло засовывают большой тампон, рот, нос и глаза заклеивают липким пластырем, голову обматывают шарфом, кладут в стеклянный ящик, опускают в могилу и засыпают землей и песком. В могиле Каспарди находится четырнадцать минут. Потом его откачивают эфиром».
Каспарди не был единственным таким «покойником». «В цирке Ефимова выступал некий Петров, который, — как писал хроникер, — пробудет под землей без дыхания двадцать минут». Номера факиров были типичны для буржуазного цирка этой поры. Ради удовольствия зрителей исполнитель пил керосин и глотал лягушек или ггрикалывал английскими булавками к своему телу гири. По большей части факиры демонстрировали отклонение от норм физиологии, то есть попросту уродство. Это было противоестественно для цирка, всегда стремившегося к демонстрации красоты человека. Это было разложение цирка, его уничтожение. Подобные номера часто не требовали от артиста никакого мастерства. Человека закапывали в землю. Чем в этом номере должен был обладать исполнитель? Талантом, умением? Что зависело от такого «покойника»? Чего ждала от номера публика? Только одного: может быть, сегодня сердце не выдержит, и г. Каспарди или г. Петров будут вынуты из могилы мертвыми. Это были номера, рассчитанные на самые дурные инстинкты.
И техника других подобных номеров была также в достаточной мере примитивной. Факиры действительно глотали живых лягушек. Лягушки проскакивают через пищевод в желудок так же, как проскакивают пилюли, когда их принимают больные, как проскакивают устрицы, когда их едят любители этого блюда. Чтобы выбросить лягушек обратно, факиры, тренируясь, принимают сильное рвотное лекарство. Постепенно они добиваются того, что желудок сам начинает выбрасывать лягушек, рыб и саламандр. На этом же принципе построены номера глотания керосина. Надо только отметить, что когда керосин выплевывается, факир подносит к нему горящую спичку, керосин вспыхивает, и создается впечатление, что изо рта человека летит пламя. При откусывании раскаленного железа факиры обмазывали рот специальным составом, делающим рот нечувствительным к ожогам, но зубы при частом исполнении этого трюка разрушались чрезвычайно быстро.
Еще одна отрасль иллюзионизма получила распространение в эту пору — работа с цепями. В это время в тысячах экземпляров расходились бульварные книжонки о сыщиках: Шерлоке Холмсе, Нате Пинкертоне, Дике Картере и их русском коллеге Ваньке-Каине. Театр также все чаще обращался к пьесам, сюжеты которых были заимствованы из уголовной хроники. Кино начинает ставить большое количество картин, посвященных сыщикам и бандитам. Создателем подобного жанра в цирке следует считать Гарри Гудини. Номера его имели успех. По приезде в город Гудини через широковещательные афиши объявлял о том, что он освобождается «от любых цепей и выйдет из любой тюремной камеры». Иногда Гудини действительно запирали в тюремную камеру, и по прошествии короткого времени Гудини оказывался в тюремном коридоре, причем все цепи, которыми он был закован, и замки на них при проверке оказывались в полном порядке. Открывал замки Гудини при помощи всевозможных отмычек, которые он прятал в многочисленных потайных карманах. Кроме того, здесь большое значение имело также то, что полиция была подкуплена. В цирке на представлении Гудини заковывали в цепи (при этом каждый зритель мог принести из дому свои замки), клали в ящик. Через минуту он уже был свободен.
В 1908 году Гудини прибыл в Москву и имел очень большой успех. «У Яра, — писал журналист, — наплыв был особенно велик во время гастролей Гарри Гудини. Оборот достигал двухсот тысяч рублей». У Гудини появились Подражатели: Джек «человек, для которого не существует окоп и цепей», Мурдини — «человек в стеклянной банке», освобождавшийся в банке от оков и цепей, и другие. Позже трюк Гудини освобождение от цепей и веревок (правда, в упрощенном виде) стал достоянием большинства фокусников и вошел в их постоянный репертуар, получив специфическое название «Человек-молния, или Шерлок Холмс». Так, в 1909 году в Одессе перед началом киносеанса выступал «настоящий» Шерлок Холмс, для которого «нет ни цепей, ни веревок». В цирке Чинизелли в Петербурге выступал фокусник Тафт. Его связывали, сажали в сундук и запирали, а он через несколько секунд оттуда выходил. Когда же открывали сундук, там оказывалась ассистентка Тафта.
оставить коментарий